ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Исход -
 20 глава

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Женевская:  Десятисловие  (34:28)  как бы состоит из двух частей: первые четыре заповеди - о взаимоотношениях с Богом, остальные шесть - о взаимоотношениях людей друг с другом, а также человека и общества.

Величайшее  событие  в  истории   Израиля:  знакомство  с  Богом  через  знакомство  с  Его  требованиями  и  пожеланиями  Израилю.
Подобно тому, как  по  характеру  и  содержанию  картины  можно представить сущность личности  её  художника,  так  и  по  характеру картины  жизни общества,  художником  и строителем  которого  является Бог (Евр.11:10),
можно  методом  логического  размышления  над  Его  нормами  нравственности   и  поведения представить  и  «увидеть»  сущность  Той Личности,  которая    создала  именно  эту  картину  жизни.  
Можно  сказать, что  Бог  явил  Себя  израильтянам - познакомил  Себя с ними (да и теперь - с нами) - через  Свои  10  заповедей   к Своему  будущему  народу,  объявленных Моисею на  горе  Синай.  

Ещё  можно  заметить,  что  во  всех   десяти  заповедях  нашли  отражения  события  Эдемского  сада,  по  ходу  разбора  покажем,  в  чём  они. 

20:1-3   Первая  заповедь  касается  личности  Бога –Законодателя,  в  правильном  отношении  к  Нему  Израиля   будет   заложена  основа  их  веры  и  благополучия.  Бог  знакомит  Себя  с  Израилем  для  того,  чтобы  они  могли  понять,  с  Кем  же   им  предстоит  иметь  дело:       
И изрек Бог все слова сии, говоря:  Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;   3 да не будет у тебя других богов пред лицеем  Моим.
Первая  заповедь  открывает  Израилю  того  Бога,  который  ценит  исключительную  преданность  и  верность:  они  должны  понять,  что  Сам  Бог  их  никогда  не  предаст  и  ожидает  от  них  такого  же  к  Себе  отношения.
Ветхий  Завет  -  это  союз  прежде  всего  обоюдной  верности.

В  Эдемском саду  Адам  и  Ева  нарушили  эту первую  заповедь  залога  гармонии  с  Создателем:  пред  лицом Бога  (в  Его  присутствии),  они,  тем  не менее,  нашли  для  себя  и  другой  объект  для  послушания:  Ева  -  змея,  Адам  -  жену. В  результате  -  стенает  и  мучается всё  творение  с  тех  пор  за  пределами  Божьего  рая.

20:4-6   Вторая  заповедь  разъясняет,  в  чём  же,  и  с  чего  начинается  предательство:
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
Верность  Израиля  к  своему  Богу, например,  может  проявляться  в  том,  что  человек  не  станет себе  прокладывать  путь  к  измене:  ведь  попытка  сделать  для  себя  видимое  изображение  того,  кто  невидим,    означает  не  что  иное,  как  начало  отступления  от  невидимого  Бога,  первый  шаг  на   пути  предательства.  Почему? 
Потому,  что   если  глаза   настроены    смотреть  на   другого,  это  означает,  что  они  уже  не   смотрят  в  сторону   Бога. 
Это,  в  свою  очередь,  означает,  что  человек  не  полностью  принадлежит  своему  Богу,  а  делит  себя  между  кумиром  и  Богом.

Ева,  например,  отвела  глаза  от  своего  мужа  и  своего  Бога  и  стала  рассматривать  змея  с  его  предложением.  Если  бы  она   не  пошла  на  поводу  у   похоти  очей своих  и   отвергла   змея,  обратившись  к  Богу  или  хотя  бы  к  мужу,  катастрофы  Эдема   могло  бы  и  не  произойти.

За  первым  шагом  отступничества  -  за  созданием  кумира -  непременно  последует  и  второй  шаг  отступничества: желание  поклоняться  ему  и почитать  его.  Ева,  например,  после  рассматривания   змея   захотела  и   послушаться  его:

5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,
Между  рассматриванием  кумира  и  желанием  его  слушаться,    избрав  для  себя  в  качестве  предмета  поклонения  -  грань  незаметная,  так  как  человеку  проще  почитать   того,  кого перед  собою   видят  глаза. 
Почитая  кумира,  человек  переключает  своё  внимание   с  Бога  -  на  кумира,   это  равносильно  измене.  Ревность  Бога,  не  терпящего  компромиссов  в  части  сохранения верности,  не  потерпит  измены  точно  так  же,  как  не  потерпит  измены   ревность  мужа  по своей  жене. 

А  ведь  измена   и  в  брачном  союзе  начинается  с  сотворения  изображения  нового  кумира:  сначала  глаза  неверной  жены   «делают»  себе  нового  «кумира»,  затем  долго и  пристально  рассматривают его  вместо своего  мужа,  затем  у  неё  появляется  желание  заменить  своего  мужа  -  на  нового  своего  кумира.  И  до  осуществления  своего  желания  -  до  измены  -   остаётся  совсем немного. А  всё начинается всего лишь с появления "изображения" другого -   перед  её глазами. 

Бог  показал  Израилю,   на  что  Он  способен,  если к  Нему  относиться  легкомысленно  и  смотреть  «на   сторону»:
наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Бог  познакомил  свой  народ со своими  внутренними  качествами:  очень  плохо  придётся  тому,  кто  предаст  Его или будет ненавидеть Его заповеди  (Адам  и  Ева  были  изгнаны  из  рая),  но  счастлив  будет  тот,  кто  будет  хранить  Ему  верность и  не свернёт «на  сторону»  (Иисус  был  прославлен  воскресением  и  взятием  на  небеса)

Рассмотрим подробнее о наказании детей за вину отцов:
наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

Почему наказание за непослушание Богу (ненависть к Его заповедям)  распространяется на несколько поколений? Потому, что родители, восстающие против Бога и ненавидящие Его, не захотят  воспитать детей, любящих Господа: из поколения в поколение образ жизни отцов, как правило, передаётся и их потомкам, знающим их:  детям, внукам, правнукам, максимум - пра-правнукам.
В итоге и получается, что плохой  родитель может оказывать влияние на своих потомков до четвёртого поколения (дольше отцы  не живут, Иов.42:16; Пс.89:10). Потому и сказано, что вина отца, согрешающего против Бога, может проявиться и в его потомках до четвёртого поколения.

А вот линия поведения дальнейших поколений  может меняться (например, умер пра-прадед, глава семейства – и к роду приходит новый глава, имеющий право вводить свои семейные законы).

Если же вина или грех отцов пред Богом не переходит на детей - то дети не будут наказываться: Бог справедлив, поэтому каждый взрослый  человек несёт ответственность за свою вину  (Иез.18:20) 

20:7  Третья  заповедь  -  пожелание  Бога  к  Израилю  в  отношении  того,  как  они  должны   воспринимать  возможность  общаться  со  своим Богом по имени:
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Что  означает  «напрасно»?  Без  пользы  для  Бога  и  для  произносящего  Его  имя.  Произносящий  его  впустую -   попусту  отвлекает  внимание  Бога,  откликающегося  в  ответ  на  произношение  Своего   имени.
Имя  Бога,  как  пояснил  Иисус,  должно   произноситься    только   с  целью   прославления   носителя   Его  и  освящения,   а  также  -  с  целью  быть  услышанным  в  молитве;   это -  святыня,  и  небрежное  отношение  к  имени  Всевышнего   чревато  наказанием.

Адам  с  Евой   напрасно,  выходит,  обращались  к  Богу  своему:   они  не  прославили  имени  Бога  из-за  непослушания  Ему,  для  них  имя  Создателя  ничего  не  значило.

20:8-11   Четвёртая  заповедь  касается  субботнего дня  недели:
Помни день субботний, чтобы святить его; 
Предписание о субботе было уже известно  Израилю (Быт 2:3; Исх 16:23 ), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона.

С  одной  стороны,  суббота  -  это  установление  Божие  для  Себя,  так  как  хотя  бы  один  день  в  неделю  Израиль  мог  посвятить  всё своё  время  общению  с  Богом  и  делами  духовными,  назидающими  в  вере  и  очищающими  их  от  ежедневной  суеты  пути  всей земли. 
Но,  с  другой  стороны,  этот  день  недели  был  необходим  и  самим  израильтянам:  Бог  предусмотрел  для  них  возможность  не  только  трудиться,  но  и  отдыхать:
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
Заповедь  Бога  по  освящению  субботы  (она должна  была  отличаться  по  смыслу  от всех  других  будней,  её  нужно  было  отделить   от  рабочей  недели)  распространялась  на всех,  кто  имел  хоть  какое-то   отношение  к  Израилю:  каждый,  кто  находился  в среде  Израиля,  должен  был  и  вести  себя  по  израильски.    Всеобщее  послушание  заповедям  Бога  дисциплинирует  народ  и  формирует  в   нём  Богоугодные  качества.

В  будущем  Бог  откроет,  прообразом  чего  была  суббота  недели  для  Израиля  (духовного  Божьего  покоя,  приобретаемого  через  Христа  и  будущего  дня  вечного  покоя  в  миропорядке  Бога): 
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
А  пока  что  Израиля  приучали  всего  лишь  к  мысли  о  том,  что  хотя  бы  один  раз  в  неделю  они  должны  были  бы  беспокоиться  о  духовном,  о  том,  чтобы  пребывать  в  Божьем  покое  хотя  бы  по  субботам. 

Адам  и  Ева  не  остались  в  покое  Божьего  седьмого  дня:  шестой  день  был  для  них  последним  днём  в  раю,  в  месте  Божьего  покоя  для  человечества.

20:12  Начиная  с  пятой  заповеди,  Бог  показывает  Израилю  принципы  и  основы  существования  благополучного  общества  Божьего  народа:
для  того,  чтобы  все  в  этом  обществе  могли  чувствовать  себя  более  или  менее  комфортно  и  для  того,  чтобы  была  видна  разумная  организация  жизни  этого  общества  небесным  Правителем,  Бог  разъясняет  столпы  гармоничных  взаимоотношений  между  людьми  прежде  всего  -  в  семье,  в  маленькой  ячейке  и  опоре   любого  государства: 
12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Женевская:
  Эта заповедь, а также подразумеваемое наказание, связанное с нарушением Божиего повеления, являются уникальными среди всех Десяти Заповедей. Почитание отца и матери, повиновение им детей являются источником благоденствия отдельных семей, целых поколений и всего народа Божиего. Крепкие своей нравственной связью и духовной общностью, такие семьи не только сохранят себя от распада, но и создадут прочное, долговечное общество. Распад семьи - признак близкой гибели всего народа, и, напротив, прочная семья - залог незыблемости общества.

Адам  с  Евой  не  почтили  Отца  своего  тем,  что  не  послушались  гласа  Его.  Поэтому  разрушили  не  только  свои   взаимоотношения  с  Ним,  но  и  всех  своих  потомков  обрекли  на  непослушание  Отцу. 

20:13  Шестая  заповедь:
Не убивай.

Женевская:   Утверждается святость человеческой жизни. Никто, кроме Бога, не может даровать жизнь, никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее.

Адам  с  Евой  стали  потенциальными  убийцами  всех  своих  будущих  детей:  Бог дал  им  жизнь  вечную,  а  они  отняли  её  у  детей  своих.

20:14   Седьмая   заповедь:
Не прелюбодействуй. 
  Измена  и  нарушение  союза  верности   между   мужем  и  женой  для  Бога  равноценно  «хождению  вслед  иных  богов»:  брачный  союз  -  это  прототип  на   союз   Бога   с  Израилем,  на создание  Божьей  семьи,  начало  которой  положено  с  создания   человеческой  семьи.  Неверный  в  малом  -  в  своей  семье,  неверен  и  во  многом  -  в  семье  Бога, изменивший  своему  брачному  спутнику  -  в  потенциале  изменник  и  своему Богу,  так  как  попрал  законы  святости  Его  общества.

Адам  и  Ева  оказались  прелюбодеями  пред  Богом,   они  ушли  вслед  иного  «бога»,  ставшего  богом  века  сего  не  только  для  них,  но  и  для  всех  их  потомков.  

20:15   Восьмая   заповедь:
Не кради.
В  обществе  Бога  не должно  быть  людей,  посягающих  на чужую  собственность:  нельзя  обогащаться  за чужой  счёт,  каждый  должен  пользоваться  только  тем,  что имеет  от  труда  своего.

Дьявол,  Адам  и Ева  украли  у Бога  то,  что  им  не  принадлежало  -  с  намерением  обогатиться  за  счёт  Бога:   Адам  с  Евой   украли   плод  с  Божьего  дерева  познания  добра  и  зла,  а  дьявол  украл  у  Бога   Адама  и  Еву.

20:16   Девятая  заповедь:
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.  
Нельзя  также  осквернять  доброе  имя  ближнего,  это  -  посягательство  на  его  честь,  на  его  репутацию,  его  собственное  достоинство.  Каждый  человек  имеет  право  на  справедливое  к  себе  отношение.

Дьявол  и  Адам  оклеветали  Бога  в  Эдемском  саду:  дьявол  сказал  Еве,  что  Бог её  обманывает  и  что  они не  умрут,  нарушив  запрет  Бога.  А   Адам  обвинил  Бога  в  том,  что   он  согрешил   по  вине  Бога:  ведь  это  Он  дал  Адаму ТАКУЮ  жену,  значит,  Он  и  виноват  (Быт.3:4,12)

20:17   Десятая  заповедь:
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Желание   иметь  чужое  и  запретное  -  начало  тому,  чтобы  украсть.  Это  причина  согрешению:  нет  желания  приобрести  чужое,  не  будет  и  кражи.

Ева  возжелала  плодов  с  дерева  Бога,  оно  стало вожделенным  для  неё (Быт.3:6).  Желание  побудило  её  взять  чужое  без  спроса  у  Хозяина  дерева,  от  её  желания  иметь  чужое  пострадало  всё  человечество.

Если  бы  Адам  и  Ева  придерживались  хотя  бы  этих  начальных  знаний  (начатков)  о  Боге   и  принципах   бытия в  Его  мироздании,  не  было бы  у  Бога  нужды  выгонять  их  из  рая  потому,  что  они  не  согрешили  бы  против  Него.

20:18,19  Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали.

19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
Зрелище  колеблющейся  и  пылающей  горы  настолько  потрясло  Израиль,  что  они  добровольно  отказались  общаться  с  Богом,  поручив  эту  миссию  посреднического  общения  с  Ним  -  Моисею

Здравый  страх  перед  смертью  и  нежелание   погибнуть  от  нечаянного   переступания  границы  запретной  черты  -  удерживает  даже  от  того,  чтобы  подходить  близко  к  её  краю:  Израиль  отошёл  далеко  от  края  запретной  черты,  чтобы  даже  и  не  соблазняться  преступить  её  грань.

Этот  принцип  «не  подходить  близко  к   краю   запретной  черты»    и  держаться  подальше  от  соблазнов -  помогает  удерживаться  от  множества  согрешений.

20:20  И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас
(посмотреть  на  реакцию  Израиля  и  его  отношение  к  Богу)
У  Бога  в  отношении  Израиля  были  добрые  намерения:  печальный  опыт  Эдема  показал  Богу,  что  если  народ  не  видит  реальной  опасности  в  непослушании  Богу,  то  ему  сложнее  верить  в  то,  что  послушание  -  необходимо:

и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.
А  через  явления,   явно  опасные  для  жизни,  народ  приобретал  чувство  здравого  страха  держаться  подальше   даже  от  самой   возможности  преступить  границы  дозволенного  и  согрешить. 
Израиль  только начинал  становиться  на  жизненный  путь  Божьего  народа  и  нуждался  в  обучении  о  том,  насколько  опасно  дл  них   непослушание  гласу  Господа.     

20:21    И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.   
Имеется  в  виду,  в  густое  облако  (Бог  -  это  источник  света,  не  мрака)

20:22,23  И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил в   23 не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе:   Повторение  запрета  на  идолопоклонство:  этот  вид  согрешения  для  Бога  особенно  неприятен,  это -  предательство

20:24  сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих;
Бог  обучает  свой  народ  принципам  налаживания  мирных  и  доброжелательных  отношений  с  Ним:  эти  виды  жертв  (всесожжение  и мирные),  приносимые Богу  в  дар  и  в  знак  благодарности  за  все  благодеяния  Его,  показывали Богу,  что  Израиль  понимает  степень  важности  иметь  с  Богом  мирные  отношения  и  полную  зависимость  от  Его  благоволения  к  ним.

на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя;
Израиль  не  должен  был  приносить  жертвы  на  любом  месте  и  там,  где  ему  вздумается.  Бог  Сам  определял  подходящие  места  на  их  пути  к  земле  обетованной  -    для  жертвоприношений,  там,  где  Он  обозначал  своё  присутствие  (положил  память  имени  Моего).  И  в  этом  также  испытывалось  послушание  Израиля  гласу  Господа  своего.

20:25 если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных,
Всё,  что  создал  Бог -  совершенно  и  не  требует  улучшения  по  инициативе  людей  (Второз.32:4).

ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их;   
Пример  тому,  что  думает  Бог  о  желании  улучшить  поклонение  Ему: 
если  Бог  дал  повеление,  как,  при  помощи  чего   и  где  Ему поклоняться,   то  Он хочет,  чтобы люди  в  точности  слушались Его, а  не  выдумывали  сами,   как  улучшить  то,  что  заповедал  Бог,  ибо  послушание  для  Него -  лучше жертвы.
Ко  времени  прихода  Иисуса  Христа,  например,  законоучителя   «наложили  тесло»  на  поклонение  Богу,   «обогатив» заповеди  Бога  -  множеством  заповедей   человеческих   в  виде  «преданий  старцев» (Ис.29:13, Мтф.15:9,  Марк 7) 

Бог  показывает  Израилю,  что    уж  если  жертвенник  -  для  Него,  то  и  сооружать  его  следует  так,  как  того  желает  Бог,  а  не  так,  как  нравится  приносящим  жертвы.
То  же  самое  -  и  в  современном  поклонении:  не  мешает  узнать  из  Библии  и  от  самого  Бога    о  том,   как  Он   хочет,  чтобы  Ему  поклонялись  вместо  того,  чтобы  поклоняться  Ему  так,  как  нравится  нам  самим.

20:26  и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя.   
В  одеянии  священников  не  было  нижнего  белья,  и  если  бы  он  поднимался  по  ступеням  к  жертвеннику,  и,  к  примеру,  ветер  развевал  бы  полы  священнического  одеяния,  то   вид 
снизу  для  всех  наблюдателей  был  бы  неприглядным.   Процедура  жертвоприношения  Богу  в  этом  случае  -   превратилась  бы  в  посмешище,  чего  нельзя  допускать.

По  сути  видим,  что  здесь  уже  перечислено   больше  заповедей,  чем  10.  Однако  десятословие    -   это  своего  рода  конституция  и  гражданский  кодекс   для  подданных   Божьего  государства:  применение этих  заповедей  каждым членом общества – обеспечивает уживаемость   друг  с  другом  и  благополучие всего общества.

Каждый из членов   Божьего   общества  должен  навсегда  усвоить:   он   имеет право строить свою жизнь так, как нравится ему, НО!!  не  нарушая  при этом правил жизни, установленных Создателем  жизни.

Эти  10 правил – основа поведения  процветающего  человеческого  общества  в  принципе. Но так как в этой системе вещей даже те, кто стараются придерживаться этих правил  поведения -стареют, болеют и умирают ,  то  для многих этот  образ жизни,  предложенный  Создателем, становится  целой  проблемой, ибо  не  нарушать их - значит быть  готовым  терпеть неприятности  от  тех, кто нарушает  эти  правила  (Притчи24:29)
Понятно, что  исполнять  данные Богом  правила  возможно  лишь только в том случае,  если  они понравятся (1Иоанна4:18-21). А если нет - это очень трудно.  

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru