ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Исход -
 21 глава

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Последующие   главы  посвящены  различным житейским аспектам  бытия евреев  -  народа,  который  должен  был  бы  на  Земле  представлять  небесного  Правителя  и  становиться  святым  человеческим  обществом.
Перечисляется  ряд  законов, регламентирующих поведение израильтян, а также освещены многие  проблемы  и  их  разрешение с Божьей  точки  зрения на тот исторический  момент.

21:1  И вот законы, которые ты объявишь им:
Только  что  Бог  дал  всему  народу  10 заповедей  -  начатки     правильных  представлений  о  требованиях  Бога  к  Своему  народу,  разъясняющих  основополагающие  принципы  жизни   в   святом   обществе.
И  снова  Бог  говорит  о  неких  законах.
Что  это означает?

Женевская:  Данные законы дополняют основные (20,1-17) в качестве принципов, регулирующих социальные взаимоотношения. Производный характер этих законов предполагает, что они были переданы Богом через Моисея и не произносились перед всем народом, как  Десять Заповедей.
Гражданские и уголовные  законы  представлены  в  22:1 -15;
законы, касающиеся нравственности, - в 22:16-27; 23,1-9;
законы о поклонении - в 20:22-26; 22:28-30; 23:10-19.
В 22:17 и далее излагаются судебные законы (типа "Если ... тогда"), предполагающие наказания.
Далее следуют императивные законы (типа законов 20:1-17, гласящих: "Не делай того-то и того-то").

Эти социальные законы были призваны регулировать жизнь Израиля в обетованной земле. В древнем мире подобные судебные законы напоминали об ответственности правителя за обеспечение правосудия на его территории. О том, когда требуется Божие правосудие, рассказывается в гл. 21-23.

То  есть,  основы  -  основами,  но  народу,  с  нуля  начинающему  жить  под правлением  Бога,  нужно  было  с  нуля  и  растолковать  подробнее,  что  -  к  чему,  разъяснив  для  начала   будущему  святому  народу   дисциплину  и  смысл  жизни  практически  для  каждого  дня  -  по  пунктам.  Божьему  народу  предстояло  научиться,  как  ПРАВИЛЬНО  (по  правилам  Бога)  решать  те  или  иные  вопросы,  требующие  решения  каждый   день   и  время  от  времени. 

21:2    если купишь раба Еврея,   Евреями  по  происхождению  от  Авраама-Еврея (Быт.14:13)  были  не  только  израильтяне,  но  и   Едомляне  (потомки  Исава,  потомки  Измаила  и  сыновей  от  Хеттуры,  жены  Авраама  после  Сарры (Быт.25:1-4).   Однако   эти   указания   Бога  распространялись  только  на  Израиль.
В  момент  выхода  из  Египта  весь  Израиль  был  равен  по  социальному  положению:  все  -  свободные  от  человеческой  зависимости,   но   согласные  стать  рабами  Богу.  
Почему  же  Бог   устанавливает  для  Своего  народа   справедливые  правила  в  отношении  рабов? 
Он  знает,  что  со  временем  в  любом  народе  неизбежно  «расслоение»  на  более  и  менее   преуспевающих,  трудолюбивых,  ответственных  и  т.д.    Не  избежать  этой  участи  и  народу  Бога.
По  закону   Бога   в рабы,  например,  мог  быть  покупаем  обедневший израильтянин  за неуплату долга  (Лев 25:39;  4 Цар. 4:1; Неем. 5:1-5; Ам. 2:6), а также  вор -израильтянин, оказавшийся не в состоянии  уплатить  за  похищенное  (Исх 22:3).

пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
Закон  Бога  ограничивал  срок  пребывания  в  рабстве  шестью  годами.  Освобождение  раба  в  седьмой  год  -  символическое,  ибо  седьмой  «день»  -  символ  покоя  Божьего: 
Бог  почил  в  седьмой  «день»,  освободившись,  можно  сказать,  от  труда  своего;   седьмой  день  недели  в  Израиле -  пребывание  в  покое  Бога   Израиля  хотя  бы  один день  в  неделю;   «день»  седьмой  или   вечный   для  человечества (Миллениум  или  1000летие  Христа)  -  это   период   нового  неба  и  новой  праведной   земли,  период   массового  освобождения   человечества  от  рабства  греха  и смерти,  в  конце  этого  «дня»  -  ни  одного  раба  греха  и  смерти  -  не  останется  (2Петра3:13,18;  Откр. 20:14,15; 21:3,4)

пусть выйдет на волю даром  -  также  символический  образ  освобождения  от  рабства:  Иисус  Христос  освободил  всё  человечество  от  рабства  греха  и  смерти  -  даром,  не  по  заслугам,  не  по  грехам  воздал;  в  седьмой  «день»  истории  человечества   все,  кто  пожелает  освободиться  от  рабства  греха  и  стать  праведным  -  воскреснут  в  Миллениуме  и  освободятся  от  него  даром,  благодаря  искуплению  Христа

21:3,4    если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; 
В  этом  случае   жена  -  принадлежит  мужу - рабу,  так  как  он  взял  её  не  в  доме  господина.

4
если  же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
Если  раб  решит  жениться  на  той,  кого  встретил  в  доме  господина - то  в   этом  случае  жена  раба  и  все,  кто  чрез  неё  появился  в  доме  господина  -  являются   собственностью  господина,  поэтому  раб  не  мог  уйти  на  волю  со  своей  семьёй  и  оставался  пред  выбором:  то  ли  ему  выбрать  свободу  без  семьи,  то  ли  -  рабство,  но  с  семьёй.

Эти  тексты   помогают    понять  принцип  поведения  членов  верующей  семьи  в  Новом  Завете -  для  современной   ситуации ,  если  кто-то  из  верующих  супругов  решит  покинуть  своё христианское  собрание,  в  котором  он  вместе  с  семьёй  поклонялся  Богу.   В  этом  случае  речь  также  идёт  об отношениях   раба  и  господина,  только  рабом  является  верующий,   господином   -  Иисус  Христос,   а  домом  господина  -  христианское  собрание: 
 
21:3   если  верующий,  "купленный"  для  себя  господином  Христом,  пришёл  в  его  дом  (собрание)  один  -  то,  желая  покинуть  собрание  -   один  и  уходить  должен.  Если  он  пришёл  в  собрание  с  женой  (женился  вне  дома  Христова) -  то  может  с женой   покинуть  собрание,  если  надумает  уйти.

21:4   Если  же  тот,  кто  стал  верующим  и,  придя  в  собрание  Христа,  встретил  в собрании  верующую,  на  которой  решил  жениться    -  значит,  можно  сказать,  что  этому  "рабу"   жену  дал  господин  из  своего  дома  (верующая  принадлежит  Христу,  ибо  он  "купил"  её  для   Бога  своего   кровью  своею, 1Кор.7:23).   
В  случае,  если  этот  верующий  изменит  свои  убеждения  и  решит  уйти  из  собрания  -  то  было  бы  неправильно  пытаться  выводить  из  собрания    жену  с  детьми - против  её воли,  уговорами  или  шантажом  пытаясь  сломать  её  веру  и сохранить  для  себя:   уходить   из  собрания  ему  надо  ОДНОМУ.  А жену и детей - оставить  в  доме  господина   и  не  чинить  ей  препятствия  в  поклонении  Богу  с  этим  собранием,  ибо  она  и  дети -  господину  принадлежат,  а  не  мужу.

То  же  относится  и  к   случаю,  если   жена,  нашедшая  мужа  в  собрании  Христа,    решит  со  временем  покинуть  собрание  и  увести  верующего  мужа  за  собой:   для  христиан  не  имеет  значения,  кто  поступает  неправильно  -  мужчина  или  женщина.  (ибо  во  Христе  нет  ни  мужеского  пола,  ни женского,  Гал.3:28)
Заметим,  если  муж   или   жена  желают  бросить  собрание,  то  последуют   за  ними  их   брачные  спутники   или  нет  - зависит от  силы  и  крепости  их  веры  в то,  что   собрание,  в  котором  они  служат  Богу,   является   истинным  собранием Христа.
 
В  случаях  расхождения  в   семье  мнений    по  поводу  того,  служить  совместно  Богу   в  христианском  собрании  или  нет  -  отношения   между  супругами,  детьми  и  родителями  -могут  резко  ухудшиться.  Именно  об  этом  предупредил  Иисус  Христос,  сказав  о  том,  что  в случае  разделения  взглядов  в  вероисповедании  - домашние  становятся  для  верующего  врагами,  и  ему  так  или  иначе  придётся  выбирать,  чью  сторону  занять  -  сторону  Христа ,  продолжая  служение   Богу  в  собрании,  или  - сторону  родственников, перестав  служить  Богу  и  посещать  собрание  Христа  Его  (Мтф.10:35-37).

21:5  но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю  Иная   свобода  для  человека -  хуже  рабства,  особенно,  если  некуда   и  не  к  кому   идти. 
А  иное  рабство  -  это  всего  лишь  привычная   колея  жизни,  из  которой  если  выбраться  -  означает  «остаться  не  у  дел»  и  облечь  себя  на  ещё  большие   трудности.
Бог  предоставил  и  то  и  другое  на  выбор - для  рабов  в  народе  Своём.
В   народе  Бога  рабство  не  было  таким  уж  обременительным,  оно  больше  было  похоже  на  труд  наёмных  работников.  Скорее,  рабство  в  Израиле -  это  был  способ  выжить   в  случае  неспособности  самому  обеспечить  себе   более  или  менее  достойное  житие:  
так  Бог  заботился  о  менее  приспособленных  к  жизни  и  слабых  людях,  ибо  Его  закон    запрещал  налагать  непосильный  труд   для   продавшихся  в  рабство  сородников  (Лев.25:39,40)

Если  хозяин  попадался   справедливый  и  добрый,  давал   приют,  возможность  трудиться,  есть  свой  хлеб и  радоваться  жизни  с   любимой   женой  и  детьми,   то   социальный  статус  большого  значения,  по  сути,   не  имеет:  в  вечности  все  будут  рабами   справедливого  и  доброго  Бога,  однако  при этом  все  будут  счастливы.  

21:6    то пусть господин его приведет его пред богов  
Если  раб  добровольно  пожелает  остаться у  господина  своего  навсегда,  то господин  не  может  оставить  его  у  себя  самовольно  во  избежание  разного  рода  злоупотреблений  рабами,  но  обязан  оговорить  добровольное  рабство с  судьями  своей  земли  («богами» -Пс.81:1-3),  чтобы  они  засвидетельствовали  желание  самого  раба  остаться  в  доме  господина.

и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.   
Раба  как  бы  «прикрепляли»  к  дому  его  господина.  Но  почему  -  "прикрепляли"  прокалыванием  именно  уха?  Потому  что  прокалывание  уха   показывало:  отныне    ухо  этого  раба   всегда  будет  слышать  голос  господина  своего,  поэтому  сам  раб  -  всегда  будет  послушен  тому,  что  слышит  его  ухо.
Добровольное  пожелание  служить  рабом  господину  своему  из  любви  к  нему  и  жене,  которую  дал  ему  господин  -  также  символично:  в  мире  Бога  останутся  только  те,  кто  добровольно  пожелает  стать  рабом  Бога  -  из  любви  к  нему  и  к  жене,  которую  Бог  создал  для  человека,  чтобы  он  не  был  одинок (Быт.2:18,20-22)

21:7    Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы;  
С рабынями обращались иначе, чем с рабами. Зачастую они являлись наложницами или младшими женами (ср. Быт. 16:3; 22:24; 30:3, 9; 36:12; Суд. 8:31; 9:18).

Лопухин:
 
Как видно из Втор 15:17 и Иер 34:9–11,16, рабыни-еврейки  освобождались на тех же началах, что и рабы-евреи. Поэтому общее правило: рабыня «не может выйти, как выходят рабы», имеет в виду не просто  рабынь, но рабынь-наложниц.
   Законом,  как  видим,   предусматривалась продажа  женщин   в  рабынь-наложниц, а также их защита в дальнейшем.

В  Израиле  потомство  считалось  благословением  от  Господа,   поэтому  продажа  детей  в  рабство  использовалась  родителями  в  самых  крайних  случаях. 
Из  толкования  раввинов:
Все, что  мы  узнали … о том уважении, с которым иудаизм предписывает относиться к женщине, об отношении родителей к детям и о тех соображения, которыми  должны руководствоваться родители при выборе подходящих супругов для  своего  потомства, - все это позволяет нам без колебаний сделать вывод: если еврей продает свою малолетнюю дочь в служанки, чтобы в будущем она стала  женой  своего хозяина, то лишь самая горькая, страшная необходимость могла заставить его пойти на это. Он должен был продать свой дом и все, что в доме, даже последнюю рубашку, прежде чем ему дозволяется совершить такой шаг (Кидушин 20а;  Законы о рабах 4:2).

21:8     если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее;
Если  девочка-еврейка,  купленная  израильтянином  для   наложницы  в  будущем,  впоследствии  будет  отвергнута господином  и  он  не  возьмёт  её  замуж  (не  обручит  её),   то  ее обязан был выкупить кто-то из близких родственников (ср. Лев. 25:47-54)
Она имела право и сама уплатить выкуп за себя.

а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее;
Продать  отверженную   рабыню- наложницу  можно  было  только  своим  родственникам,  то  есть,  израильтянам.   Браки  с   язычниками  были  запрещены (Втор 7:3).

Такое  потребительское  отношение  к  женщинам   весьма  затрудняет  возможность  современному  обществу   относиться   к  Израилю  древности  как  к  святому  народу,  с должным  уважением  и  почтением -   из-за   их   диких  нравов.  

Однако,  в  чём  тут  дело?   
Разве  Бог  может  относиться  к  женщине  как  к  объекту  торговли?  Откуда  -  такие  законы  для   общества,  которому  надлежало  называться  святым  (Мтф.19:3-6, Еф.5:28)?

Как  выразился  Иисус  «по  жестокосердию»  людей  того  времени  -  и  закон  был  дан  (Мтф.19:8)   Они  не  вместили  бы  в  менталитете   и  нравах  того  исторического  периода  смысл  целомудрия,  святости  брака,  бережного  отношения  к  женщине,  возвышенной  любви  и   чистоты  супружеских  отношений  и  т.д.  Ожидать   от  них  соблюдения  высоконравственного   христианского  образа  жизни  -  было  бы  всё  равно,  что  ожидать,  к  примеру,  от  животного,  что оно  будет  сидеть  за  партой  в школе  и  учиться  на  «отлично».   

21:9  если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;
Любая  рабыня  могла  быть  куплена  господином   в  качестве  будущей невестки. 
Отдав  рабыню   своему  сыну   в  наложницы, господин  должен  рассматривать  ее не  как рабу, а как дочь,  породнившуюся  с  ним   через  сына.
То  есть,  по  сути,  быть  наложницей  для  женщины  практически  означало  «быть  замужем».   О  такого рода  «замужестве»  говорит  и  следующий  текст  закона:

21:10  если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского  сожития;
При существовании других наложниц, появившихся   у  сына  господина  позднее, первая   наложница   не  должна  была   лишаться   прав жены и средств к существованию.
Как  видим,  многожёнство   для  жителей   в периоде  действия  Ветхого  Завета  -  было  нормальным   явлением,  узаконенным  Богом.

У  многих  возникает  вопрос:   не   потому  ли,  случайно,   и  до  сих  пор   мужчины  многих  народов,  принявшие  в  прошлом  Ветхий  Завет,  и  до  сих   пор   предпочитают  жить   прошлым,  не  заметив  смены   ветхозаветной  эпохи     -  на  новозаветную,  христианскую?

21:11    а если он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
Если хозяин  дома  не  позаботится  о  том,  чтобы    жена  сына  или  его  собственная  жена, которую  заменили  на  другую,  не  была  лишена   пищи,  одежды и супружеского  сожития  -  то  такая  женщина  получает  законное  право  стать  свободной  без  выкупа.  Такой  закон  -    своего  рода  компенсация  брошенной  жене   за  моральный  и  материальный  ущерб:  свободной  женщине  гораздо  проще  устроить  свою   дальнейшую  жизнь.

Надо  отметить,  что  Бог  при  наличии   мужской  части Своего  народа,  не  обременённой  высокой  нравственностью,  устанавливает  законные  меры  хотя  бы  по   относительной   защите  прав  «бесправных»  женщин  того  исторического  времени,  чтобы  они  хотя  бы   как-то  могли  сделать  свою  жизнь  более или  менее  сносной.

21:12-14   Череда  законов,  разъясняющих  отличие  в  разных   видах  убийств,  что  могло  иметь  местно  даже  в  обществе  Божьего  народа:
Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;
13 но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце];
14 а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то [и] от жертвенника Моего бери его на смерть.

У
бийство умышленное -  сознательно  спланированное - и  убийство нечаянное, хотя  приводят к одному  результату,  но  в  глазах   Бога   имеют  разное значение  и,  соответственно,   наказание.
Для  нечаянного   убийцы  Бог  огранизовал  мероприятие, дающее ему возможность остаться в живых от руки мстителя:   город-убежище.
Сознательного убийцу ждёт наказание -смерть.

Эти  принципы -  также  символичны  и  кое-что разъясняют  из  истории  возникновения   противостояния  Богу  и  Его  отношения  ко  всем   духовным  своим  противникам:
1.   Дьявол оказался сознательным убийцей  всех  человеков –от Иоанна8:44. Адам  оказался сознательным  убийцей  всех  своих будущих потомков, ибо он не был  обманут,  а  сознательно выбрал участь смертной жены- 1Тим.2:14 .Поэтому их  ожидает  смерть.  Ибо  сами  её  выбрали.

2. Для  всех,  кто  не   желает   идти  путём  Адама,  есть возможность оказаться  «нечаянным убийцей», ибо  не  по своей воле,  а  из-за  порочного  происхождения  -  невольно   «убиваем» своих  детей – Римл.5:12,8:20.
Бог  позаботился  о  таких людях и не вменит  им  это в вину,  давая возможность жить  вечно в Своей системе.  Он  провёл мероприятие по искуплению их от греха Адама при помощи Иисуса Христа.
Кровь  Иисуса  даёт им надежду «укрыться»  от  гнева  Бога   и  руки  мстителя  за пролитую  кровь -  в  символическом  «городе –убежище»:  в  теле  Иисуса  Христа  (в  собрании  Божьего  народа)  при  условии.  Если  они  «войдут»  в  этот  «город»  для  того,  чтобы  спастись  (примут  искупление  Христово  и  станут  христианами)  

21:15   Бог   знает,  что  нравственность  у народа, который  Он  желает научить своим  принципам святости  -  пока  что  -  не  на  высоте.  Поэтому  Ему пришлось  буквально  «разжёвывать»  правила  поведения  израильтян  в  семье:
Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

Строго?  Кому-то  покажется,  что  строго.  Но  иначе,  похоже,  привить  уважительное  отношение  к  своим  родителям  -  было  невозможно  в  условиях  и  менталитете  того  исторического  времени.
Страх  перед  наказанием  закладывал  основание  для  развития  хорошей  и  правильной  привычки:  уважать  и почитать  своих  родителей.  Недаром   сказано:  страх  господень  -это  лишь    НАЧАЛО  мудрости (Пр.1:7).  СНАЧАЛА  -  страх  удерживает  от глупости, а  потом  и  мудрость  с  пониманием  приходят  по  поводу  того,  что  отца  и  мать  -  правильно  почитать  и  уважать,  к  тому  же  -  это  совсем   нетрудно. 
В  обществе  Божьего  народа  неприемлимо  неуважение к  родителям.    

21:16   Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.
Даже  такой  низменный  «бизнес»  на   живых   людях,  как  продажа  их  в  рабство  (а  сегодня  - просто  выкрадывание и  продажа  их  родителям)  -  это  предвидение  Божье:  Он  предвидел,  до  чего  же  люди  могут  опуститься,  поэтому  исходил  из  требований  к  тому  человеческому  «материалу»,  которым  располагал  на  тот  момент.  Другого  Израиля  у  Него  просто  не  было.  А  остальные  народы  -  были  ещё  бОльшими  дикарями. 
Братья Иосифа,  например,  продавшие  брата  в  рабство,  по  закону  Бога  заслужили  бы смерть,  если  бы  жили  во  времена  закона.

21:17   Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
Та  же  воспитательная  мера  в  отношении  родителей, что и   драка с  ними (12:15)
Не помешало бы современным детям  почитать внимательней эти стихи и задуматься,  ПОЧЕМУ Бог предусмотрел высшую меру наказания даже за злословие родителей, не говоря уже о том, что  руки  на  них   нельзя поднимать? А ведь отношение Бога  к  ТАКОГО рода  проступкам не изменилось, просто изменилась  мера  наказания  и  то,  что  НЕ СРАЗУ  ЖЕ  она  настигает грешников,  потому  и не боится сердце сынов и дочерей человеческих - делать зло. (Екл. 8:11)

21:18,19    Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель,   Речь  идёт  о  непреднамеренной  драке  -  о  менее  тяжком,  по  сравнению  с  убийством,  преступлении  против  себе  подобного
19 то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен [смерти];   

Если  пострадавший  умрёт  -  понятно,  к  «убийце»  -  мера  наказания  как  к  убийце  с  выяснением  нечаянным  убийцей он  оказался  или  с  камнем  за  пазухой  специально  пришёл.
А  если   выздоровеет  пострадавший  -  виновник  просто  наказывается  по справедливости  с  учётом    оплаты  «больничного»:  времени  простоя  в  работе  и  всех  затрат на  лечение:
только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.

Собственно,  такой  же  подход  к  судебным  решениям -  и  в  современном  судопроизводстве.  Разве  что  с  добавлением  возмещения  ещё  и  морального  ущерба

21:20  А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
Раб,  согласно  Божиему  установлению,   в  обществе  народа  Бога   должен  был  рассматриваться   как   личность,   а  не  вещь,   что  было  весьма  необычным  для  норм  и  нравов   того  времени.  Хотя,  как  видим,   жестокое  отношение  хозяев   к  своим  рабам  -  было  явлением,  не  чуждым   для  Израиля.  
Однако  хозяин,  убивший  своего раба - не  осуждался  на  смерть:  
наказывать  рабов  в  воспитательных  целях  -  право   хозяина,  а  определить,  убивал  хозяин  раба  умышленно  или  всего  лишь  наказывал  -  сложно.

21:21 но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.   Хозяин,  раб  которого  не  умер  сразу  же  от  побоев,  а  пережил  их  несколько  дней, умерев  позже  -  не  наказывался  вообще,  ведь  смерть   раба  в  этом  случае   не являлась   непосредственно  следствием  побоев,  а   поступок хозяина  считался  мерой  воспитания, не покушением на убийство.

Для  хозяина  в  этом случае  достаточно  было  и того наказания, что, теряя раба, он  терял  заплаченные  за  него деньги,  нанося   себе  ущерб:  «это его серебро».

21:22   Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда,   
Речь  может  идти     о  преждевременных  родах,  в которых   младенец,  хотя  и  недоношенный,  но  останется  жив  (не  будет  особого   вреда  ни  ему,  ни  матери).
А  в  этом  случае  на  виновного  в  преждевременных  родах   налагалась  всего  лишь  пеня:  разумная  сумма  денег  за  «хулиганство»:
то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; 
Посредник  нужен был  для  того,  чтобы  остановить  мужа  в  случае  неумеренности  в   требованиях:  сумма  "штрафа"  должна  была  хотя  бы  приблизительно  покрыть ущерб  от  потери  ребёнка,  но  величина  её   должна  была  определяться  судьями  Израиля  на  каком-то  обосновании (не  разрешалось  чинить  произвол,  только  через  судей  можно  было  решать  какие  бы  то  ни  было  тяжбы)

21:23-25   а если будет вред  0611, то отдай душу за душу,
24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.
Слово  «вред»   переводится  как  «смертельный  случай»,  «трагедия».  Если  от  удара  беременной  женщины  будут  пострадавшие  (мёртвый  ребёнок  или  женщина  погибнет,  или  тяжко  пострадает),  в  этом  случае   применялся принцип  справедливого  возмездия  за  причинённый  вред.  

О  каком  принципе  справедливого  возмездия  здесь  идёт  речь? 
О  том,  что,  с  одной  стороны,   нельзя  оставлять  безнаказанным  любой  вред,  причинённый  человеку.  С  другой - возмездие  должно  быть соразмерным  степени  вреда.  Например,  было  бы  несправедливо убить  человека, выбившего  кому-то  зуб  в  драке.  И  наоборот:  для  убийцы  человека  "удаление  зуба" - не  достаточно соразмерное  наказание.        

Здесь  не  сказано  о  том,  что  Бог  разрешает  мстить,  дескать,  если   тебе  выбили  зуб -  то  и  ты  имеешь  право  выбить тот же  зуб  своему  обидчику.  Бог  не  разрешает  мстить (Лв. 19:18).  Но  разрешает  применять  наказание  той  степени  тяжести,  которое  может  хоть  как-то  возместить  причинённый  ущерб.  
В  Израиле  судьи  определяли  вид  наказание  и соразмерные  суммы  штрафов  по  возмещению  ущерба.     

Библеист Ричард Эллиот Фридман сказал: «Суть этого выражения (глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу)  в том, что наказание всегда должно быть соразмерно преступлению и тяжесть наказания никогда не должна превышать тяжести содеянного».

21:26,27   Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;
27 и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.
 
Принцип  справедливого  возмездия   для  свободных  израильтян   из  21:23-25  не  распространяется  на  рабов,  однако  определение  наказания  хозяевам  за  увечья  рабам  ограничивает  произвол  и  жестокое  обращение  их  со  своими   рабами. 
Надо  сказать,  что   отпустить  раба  на  волю  -  обходилось    дороже,  чем  "выбить",  к  примеру,  "зуб"  хозяину  - по  принципу  справедливости.   Бог  оценил   увечье  рабов  в  стоимость  их  свободы,  и  этим  тормозил  беспредел  хозяев  в  отношении  своих  рабов.

21:28    Следующие  тексты  показывают,  как  Бог  обязал  израильтян  заботиться  о  безопасности ближних,  имея  в  своём  распоряжении  домашних  животных,  и  какое   значение   имеет   информация  -  для  владеющего  ею.  Знание  или незнание возможных последствий  увеличивает  или  уменьшает  тяжесть  проступка  и наказание за него:
Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть;    
Бодливый  вол  представляет  опасность  для  жизни  человека,  поэтому  его  уничтожают.  Мясо  вола,  забитого  камнями  до  смерти,   непригодно  в  пищу,  так  как  животное  не  обескровлено.  

а хозяин вола не виноват;
понятно,  что хозяин,  не  знавший  характер  своего  вола  -  не  виновен,  однако  потеря  вола  наносила  хозяину  немалый  ущерб,  поэтому   израильтяне,  знавшие  этот  закон,  имели  возможность  не  относиться  легкомысленно  к    своим  животным  и   изучать  их  наклонности.

Есть  такое  положение   в  светской   юриспруденции:   «незнание закона - не освобождает от  ответственности».
Выходит,   бытующее   мнение   о   крепости  «нервов»  под  названием   «меньше знаешь - крепче спишь» -  не  всегда  актуально  для  мало  знающих.

21:29   но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти;   
Легкомыслие  и  беспечность  стоили  израильтянам  жизни:  они  были  обязаны  следить  за  тем,  чтобы  ничем  не  причинять  вред  ближним  своим.  Ведь  какой  спрос  с  животного?  В  гибели  мужчины  или  женщины,  по  сути,  в  таких  случаях  виновен  хозяин  вола,  не  принявший  меры  предосторожности  в  отношении  своего  питомца.
Знание  этого  закона  вынуждало  израильтян  серьёзнее  относиться  к  своим  животным  и  следить  за  тем,  чтобы  они  не  имели  даже  и  возможности  причинять  вред   людям.

На  данном  стихе  можно увидеть,  что  Бог не считает нечаянным  убийством  случаи,  когда  человек   не  питал   злобы,  например,   к  соседу,   но  и  не  позаботился  о  том, чтобы  беречь его   жизнь,  зная,   что  по  собственному   недосмотру  жизнь  соседа  может  быть  подвержена  риску. 
В глазах  Бога  дорога  каждая  жизнь   и  те,  кто  не  ценит  чужую  жизнь  -  этим показывают , что  далеки  от  Бога.

21:30,31   30 если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него.
31 Сына ли забодает, дочь ли забодает, - по сему же закону поступать с ним.
Смерть  хозяина  бодливого  животного  по  желанию  пострадавшей  стороны   могла  заменяться   выкупом  на  том,  может быть,  основании,  что  вина домохозяина  заключается только  в  беспечности  и  легкомыслии,  но  не в злом умысле.  Размер  выкупа  устанавливался  пострадавшей  стороной  (какая  им  польза  от смерти  хозяина,  потерянного  ближнего им  было уже  не  вернуть,  а  выкуп  хоть  как-то  возможно  было  использовать  с  пользой  для   остальной   семьи)

21:32  Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.   
Во  столько  оценивалась  жизнь  раба  или   ущерб,  причинённый  хозяином  бодливого  вола. Именно такой была цена  предательства Иуды, выдавшего Иисус (Зах. 11:12; Мф. 26:15).

21:33,34   Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет в нее вол или осел,
34 то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп будет его.
  
Закон,  обязывающий  хозяев  беспокоиться  о  мерах  безопасности   и  исключать  беспечность   в  ведении  хозяйственных  дел  своей  семьи  

21:35  Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам;
Солидарность  интересов  заставляет  делить  несчастье пополам.

21:35    а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, но хозяин его не стерег его, то должен он заплатить вола за вола, а убитый будет его
В  убытках  виноват  лишь  тот,  кто  беспечно,  нерадиво  относится к собственности  ближнего, а потому  он один  и терпит ущерб.  Это  справедливо.

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru