ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Исход -
 22 глава

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

В  этой  главе  Бог  подробнее  рассматривает    заповедь  «не  укради»,  уточняя  её  во  всяких   подробностях,  показывая  возможные  варианты  причинения  вреда  собственности   ближнего.
Показывает  также   пример  правильного  отношения  к  особо  незащищённой  категории  людей  и  учит  правильно  относиться  к  начальствующим  в  народе  Бога  и  судьям  его.

 Уголовная  ответственность  за  поправимый  ущерб:
1 Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу.   
От вола  в  хозяйстве  больше  пользы  хозяину,  поэтому  и  возмещение  ущерба  за  него  -  большее.
Здесь  - другой   важный  момент  по  сравнению  с  предыдущей  главой:    
только  что,  в  предыдущей  главе   Бог  показывал  своему  народу,  что  делать  с  виновными  в  случаях,  когда  их  проступки  и  согрешения против  ближних  -  невозможно  исправить  из-за  необратимых  последствий,  ибо  нанесён  непоправимый  ущерб   (погибшего  нельзя  вернуть  к  жизни,  недоношенное  дитя  невозможно  снова  поместить  в  чрево  матери,  выбитый  зуб  и  глаз  -  невозможно  вернуть  на  место  и  т.д.).  Поэтому  и  наказание  было  суровым.

Здесь  же  Бог  показывает  отношение  к  преступникам,  причинившим   ближним  поправимый  ущерб:  украденное  можно  вернуть,  но  за  то,  что    пострадавший  нервничал   от  потери -  преступник  не  только  должен  был  вернуть  украденное,  но  и  заплатить  за  нервы,  чтобы  хотя  бы  как-то  загладить  свою  вину.  Извинений  в  качестве  компенсации   причинённого  ущерба было  недостаточно.

22:2,3    Если [кто] застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не [вменится] ему;
3 но если взошло над ним солнце, то [вменится] ему кровь.
1)  если убивают вора ночью - скорее  всего делают это  от  неожиданности  из страха
  за  свою  жизнь  и  жизнь  домашних,   по-человечески это объяснимо.  Потому - ночь для убийцы - как бы смягчающее обстоятельство и кровь не вменяется убийце (непреднамеренное убийство).

2)  А если  хозяин  убивает  вора  днём - то  убивает  его
,  скорее  всего,  из  жестокости,  так как при свете дня - вора особенно бояться нечего,  он  пойман  с поличным  и  не успел  хозяину  нанести  ущерб,   нет никакой  необходимости непременно его убивать:  можно позвать на помощь и обезвредить его  иными  способами.
Или  накормить, если еду ворует.   В  этом случае – убийство  днём  расценивается  как намеренное.   Поэтому  хозяин  наказывается смертью.

[Укравший] должен заплатить;    
Если  вор  уже   успел  куда-то деть  украденное,  то  за  украденное  он должен  расплатиться  в  соответствии  с  22:1  (за  вола -впятеро,  за  овцу  вчетверо).  То  есть,  вора  обязывали  не  только  вернуть  украденное,  но  и  возместить  хозяину   компенсацию   за   его   нервы  (за  нанесение  морального  ущерба)

а если нечем, то пусть продадут его [для уплаты] за украденное им; 
К  обедневшим  израильтянам  этот  закон невозможно  было  применить,  так  как им  нечем  было  бы  платить  за  украденное.  Однако,  для  того,  чтобы  они  не  оставались  безнаказанными,  пользуясь  «слабым»  звеном  этого  закона,  и  не  развивали  тяги  к  воровству  -   для  них  предусматривалось  другое  наказание: хозяин  украденного  имел  права  продать  вора  в  рабы  и  вырученной  суммой  возместить  свой  ущерб  сам  себе.   

22:4  если украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит вдвое.   Если  хозяину  не  нанесён   материальный  ущерб  и  вор  пойман  с  поличным,  не  успев  ни  заколоть  животное,  ни  продать  - то,  выплачивая  двойную  сумму   от  стоимости  планируемой  наживы  -  он     расплачивается  с  хозяином  не   за  украденное  (не  успел  украсть),  а  наказывается  за  само  преступление.

22:5,6   Возмещение  ущерба  за   беспечное  отношение   к   личной  собственности  ближнего: 
Если кто потравит поле, или виноградник, пустив скот свой травить чужое поле, пусть вознаградит лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего.
Израильтян  нужно  было  научить  уважать  чужую   личную территорию  и  не  допускать  нарушения  её  границ.  Если  и  случались   непредвиденные  обстоятельства  порчи  собственности  ближнего -  извинений  за  нанесённый  вред  было  недостаточно,   виновный  обязан  был  возместить  порчу  с  избытком:  лучшими  произведениями   от  своей  собственности  (не  каким-попало  и  не  чем-нибудь,  что под  руку  попадётся.  А   жертвовать  лучшим). 
Этот  закон    вынуждал   израильтян  учиться  нести  ответственность  за  свой  скот,  искоренять  беспечное  и  легкомысленное  отношение  к  имуществу  ближнего,  уважать    и  ценить  чужую  собственность,  как  свою.  И  если   у  них  не  получалось  это  делать   из  любви  к  соседу  (как  ожидается  в  вечности  Бога),  то  для  начала  и  условий  века  сего  они  должны  были  бы  научиться  этому  хотя  бы  из  нежелания  расставаться  со  своим   лучшим.  

Лопухин:
Греческий и славянский текст говорят о вознаграждении лучшим в том лишь случае, когда потравлена вся нива или виноградник. При полном истреблении растений трудно определить, каковы они были, хорошие или худые; но так как закон — на стороне обиженного, а не обидчика, то последний и отдает первому лучшее из своего поля.

22:6   Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар.
Лопухин:
Разводящий огонь на своем поле, предполагающийся, может быть, для сожжения сорных трав, виноват в том, что дал ему возможность достигнуть громадных размеров, — сжечь терн, изгороди из колючих растений, отделявшие одно поле от другого, и хлеб соседа (Лев 26:4).

22:7,8  Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое;
8 а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей [и поклянется], что не простер руки своей на собственность ближнего своего.
Если  вор  найдётся,  то  проблем  как  бы  и  не будет.  А  если  -  нет? 
Какая  польза  пострадавшему -  от  похода  к  судьям  ближнего,  не  сохранившего  его  ценности? 
Никакой.  Кроме  полезного  опыта   выводов:  не  следует  свои  личные  ценности  отдавать   кому-то  на  сохранение. 

Лопухин
:
При не  нахождении вора  подозрение в  краже  падает на того, кто взял у ближнего  на  сохранение  пропавшую  вещь.  Для  освобождения  от  этого  подозрения  достаточно  со стороны подозреваемого одной клятвы пред судьями, что он «не простер руки своей на собственность ближнего».

Решение  спорных  вопросов  о  личной  собственности:
22:9   О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.
Всякое  дело трудное или спорное  нельзя  решать «как хочу». Надо  решать, как  правильно  и  справедливо  с  точки  зрения  Бога.  Для  этого  нужны  были  судьи,  знающие  тонкости  Божьего  суда  в  соответствии  с  Его  законами.   

22:10,11  Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен, так что никто сего не увидит, -
11 клятва пред Господом да будет между обоими в том, что [взявший] не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а [тот] не будет платить;
В  этом  случае,  заметим,  нет  повеления  идти  к  судьям  и  решать  с  ними  вопрос  доверия  клятве  подозреваемого (Ср.стих 8).
Отсутствие  свидетельских  показаний («никто сего не увидит»),  при каких обстоятельствах произошла утрата взятого на сохранение скота,  заменяется доверием  к  клятве подозреваемого  -  без  судейского  вмешательства.   
Хозяин скота «должен принять» ее, — довольствуется и не имеет права требовать уплаты.
Почему  такое  отличие?

Уследить за  скотом -   сложнее,  чем  за  вещью:  он  имеет  ноги  и  сам  может  убежать,  или   кто-то  его  выманит,  не  внедряясь  даже  на  территорию  хозяина.
А  если  исчезнет  вещь  из  дома  хозяина  сбережения,  то  не  возникнет  предположения,  что   вещь   убежала из  дома  сама  и  хозяин  тут  совсем  ни  при  чём.

22:12  а если украден будет у него, то должен заплатить хозяину его; 
Если  факт  кражи  будет  засвидетельствован,  но  вора  не найдут,  то  тот,  кто  брал  скот  на  сбережение  -  должен  вместо  вора  заплатить  хозяину  украденного  скота   ту   цену  потерпевшему,  которая  налагается  на  виновника   согласно  установленного  законом  возмещения  за  кражу (22:1)
Почему?  Потому,  что  он  не  позаботился  о  защите  своего  дома  от  воров  и  потерял  то,  что  обязан  был  сберечь,  раз  уж  вызвался  сберечь.
Беспечность  и  безответственность -  одна  из  самых  распространённых  причин  множеству  проблем  в  человеческом  обществе.

22:13   если же будет [зверем] растерзан, то пусть в доказательство представит растерзанное: за растерзанное он не платит.  
В  этом  случае   ясно,  что  хозяин,  сберегавший  скот,  не  виновен:  защититься  от  хищника -  намного  сложнее,  нежели  от  вора,  хищник   может  напасть  и  на   охранника.  Наличие  растерзанного   доказывает,  что   его  удалось  отобрать  у  зверя,  а  зверя  прогнать.  Значит,  скот  охранялся,  насколько  это  было возможно.

22:14   Если кто займет у ближнего своего скот, и он будет поврежден, или умрет, а хозяина его не было при нем, то должен заплатить;
Лопухин:
Скот, взятый у ближнего на пользование, должен быть охраняем более, чем взятый на сохранение, так как в первом случае он доставляет прямую пользу взявшему. Поэтому если он не будет заботиться о нем, то наказывается за свое небрежное отношение, последствием которого является смерть или повреждение животного от жестокого обращения с ним.

22:15    если же хозяин его был при нем, то не должен платить;
Лопухин:

Присутствие  хозяина при смерти  или повреждении скота, отданного на время другому, освобождало последнего от обязанности платить за него, потому что хозяин лично мог видеть, что в обращении с его животным не было небрежности или жестокости, и сам мог принять меры к охранению своей  собственности.

если он взят был в наймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену.
Отдавая  во  временное  пользование  другому – свою   скотину  ради   выгоды,  за  «арендную»  плату,  заёмщик,  имея  ввиду,  что  извлечёт  прибыль,  должен  иметь  и  ввиду  и  возможные  неприятности,  происходящие  во  время  эксплуатации  отданного   животного.
В  сущности,  он  продал  своё  животное  другому  на  время,  перестав  быть  владельцем  скота  на  весь  период  займа.   Если  в  этот  период  со скотиной что-то  происходит,  то  это  происходит  не  с  его,  по  сути,   скотиной,  так  что  и  претензии  выставлять  -  с  его  стороны  несправедливо:  он  должен  довольствоваться  полученной наемной платой  за  сданную  в  наём  скотину.

Из  последних  двух  глав  можно  заметить,   что  Бог  не  терпит   халатного отношения  ни  к  чужой  жизни,   ни  к  чужому  имуществу.   Человек,  воспитанный  в  Божьем  духе,    должен  постараться   предусмотреть  последствия  как  сделанных  им  дел,   так  и того,  что  он  не  сделал  для  кого-то.  
Например,   вырывший  яму,   должен  был,  во- первых,  предусмотреть,  какие  могут  возникнуть  в связи  с этим  последствия   для  других:  ведь  кто- то может упасть  в  неё.  А,  во-вторых,  -     предпринять  шаги,   чтобы  исключить   возможные  негативные  последствия  для  других.
В  случае  с  ямой  не позаботившийся  об  исключении  возможных  плохих  последствий,    приравнивался  к  намеренному убийце.
Этот  принцип  актуален  и  сейчас:   каждый  христианин,   насколько  это  возможно,   обязан    постараться предусмотреть  последствия  своих  поступков  для  других.

Законы  о  нравственности
Законы, касающиеся добрачных связей   («кражи»  целомудрия)  возлагали всю полноту ответственности на мужчину.

22:16,17   Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену;
Обольщение девушки является кражей  ее высшего  личного   достояния — девственности,  а  вместе с тем и обесценение ее на случай выхода замуж или продажи  в  рабство  (её  не  могли  бы  продать  в  качестве  рабыни-наложницы). Поэтому обольститель  должен   жениться  на  ней   без  права  развода во всю дальнейшую  жизнь,  заплатив  отцу   за  невесту  определённую  цену  серебром     (так  он  покупает  для  себя  жену)  (Втор 22:28–29).

17 а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит [столько] серебра, сколько [полагается] на вено девицам. 
Если  отец откажется  выдать  дочь  замуж,  то  виновник  платит  только  цену  «покупки  жены»  и  стороны  -  в  расчёте. 

22:18  Ворожеи не оставляй в живых. 
Этот  закон  определяет наказание  за  недопустимое  в  народе Божием нарушение  основ  его  нравственной  и  религиозной жизни:  Израилю  должно  было  бы  быть  достаточно  Бога  для  того,  чтобы  готовиться  к  встрече  с  будущим   и  знать,  как  решать  все  свои  проблемы. 

При  наличии  Бога  великих  откровений - обращение  за  советом  к  ворожее,  неважно  -  мнимо  или  действительно  вступающей  в  связь  с  тёмными  духовными  силами    -  рассматривается  как  предательство  Бога,  а  сама  ворожея  -  соблазн  Израилю  предать  Бога:  она   крадёт  у   израильтян  -  доверие   Богу,  а  у  Бога -  авторитет  единственного  истинного  Предсказателя  (Чис 23:22–23;  Втор 18:10–14).
Поэтому все  прорицатели, гадатели, чародеи и т. п. должны быть преданы смерти  (Лев 20:27)

22:19   Всякий скотоложник да будет предан смерти.
Очень  глубокий  нравственный  порок,  через  который  человек  разумный  уподобляется  скотине,  опускаясь  до  уровня  ступени  развития  животных. 
Когда-то     ангелы,  будучи  духами,    опустились  до  уровня  ступени   земных   плотских  женщин,  отчего  растлилась  вся  земля (Быт. 6:2-5)
Человек   из  Божьего  народа   должен  оставаться  венцом  творения  Бога.  Если  же  он  пожелает  высоту  Божьего  воспитанника  поменять  на  низость  скотины  - так  он  покажет  Богу,  что  пренебрегает  Его  стараниями и  нравственными  ценностями,  а  также  -  крадёт  у  человека,  сотворённого  Богом,     статус   «человека  разумного»,  превращаясь  в  животное. 
Ни  один  хулитель  Бога  не  будет  жить  в  мироздании  Бога.   

Женевская:Совокупление с животными (скотоложство), вероятно, было связано с культом плодородия, весьма распространенным в Ханаане. Подобные действия осуждались как извращение (Лев. 18:23).

22:20     Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.
Поклонение  другим богам (всему,  за  чем  стоят  нечистые  духовные  силы)  при  наличии  Бога  Иеговы   в  Израиле -   рассматривалось  как   «супружеская»   измена  Богу    или  духовное  прелюбодеяние,  ибо   заключение  завета  обоюдной   верности   между  Богом  и  Его  народом  метафорически   описано  в  Библии  как  вступление  в  брачный  союз (Иер.3:1,14;  Ис.54:5).
Супружеская  измена  в  Израиле  наказывалась  смертью,  поэтому  и  все  идолопоклонники   приговорены  Богом  к  смерти  (Иак.4:4, Откр.21:8)

Законы  о  заботливом  отношении  к  самым  незащищённым  категориям  населения   Израиля:
22:21  Пришельца не притесняй и не угнетай его
Зная  жестокосердие  Израиля,  Бог  на  уровне  закона  категорически  запретил  Израилю  унижать  и  притеснять  лиц   других  национальностей,  пожелавших  служить  Богу  Израиля  и  присоединиться  к  Его  народу  и  поэтому  -  лишившихся  поддержки  со  стороны  своих  соплеменников.

ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской.  Это  должно  было  напомнить,  насколько хорошо  когда-то  к  ним,  к  пришельцам  Египта,  относились  египтяне   во  времена  Иосифа,  и  это  нравилось  Израилю.
Бог  им  показывал,  чтобы  и  они жили  с пришельцами   в  мире  и  согласии,  и  не  обижали их,  так  как   Бог  принял  и  их  Себе  в  народ   наравне  с  потомками  Авраама  (Чис.15:15,16)

22:22-24  Ни вдовы, ни сироты не притесняйте;
Сирота и вдова - самые  незащищенные  люди   в  социальном  обществе.
В  то  время  -  эта  категория  лиц    была  особенно  уязвляемой:  для  детей имение копили  родители,  о  жёнах   заботились  мужья,  о престарелых  родителях  заботились дети.  Быть  сиротой  или  вдовой  в   древнем  Израиле,  означало   статься   совсем  без поддержки  и  средств  к  существованию.  Сейчас  о  вдовах  и сиротах  худо-бедно заботится государство. Но что можно сказать о духовном сиротстве?  

23 если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их,24 и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами.

Лопухин:
Легкая возможность притеснять вдову и сироту, не имеющих для себя заступника, отказать им в законных требованиях (Втор 27:19), отнять их собственность (Ис 10:2; Мих 2:9), обратив их в рабов (4 Цар 4:1), не должна служить приманкой для своекорыстных людей. Защитником вдов и сирот вместо умершего главы семейства является сам Бог (Пс 67:6); Он услышит вопли их, как и вопли всех нуждающихся (Иов 34:28), и накажет притеснителей  -   вдовством их жен и сиротством   их  детей. 

22:25   Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.
Бедные  в  Израиле  также  относятся  к  незащищённой  категории  населения,  как  пришельцы,  сироты  и  вдовы. 
Ссуда  бедным  имеет   целью не  обогащение,   не   наживу   кредитора, а поддержание обедневшего ближнего (Лев 25:35–37), поэтому   Бог  и  запрещал  брать   с них   проценты:  ни   серебра,  ни  хлеба -  отдавать  в  рост  бедному  категорически  запрещалось  (Втор 23:20; Пс14:5; Иез 18:8, 13 и д.).

(и  здесь  Бог  учитывает  жестокосердие  Израиля,  могущего  увлечься  возможностью  обогатиться  за  счёт   использования  богатых  и   совсем  пренебрегать  из-за  этого  бедными,  с  кого  нечего  взять)
Израиль  не  должен был  забывать  о  том,  что  по  замыслу Бога    в народе еврейском   бедность – это  явление  ненормальное   (Втор 15:3, 4).

22:26,27  Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее,
27 ибо она есть единственный покров у него, она - одеяние тела его: в чем будет он спать?
Не  забирай  последнее  у того, кто  и  так  почти  ничем  не  обладает:  это  жестоко.
Вот  так   коротко  можно  выразить  эту  заповедь.

Одежда,  взятая   в  залог  заимодавцем   при  одолжении   денег   бедному  -  была  хоть  какой-то   гарантией   тому,  что  долг  будет  возвращён.
Однако  Бог  заставил  Израиль  воспринимать  эту  процедуру  чисто  символически,  запретив  всерьёз  шантажировать  должника  присвоением  его  одежды,  словно  одежда  бедняка   могла  компенсировать   его  долг. 
Бог  учил  Свой  народ  состраданию:  ведь  ночи  на  Востоке  холодные,  а  бедняк  не  стал  бы   просить  свои  одежды  до  тех  пор,  пока  не  вернёт  долг,  значит,  отдавая  их  в  залог,  он  обрекал  себя  на  замерзание.  

Заимодавец   мог  о  таких  тонкостях  и  не думать,  какое  ему  дело  до того,  как  проводит  ночь  бедняк?  Но  милосердный  Бог  через  установление  этого  закона  защитил  бедных  от  ночной  стужи,  а  богатых -  заставил  научиться   думать  не  только о  своих  деньгах,  но  и  о сострадании  к  бедному.

итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд.
Бог  предусмотрел  также  и  то,  что  со  стороны  заимодавца  не  обязательно  разовьётся  сострадание  к  должнику,  ведь,  возвращая  ему  одежду,  он  рискует  не  дождаться  выплаты  долга  от  бедняка,  и  это  опасение  - вполне  естественное    для  таких  случаев.   Поэтому  Бог  через  закон  показывает,  что  если  одежда  не  будет  возвращена  бедняку  из  сострадания  и  жалости  к  нему,  то  пусть  она  будет  возвращена  хотя  бы  из-за  нежелания  быть  наказанным  за  невозвращение  одежды:  Бог, милосердный к бедному (34:6; Пс 85:15; 2 Пар 30:9),  будет строг  к  жестокосердому   заимодавцу  и  накажет его (Иов 22:6, 10).

22:28   Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.
Начальник,  по  сути,  и  исполнял  роль  судящего  дела  житейские  в  народе  Бога.
Злословить – значит  оскорблять (Деян.23:5),  а  поносить  -  означает  распространять среди  народа  плохие  слухи, порочащие репутацию судьи  или  начальника (2Цар.15:2,3) 

Начальствующие  в  народе  Бога  назначались  с  одобрения  Бога,  значит,  злословящий  начальствующего  -  злословил  и  выбор  Бога.

К  судье  предъявлялись определённые  требования, но главное - чтобы судьи отражали  справедливость  Бога,  как  представители  Его  власти,   и внимательно рассматривали дела (Исх.23:2,8,Второз.13:14,17:8-11,19:16-18)
Поэтому,  если  кто-либо   оскорблял  судью,  обвинял  в  плохом  решении  суда,  а   также   распространял  слухи,  порочащие репутацию судьи, можно сказать,  что  такой человек  порочил  не  только   репутацию   Божьего  суда,  но   и  самого  Бога,   который  организовал  такой   суд.
За  подобные  проступки  следовало наказание  (Числа 12:1-3,9,10)

Не  следует  путать  злословие  с  обличением.   Обличать - означает показывать облик  согрешений  в   зеркале  слова Бога  именно тому,  кто   согрешает и  нуждается  в  исправлении  (Мтф.18:15,  Лев.19:17)
Так  как  эталон  облика  Божьего  служителя описан  в  Библии,  то  обличать следует только в тех случаях, когда нарушены Библейские принципы. Обличать   судей  не  запрещено,  напротив,  обличение  способствует  их   исправлению  (1Тим.5:19,20, 2Цар.12:1, 2Прлпмн.36:14,15)  и  помогает  не  оказаться виновными  в  их крови (Иез.33:8,9).

Законы,  обучающие  Израиль  правильно  относиться  к  Богу  своему: 
22:29 
Не медли [приносить Мне]…  Беспечность  Израиля  могла  прижиться не  только   в  отношениях  между   ближними,  но  и  - в   отношениях  с  Богом. 
Израиль  должен  был  понять,  что  промедление  в  исполнении  требований  Бога  -  сродни   проявления  неуважения  к  Нему,  словно  есть  у  них   дела  поважнее,  а  Бог   подождёт.   

начатки от гумна твоего и от точила твоего;   начатки  (лучшее)  от  первого  (сбор  злаковых)   и  позднего  урожая  (сбор винограда)  должны  были  напоминать  Израилю  о  том,  благодаря  КОМУ  они  имеют  возможность  иметь  блага  земли  своей  и  пользоваться  ими. 
Это  -  знак  почтения  и  благодарности  Богу  за  благословения  земли,  а  также  -  знак   уважения  Его   права   ожидать  признательность  от  Своего  народа  за  все  те  блага,  которые  они  имеют  благодаря  Ему.  
Бог  желал,  чтобы  Израиль   ценил  (признавал)   то  добро,  что  сделано  для  него,  и  проявлял   свою  признательность. 
Ожидать,  что   добрые  дела  будут  хотя  бы   замечены -  это  естественная  потребность   любой  разумной  личности,  делающей   добро.   

отдавай Мне первенца из сынов твоих;   Первенцев  Бог  «купил»  для  Себя  и   своих  целей  при  помощи  Пасхи  во  время  вывода  Израиля  из  Египетского  рабства  (Чис.3:15).  Первенцы  -  это  также,  по  сути,  начатки   силы  Израиля,  лучшее  из  их  потомства  (Быт.49:3, Втор.21:17).
Отдать  первенца  Богу  означало  помнить о  том,  КТО  благословляет  народ  потомством   -  во  первых;  а  во-вторых -  отдать  Богу  тех,  кто  принадлежит  Ему  по  праву  «покупателя»:  первенцы  должны  были  исполнять  священное  служение  Господу  в  храме  Его;   использовать  первенцев  Израиля   именно  для  священного  служения  -  входило  в  намерения  Бога (Чис.8:14-17)

22:30   то же делай с волом твоим и с овцою твоею.  Отдавать  Богу  первенцев  из  скота  -  лучшее  из  их  потомства  -  также  входило  в  требование  Бога,   эти  животные  предназначались  для  жертвоприношений  Богу

семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне.
Бог  пожелал,  чтобы  человек  увидел  в  семидневном  промежутке      «расписания»   времени  у  Бога  -  определённый  смысл,  поэтому   о  семидневном  промежутке и  сообщил  о  том,  что  шесть  дней  творил,  а  в  седьмой  -  почил;  поэтому   и  семидневную  неделю  учредил  во  времени:  поэтому  семь  дней  повелел  жить  потомству  чистых  животных,  а  на  восьмой  -  посвятить  их  Богу,   отдавая  священству  в  пользование. 
Да   и  в связи   с  младенцами   человеческими   мужеского   пола  -  семидневный  промежуток  обозначен:  семь  дней  младенец  жил  как  потомок  Адама,  а  на  восьмой  -  посвящался  Богу  через  процедуру  обрезания  и  становился  частью  Божьего  народа.  

22:31  И будете у Меня людьми святыми;   Благодаря  исполнению  этих  требований,  обеспечивающим  возможность  совершать  священное  служение  Богу  (наличие  священнослужителей (первенцев)  в  храме  и  возможности  приносить  жертвы) -  Израиль  имел  возможность  стать  святым  народом   через  процедуры   очищения  кровью  животных   и  благодаря    послушанию  Богу:  кто  слушает  Бога,  тот  становится  Его  воспитанником;  а  если  Учитель  свят,  то  и  ученик  имеет  возможность  стать  святым.

и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его.   
Животное,  растерзанное  зверем  -  не  обескровлено.  Святому  же  народу  запрещалось   употреблять  в  пищу  кровь  (Лев.17:10).  Поэтому,  если  бы  в  Израиле  ели  мясо  растерзанного  и  необескровленного  животного  -  они  осквернялись   бы   и  переставали  быть  святыми (Лев.22:8; Иез.4:14).
Отсюда  -  и  запрет  на  употребление  в  пищу  мяса  растерзанного 

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru