ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Исход -
 5 глава

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

5:1,2   В  положенное  время   Моисей  с  Аароном   пошли  к  фараону  отпрашивать  Израиль  для  поклонения    своему  Богу,  мягко  намекая  этим,  что  Израиль  принадлежит  своему  Богу,  а  не фараону.
Реакция,  естественно,  была  предсказуемо-отрицательная:
Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу

Женевская
:  обычно   языческие народы не только чтили своих богов, но всегда стремились к лояльности в отношении к богам чужим. Фараон поступает вопреки этой общепринятой практике…он… похоже,…  действительно  мнил себя богом. 
В контексте вышеизложенного - слова фараона   «кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его»   звучат так:  «Разве твой Бог сильнее меня, чтобы я послушался Его?»

Итак,  фараону  не  было  никакого  дела   ни  до  Моисея  с  Аароном,  ни  до  Израиля,  ни  до  их  Бога,   которого он не знал.  В  Египте  фараон   и   сам  почитался  за бога,  поэтому   и  неудивительно,  что   Бог  именно  на   кандидатуре  этого  фараона   остановил  Свой  выбор  для  демонстрации  Своей  силы  над  всеми  «богами»  Египта.

5:3  Они сказали: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом.
Моисей, прекрасно  понимая  смысл  сказанного фараоном, не вступает с ним в дискуссию, не доказывает всемогущество  Бога  евреев - он просит  о малом, но  законном.  По  обычаю, фараон  не  только  обязан  был  это позволить, но  и от своего имени принести что-либо в дар, пусть чужому для него, но Богу. (Женевская)
Моисей  пытается  воззвать  к  чувствам  фараона:   ведь  если   он  не  отпустит  Израиль на  поклонение  -   они   могут  погибнуть.  Но  фараон  это  сообщение   Моисея  - вообще  без  внимания  оставил

5:4,5  И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его.   Фараон  сердится  на  Моисея  с  Аароном  за  то,  что  те  занимаются   глупостями   в  то  время,  когда  много  работы.

5:6-9  не давайте впредь народу соломы ….пусть они сами ходят и собирают … кирпичей наложите на них то же урочное число…и не убавляйте;
Фараон   не только   пренебрёг  просьбами  Моисея,  но  и   решил  ужесточить  условия  работы  для Израиля.  Можно себе  представить,  что  чувствовал  Моисей  после  того,  как   не  только  не  освободил  Израиль  от  рабства,  но  ещё  и   спровоцировал  ухудшение  их  положения.

они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему;   Другими  словами: им  нечем  заняться,  мало работают,  потому  и  мучаются от  безделья  и  желают  свободное  время  своё  убить  под  видом  жертвоприношения  Богу  своему.  Значит,  надо найти  им дополнительное  занятие:
дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами.

5:10-14     Приставники же понуждали, говоря: выполняйте работу свою каждый день, как и тогда, когда была [у вас] солома. А надзирателей из сынов Израилевых, которых поставили над ними приставники фараоновы, били.
Положение  народа  резко ухудшилось:    было  ясно,  что  они  не смогут  выполнить  требование фараона  и  делать кирпичи  с той  же  производительностью,  какая  у  них  была  при  наличии  нужного  материала. 

5:15,16    Израильтяне   из  старших  над  народом, не  выдержав  такого  издевательства  над  собою,  решили  пожаловаться  фараону,  думая,  что   это  народ  египетский  виноват: 
И вот, рабов твоих бьют; грех народу твоему.
Похоже,  что  не  только   фараон   возомнил себя  Богом,   но  и  египтяне  увлеклись   самомнением  и   жестокосердием по  отношению  к  Израилю.  Собственно,  сложились  все  исторические  предпосылки  для того,  чтобы  Бог  имел  основание  наказать  Египет  за  жестокое  обращение  со  Своим  народом  и  освободить  его  от  рабства.

5:17-19     праздны вы, праздны… работайте; соломы не дадут вам, а положенное число кирпичей давайте.  Фараон  ничуть  не  смутился  от  того,  что  его  подданные  настолько  жестоки.  Он  одобрил  их  действия  и  Израиль  понял,  что  помощи    им  ждать  неоткуда.  

5:20,21  Моисей и  Аарон   ожидали  решения  фараона,   но  не  ожидали,  что   соплеменники    во  всём,  что  происходило  - обвинят  их,   смиряясь  с  тем,  что  никто  в  Израиле   не  выдержат  таких  мучений  и   все   могут  погибнуть:
и сказали им: да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас.
Первые  же  трудности -  и  Израиль  уже  забыл  о  том,  что  Моисей  -  посланник Бога  с  арсеналом  чудес  от  Него.   Доверие  к  нему  тут  же  потерялось:  вера,  основанная на  чудесах,  а  не  на  Том,  КТО  стоит  за  чудесами  -  исчезает  сразу,  как  только  чудеса  прекращаются.  Поэтому  гораздо  важнее  научиться  видеть  невидимое  (2Кор.4:18)

5:22,23   Моисей,  видя,  что ситуация  ухудшилась  вместо  того, чтобы  ей  улучшиться,   недоумевает  и  взывает  к  Иегове  с  вопросом,  для  чего же  Он  так  поступает  с народом  Своим и  с   ним  самим:
ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, - Ты не избавил народа Твоего.
Тень  сомнения,  которая  закралась  в Моисея  -  легко  объяснима:  при  том,  что  он  в  точности исполнял  все  указания  Бога  - положение  в  народе  Его  становилось  только  хуже.   Моисей  и  сам  был  разочарован.   
Как  видим,  у  Бога  -  Свои методы   в  ведении  дел:  Его  вмешательство  не  всегда  означает  мгновенное  облегчение обстоятельств  тем,  кто  исполняет  Его волю.  Только Он  Сам  знает,  когда,  зачем  и  как  Ему  действовать  с  максимальным  достижением  того  результата,  который  нужен  Ему.

И  если   иногда  результат  от  исполнения  Его  воли  -  нас   не  устраивает  и  наши  обстоятельства  ничуть не улучшаются -   тем  не  менее,  не стОит  спешить  переставать  исполнять  Его волю:  её  нужно  исполнять  всегда  и  в  любом  случае  независимо  от  результата.

ИСХОД главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru