ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Исход -
 25 глава

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Оставшаяся  часть  книги Исход  (кроме  глав  32-34, рассказывающих о событиях поклонения золотому  тельцу)  посвящена описанию скинии:  переносного  жилища  Бога.  Это  устройство  послужило  основой  для  будущего  стационарного  храма  Богу  Израиля  в  Иерусалиме.  

На  Моисея  возложена  обязанность изготовить  переносное   жилище  Всевышнего.  Храм  является   символом  союза  Бога  с  народом  Израиль, через  земное   храмовое  устройство  Бог  показал  Своё  духовное  присутствие  в  материальном  мире,  говоря  Израилю  о  том,  что  «Всевышний обитает среди вас».

Переносная  скиния  представляла  собой  конструкцию, которая сравнительно легко  собиралась и разбиралась.  Габариты и вес ее деталей позволяли перевозить  все составляющие части конструкции на повозках, запряженных быками. Предметы, стоявшие внутри переносного храма, во всех переходах несли на плечах несколько человек.
Внешне   земное  жилище  Бога  напоминало шатёр  или   большую  палатку: несколько пологов перекидывались через деревянные стены, составленные из покрытых золотом досок, и растягивались с помощью привязанных к кольям веревок.

Для  того,  чтобы  возможно  было  соорудить  этот  переносной  храм,  естественно,  понадобился  материал.  Бог  дал  Моисею  самые  подробные  указания  в  отношении  строительного  материала.
Где,  однако,  нужно  было  взять  этот  материал?

25:1-9 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне.
3 Вот приношения, которые вы должны принимать от них:
Бог  рассчитывал  на  помощь  Своего  народа  в  сооружении  скинии:   именно  народ  и  должен  был  бы  обеспечить  создателей  скинии  всем необходимым.
Бог  не  желал  обирать  людей  или  заставлять их  жертвовать  своими  личными  запасами  ценного  имущества,  но  просил  принять  участие  в  сборе  материала  для  Своего  жилища  только  от  тех  лиц,  кому  будет не  жалко  отдать  свои ценности на  сооружение жилища  Богу,  кто добровольно  и с  радостью  пожелает  отдать  своё  - Ему.

Перечень  материала  свёлся  к  следующему:  
золото и серебро и медь,
Золото, серебро,  скорее  всего,  были у  евреев от египтян (12:35-36). Другие из перечисленных материалов могли быть взяты ими   позже  в  качестве трофеев в победоносной войне  с амаликитянами (17:8-16), либо куплены или выменяны у бедуинов.  Бог  давал  задание  собрать  материал,  а где  его  брать  -  Израиль  должен  был  бы  решать  сам.

Из  пожертвованного золота были изготовлены покрытия для досок, из которых собирались стены скинии,  нити для тканей,  Ковчег  завета с возвышавшимися над его крышкой двумя чеканными ангелами, стол для хлебов, золотой жертвенник и золотой  семисвечник, находившиеся в Святом отделении храма.

Серебро было единственным материалом,  который   должен  был  принесён  в  обязательном  порядке   каждым   мужчиной,  достигшим   двадцатилетнего возраста,  (Исх. 38:26).

Слово  «медь»  в  данном  случае   обозначает как медь, так и бронзу.    Этот металл был использован при изготовлении подставок для столбов внешнего двора   скинии   и  решётки уличного  жертвенника.

4 и [шерсть] голубую, пурпуровую (красно-фиолетовый) и червленую (ярко-красный), и виссон, и козью шерсть,
шерсть (козья) трех цветов.  Неизвестно,  каким  образом  Израиль  получал  шерсть  трёх  цветов,  скорее  всего,   красил,  так  как  козья  шерсть  не  имеет  таких  окрасов.  В  голубой цвет,  например,  шерсть  можно  было  красить  краской,   добываемой  из  определенного моллюска,  который обитает в Средиземном море.

Цвета  шерсти -  смысловые:   голубой  и   два  разных  красных  цвета,  например,  покрывал скинии,   символизировали  цвет неба - места  истинного  обитания  Всевышнего,  и  цвет крови - символа жизни  (в  плотских  телах  два  вида  крови  -  тёмная,  венозная,   и  алая,  артериальная)

Как  напоминание  во  все  роды  о небесном Правителе и о том, что без пролития крови не бывает прощения грехов -  были  цвета  эти  для  Израиля  (Евр.9:22).
Голубые  нити в кистях одежды израильтян  (Числа15:38,39 )  отличали израильтян от  других народов  и   также  должны были напоминать им о том, что у них - небесный Правитель, законам которого они пообещали подчиняться.

и виссон,   тонкое  льняное  полотно.  Лён изготовлялся только в Египте .  Этот материал предназначался исключительно для семьи  фараона и знати (Быт. 41:42).

В книге Р. Алана Коула "Исход: Введение и комментарии" читаем:
"Египтяне славились производством льняного полотна, в особенности, "двойного" полотна, в котором каждая нить скручивалась из множества более тонких ниточек. Во время своего пребывания в Египте еврейские рабы должны были научиться многим ремеслам, которыми владели египтяне".

5 и кожи бараньи красные, и кожи синие,
кожи  бараньи  красные и кожи морских коров (в русском тексте они названы кожами синими). "Морская корова, или дугонг-дугонг - травоядное млекопитающееся,  которое водится в водах Красного моря  и Акабского  залива; бедуины и по сей день шьют сандалии из ее кожи" (Рональд Ф. Янгб-лад: "Исход")

и дерева ситтим,   дерево ситтим в русском тексте - это акация, распространенная на Синайском полуострове; ее древесина успешно используется в строительных целях,  это  дерево  крепкое  и  прочное,  и  в  то  же  время  -  эластичное,  пригодное  для  резных  работ.

6 елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения,
Оливковое  масло  предназначалось  для  светильников;   ароматы  представляли собой смесь из трех компонентов (30:34), к которым добавлялись чистый ладан и соль для получения особого состава, используемого для курений.

7 камень оникс и камни вставные для  ефода и для наперсника.  Эти  камни  пригодны  для  шлифования  и  резьбы,  подобны  сердолику  или  ляпис-лазури,  предназначены  для  украшения  священнических  одежд.

8 И устроят они Мне святилище,
евр. мишкан, откуда греч. скенэ - "обитель" (словарь  Брокгауза)
Святилище  или  обитель  Бога    в  широком  смысле   обозначает  место,  на  котором  Бог  является  на  земле,  место  Его присутствия.  В  данном  случае  речь  идёт  о  скинии.

и буду обитать посреди их;   в  этих  словах  суть  выражения   духовного  присутствия  Бога  в  материальном  мире.   Это  место  будет оставаться святым до  тех  пор,  пока  Бог   принимает  в  нём  священнодействие   Своих  служителей   (Мтф.23:38)
Заметим,   что  здесь  не  сказано   "Я  буду обитать в  храме",  но   сказано,  что  "Я буду обитать ПОСРЕДИ  них", то  есть,  среди  людей,  соорудивших  этот  храм.
Не  сам  по  себе  храм    является  причиной   раскрытия   присутствия  Бога  на  земле,  а желание  людей,  воздвигающих  жилище  своему  Богу,   ощутить  Его помощь  и  духовную  поддержку.

9 все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте.
Израиль  не  должен был  вносить  свои коррективы  при воздвижении  скинии  для  Бога:  мастера  должны  были  следовать  чётким  указаниям,  данным  Моисею.  Образец, показанный Моисею, представлял  собой  макет  рукотворного  храма,  описанный  в  виде   чертежа  или  схематичного  плана,  словно  срисованный   со  скинии  нерукотворной (истинного устроения,  Евр. 9:24).

Позже  Давид  использовал  описание   плана  храма  Моисеем  для  стационарного  храма  в  Иерусалиме (1 Пар. 28:11-19);  

25:10-16   Ковчег откровения  или ковчег  завета  Господня
(Исх.12:22: Числ.10:33; Втор. 10:8; 31:9, 26).  Его  называли также ковчегом... " на котором нарицается  имя Его" (1Прлпмн. 13:6).

Ковчег должен  был  стоять  в  Святом Святых   отделении  скинии  и был самым существенным из всех находившихся  в ней  предметов. В каком-то смысле скиния  собрания  Божьего  народа  была  сделана специально для того, чтобы разместить в ней  ковчег  завета  с  Богом  Израиля(25:16).

10 Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя;
11 и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.
12 и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его.
13 Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их золотом;
14 и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег;
15 в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него.

Ковчег - это  прямоугольный ящик  или  сундук   размерами  примерно 1,5 м в длину, 90 см - в ширину  и  90 см - в высоту.  (в основе этих измерений лежал "локоть", равный 50 см).
Он  был  сделан  из  дерева  акации  и обложен  изнутри  и снаружи чистым золотом. Золотое покрытие могло быть выполнено из тонких золотых пластин или путем нанесения на дерево расплавленного золота. Искусство золотой отделки было хорошо известно в Египте.

На нижних углах ковчега надо было укрепить четыре кольца для двух покрытых золотом... шестов, на которых предстояло его носить.

16 И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе.
В ковчег Моисею сказано было поместить две каменные скрижали с написанным на них текстом Десятисловия  или откровения  -   свидетельства  союза, заключенного Всевышним с  народом Израиля (Исх. 25:16,21),  которые ему предстояло получить на горе Синай (31:18).   

Заметим,  ковчег с каменными скрижалями законов  Бога  символизировал присутствие  самого  Бога,  давшего  этот  закон Своему  народу.
В  ковчеге  хранились  НАЧАТКИ  правильных  знаний о требованиях  Всевышнего  к  людям,  потому  записи  на  скрижалях  и  называются   «откровением»  Бога -  людям.
Значит,  НАЧАТКИ  ПРАВИЛЬНЫХ  знаний  о  Нём - и  сегодня могут служить доказательством тому,  что  где-то  в  районе  хранителей (собраний)  правильных Библейских НАЧАТКОВ  (духовных  учений  о  сущности  Бога,  Его  сына,  Его  намерений  в  отношении  человечества) - присутствует и Всевышний.  

Согласно Евр. 9:4-5, помимо   ковчега  в  отделении  Святое-Святых  хранились   также сосуд с манною (Исх. 16:33;   2 Пар. 5:10)  и  жезл Аарона ( Числ. 17:10).
Над верхним краем ковчега  должна была возвышаться  своеобразная  корона – символ  того,  что  Хозяин  ковчега – Царь  Израиля  (Ис.33:22; 44:6)

25:17-22   Крышка  ковчега.
Решающее значение  для  крышки  ковчега имело то, что  над крышкой очищения (см. ниже), посреди  двух  херувимов  Богу  предстояло встречаться со Своим народом.

17 Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
20 и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
21 И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;
22
там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.

Там в День искупления (Лев. 16:1-20) первосвященник кропил крышку кровью. И  кровь покрывала   грех  Израиля  (слово капорет  - закрывать – означает  не  только "закрывать", но и "очищать".  Таким  образом  кровь  жертвы  на  крышке  "совершала очищение, искупление"; ср. Исх. 30:10).
Поэтому  крышка  ковчега  была  не  просто  крышкой:  это   была "крышка очищения, искупления", символизировавшая для  Израиля то, что впоследствии было выполнено Христом, Агнцем Божиим (Иоан. 1:29), Который, пролив кровь свою (Еф. 1.7; 1 Пет. 1:18-19), искупил грех мира  (Рим. 3:25; Евр. 9:11-14).

Крышку  с двумя херувимами, обращенными лицом друг к другу, Бог повелел сделать из цельного куска чистого золота.
Зачем понадобились  херувимы?
По-видимому, херувимы должны были походить на крылатых ангелов, на которых "восседает Бог" (ср. 1 Цар. 4:4; Пс. 79:2; 98:1; Ис. 37:16).  О
браз  херувимов  является  метафорическим выражением близости Всевышнего  к  человеку,  Его готовности помочь Своему народу.  В любой момент Всевышний  как  бы готов спуститься с небес  на  херувимах, чтобы быть помощником и спасителем в день беды и несчастья.

Крылья ангелов должны были закрывать крышку от глаз первосвященника в тот момент, когда он в  День искупления входил в Святое Святых  скинии.   В  моменты, когда  Бог  обращался к Моисею, Его голос звучал из пространства между крыльев ангелов, распростертых над крышкой (Числ.7:89)
    
Из расположения ангелов  некоторые  комментаторы извлекают такой   духовный урок:
если человек с детства   привыкает слушать голос Всевышнего, он становится защитником и хранителем завета  с  Богом,  подобно ангелам, раскинувшим крылья над  ковчегом завета. Доброе отношение к ближнему должно сочетаться в человеке с высокими устремлениями, подобно тому,  как лица  ангелов устремлены друг к другу, а крылья  направлены  вверх.
Кроме крышки, херувимов следовало выткать на полотнищах, покрывавших саму скинию (Исх. 26:1-6), а также на завесе, отделявшей святилище от "святого-святых" (26:31-33).

25:23-30  Стол   для  хлебов  предложения    
Хлеб,  который  полагалось  выкладывать  на  этом  столе,   назывался хлебом предложения потому, что его постоянно клали в присутствии Божием (пред лицем Моим). Этот стол с 12 хлебами на нем  мог  символизировать 12 колен Израилевых.  Употребление  хлебов  священниками   символизировало общение Бога  с  духовными  наставниками  12  колен  Израиля  -  через  духовный  хлеб.
Питаясь этим хлебом (Лев. 24:9), священники  демонстрировали, что духовное общение с  Богом  поддерживает   и  физическую жизнь.

23 И сделай стол из дерева ситтим, длиною в два локтя, шириною в локоть, и вышиною в полтора локтя,
24 и обложи его золотом чистым, и сделай вокруг него золотой венец.
25 и сделай вокруг него стенки в ладонь и у стенок его сделай золотой венец вокруг;
26 и сделай для него четыре кольца золотых и утверди кольца на четырех углах у четырех ножек его;
27 при стенках должны быть кольца, чтобы влагать шесты, для ношения на них стола;
28 а шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом, и будут носить на них сей стол;
29 сделай также для него блюдо, кадильницы, чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их;
30 и
полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно.

Размеры  стола  из  акации,  покрытой  золотом:   шириной около полуметра, длиной более 90 см. и высотой около 70 см..  Загородка (стенки) около 8 см. шириной (примерно в ладонь) по краям стола должна была удерживать предметы от падения с него.
На стол, помещенный на северной стороне святилища (26:35; 40:22), следовало класть в два ряда 12 хлебов — по шесть в ряд и заменять их свежеиспеченными каждую субботу (Лев. 24:5-9).
Старые хлеба, снимаемые со стола, делили между собой и съедали  священники.
Постоянным чудом, совершавшимся в храме, было то, что хлеба не только не портились за неделю, но и оставались теплыми и свежими, как  будто их только что выпекли.
Смысл заповеди выпекания хлебов и  постоянного  размещения их в храме заключается в том, что человек выражает благодарность Творцу за то, что Он каждому  в  Своём  народе  дает необходимое  физическое  и  духовное пропитание.

25:31-39   Золотой  светильник  семисвечный  или  менора   
Светильник (менора; отсюда -название еврейского канделябра) был украшен более других предметов в скинии. Его декоративное  обрамление  поражает  воображение.  Эти семь  лампад тончайшей   и  сложнейшей   ювелирной  работы  на  светильнике - и освещали скинию.  
Зачем  Богу  нужны  были  все  золотые  веточки  и  яблочки с  листиками, лопаточки, щипчики   и  всё  остальное - с  тончайшей  инкрустацией?  
Золото,  допустим,   понятно:   на века  делали.  А  инкрустации  ювелирного искусства  - ну зачем?
Думаем, что это нужно  было людям, а не Ему:  люди очень сильно нуждаются в видимой части атрибутов  своей веры, и  чем больше  видимых сложностей  и церемоний - тем больше
знАчимости  они видят в  своей деятельности, связанной  с  поклонением Богу.

31 И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него;
32 шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его;
33 три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на [всех] шести ветвях, выходящих из светильника;
34 а на [стебле] светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами;
35 у шести ветвей, выходящих из [стебля] светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под [третьими] двумя ветвями его.
36 яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь [должен] [быть] чеканный, цельный, из чистого золота.
37 И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его;
38 и щипцы к нему и лотки к нему из чистого золота;
39 из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми сими принадлежностями.

Огонь в светильнике должен был гореть постоянно, возжигаемый священниками поутру и при заходе солнца (27:20-21; Лев. 24:3-4). Количество золота, которое требовалось для отлития светильника и аксессуаров к нему - таких, как щипцы и лотки (возможно, для елея), составляло
"талант" (примерно 75 фунтов). Как в ветхозаветные времена светильник давал необходимый свет для отправления священниками их службы перед лицом Бога, так сегодня Христос является светом для мира (Иоан. 8:12), который освещает перед ним путь к Богу (Иоан. 14:6,9).

25:40  Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.
Мастера-изготовители  всех  принадлежностей  скинии  не имели  права  ни  добавить,  ни  убавить  к  тому,  что  требовал  от  них  Бог, показывая  через  Моисея  устройство  Своего земного  жилища.
И  надо  сказать,  что  даже в таких вещах,   как   утварь  в храме -  заповеди  Бога    с  мельчайшими подробностями  были  выполнены в точности. 
Почему? 
Потому  что  в  те  времена   Его служители  не умничали и не привносили СВОИ ФАНТАЗИИ  в  заповеди  Бога.  Тем  более,  не  следует  привносить  свои  фантазии  в  заповеди  Бога,  относящиеся  к   поведению  и  образу  жизни   человека -  и  сегодня.  

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru