ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Исход -
 16 глава

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

16:1,2   в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской....возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне..
Прошёл  уже  месяц  с  тех пор,  как  Израиль  покинул  земли Египта,  трудности  рабской  жизни  остались  далеко  позади,   а  новым  трудностям  ещё  только  предстояло  появляться:  народ,  привыкший  к  оседлой  жизни,  нелегко  переносил  условия  кочевья.  

16:3   и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Снова  всё  недовольство выливается  на   видимых  вождей  Израиля:  этот народ  никак  не  желает  усвоить,  что  их  ведёт  Бог,  а  не  Моисей  с  Аароном  
Трудности  рабства   за  месяц  пути   народом   уже   забыты  напрочь;  более  того,  им  кажется,  что  вообще  вся  эта  затея  -  пустая : зачем  им  свобода  и  земля  обетованная   с  молоком  и  мёдом,   если   в  Египте   жизнь  изобиловала мясом  и  хлебом ?  Они  не  продвигаются  вперёд,  в  будущее,  к  Богу,  а  всё  время  оглядываются  назад,  в  прошлое,  как  жена  Лотова.  Такой  народ,  делающий  в  мыслях  "шаг  вперёд  и    два  назад" -  ненадёжен  для  Бога:  в  любую  минуту  он  может  развернуться  и  уйти  от  Бога  в  обратном  направлении

ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. 
Заметим,  что  на  момент  ропота,  как  впрочем, и  во  всё  время  путешествия  в  пустыне -  израильтяне  не  голодали.  Под  "уморить голодом"  по  большей  части  подразумевается "оставить без  мяса  и  без  лука".  Ну  и  собственные  их  запасы  продовольствия,  взятые  из Египта,  были  ограничены:  своя  еда  съедалась,  а  новая  не  появлялась.   Поэтому  они  хотели  иметь  для  себя  видимые  гарантии   сытости   в  виде скота  и  мешков  с  продовольственными  припасами. Они  не  научились  доверять  невидимому  и  ничего  не  извлекли  из  того,  что,  когда  они  вплотную  подошли  к  морю - Бог  сделал  проход в  нём.  Не  раньше  и  не  позже,  а  именно   в  момент,   когда  в  этом  возникла необходимость.
Так  же  было  бы  и  с  едой:  не  раньше,  не  позже,  а  только  когда  вся  еда  закончилась,  Бог  позаботился  бы  о  пище  для  них.
Верить  в  невидимое  -  нелегко,  но  Израиль  должен  был  бы  этому  научиться  из  опыта  заботы  Бога  о  нём.

16:4
  И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба
«Манна  небесная»  -  выражение,  известное  по  всей  земле. 
Это   хлеб,   посланный  для  поддержания  жизни  без  усилий  человеческих  -  чудом  с  неба.
Манна  - прообраз  на  более  ценный  хлеб  с  неба,  ядущий  который  не  умрёт вовек -  на  Иисуса  Христа,  принесшего  на землю  слово Божье  (Иоанна 6:48).
Тот, кто вкушает  сокровенную  манну – бессмертен (Откр.2:17)

Что же это за  духовный  небесный  хлеб?  
Хлеб физический питает физическое тело и поддерживает в  нём  жизнь.  Если голодать длительное  время,  человек  умрёт.
Хлеб  духовный - пища  для  «разума и сердца»,  питает  внутреннюю  сущность человека, формируя  в  нём  те  или  иные  внутренние  нравственные  качества, характеризующие  каждого отдельного  человека  как  личность.

Каждый  человек  создан  с  необходимостью   приобретать  знания о смысле  жизни  и  своём месте  под  солнцем -  насыщать  не только  своё  чрево,  но  и  насыщать  разум,  насыщать  дух духовным  «хлебом».
Если  эти  духовные   знания  человек  приобретает  от  Иеговы  - питается  Его духовным хлебом через Его слово  Библию,   то  такому  человеку  этот  духовный хлеб  даст  шанс  жить  вечно  в системе  мироздания  Создателя.
Если эти знания приобретаются  из  других  источников,  из  человеческих –  прессы,  книг,  телевизора  и  прочее - увы,  нет  шансов  узнать,  что  следует  делать  для   обретения   близких  отношений  с  Богом  и  жизни  вечной.

и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет;
В  намерения  Бога  входит  испытать  Свой  народ  и,  давая  им  Свои  повеления,  проверить,  насколько   народ  будет  стремиться   их  выполнять.   Зачем  это нужно  Богу,  ведь   Он  сердцеведец  всех  и   легко  может  вычислять  поведение  каждого?  И   какая   Ему   разница,  соберут  они  манны  больше,  чем  на  один день,  или  прихватят  лишнее  -  разве  будет  Богу  убыток  от этого?

Бог  имел    великие  намерения  для   Израиля,  и  для  того,  чтобы  этому  народу  доверить  великое,  прежде  их  нужно  было  воспитать   и  научить  во  всём  полагаться  на  Бога  - через  перенесение  некоторых  испытаний. 
Для  начала   воспитания   народ  должен  был  сам  увидеть,  что   он  из  себя  представляет,   исполнят  ли  они  хотя  бы  малое:   ведь   в
ерный  в  малом -  и  во  многом  верен,   а неверный  в  малом - неверен  и  во многом (Луки16:10).
Тяжело  иметь  дело  с  теми,   на  кого  ни  в  чём  нельзя  положится.

16:5  Бог  даёт  очень  подробные  указания  в  отношении  сбора  небесного  хлеба  по  дням  недели,  но  пока  что  не   разъясняет  причину,  почему  от  Израиля  требуется,  например,  в  шестой  день  запасаться   манной  на  два  дня:
а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по  скольку собирают в прочие дни.
Человеку  легче  слушаться  Бога  и  выполнять  Его  требования,  если  он  понимает,  зачем  это  ему  нужно.  Если  он  не  понимает  причины  выполнения  тех  или  иных  требований  Бога,  то  выполнение  их  зависит  исключительно  от  доверия  Богу.  Богу  нужно  было    научить  Израиль  доверять  Ему  полностью  даже  в  случаях,  если они  не  понимают,  почему  Бог  требует  от  них  что-то.  Почему? 
Маленькие  дети   не  могут  понять,  например,  почему   родители запрещают  играть  с  острыми  предметами,  но  от   доверительного  послушания  родителям  зависит  их  благополучие.

То  же  самое  -  и  с  Израилем:  многие  вещи  Бог  не считал  нужным  объяснять  своим  детям,  однако  ожидал  от  них  доверительного  послушания  Себе,  а  если  таковое  не  наблюдалось,  через  плохие  последствия  непослушания  Израиль  имел  возможность навыком  приобрести  полезную  привычку  доверять  Богу  полностью:  ведь  с  доверием  Богу  не  рождаются,  к  сожалению,  но  этому   возможно    научиться   через   приобретение   опыта   последствий  непослушания.  К тому  же,   некоторые  вещи  Бог  объяснял,  просто  делал  это  гораздо  позже, когда  израильтяне  могли  уразуметь  то,  что  Он  им  хотел  донести.
Именно  таким  путём  Бог  решил  воспитывать  Свой  народ  и  развивать  в  нём  доверие  к  Себе,  давая  такие   несложные  задания,  невыполнение  которых  не  приведёт  к  слишком  губительным  последствиям,  но   поможет  Израилю  вразумляться.     

16:6-8   И сказали Моисей и Аарон всему [обществу] сынов Израилевых: вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской,  и утром увидите славу Господню   Народ  успокоили и  попросили  потерпеть  до  вечера:  будет  им  и  мясо,  и  хлеб  -  благодаря  помощи  Бога,  чтобы  Израиль не  забывал,   КТО  ведёт  их  и  заботится об  их  нуждах,  и  это  вовсе  не  Моисей  с  Аароном.
Бог,  как  видим,   не   поспешил   мгновенно  погасить   капризы    Своего   народа,  воспитывая  в  них  терпение.   Если  родители  торопятся  реагировать  на  капризы  детей,  то  дети  вырастают  капризными  и  нытиками:  родители,  спешащие  удовлетворять  капризы  своих  детей,   невольно  развивают  в  них  привычку   добиваться  своего  при  помощи  хныканья.  Бог  же  учил  Своих  детей  развивать  терпение  с  выносливостью   и  понимать,  что  хнычь  -  не  хнычь,  а   будет  так,  как   угодно  Родителю.

ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что такое, что ропщете на нас?
По  сути,  Израиль  роптал  на  Бога, выведшего  их из  Египта:  Моисей  имел  к  этому   лишь  косвенное  отношение,  а  Израиль,  похоже,  этого  пока  что  так  и  не  усвоил.
Сегодня   все,  кто  старается  знакомить  людей  со  словом  Бога -  тоже сталкиваются  с  явлением  недовольства   и  ропота   со  стороны  населения.  Все,  кто  не желает  принимать  слово  Бога  -  выливают   на  распространителей  слова  Бога  множество  неприязни  и  неприятностей. 
Что  помогает  христианам  не  расстраиваться  при  столкновении  с  негативом?  Понимание того, что «не на нас ропот»,  а  на  весть Бога,  помогает  им справляться  с  оскорблениями  и  недовольством  и  объяснять,  что  они - рабы ничего  не стоящие,  делают  лишь дело, которое поручил Бог. (1Кор. 9:16)

Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа.    
Почему,  например,  Моисей  не  роптал? 
Ведь  он  вырос  в доме фараона, имел множество рабов,  ел  со стола   царского,  жил   во  дворце  припеваючи,  потом  у  тестя  в  земле  Мадиамской   жил   в  свободе,  рабом  никому  итак   не  был,  не  нуждался  в  том,  чтобы  его   от фараона   Бог   освобождал,   а   шёл  себе  тихонько   и   радовался,   что  Иегова  Израиль  из  рабства  выводит,  жалел   соплеменников  своих  и  мужественно  терпел  все  трудности  из-за них.  А  израильтяне  рабами  были  в  постоянном  труде  и   изнурении.  Радоваться  бы   им  и   благодарными  быть, ан - нет.

Та  же история  и  с  Христом  произошла:   и   рабом  не  был,   и  жил  у  Отца припеваючи,  жаль ему  стало  нас,  пошел  нас   из  рабства  смерти   выводить, натерпелся  больше  всех.  Радоваться  бы  и   нам,  что  выводят  нас,  а  мы  как бы  и  радуемся,  только   часто  при  этом,  как  Израиль,    к  «котлам  с  мясом»   в  мир  мыслями  и  делами  возвращаемся,  не  хотим  терпеть  трудности  пути  к  Богу.
От  чего  зависит,  что  кто -то  малым  довольствуется  в  пути  к  обетованиям  Его,  понимая,  что выход  из  рабства  -  это   не   комфортная   поездка   в   салоне   первого   класса,  а  кто- то  нет?   Как  научиться  довольствоваться  малым  и  терпеть?  
Только  духом   ума   своего   и   сознательными   усилиями  размышлений   о  пользе  Божьего  замысла  для  всего  человечества  можно  научиться   быть   благодарным  Богу  и  терпеливо  сносить   все  временные  трудности  века  сего,  имея крепкую  веру  на  будущее   (Еф.4:22-32)

16:9,10   И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш.  
Аарон,  как  и  положено  ему,   по-прежнему   глашатай  Божьего  слова,  верно  передающий  его,    вестник  Бога,   а  Моисей  -  посредник   между  Аароном  и  Богом.

И когда говорил Аарон ко всему обществу  сынов  Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке. 
Для  пущей  убедительности   слов  Аарона о  том,  что  за  всеми  предстоящими  деяниями  для  Израиля  -  стоит  Бог,   Он  показал  чудо  Своего  присутствия,  явив  облако   над   поверхностью  пустыни.

16:11,12   И сказал Господь Моисею, говоря:   Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом
Проголодался   и  устал   Израиль,  и  это  естественно  в  походных  условиях.    Бог  на  сей  раз решил  накормить  их  перепелами,  милостиво  учёл  их  немощь  и  желания  плоти,  ведь   они  не давали  ещё  осознанного  обещания  служить  Ему  и  не  обязаны были   терпеть  затруднения только  потому,  что  Иегова  Бог   начал  исполнять Свои  намерения  по  обетованию  Аврааму   и  выводить  его  потомков  из  Египта (Быт.15:13,14)  

и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.   Бог утвердит Свое право  на  избранный народ, а Израиль познает Его силу и заботу.

16:13,14   Вечером налетели перепелы и покрыли стан,
Вспомнился    точно  такой  же  случай,   произошедший  с  Израилем   позже,   только  в нём  - почти  все  любители мяса   погибли  (Числа11:18-20,33)
Почему   такая  разница?
В  другом  случае  - позже - народ  уже  дал  обещание  служить  Ему  и  принял все условия Иеговы,  которые  были  оглашены  через  Моисея  (Исх.19:8), тем самым  как   бы  заявляя,  что они  готовы  терпеть  какое-то   время  некоторые лишения  ради  того,  чтобы  в  конечном  итоге жить  в  земле  Бога,  где  течёт молоко и  мёд.     

а поутру лежала роса около стана;  роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни [нечто] мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле.   
По  описанию   внешнего   вида   этот  хлеб  с  небес  напоминает  манную  крупу,  сделанную  из  пшеницы.

16:15,16 ...И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;
вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте.   
Интересно отметить,  КАК Бог  дал  Израилю  хлеб:
во-первых,   не  на блюде  с  голубой  каймой  преподнёс,   а  каждый  израильтянин  должен  был  немало  потрудиться,  чтобы  насобирать  для  себя   дневную  порцию  хлеба.  Можно себе  представить,  что  значит  собрать  манную  крупу,  рассыпанную  по земле. 
То  есть,  Бог  приучал  Своих  детей  к  мысли,  что  «без  труда  не  вынешь  и  рыбку  из  пруда»:  Отец   даёт  детям  всё  необходимое  для  жизни,  только   найти,  приобрести  и  до  рта  это  необходимое  донести  -  дети   должны сами.
Так  же  дело  обстоит  и  духовным  насыщением:  Его  духовный  хлеб,  слово  Божье,  без  труда  над  Библией  -  не собрать  воедино  и  не  насытиться  им.   

Во-вторых,  Бог  рассчитал  даже  норму  потребления  на  каждого  человека,   зная  физические  потребности   в  восполнении  сил  человеческих   и  энергетическую  ценность  небесного  хлеба:  около  двух  литров  на  день. 
Итак,  первое  задание  Бога  -  собирать  манну  по  2  литра  на  человека  -  было  дано.  Исполнит  ли его  Из-раиль?

16:17   И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; 
С  этим  повеление  Бога  Израиль  справился  в  точности,  поэтому  и  вышло  для  каждой  семьи -  разное  количество  манны,  у  кого-то  большое  семейство  было,  у  кого-то  поменьше.

16:18   и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.
Удивительный эпизод:  все  имели  возможность  одинаково  насыщаться  при разном  количестве  собранного  хлеба.
Выше  уже  говорили,  что  манна  -  это  прообраз духовной пищи.   Прообразом  чего  является текст 18?
Насыщение  духовной  пищей   -  не  от наших  личных  способностей  зависит,  ведь   кто-то  с головой  в  исследования  Библии  погружается  (имеет  много, но  не  имеет  при  этом   лишнего), а  кто-то  даже  читать  её  не  умеет (имеет  мало,  но  всё  равно  не  испытывает  недостатка).  

Почему?  Потому,  что если  бы  от  способностей  насыщение  зависело,  то  не  умеющие  читать,  не  видящие,  не  слышащие  -  не  имели  бы  возможности  и  насытиться  словом  Божьим,  а  это  было  бы  несправедливо.
Но  у  Бога  не  так:  пища  Божья   сегодня   есть  для  всех,   и  проповедуется  слово  Бога  для всех  категорий  населения.   Вот   только   важно   «выходить   собирать»  её  -  прилагать  усилия  к  тому,  чтобы  со  словом  Божьим  подружиться.
Ведь  кто  в  Израиле   собирать  Божий   хлеб   не  ходил,  тот   вообще   ничего  и  не  набирал.  А всем,  кто  пошел,  хватило  на  поддержание   своей  жизни.

Даже  размышление  над  одним  стихом  Библии  каждый  день -  и  оно  способно духовно насытить  в  полной  мере,  ибо   Бог  восполнит  недостаток.  
Но  если  не  «собирать»  для  себя  ни  одного  стиха из  Божьего слова,   то  нечем  будет утолить  духовный  голод.  

16:19-21   И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра.
Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, - и завелись черви, и оно воссмердело.
Приобретение  опыта  неприятных  последствий   после   первого  непослушания  Богу:  через  это  Бог  воспитывает  Израиль  и  приучает  их  к  мысли,  что  Бога  надо  слушаться  во  всём  и  полностью  доверять  Ему.  
Для  пущей  впечатлительности  манна  не  просто  почернела  или  растаяла,  скажем.  А  воссмердела  от  червей:   такой  колоритный  опыт   последствия   непослушания   -  более  запоминающийся,  Израиль должен  был  понять  для  себя,  что  непослушание  Богу  -  не  просто  неприятный  осадок  оставляет,  а  очень  плохо  для  них  заканчивается.

И разгневался на них Моисей.  Видимо,   речь  идёт  о   строгом   выговоре  Израилю,  так  как  в  дальнейшем  они  извлекли  урок  из  этого  печального  опыта  и  стали  слушаться  хотя  бы  в сборе  манны  в  течение  шести:
И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло.

16:22    В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. Послушался  Израиль  слова  Бога  и  в  отношении  двойного сбора  манны  в  шестой  день,  не  понимая  пока  что,  почему  это  в  седьмой  день  им  нельзя  будет  собирать  манну.  Они  уже  научились  доверять  Богу  и  не боялись,  что  манна,  оставленная  до  утра  на  этот  раз  -  воссмердит  по  примеру  прошлого  опыта.

И пришли все начальники общества и донесли Моисею.   
Народ  Бога,  как  видим,   не  представлял  собою  хаотично  существующую  толпу  народа,  но  был  хорошо  организован:  он   имел  вождя  Моисея,  священника  Аарона  и  начальствующих  по  поколениям  Израиля.  Такая  организация  большого  количества  народа  облегчает  управление  им  и  помогает  поддерживать  дисциплину  в  его  рядах. 

16:23,24   Учреждение  первой   святой  субботы  в  Израиле,   дня  Божьего  покоя,  посвящённого  исключительно  Господу,  а  не  себе  самим:
вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра.    
Как  видим,  начало  соблюдения  субботы  положено   до   его  прихода  к  горе Синай.  Данное же в  Десяти  Заповедях  предписание  хранить  субботу  было окончательным  утверждением  этого обряда,  а  не  началом  его соблюдения.

И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. Израиль убедился,  что  самое  простое,  что  они  могут  делать  в  своих  условиях -  так  это  слушаться  повелений  Господа  своего, чтобы  им было хорошо.

16:25-27  И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле… [Но некоторые] из народа вышли в седьмой день собирать - и не нашли.   То  ли  по  забывчивости,  то  ли  из  других  каких  соображений  -  но,  как  видим,  снова  некоторые   решили  испытать  терпение  Бога,  нарушив  Его  заповедь.

16:28-30   И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?…. И покоился народ в седьмой день.   Ещё  один  опыт  непослушания  укрепил  их  доверие  Богу,  больше  они  не  нарушали  заповедей  Бога,  по  крайней  мере,  в отношении  сбора   небесного хлеба.

16:31   И нарек дом Израилев [хлебу] тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.
Женевская
:  слово  «манна»  -  от   «Ман ху?» - «Что это?»  
Евреи, никогда прежде не видевшие ничего подобного, задавали этот вопрос. Отсюда и название:  «манна».

16:32,33   Заповедь  Господа  набрать  гомор  манны (2  литра,  норму  на  одного  человека)   в  сосуд  и  хранить  её во  все  роды  как  напоминание  о хлебе,  которым  Бог  кормил  Израиль  в  пустыне  по пути  в  землю  обетованную.

и поставь его ПРЕД  Господом, для хранения в роды ваши.   Имеется  ввиду  повеление   для  будущего,  когда  будет  сделан  ковчег  свидетельства  Божьего  для  хранения  в  нём  скрижалей  с  десятью  заповедями

16:34  И поставил его Аарон ПРЕД  ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею.   Аарон  исполнил  повеление  Господа  сразу,  как  только  смог:   
За второю же завесою была скиния,  называемая "Святое-святых",

Имевшая  золотую  кадильницу  и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета,  где  были золотой  сосуд  с  манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета  (Евр.9:4,5)

 Некоторые  исследователи  Библии  считают,  что  либо  Аарон  не положил сосуд  с  манною,  как  было  велено,   либо  Павел  ошибся  в  перечислениях  содержимого   Святого-Святых, опираясь  на  этот  текст: 
В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской. (3Цар.8:9)

Но   этот  текст  описывает  содержимое    самого  ковчега,  а  сосуд  с  манной,  как  и  жезл  Аронов,  должен  был находиться  ПЕРЕД   ковчегом  в  Святом-Святых:
И сказал Господь Моисею: положи опять жезл Ааронов ПРЕД [ковчегом] откровения на сохранение …(Чис.17:10)
Павел  описал  содержимое  Святого-Святых,  а  не ковчега,  ибо  и  сосуд  с  манной  и   жезл  Ааронов  находились  в  помещении  Святое-Святых  ПЕРЕД  ковчегом,  а  не  внутри  ковчега.

16:35,36    Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской.
А гомор есть десятая часть ефы.
Как  только  Израиль  вошёл  на  территорию  земли  обетованной  -  в  Ханаан  -  в  их  распоряжение  предоставились   виноградники,  поля,  засеянные  злаками  и  прочая  пища. Но  40  лет  каждое  утро   этот  народ  собирал  «хлеб  насущный»  -  на  день  существования,  посланный  Богом с  небес.
Хлеб   Божий   не  может  ни  надоесть,  ни  опротиветь  даже  от  ежедневного  его  употребления  во  всей  вечности.

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru