ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Исход -
 40 глава

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Глава  описывает  устройство  для  поклонения   Богу  Израиля, построенное  по образцу,  показному  Моисею  на  горе  Синай,  со  скинией,  с  помещением  «Святое-Святых»,  а  также  с внутренним и внешним  (за  территорией  внутреннего)  дворами  для  поклонения.

Жилище Бога - Святое-Святых  (или маленькая скиния) – находилась  внутри большой скинии, отделённое завесой от остальной территории всей скинии. В Святом-Святых - ковчег завета. За Святым-Святых - за завесой - столы предложений, жертвенник для курения Иегове, светильники. Вход с улицы в скинию - тоже завесой отделён (своего  рода  входные  «двери»).

Двор вокруг скинии - внутренний двор, территория,  предназначенная  только  для  священников  и   для  священнодействия.   На  ней  располагались умывальник и жертвенник  уличный  для всесожжений.  Огорожен  этот  внутренний двор заборчиком  из  натянутых  тканевых  полотен  и входной  завесой - воротами во внутренний двор (40:33). А за пределами огороженного внутреннего двора – располагались  все  остальные   поклонники Бога   земных уделов.  Эта  территория,  лежащая  близ  внутреннего  двора,  представляла  собой  внешний  двор.   Пророк  Иезекииль,  описывая  видение  запечатывания  верных  поклонников  Бога  перед  разрушением  Иерусалима,  упомянул  об  этих  дворах  храма (Иез.10:3,5):
3 Херувимы же стояли по правую сторону дома, когда вошел тот человек, и облако наполняло внутренний двор.
5 И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит.

Всё  это,  напомним,  поможет  понять  и  устройство  духовного храма  в поклонении  Богу,  описанного  Иоанном  в   Откр. 11:1,2  и  существующего  перед  кончиной  века  сего (см. также  Исх.38  вступление)

40:1-16  Господь дает Моисею наставления о том,  где  и  в каком порядке установить  всё,  что  имеет   отношение  к  скинии.  

40:1,2    И сказал Господь Моисею, говоря:
2 в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания,
Скиния была  поставлена  примерно год спустя после исхода из Египта, в первый месяц, в первый день месяца (ст. 2)... второго года (ст. 17). Исход произошел на 14-ый день первого месяца (12:2,6, 33-34). Поскольку народ подошел к горе Синай три с половиной месяца спустя, к моменту установки скинии израильтяне пробыли там восемь с половиной месяцев. Часть этого времени (по крайней мере, 80 дней) Моисей находился на горе (40 дней в первый раз, 24:18; и еще 40 дней — с целью возобновления завета, 34:28).
Отсюда, примерно шесть с половиной месяцев должно было уйти на собирание материалов для скинии и сооружения ее. Очевидно, это время приходилось на середину сентября — конец марта.

40:3   и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою;
Вспомним   содержимое ковчега и  помещения  Святое-Святых,  а  заодно попытаемся  понять, что может символизировать ковчег завета:

НАЧАТКИ   Божьих  принципов,  начертанные   на   скрижалях  завета с  десятью  основными  заповедями - ТОЧНО лежали  В  КОВЧЕГЕ, а  вот остальное - читаем, по Евр 9.4 - спорно -где были:  в  ковчеге?  В самом ли Святом-Святых  хранились жезл Аарона и сосуд с манной?
Согласно  Исх 16.33,34; Чис 17.10  они были помещены ПЕРЕД КОВЧЕГОМ, НЕ В ковчеге,  как  и  книга  записей  Моисея -Второз 31:25,  читаем:
В ковчеге НИЧЕГО не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской".(3Цар 8.9; 2Пар 5.10)

А  потому  можно  прийти  к  выводу,  что и  сегодня  истинного  Бога-Творца  и  Вседержителя - следует искать  среди  тех  Его  поклонников,  где  ЕСТЬ правильные  НАЧАТКИ   ЕГО слова.
Помним  также,  что 
 НАД КОВЧЕГОМ  было  облако  Его  присутствия,  значит,  Бог  и  сегодня  находится  там  -  в  той  среде  поклонников  Бога -   где  содержатся  правильные  начатки  учения  о  Нём  и  Его  принципах. 
Поэтому,  если человек  желает   поклоняться  Богу,  но,   проверяя  по  Писанию  учения  своих  духовны  учителей  -  обнаружит  в  них   несоответствие   Писанию,  он  должен  задуматься  над  тем,  есть  ли  Бог  среди  тех,  кто  учит  не  по  слову  Божьему.

40:4,5    и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его;
5 и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию.
Жертвенник  для  курения  стоял  НЕ  в  помещении  Святое-Святых,  а   за  его  пределами  напротив  ковчега.  Ковчег  и  жертвенник  разделяла  завеса,  отделяющая  помещение  Святое-Святых  от  остального  помещения  всей  скинии.
Каждое  утро  Бог  заповедал  священникам  кадить   в  храме  на  жертвеннике  курения  ПЕРЕД завесой  в  Святое  Святых,  этот  жребий  выпал  и  Захарии,  отцу  Иоанна-Крестителя  (Исх.30:1,6,7 Лука 1:8)

40:6-8   и поставь жертвенник всесожжения пред входом в скинию собрания;
7 и поставь умывальник между скиниею собрания и между жертвенником и влей в него воды;
8 и поставь двор кругом и повесь завесу в воротах двора.
Ограждение  внутреннего  двора  охраняло  скинию  и  Святое-Святых  от  посторонних.
Опишем, как  ограждалось  жилище Бога - Святое-Святых - в  походных условиях с  соблюдением выстраивания  внутреннего и внешнего дворов  в  поклонении:

святилище  (скиния)  располагалось в центре стана народа Иеговы, вокруг неё - по окружности располагался стан помазанного священства, образуя "внутренний двор";  вокруг
внутреннего двора - по окружности располагался стан всего остального народа Иеговы, образуя "внешний двор". (Числа1:50; 2:2,3,17; 3:23,29,35,38)
От  мира  нечестивых  язычников  на  Земле  Святое-Святых -  жилище  Бога -  было отделено
как бы "тройной" преградой:  завесой  внутри  шатра, станом священников  и  станом Израиля - "настолько"   Бог далёк от нечестивых  (Прит.15:29).  Схематично  устройство  скинии  и  стана  Израиля  можно  посмотреть  здесь

40:9-16    Освящение  скинии,  всех   её  принадлежностей,  всех  составляющих  внутреннего  двора  скинии  и  священства  через  свершение  акта   помазания  священным  миро.  Без  этой  особой  процедуры,  показывающей  всему  народу  и  Богу,  что  всё  готово  к  тому,  чтобы  НАЧАТЬ  священнодействовать  в  поклонении  Богу  Израиля  -   Аарон  не  имел  права  приступать   к  служению  в  Доме  Божьем:
И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята;
10 помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая;
11 и помажь умывальник и подножие его и освяти его.
12 И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию собрания и омой их водою,
13 и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне.
14 И сынов его приведи, и одень их в хитоны,
15 и помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их.
16 И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал.

За  этими  простыми  словами  о  послушании  Моисея
-  стоит   очень  много:   нелегкий труд, ответственность,   умение  ладить  с  людьми  и  решать  проблемы,  желание  угодить Богу   в  мельчайших  подробностях  и  т.д.
Думаем, что   далеко  не  всё  как  «по  маслу»  шло  при  изготовлении  всех аксессуаров  для поклонения.     
И  хотя  Богу ничего не  стоило  Самому все эти вещи сделать,  тем  более,  что по качеству  -  у  Него  наверняка лучше бы получились.  Но  нет,  наш Отец  доверил  людям  изготовление   предметов  для  поклонения  Ему.
Сопричастность  к  храмовому поклонению,  активное  участие  в  трудах, пусть на тот  момент через  видимое  и  материальное  -  неважно, но главное - эти труды делали  израильтян  хоть чуточку  ближе  к  Богу.  

40:17-33  Эти  тексты  свидетельствуют  о том, что все предыдущие  инструкции   по  воздвижению   скинии  были  выполнены.
17 В первый месяц второго года, в первый [день] месяца поставлена скиния.
18 И поставил Моисей скинию, положил подножия ее, поставил брусья ее, положил шесты и поставил столбы ее,
19 распростер покров над скиниею, и положил покрышку поверх сего покрова, как повелел Господь Моисею.
20 И взял и положил откровение в ковчег, и вложил шесты в [кольца] ковчега, и положил крышку на ковчег сверху;
21 и внес ковчег в скинию, и повесил завесу, и закрыл ковчег откровения, как повелел Господь Моисею.
22 И поставил стол в скинии собрания, на северной стороне скинии, вне завесы,
23 и разложил на нем ряд хлебов пред Господом, как повелел Господь Моисею.
24 И поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии,
25 и поставил лампады пред Господом, как повелел Господь Моисею.
26 И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою
27 и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею.
28 И повесил завесу при входе в скинию;
29 и жертвенник всесожжения поставил у входа в скинию собрания и принес на нем всесожжения и приношение хлебное, как повелел Господь Моисею.
30 И поставил умывальник между скиниею собрания и жертвенником и налил в него воды для омовения,
31 и омывали из него Моисей и Аарон и сыны его руки свои и ноги свои:
32 когда они входили в скинию собрания и подходили к жертвеннику, тогда омывались, как повелел Господь Моисею.
33 И поставил двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело.
Окончание  всех  работ  свидетельствовало  о  том,  что  с  этого  момента  начинается  новая  эра  в  жизни  Израиля:  эра  поклонения  Богу  Авраама и  участия  в  исполнении  Его  намерений  в  отношении  привода  на  землю  Иисуса  Христа   из  родовой  линии  этого  народа.

40:34     И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; Кульминация,  можно  сказать,  всей  книги  Исход.   Слава Иеговы наполнила скинию. Бог, выведший Израиль из Египта, заключил  и обновил Свой завет с ним и устроил Свое жилище  среди избранного народа. 

Облако,  осенившее  скинию,  показало  Израилю,  что  Бог,  образно говоря, поселился  среди Своего народа.

40:35     и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию.
Вся  полнота  присутствия  славы Господней  (самого  Бога)  посетила  скинию,  поэтому  грешный  Моисей  и  не  мог  войти  в  скинию:  приблизиться  к  Богу  в  абсолюте  стало  возможным  для  людей  только  после  искупления  Христова (Евр.10:19,20)

40:35-38    Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое;
37 если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось,
38 ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их.

Бог  Сам  вёл  Свой  народ  в  нужном  направлении,  регулируя  время  стоянок  и  продвижения  вперёд  по  Своему  разумению.  
Израильтянам  было  легче  поверить  Богу  и  ощущать  на  себе  Его  опеку,  ведь  они  видели  присутствие  своего  Покровителя.  Поднялось  облако  -  пора  в  путь,   остановилось  -  время  ожидания  дальнейших  указаний. 
Сегодня облака  нет,   и   верующие  могут  ориентироваться  только  на  Писание  и  следы  Иисуса  Христа (1Петра 2:21)
Размышляя  над  словом  Божьим  и  следами   Христа,  можно понять,  когда  «отправляться в путь»  и  что-то  предпринимать  в  своей  жизни, а  когда  - «ожидать»  появления  способов решения  проблем.

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru