ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Исход -
 14 глава

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

14:1,2 И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.
Каждый шаг Израиля совершался под руководством Бога и в согласии с Его разъяснениями.
Все перечисленные города находились к востоку от Рамсеса.

Энциклопедия архимандрита Никифора:
Рамсес - главный город в земле Гесемской в нижнем Египте, от которого и вся земля Гесемская, где жили Евреи, называется Раамсес. Он был пунктом сбора Евреев перед выходом их из Египта, по направлению к Сокхофу, в землю Обетованную.

14:3,4 И скажет фараон о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали так.
О том, что означает ожесточение фараона от Бога - подробнее см. разбор Исх. 4:21.


Ожесточить сердце фараона в данном случае означает "помочь" фараону при помощи определённых действий проявить высшую степень его собственного упрямства и жестокости (довести его до свойственной ему "точки кипения", чтобы полнота его плохих качеств была явлена во всей полноте и мера беззаконий наполнилась). Что и сделал Всевышний: каждое задание Моисея всё более выводило из себя фараона и ослепляло его разум, хотя он имел возможность и не доводить себя до крайней степени ожесточения.

Бог предвидел, что фараон не станет дожидаться возвращения Израиля и погонится за ним. Но Он ничего не сделал и на этот раз для того, чтобы вразумить фараона и остановить его ( Бог допустил фараону ожесточиться): фараон был полностью предоставлен сам себе и является примером человека, от которого Бог отвернулся полностью.

Ожесточение фараона давало возможность Богу продолжить проведение суда над оставшимися богами Египта - над теми, кто «отвечает» за ведение успешных войн.
К тому же, события должны были развернуться таким образом, чтобы Израиль после ухода для поклонения Богу не мог вернуться обратно в Египет, как было обещано фараону. Погоня фараона спровоцировала бегство Израиля, так как угрожала жизни всего народа, а его гибель освободила Моисея от обещания вернуться в Египет после временного отсутствия.

14:5 5 И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?
Чьи-то предположения о том, что Израиль сбежал - наполнили чашу терпениия фараона и побудили его вернуть своих рабов.

14:6,7 [Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими.
Женевская: Богиня Анат «ведала» боевыми колесницами Египта, а богиня Сехмет «покровительствовала» фараону в походах.

14:8 И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми;
Насколько же надо было быть упрямым, чтобы после всех казней, испытав столько горя и неприятностей от Бога Израиля, всё равно гнаться за Его народом. Инстинкт самосохранения отсутствовал у них напрочь. А во всём жажда наживы виновата: рабов жалко им было отпускать, ради этого рискнули своей жизнью, попробовав в очередной раз состязаться с Иеговой.

сыны же Израилевы шли под рукою высокою. Имеется ввиду - под руководством Бога

14:9-12 И погнались за ними Египтяне … Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу,
Для Израиля ситуация тоже была не пустяковой: ему некуда было бежать. Впереди - море, по бокам - горы, сзади - войско фараона. Обложили его со всех сторон места непроходимые, а Бога в столпе перед ними не было в тот момент. Тупик.
Возникло такое положение вещей, при котором Израильтяне собственными силами спастись никак бы не могли бы: спасти их мог лишь только Бог посредством чуда.
И надеяться они, следовательно, могли только на Бога, а после спасения они не могли сказать , что мы сами спаслись. То есть, израильтяне должны были бы понять, что выбор у них был небольшой: или спасение от Бога или смерть.

Но они смалодушничали снова: доверие к Моисею и своему Богу у всех снова мгновенно исчезло, они забыли о только что проделанных чудесах в Египте и привычно возмутились, сея мятежное настроение в своих рядах:
11 и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?
12 Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.


14:13,14 Потрясает вера Моисея, окрепшая со времени его призвания.
Он не запаниковал и нисколько не поколебался в том, что Бог силён их спасти:
Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте - и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки;
Не их это была война, а Божья. Зная, что сами по себе без помощи Бога - народ не справится с фараоном, Моисей даже и пытаться не стал что-то предпринимать самостоятельно. Представилась ещё одна возможность прославить имя Бога Израиля. Поэтому он объявил, что незачем суетиться, ибо не они, а Бог будет бороться с фараоном:
Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.

Так и с нами может происходить: когда мы понимаем, что сами не справимся с каким-то проблемным «тупиком», отпускаем этот «тупик» на волю Бога и ожидаем появления правильного решения.

14:15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли
И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли
Бог, похоже, считал, что Моисей напрасно вопиёт к Нему: ведь Он и без того всю ситуацию держит под Своим контролем.
Но Моисей, заметим, полностью полагаясь на Бога, всё же при этом не стал дожидаться, когда может быть поздно просить помощи у Бога, а поспешил сделать всё, что зависело лично от него для помощи Израилю.

Так и с нами может происходить: отдавая свои «тупики» на волю Бога, мы при этом и сами должны делать всё возможное, чтобы отыскивать ответы Бога в слове Его: с небес Его совет не прозвучит.

14:16 ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше;
Не Моисей разделил воды моря, а Бог, действующий через Моисея.

14:17,18 Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают Египтяне, что Я Господь..
Об ожесточении сердца фараона см. выше -14:3,4.
Переход по дну морскому был запланированным: Израиль должен был просто довериться своему Богу и выполнять Его указания без споров о мнениях. Бог же предвидел ослепление фараона азартом погони и то, что он даже не заметит чуда осушения тропы на дне морском. Если бы фараон заметил, что тропа появилась специально для Израиля, то, может, и смог бы увидеть опасность для себя в стенах морской пучины.

14:19,20 И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их;
20 и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других], и не сблизились одни с другими во всю ночь.
Маневр разделения станов помогал Израилю ясно видеть свой путь, а фараону пробираться на ощупь впотьмах.

14:21,22 И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
22 И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Переход израильтян по дну моря - событие, прославившее Бога Иегову по всей земле на все века, ибо об этом не забыли до сих пор.

14:23-25 Неизвестно, на что рассчитывал фараон, решив ринуться в погоне за Израилем - на середину дна морского:
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.

Естественно, Бог не позволил ему догнать Израиль:
И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом.
Кто-то из войска всё же успел сообразить, что с Богом Израиля - шутки плохи, но было уже поздно: соображать нужно было до того, как Бог уже принял решение сомкнуть воды моря:
И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

14:26-28 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. Последние боги фараона потерпели полное фиаско: не смогли защитить своего поклонника и удержать воды морские до времени, пока он смог бы выбраться на сушу:

И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

В итоге Израиль был освобождён от обещания фараону уйти на поклонение своему Богу всего лишь на несколько дней: не к кому было возвращаться. И Моисей не солгал фараону, и Израиль успешно вышел из Египетского рабства, и Бог прославил имя Своё на все века и во всех народах земли.

14:29 -31 А сыны Израилевы прошли по суше среди моря … И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян .. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь … и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его.
Казалось бы, Израиль имел возможность и крепкую руку Бога увидеть, и поверить Ему и тому, что Моисей - это раб Его - гораздо раньше: предыдущие казни в Египте довольно недвусмысленно говорили им об этом.
Однако доверие Богу не рождалось у них в один день и несколько чудес - не впечатляли этот народ: только смерть египтян обратила их внимание на Того, Кто сопровождал их всё это время.

Богу на протяжении всего их пути в землю обетованную не раз приходилось убеждаться в том, что род человеческий - слишком быстро забывчив, невнимателен и неблагодарен по сути своей.
Но на тот момент весь Израиль искренне считал, что их вера Богу своему - не поколеблется отныне и вовеки. От этого и родилась песнь Богу Израиля в этом народе:
Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили….
О содержании песни Моисея - в следующей главе.

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru