ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Исход -
 23 глава

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

С 1  по  9  тексты  идёт  пояснение  к  девятой  заповеди  «Не  произноси  ложного  свидетельства  на ближнего  твоего» 

23:1  Не внимай пустому слуху,  Пустой  слух -  это  просто  слух, рассказ какой-нибудь истории,  в  которой  ты  не имел  чести участвовать  лично  и потому  -  не  можешь этот  слух  ни  подтвердить,  ни  опровергнуть,  этот  слух  для  тебя  -  пустой,  не  основанный  на  твоих  убеждениях.
Этот  закон  -  больше для  тех,  кто  любит  слушать  всякую  чепуху,  а  не  для  тех,  кто  любит  её  распространять

не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.  
Дать  руку  -  означает  одобрить.  Руку  нечестивому  не  просто  не давать,  а  не  давать  именно  в  случае,  если  нечестивый  настаивает на  неправде.

Что  значит быть свидетелем?  Это  означает  подтверждать то, что непосредственно  видел  или слышал  сам  лично. Свидетельствуя  же о том,  чего  не  видел  или  не слышал  сам,  вполне можно  оказаться   лжесвидетелем и   клеветником.  Поэтому,  не  стоит  спешить распространять непроверенную информацию.  А  подтверждать  непроверенную  информацию  -  так  и  вообще верх  глупости  (Пр.14:15)

23:2    Не следуй за большинством на зло,
Человек  -  существо  «стадное»  и  у  него  часто  срабатывает  реакция  согласия    с   общественным  мнением, например:  «Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием»(Гал.2:13)"
Если  общее  мнение    приносит  пользу,  это  хорошо  быть  единодушными  на  добро.
Но  если общественность  замышляет  зло  -  не  следует  идти  за  ней,  даже  если  при  этом понесёшь  какие-то  потери   (лишишься  авторитета,  работы,  премии  и  т.д)

Иногда  человек  соглашается  с  мнением  большинства  из боязни  пред коллективом:  не  хочется  быть  отверженным  и  выглядеть  белой  вороной.
А  иногда  - поддаётся уговорам  коллектива,  и  хотя  ДО  уговоров  он  мог  иметь  другое  мнение,   но  ПОСЛЕ  -   начинает сомневаться  в  своей правоте.

Какие  доводы  обычно  приводят пытающиеся склонить за большинством?  Например:
«Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?»(Иоан.7:48)
«… вот, речи пророков единогласно [предвещают] царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе»(3Цар.22:13)

Что  надо  делать,  чтобы  не  попасться  на  эту  удочку? Во-первых, четко решить, чего  же   стоит  больше  бояться:   согрешить  пред Богом  или  лишиться  славы  человеческой?  А во- вторых,  чётко  исследовать  вопрос, и понять  для  себя,  что  правда  -  не  в  количестве  говорящих  и  не  в  их авторитетности,  а  в том,  насколько  то, что  они  говорят,  соответствует  реальной  картине  вещей  и  точке зрения Писания.

и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды;   это повеление  для  имеющих  власть  судить  дела  житейские  в  Божьем  народе.   Даже  если  все  судьи  приняли  решение,  которое  не  согласуется  с  твоей  совестью  или  с  Писанием,  не  следует  уступать  давлению  большинства.

23:3    и бедному не потворствуй в тяжбе его.  Жалость  к  бедному  не должна  быть  выше  правосудия:  если  бедный  виновен,  не следует  покрывать  его  вину  из  жалости  к  нему

23:4,5  Если найдешь вола врага твоего, или  осла его заблудившегося, приведи его к нему; извлекать  корысть  из  бедственного  положения  врага  -  не  по Божьи,  неважно,  враг  или  друг  терпит  бедствие,  прежде  всего  -  это  человек,  поступать  справедливо  следует  по  отношению  к  любому  человеку. 
От  буквы  закона   можно размышлять  так,  например:  "не  я  же   в  лес  его осла завёл  . Я не причинял ему  зла,  оно  само  к  нему  пришло,  ведь  я  же  не  виноват,  что  осёл  его  заблудился"
Но  Бог показывает,  что   претендующие  на  принадлежность  к  Божьему  народу  и    знающие  Его,   не  только  не могут  взять себе   чужого  вола  или  осла,  прикрывшись тем,  что,  дескать,    по  лесу  ничейное  животное  бродило  и,  значит,   его  хозяин  нерадив   и  скотине  у  меня  лучше будет.   Но  Божий  человек  должен  был  попытаться  определить,  чьё  животное  и   привести  его  к  хозяину,  даже  если  хозяином  окажется  враг.
Именно так  должен  поступать  воспитанник  Божий  по   справедливости  и  по любви.  Он  не воспользуется    бедственным  положением   врага  своего,  чтобы   умыкнуть  у  него вола  или  осла.

23:5  если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.  Животное  не  виновато  в  том,  что  хозяин  его  - кому-то  враг,  Божий  человек  и  о  жизни  скота  заботиться  должен,  а  если не  заботится -  значит,  жестоко  сердце  его,  это - раз (Пр.12: 10)  И  два:   не  следует  прикладывать  рук  своих  к  тому,  чтобы  с  врагом  случилось  несчастье,  если  можешь  -  помоги  врагу  подняться  вместо  того,  чтобы  доводить  его  до  падения.

23:6  Не суди превратно тяжбы бедного твоего.  То  есть,  не  смотри  на то,  что  если  он  бедняк,  то  можно  им  и  пренебречь,  решив  дело не  в  его  пользу.  Суд  должен  быть  справедливый  без  лицеприятия: если  бедный  виновен  -  нельзя  покрывать  его,  если  богатый  -  пусть богатый  и  несёт  наказание 

23:7    Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника.   Оправдывающий нечестивого  и  обвиняющий  праведника  -  оба   мерзость  в  глазах  Бога (Пр.17:15)

23:8    Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых. Дар  лицам,  обязанным   исполнять  своё  дело  по  долгу  службы,  рассматривается  Богом  как  взятка,  которая  портит  человека  и  делает  его  неспособным  решать  дела  по  справедливости  и  по  долгу  службы.  Судьи  должны  быть  неподкупны  и   беспристрастны.
Равно  виновны   как  берущий  взятку,  так  и  дающий,  хотя  здесь  сказано  о  запрете  брать,  а  не  давать.

23:9  Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской.   Пренебрежение     пришельцами  и  несправедливое  к  ним  отношение  на суде   в  Израиле  рассматривалось  как  нарушение  закона,  как  преступление  пред  Богом,  настолько Бог  беспокоился  о  благополучии  беззащитной  категории  населения  Своей  страны

23:10,11  Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее,
11 а в седьмой оставляй ее в покое,
Этот  семилетний  цикл не имеет отношения к известному способу сохранения плодородности почвы, когда землю оставляют под паром. Этот закон обязывает еврея  исполнять  волю Всевышнего, полностью  полагаясь  на Него. Урожай, который,  по  милости Всевышнего, вызревал  накануне седьмого года и был достаточен, чтобы кормиться на протяжении трех лет, не  объясняется никакими законами  ведения  сельского хозяйства.  Так  Бог  показывал,  что означает  для  человека  период  Божьего покоя:  Бог  сам  заботится   о  благополучии  людей,  если  они  заботятся  о  выполнении  Его  заповедей.

чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею.   В обычном году бедняки могли подбирать на поле колосья, оброненные жнецом, искать забытый сноп или прийти на поле, где, по закону, хозяин оставил край неубранным для того, чтобы выросшие там злаки забрали бедные.
В седьмой год семилетнего цикла  хозяину  было запрещено заниматься  посевными  работами  и,  соответственно,  сбором урожая:   он  имел  возможность  запастись  продуктами  в  предыдущие  урожайные   годы.  
Бедняки  же  не  имели  такой  возможности,  на  их  долю  выпадал  урожай  седьмого  года:  что  вырастало  само  на  поле,  то  являлось  достоянием  всех  бедняков,  птиц  и  животных -  в  равной  мере.

Как  видим,  Бог  заботился  о  том,  чтобы  без  участия  руки  человеческой  на  полях  Израиля  в  седьмой  год   имели  возможность  собирать  урожай  даже  те,  кто   не  имел  собственной  земли. 
Прообраз  на  то,  что  в  седьмой  и  вечный день  Бога  ни  один,  живущий  на  Его  земле,  не  останется  без  Божьих  благословений.  

23:12  Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец.
Напоминание  закона о  пребывании  в  Божьем  покое  хотя  бы  один  раз  в  неделю,  в  седьмой  день.  Этот  день давал возможность  Израилю  духовно  освежиться  и  набраться сил  на  следующую  неделю.
Бог  заботился и  об  отдыхе  для  животных,  рабов  и  пришельцев,  всех,  кто  не  чувствовал  себя  «хозяевами»  жизни в  Израиле  и  нуждались  в защите  

23:13   Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих.
Вопрос  преданности  Богу:  не  само  по  себе  упоминание  о  других  богах  -  грех  (Израиль  должен  был  рассказывать  своим  детям  о  суде  над  всеми  богами  Египетскими),  но упоминание  богов  в  качестве   альтернативы  Богу  Израиля

23:14-17   Три раза в году празднуй Мне:
15 наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми [руками];
16 [наблюдай] и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою.
17 Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа.
  
Иегова   Бог  учреждает законы о праздниках, посвящённых Ему. Каждый из них не  был случайным, не был и фантазией Бога, но имел скрытый на то время смысл,  являясь прообразом на будущие события:
Иисус Христос пришёл,  чтобы  исполнить  весь  закон  Бога ( Мтф.5:17), данный через  Моисея. Исполнение  этого  закона включало в себя исполнение минимум трёх позиций:
1. исполнение правил поведения в обществе, основанных на любви к  Богу  и ближнему – (Марка 12:30,31,Римл.13:8,10)
2. исполнение смысла праздников, посвящённых Богу
3. исполнение смысла жертвоприношений.
Здесь - скажем  кратко о смысле праздников.

Смысл праздников, посвящённых Иегове, раскрылся в более поздних книгах Библии:

1. Пасха - прообраз большей Пасхи:  Иисус-Пасха наша (1Кор.5:7),  заклан за духовных  первенцев  прежде  всего, и  за  весь остальной мир также (1Иоан.2:2).
Праздник должен был праздноваться до самого Нового завета, чтобы израильтянам не забыть, не потерять из виду функцию древней Пасхи и понять смысл истинной Пасхи – возможность  выхода из рабства греха и смерти через кровь Христа.

2. Праздник
плодов  первого  урожая  - начатков  (Иак.1:18),  творений  Бога,  «выращенных» посредством Христа  (Ефес.2:10).   
Начатки  -  это  первый  плод  мероприятия  Бога   по  выводу человечества   из  рабства  греха  и смерти  через   кровь  пасхи-Христа.
В   пятидесятницу  33г.  начался  сбор  первых   плодов   этого  мероприятия духовной  пшеницы   (помазанников), имеющих небесную надежду быть с Христом соправителями в Его небесном правительстве  (Деян.2:1-4,Откр.5:10,14:1-4; 20:6) Дух  Бога  излился на них  благодаря  Христу (Иоанна 16:7,15:26, 14:16,26).
(о  значении  возношения   16  нисана  первого  снопа  ячменя,  ранней  культуры,  открывающей  начало  сбора  злаковых ,  и  о  том,  как  этот  образ  исполнился  на  Христе   -  см.  подробнее Лв. 23:9-11)

3. Праздник   плодов  последнего  урожая  (более  позднего)  - последний  плод мероприятия   Бога  по  выводу  человечества  из  рабства  греха  и  смерти.  Окончательно будет собран в конце 1000-летнего правления Христа. Эти  три  праздника  были символами духовного  исполнения  по  сбору не буквального  земного урожая,  а по сбору на земле поклонников Божьего пути жизни, начиная от Адама и Евы  (1Тим.4:10).
Только мужчины  Израиля  обязаны  были  являться  на  поклонение  в  храм  Господень,  остальные  -  по  добровольному  желанию  и  по  возможности  с  учётом  малолетних  детей,  беременных  и  кормящих  жён. (см. также Лв.23:17-20)

23:18  не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра.
К
ровь священна в глазах   Бога, ибо  символизирует жизнь (Бытие 9:5)
Закваска - символ порока  (1Кор.5:8)
Что может быть общего у священной крови  с  пороком? (2 Кор.6:14-16)

23:19    Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего.
Всё  первое,  приобретённое  в  земле  Бога  по праву  принадлежит  Ему: если  бы  не  Он,  не  было  бы  и  приобретений  у  Израиля.  Израиль должен  был  бы  научиться  проявлять признательность  за   заботу  Бога  о  нём.

Не вари козленка в молоке матери его.    
Но,  думаем,  здесь  больше  -  о  духовном  смысле  заповеди.  Варить  дитя  в  молоке  родившей  его   - это жестоко .
Этот  принцип  относится не только к животным. Здесь речь идёт о близости матери  и  детей -  о  чувствах  естественной  привязанности, которые необходимо  учитывать  и  быть тактичными, если приходится решать проблемы матери  при  детях.
Бывают случаи, когда детям  приходится  говорить  о том, что у них неблагополучная  мать.  Или с матерью,  например,  поступают несправедливо на глазах у детей.  Даже если определённые действия по отношению к матери справедливы - например, в  случаях   правонарушения   ею  - не следует  их производить  на  глазах  у  детей – это жестоко.  

23:20,21    Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил.
21 блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего
В  данном  случае  слово «ангел»  не обязательно  означает  сверхъестественное  лицо.  Ангел  может означать  и  Божьего  посланника,  Его вестника,  служителя. Моисей  вполне  подходит  для  этой  роли,  тем  более,  что  именно  он  был  назначен  Богом  для  того,  чтобы  передавать  глас  Господа  -  народу

ибо имя Мое в Нем.   Как  и  любой  посланник,  Моисей  действовал  от  имени Бога,  а  не  сам  по себе. 
Однако  может  быть  и  иное  истолкование:   это  -  тот  ангел,  который  выводил   Израиль  из  Египта (Исх.14:19)  Сложно  определить  точно, 
  идёт ли речь о Моисее  или об  ангеле.

 23:22-24    Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.

23 Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их:
24 то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их:
Наставления   Израиля  в  том,  чтобы  они  в  точности  слушались  повелений  своего  Бога  и  места  поклонения  другим  богам  -  по  ходу  движения  пути  своего  -  разрушали до  основания

23:25,26  служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.
26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.
В  случае  послушания  гласу  Господа  Израиль  ждут  обильные  благословения

23:27  Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих;   
Бог  сделает  так,  что  при  одном  лишь  упоминании  об  Израиле  все  народы  будут приходить  в  ужас  из-за   признания великого могущества  Бога  Израиля

23:28    пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев;   Бог  готов  позаботиться  о  том,   чтобы  Израилю  сильно  и  напрягаться  не  пришлось  по  изгнанию  других  народов  с  земли  обетованной:  сами  уйдут  из-за  бедствий,  обрушивающихся  на  них.

В  некоторых   переводах  использовано  слово  «уныние»  вместо  «шершни».  Уныние -  это  мощное оружие,  иной  раз  косит  врагов больше,  чем меч.  

23:29,30  не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые:
30 мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей.
 Бог  заботится  о  том,  чтобы  земля  обетованная  не  превратилась  в  пустынное  место,  где  хищники  имели  бы  возможность  разгуляться,  размножиться и  причинять  вред Израилю   

23:31   Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки; ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего;
Пределы обетованной земли не были установлены вплоть до царствования Давида, при котором формально окончилось завоевание всей территории.

23:32.33   не заключай союза ни с ними, ни с богами их;
33 не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью.

С  одной  стороны,  Бог  не  планировал сразу  же  в  одно мгновенье  изгонять  от Израиля  Ханаанские  народы,  с другой стороны  - предупреждал,  что  дружба  с  иноверцами-язычниками  может  стать  для  Израиля  сетью  дьявольской.

Но  что  это?  Разве  не  мог  Бог  позаботиться  о  том,  чтобы  совсем   Израиль  с  чужестранцами  во  времени  не  пересекался?  Ради  избежания  лишнего  искушения?  Мог бы.  Однако  их  соседство  не  причиняло  бы  Израилю  вреда  в  случае,  если  бы  Израиль в  точности  исполнял  повеление  Бога  не  заключать  с  ними   дружественных  союзов,  а  категорически  сторониться  их.
Как  поступит  Израиль?  Будет  слушать  глас  Бога  своего  или  нет?
Остатки  Ханаанских  народов  могли  послужить  Израилю  своего  рода  проверкой  на  прочность  веры.  Бог помогал им  не  нарушать  Своих  принципов  и  выстаивать  в  испытаниях.  Однако полностью  не  избавлял  их  от  испытаний:  незакалённый  металл  не  пригоден  для  использование  в  деле.  Так  и  неиспытанный  народ  -  непригоден Богу  для  свершения  великих  дел Его. 

Худые  сообщества,  как  известно, развращают  добрые нравы  и  христиан  –1Кор.15:33.
Для   того,  чтобы  попасть  в  разряд  худого сообщества  с точки зрения Бога, необязательно быть  отъявленным негодяем - убийцей или вором. Достаточно не желать искать Бога  Израилева -2Прлпмн.15:13.
Худыми  сообществами  для  христианина  могут  быть  даже  те братья или сёстры  в  его  собрании,  которым  больше  нравится  своё "хочу", чем "надо для дела Царства", кто львиную долю  времени  тратит  на  себя, а  не  в  Бога богатеет.
Это также  те  братья и сёстры, которые  сеют сомнения в отношении правильности служения Богу, болтают о  плохом  "качестве"  собрания  или сплетничают  про старейшин,  а  также - любят грызню –Гал.5:12-15.
И  что, если  такие встречаются на нашем христианском поприще? Да просто: с кем поведёшься, от  того  и  наберёшься -Притчи 13:20,14:12

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru