ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Даниил -
 11 глава

ДАНИИЛ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Ангел рассказывает о будущем народа Иеговы, которое, как оказалось, никакого отношения к восстановлению храма не имеет, но Даниилу показана история народа Бога – во времени, начиная от власти Мидо-Персии над народом Иеговы (от времени Даниила) и, заканчивая последней языческой державой века сего, которая в этой главе названа северным царём (в Дан.7:25 – это наглый Рог).
 
Обратим внимание: действия между северным и южным царями в 11 главе происходят на протяжении истории человечества – во времена, когда это противоборство оказывало влияние на народ Бога (в В.З. это иудеи, а в Н.З. – это служители Иеговы, принимающие Христа).

Во времена, когда народа Иеговы и поклонения Иегове не было на арене мира (времена отступничества на 19 веков с 3 века н.э. до 20 в., как мы упоминали в Дан.7) – нет и царей южного и северного по отношению к народу Иеговы.
А времена, когда на арене только одна империя – гегемон («железный» Рим поглотил Египет и стал единственным царём с 30 г. до н.э. примерно до 269/70 г. н.э.) – у Даниила не описаны, как и кратковременная победа Зенобии на 3-4 года над Сирией, восточной частью Малой Азии и Египтом – до 272 г.: её действия никак не затрагивали новых поклонников Иеговы (христианство до 3 века, до времени отступничества).
 
11 глава тесно перекликается с главой, показывая противоборство южного и северного царей (относительно Иудеи, территории народа Иеговы В.З.) – указывая на подробности смены поколений Селевка (северного царя) – вплоть до восхождения Антиоха IV, осквернившего храм в Иерусалиме и прекратившего ежедневную жертву на 2300 вечеров и утр (Дан.8:10-14; 11:31). А затем повествование переходит к последним дням века сего (к 20му в.) – точно также, как в Дан.7 главе показаны 10 рогов распавшейся Римской империи – не сразу после распада, а на момент начала последних дней (к 20му веку), когда в истории человечества снова начало восстанавливаться поклонение Иегове (Мих.4:1) и начал появляться Его народ.

Для народа Иеговы в книге Даниила предсказано лишь троекратное прерывание поклонения Иегове (три мерзости запустения): 1) от Антиоха IV (Дан.8 и 11 гл.); 2) от Рима во времена христианства (Дан.9:25); 3) для кончины века сего (Дан.7:25, Откр.11:2,3-7; 13:5-7). Значит, определяя значение последнего царя северного - по ним и следует ориентироваться: Бог показывает трёх царей, преследующих народ Иеговы и прервавших поклонение Иегове на какое-то время. Не больше (в остальные времена поклонение Иегове не прерывалось). Два из них известны - Антиох IV и Римская империя. Остаётся найти третьего.

11:1 Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением. 
В других переводах: 
В первый год царствования Дария Мидянина я стал опорою Михаилу в его борьбе против принца (ангела) Персии. (WBTC, 1996) 
Ангел продолжает рассказ о противостоянии между ангелами Бога и дьявола: он сообщает Даниилу, что поддерживал Михаила - князя Иудеи в борьбе против князя-демона Персии. (Дан 10:20).

Это важно, так как всеми языческими царствами правили и правят бесы с соизволения Всевышнего. Именно при поддержке Михаила и Гавриила стало возможным спасение Даниила и издание указа Дарием о признании Иеговы Богом Спасающим, когда все вокруг были настроены против служителей Всевышнего (см разбор 6,10 гл). То есть, во всех случаях, когда требовалось исполнить волю Всевышнего, ангелы Его стояли на страже интересов Бога Израилева. 

Теперь же Иегова послал ангела Гавриила, чтобы сообщить Даниилу о будущем Своего народа и о том, что ожидает его в последние дни века сего. Так как пророчество простирается вплоть до того времени, когда после великой скорби царство человеческое будет передано святым Всевышнего (конец 11-начало 12й главы)

11:2 Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого.
Так как Дарий Мидянин царствовал только над Вавилоном, а всем управлял Кир, то ясно, что отсчет правителей следует начинать с последующего за Киром царя. 
Три царя относятся к Персидской Державе: это Камбиз I (529-522 г до н.э), Лже-Бардия (маг Гаумата, 522 март-октябрь) и Дарий I (522-486, в датах разных источников могут быть некоторые расхождения, но в данном случае -важна последовательность правителей). 
Четвертый: Ксеркс (486-464) в книге Есфирь он называется Артаксерксом (Есф1:4). 
Именно Ксеркс прославился своими многочисленными походами против Греции, известны битвы при Марафоне, при Микале, при Саламине, при Платеях. Он славился несметными богатствами, один пир для своих поданных длившийся 128 дней чего стоит. (Есф 1:4).

11:3,4 И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле.
4 Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих.
Начиная с Ксеркса, царство Персов постепенно приходит в упадок, поэтому ангел обходит молчанием последующих царей и начинает с первого греческого царя, который покорил Персию, а вместе с ней и народ Всевышнего - Александра Великого. 

В момент, когда держава Александра достигнет наивысшего могущества, царство его разрушится по четырем ветрам (см. Дан 8:8). Здесь пророчество о том, что царство перейдет не к наследникам Александра. 
Было 4 полководца, к которым перешли в итоге 4 части империи: Кассандр, Лисимах, Селевк, Птолемей. Все эти государства были слабее Греции Александра Великого. 

На этапе промежуточного формирования 4 царств до войны при Ипсе, существовало еще царство Антигона, оно затем перешло в руки Селевка. 
Также восточные провинции Греческого государства (довольно большой участок территории, больше чем Палестина) после смерти Александра перешли под власть империи Ашоки (династия Маурьев - Индия). Таким образом, царство разделилось и досталось другим, кроме 4-х. 

Теперь ангел начинает повествовать о противоборстве двух царей: северного и южного. 

11:5 И усилится южный царь и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его.
Участники событий: 
Южный царь — находящийся южнее Израиля (Египет); 
Северный царь — находящийся севернее Израиля (Сирия), см. карту
 

Южный царь — Птолемей I усилится, присоединив к своей территории Палестину в результате похода: так территория народа Иеговы оказалась под его властью. 
Из Википедии: 
Однако уже в следующем, 320 году до н.э, осознавая, что Финикия и Келесирия удобно расположены для наступления против Египта, Птолемей вознамерился всерьез стать хозяином этих областей. Первоначально он пытался убедить тамошнего сатрапа Лаомедонта за большую сумму денег уступить ему Сирию и Финикию, но тот ни в какую не соглашался. Тогда, в прямое нарушение договоренностей, он отрядил своего полководца Никанора, который в короткий срок завоевал Сирию и Финикию, а Лаомедонта взял в плен, но тот, подкупив сторожей, бежал в Карию. Обеспечив верность городов Финикии и разместив там гарнизоны, Никанор вернулся в Египет. Согласно Иосифу Флавию, как раз в это время Птолемей хитростью захватил Иерусалим. Разузнав об обычаях евреев, он вступил в Иерусалим в субботу, под предлогом принесения жертвы, и легко овладел городом. Многих иудеев он переселил в Египет. Впрочем, убедившись, что они твердо хранят клятву, Птолемей стал принимать в свою армию евреев наравне с македонцами. 

один из князей его (военачальников) пересилит его - это Селевк I Никатор. Будучи сатрапом Вавилона, Селевк теряет свою власть из-за Антигона, захватившего Вавилон, Мидию, Каппадокию, Персиду и другие области бывшей державы Александра. Происходит это после 316 года до н.э. Далее Селевк I cтановится полководцем Птолемея I и одерживает одну победу за другой, но уже отделяется от того и образовывает собственное государство.
В результате таких завоеваний северный царь усиливается значительно, известно, что в 311 году он становится правителем империи от Тавра (территории Крыма) до Индии, включая Вавилон. В 301 году сокрушает Антигона. В 281 году сокрушает Лисимаха и погибает. 
Далее ангел обходит молчанием царя Антиоха I Сотера (281-261 г до н.э), так как его действия никак не повлияли на судьбу народа Всевышнего.

11:6 Но через несколько лет они сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена. 
Но через несколько лет они сблизятся, после войн северного царя с южным царем (Птолемей Филадельф) северное царство было ослаблено значительно, потеряло Парфию и Бактрию. В результате Антиохом II Теосом (261-246 г до н.э) был запрошен мир, который цари скрепили династическим браком.
Дочь Птолемея Филадельфа — дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними; Береника станет женою Антиоха II. Но так как Антиох был уже женат, он развелся со своей первой женой Лаодикой. В качестве приданного за Береникой Птоломей дает Антиоху II Палестину. Далее после смерти Птолемея Филадельфа Антиох II Теос возвращает свою первую жену к себе. 

но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена 
Тем не менее Лаодика, не забыв нанесенного ей оскорбления, отравила своего мужа. В то же время в Антиохии были убиты законные претенденты на престол — Береника и её сын. После их убийства на престол был возведён сын Антиоха II и Лаодики Селевк II Каллиник.

11:7 Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится. 
Брат Береники Птолемей III Евергет (246-221 г до н.э.) отомстит за убийство сестры, войдет во владения Селевкидов, убьет Лаодику и возвратится с богатой добычей в Египет. Захватит восточные провинции империи Селевкидов — Месопотамию.

11:8 Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного.
В результате похода Птолемей Евергет (246-221 г до н.э.) вернет богов Египта, бывшие во владениях Селевкидов, а также их священные сосуды. Превосходство этого южного царя продлится лишь несколько лет.

11:9 Хотя этот и сделает нашествие на царство южного царя, но возвратится в свою землю.
Сын Лаодики Селевк Каллиник (северный царь, 246-226 г до н.э) пойдет в поход против Птолемея в 240 г до н.э., вернет себе территорию северной Сирии и Персиду. Однако возвратится в свою землю, подписав мирное соглашение с южным царем.

11:10 Потом вооружатся сыновья его и соберут многочисленное войско, и один из них быстро пойдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его.
Сыновья его Селевк III Керавн (226-223 гг. до н.э.) и Антиох III Великий, 
(223-187 гг. до н.э.) вооружатся. Селевк участвовал в завоевании Малой Азии, а Антиох в борьбе за Келесирию.
Селевк правил недолго и умер в результате заговора в Малой Азии, а его брат Антиох III - о нем речь идет дальше. В 219-218 году до н.э. он наводнит и пройдет по всей земле Иудеев, в результате границы царства Селевкидов (северного царя) отодвинутся к югу Израиля вплоть до укрепления южного царя. 

до укреплений его По всей вероятности, имеется в виду крепость Рафия, построенная Птолемеями в южной Палестине, у стен которой в 217 г. до н.э разыгралось одно из важнейших сражений между армиями двух царств.

11:11,12 И раздражится южный царь, и выступит, сразится с ним, с царем северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его. 
12 И ободрится войско, и сердце [царя] вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого не будет сильнее. 

Южный царь — Птолемей IV Филопатор нанесет сокрушительное поражение Антиоху Великому при Рафии, в результате чего тот потеряет Палестину и все свои владения в Келесирии и вернется к себе. 
Большое войско южного царя включало 70 тысяч пехоты, 5 тысяч кавалерии и 73 слона.

он низложит многие тысячи, речь идет о низложении войска Антиоха III, потерявшего при сражении у Рафии 14 тысяч войнов. 
Однако он (Птолемей) не станет от этого сильнее. 
В 204 г до н.э. Птоломей IV умирает, оставив маленького сына Птоломея V Епифана (203-181 гг. до Р.Х.), которому тогда едва исполнилось четыре года, а в царстве начинается борьба между опекунами за право быть регентом.

11:13 Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего, и через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством.
Воспользовавшись внутренними смутами в Египте а также вступив в союз с царем Македонии Филиппом, Антиох III (царь северный) выступил против царства южного – против Птолемеев с войском, значительно превышавшим по численности то, которое было у него в битве при Рафии. В результате этого похода Антиох III захватывает у Египта Палестину и другие области в 203-201 году до н.э.

11:14 В те времена многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут.
В войне Антиоха III с Египтом его сторону приняла некоторая часть палестинских иудеев, забывших оказываемые им Птолемеями благодеяния. Они вышли навстречу Антиоху, соединились с его войсками и помогали им в нападениях на гарнизон, оставленный на иерусалимской горе египетским полководцем Скопасом, они доставляли продовольствие сирийским войскам, и облегчили Антиоху завоевание страны.

Но этот союз с сирийским царем не принес иудеям ничего, кроме вреда. Завоевание египетских областей Антиох начал с самой же Палестины, как владения южного царя; взял много городов, подвластных Египту и среди них Иерусалим. 

мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут - мятежники из иудеев поспособствуют исполнению видения о северном и южном царе, однако их ожидания не оправдаются. 

11:15 И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; недостанет силы противостоять.
Эти слова относятся к победе Антиоха III над египетским полководцем Скопасом, одержанной им в битве при Сидоне (укрепленном городе) в 198 г. до н.э. Этой битвой был положен конец господству Птолемеев над Палестиной. 
Ему не могли противостоять «мышцы юга», – египетские полководцы с отборным войском. Именно Скопа, успевший было завоевать Келесирию в 200 г до н.э., потерпел в 198 г. сильное поражение, благодаря чему вся Келесирия и Палестина до Газы снова оказалась в руках Антиоха. 

11:16 И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит стан свой, и она пострадает от руки его. 
В результате завоевания Антиоха III пострадал весь народ Всевышнего (
славная земля), оказавшись на долгое время под владычеством царя северного. 

будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним - здесь о том, что Антиох III заставит других действовать по его воле. Иудеи-мятежники участвовали в сражении с войсками южного царя. 
Антиох устранит все преграды на своем пути, главным образом - благодаря своей хитрости и благослонности к евреям, помогавшим ему, никто не устоит перед ним, в результате войска его окажутся в Иерусалиме.

11:17 И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того. 
Антиох III решит хитростью прибрать к рукам все Египетское царство, заключив союз с южным царем и выдав за него свою дочь. Если посчитать, то Птолемею V тогда было 16 лет. 

и праведные с ним - здесь о том, что праведные (народ Всевышнего) будут отданы Антиохом в качестве приданного. 
Клеопатра сирийская, царица египетская, дочь Антиоха III Великого; в 193 году до нашей эры вышла замуж за Птолемея V, принеся ему в приданое Келесирию (Иудею). Интересно, что доходы от сбора налогов с Иудеи делились поровну между двумя государствами (северным и южным царем, об этом пишет Иосиф Флавий). То есть, несмотря на то, что приданное было заявлено, но войска южного царя не успели занять Келесирию (Иудею). 

дочь жен отдаст ему, на погибель ее здесь следует уточнить перевод: не на погибель ее, а на то, чтобы она погубила царя. О этом же в переводе Макария: 
17 И вознамерится идти со всею силою царства своего, и праведные будут с ним, и сделает как восхотел, и даст ему отроковицу, чтоб она погубила... но это не состоится, и не удастся ему.
(Дан.11:17, ПАМ)
 

но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того – однако, дочь, наоборот, пойдет против отца. После смерти Птолемея V ( он умер в 181/180 г до н.э.) Клеопатра сирийская управляла страной во время малолетства своего старшего сына Птолемея VI (Филометора) и с успехом боролась против притязаний своего отца на Келесирию(Иудею) и Египет.

11:18 Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него. 
Потом Антиох Великий начнет завоевывать острова в Малой Азии. Но некий вождь, речь о римском полководце Сципионе - прекратит продвижение Антиоха по Малой Азии. Луций Корнелий Сципион, одержав ряд побед над Антиохом III, вынудил его уступить Малую Азию Риму (Апамейский мир, 188 г. до Р.Х.). По условиям мирного договора второй сын Антиоха III (будущий Антиох IV Епифан), был отправлен в Рим в качестве заложника, также Антиох III должен был оставить все земли к западу от Таврских гор, а также выплатить контрибуцию в размере 15 000 талантов.

11:19 Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его.
В 187 до н. э. Антиох, обременённый тяжёлой контрибуцией, взял с собой вооружённый отряд и ночью напал на храм Бэла в Элимаиде (крепости), в своих владениях, в Эламе (Мидии). Когда о грабеже стало известно, его со всем отрядом убили сбежавшиеся жители. 

11:20 На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении.
На место убитого Антиоха III восстанет его старший сын, Селевк IV Филопатор (187-175 гг. до н.э., некий). Он пошлет сборщика податей по Иудее - Илиодора. Сведения об этом можно почерпнуть из книги Маккавеев (2 Мак. 3,7-40). 

и не от возмущения и не в сражении уточним перевод:
Его преемник велит собирать подати для славы своего царства, но через несколько лет и он будет уничтожен,
хотя и не в пылу сражения. 
(Заокский, 2015) 
Так и произошло, Селевк IV через несколько лет пал жертвой заговора, то есть не на войне, не в открытом бою, а в результате дворцовых интриг. 

Примечание: некоторые считают, что здесь речь идёт о Цезаре Августе, о времени рождения Иисуса Христа Однако, напомним из предисловия к 11й главе: во времени 1 в.н.э. у Римской империи не было противоборствующего южного царя: Египет был в его власти, он попал под власть Рима в 30 году до н. э. после смерти царицы Клеопатры и Марка Антония. Потому текст 20 не говорит о Цезаре Августе, а 21 текст не говорит о Тиберии.

11:21 И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством.
На смену Селевка IV придёт презренный: это Антиох IV Эпифан. В жизни отличительной чертой его была крайняя безнравственность, и право на престол он узурпировал. Царь этот сам присвоил себе имя "Епифан", что значит "Прославленный", но подданные переделали его в прозвище "Епиман", означающее "безумец, сумасшедший".
 

Антиох женился на вдове покойного брата и усыновил Деметрия, сына Селевка, бывшего заложником вместо Антиоха IV у Рима. Антиох Епифан путем интриг (без шума и лестью) завладел "северным царством" (воспользовавшись тем, что племянник его находился в это время в Риме). На тот же "северный престол" претендовала сестра Антиоха египетская царица Клеопатра, мыслившая посадить на него своего малолетнего сына Птолемея Филометора.
Коварство и хитрость - об этом также в
Дан 8:23. 

11:22 И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. 
Он сокрушил всепотопляющие египетские войска воспользовавшись малолетством племянника Птолемея Филометора.
На обратном пути в Сирию с его изволения его приспешниками был убит вождь Ветхого завета с Богом – первосвященник Ония III (171 год до н.э., Иегова заключил со священством особый Завет на духовное управление народом Бога, Мал.2:5-7) Сведения об этом убийстве – см. в книге Маккавеев (2 Макк 4:32-43)

11:23 Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. 
После чего Антиох заключил союз со своим египетским племянником и под предлогом родственных забот о ребенке-царе и делах его правления - вошел в египетскую столицу Мемфис и стал распоряжаться в этой стране, словно хозяин.

11:24 Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени. 
мирные и плодоносные страны — это Египетские владения. 

совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его Антиох Эпифан расточал награбленное имущество Египта, в планах его было совершенно обессилить Египет, чтобы овладеть южным царством: "царствовать над обоими царствами" - входило в замыслы Антиоха (1 Мак 1:16)

11:25-27 Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство. 
26 Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых.
(IBS, 2010 Даже те, кто едят царскую пищу, станут пытаться его погубить; его войско будет сметено, и многие падут в сражении.
WBTC, 1993 Люди, которые, казалось, были добрыми друзьями южного царя,
попытаются погубить его, и армия его будет разгромлена. В сражении погибнет много его воинов)
27 У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени. 
Следующий поход в Египет Антиох IV предпринял в 170 году. В сражение с египетской армией он вступил на самой границе, близ Дельты Нила (при Пелусии). "Великое и сильное войско" царя южного не устоит; в стихе 25 содержится намек на предательство (коварство тех, что ели с египетским царем за одним столом), которое послужит гибели египетской армии (стих 26).
И снова мир с Египтом провозгласит Антиох. Но у обоих царей, которые сядут есть и пить за одним столом в знак мира, будет на сердце, ложь, так что истинный мир между ними достигнут не будет. 

То есть, рисуется такая картина событий: в битве при Пелусии Антиох Эпифан одержит победу над Птолемеем Филометором, но тот не устоит, так как против него будет коварство (достоверно не известно кто предал его и пытался погубить, однако из событий в Александрии это может быть либо его брат Фискон, которого провозгласили царем Египта в Александрии, либо его полководцы).
Узнав о государственном перевороте Антиох IV решил действовать обманом, притворившись другом Птолемея IV, он освободил того из плена и поставил его царем в Мемфисе. Далее Антиох Эпифан покидает Египет, оставив свой гарнизон в Пелусии. Этим он рассчитывал, что братья перебьют друг друга и он захватит Египет.

конец еще отложен до времени. Имеется ввиду – конец наказанию Божьего народа, которое должно достигнуть апогея в осквернении храма (если бы царь южный уничтожил Антиоха – он не смог бы осквернить храм Бога в Иерусалиме)

11:28 И отправится он в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святаго завета, и он исполнит его, и возвратится в свою землю. 
Раздражённый из-за не состоявшихся пока что планов на Египет, Антиох Епифан возвращался их похода в Антиохию Сирийскую, тем не менее - с богатой добычей. Услышав к тому же и о беспорядках в Иерусалиме, он ещё больше разозлился: в отсутствие Антиоха IV в Иерусалиме начались интриги против его сторонников. В 170 г. до н. э. Антиоху пришлось ввести в город войско, чтобы восстановить порядок, а в отместку за беспорядки – он по ходу возвращения в Сирию разграбил Иерусалимский храм (пришёл в Иудею с
враждебным намерением против святаго завета, см. 1 Мак. 1,20-28). Далее Антиох возвращается к себе в Сирию.

11:29 В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний [поход] не такой будет, как прежний, 
В 168 году до н.э. этот же царь Антиох IV Епифан нападет на Египет снова
(опять пойдет он на юг), однако в этом походе его ждет неудача.

11:30 ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета. 
Киттим - территория островов на Средиземном море, главным образом остров Кипр. Корабли Киттимские должны испугать царя северного: они будут защищать владения южного царя.
Командовавший флотом сенатор Попилий Леи вручил Антиоху письмо, запрещавшее ему вторгаться в дружественные Риму египетские пределы.

Когда Антиох попросил время на размышление, Попилий очертил вокруг сирийца круг на песке и потребовал от него ответа прежде чем он выйдет за пределы этого круга. Антиоху ничего не оставалось, как подчиниться представителю Римского сената, ибо неподчинение означало бы объявление войны Риму. Унизительный для Антиоха исход этой кампании и предсказан был Даниилом в окончании стиха 29. 

и он упадет духом, и возратится, В результате унижения обозленный северный царь сильно расстроится и станет возвращаться в свою страну в ярости, которую выместит на Иудее, обрушив её на народ Иеговы.
 
и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, 
На пути домой он снова грабил и сжигал иудейские города (озлобился на служителей Бога Всевышнего), а в Иерусалим послал на постой часть своего войска (числом 22 тысячи воинов) под командованием генерала Аполлония.
При этом Антиох лицемерно заявил, что направляет этот воинский контингент в иудейскую столицу с "миссией мира". Однако Аполлоний напал на Иерусалим в субботу, в день покоя и поклонения Всевышнему, и перебил множество народу; много женщин и детей было взято им в плен, а город подвергся разграблению. 

и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета. 
Отступники от святого завета — это были те из народа Всевышнего, кто перенял языческие верования греков, поверив в бессмертие души и другие чуждые иудаизму философии, вступив в союз с северным царем Антиохом Епифаном ради корысти, за подарки (продались ему). Они же - сторонники эллинизма.

11:31 И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения Об этом событии мерзости запустения и прекращении 2300 жертвоприношений - подробности см. в Дан 8:14. (о дате осквернения - сведения расходятся на год В 168/7 г. до н. э). 
Сначала Антиох превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского.
Апогеем гонений на иудаизм стали языческие жертвоприношения в главной еврейской святыне - Иерусалимском храме. 
В 168/7 г. до н. э. Антиох осквернил храм, поставив на жертвенник всесожжения небольшой алтарь Зевса Олимпийского. Храмовая служба была прервана на три с небольшим года, у Всевышнего были "отняты" 2300 жертвоприношений. Оскорбленное религиозное чувство иудеев вызвало взрыв негодования в их среде, который вылился в вооруженное восстание в 166/65 году до н. э. ...в декабре 165/4 г. до н. э. Иуда (Иехуда) Маккавей захватил почти весь Иерусалим, за исключением городской цитадели, в результате чего - служба в храме была возобновлена. С этого времени храмовая служба велась без перерывов, даже в то время, когда грекам на время удалось овладеть храмом.

11:32-34 Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать.
И
 разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа; 34 и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно.
Северный царь Антиох IV Епифан наградами и привилегиями привлекал тех, кто поступал нечестиво против завета (продажных начальствующих иудеев)

но люди, чтущие Бога усилятся и будут действовать однако были в Иудеи и те, кто воспротивился насильственной эллинизации и оставался верен своему Богу: семья Маккавеев восставала против засилия Антиоха – пока, наконец, не подняла восстание и не очистила храм (1 Мак. 1:61-63).

Разумные
- здесь о помазанниках В.З. речь, о священнике Маттафии и других священниках (сыновьях его и т.д.), они же и первосвященниками потом стали. 
Им Бог Свой дух даст, чтобы вразумить многих иудеев, и они же поднимутся на борьбу с Антиохом. К ним многие присоединятся, но притворно, будут чинить всякие препятствия.

11:35 Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока.
Здесь сказано в продолжение мысли о страданиях борцов против осквернения святыни Всевышнего, что не только Маттафия и участники Маккавейского восстания пострадают к окончанию времени наказания Бога и очищения храма.
Но и те некоторые и из разумных - кто обнаружится и к последнему времени конца всех испытаний для народа Бога, которое прекратит власть языческих царей над ним. Это понадобится для испытания их, очищения и для убеления (достижения святости).

И эти разумные кончины века сего застанут деятельность последнего царя северного, который и откроется к последнему времени.
Далее ангел начинает повествование с описания портрета другого северного царя, особенного: не почитающего богов своих предков, что нельзя сказать об Антиохе Епифане (он почитал всех языческих богов своих предков, Зевса – в том числе).
Этот новый северный царь будет действовать перед великой скорбью конца века сего (это станет ясно при переходе к повествованию 12й главы, когда обнаружатся те разумные, которым предстоит светить небесной славой: то есть, будущие соправители Христа)

11:36 И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. 
Поскольку ко времени этого последнего царя, притесняющего народ Бога, поклонение Иегове (Бога богов) восстановится и будет распространяться по всей земле (Мих.4:1,2) - его идентификация как царя северного станет возможна не по отношению к какой-то территории народа Иеговы (этот народ - по всей земле) – а по его отношению к народу Иеговы. Известно, что в древности пагубной для народа Иеговы была лишь власть северных царей над ними (при южных они не были притесняемы с жестокостью). С учётом этого – дальнейшее повествование.

Из описания этого царя северного виден богохульный и наглый Рог, вышедший после распада Римской империи – в начале 20 века (см. Дан.7:24,25) Это – СССР, атеистическое государство, возвысившее идею коммунизма – выше всего существующего в мире «божества» на тот момент.

Этот царь никого не признавал и поступал по своему произволу, например в 1939/40х годах самовольно присоединил к своей территории Бессарабию, Буковину, Латвию, Эстонию и Литву, и никто даже не возразил против его действий. 
Своими действиями этот северный царь станет требовать исключительной преданности себе, чего достоин только Иегова. Почему и будет преследовать всех служителей Иеговы, о чём свидетельствует история.

доколе не совершится гнев Он будет иметь успех ровно столько, сколько имели его предыдущие цари северные (Антиох IV и Рим): он будет успешен в своих действиях – пока Бог допустит это для исполнения Своего намерения по отыскиванию святых Своих – благодаря их прохождению через испытания царём северным.

11:37 И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех
Разобьём на части:
И о богах отцов своих он не помыслит,
 
Боги отцов - это исконные духовные ценности Российской империи, триединый бог православия, который был у России до того, как она стала СССР. 

и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит жёны – это те «помощницы» СССР, которые будут помогать ему претворять в жизнь его замыслы, о зависимых от него республиках, находящихся у него в подчинении. 
Например, в бытность СССР все решения принимала Москва: потому и в разнообразных республиках бывшего СССР проводилась политика, далекая от нужд населения. Взять хотя бы история с Аральским морем: когда по инициативе сверху Хрущев дал указание сажать хлопок в средней Азии - хотя в этом регионе занимались скотоводством. 

ни даже божества никакого не уважит СССР был атеистическим государством, поэтому ничьих богов в принципе – он не признавал, считая их выдумкой слабых людей. 

ибо возвеличит себя выше всех. СССР поставит себя выше всех остальных, создав огромный социалистический лагерь «размером» в половину территории населённой Земли и распространив сферы влияния по всему миру, см. карту:

11:38 Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями, 
Бог крепостей — это военная сила (хорошо оснащённые крепости в древности были залогом военного успеха). Единственный аргумент, который будет слышать северный царь - это сила оружия. На вооружение будут расходоваться огромные средства: золото, серебро и т.д. (так чествовалась в СССР военная индустрия)
 

11:39 и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду
Чужой бог — это атеистическая коммунистическая партия в лице Кремля (политический центр в Кремле) и с идеологией коммунизма, поставленной выше всех остальных идеологий мира. (Кремль стал местом проживания вождей СССР до 1955 года, когда он стал музеем, последние жильцы выписались в 1962 году)


Именно члены политбюро и обладатели заветного билета в партию становились богатыми, получая в награду «земли» - большие полномочия и сферы влияния.
Перед ними преклонялись рядовые граждане СССР, их боялись и страшились. Золото, серебро и драгоценные камни — все это было у партийной верхушки СССР. 
Кто признавал власть партии, тот процветал. Чуждая для православной России коммунистическая идеология - стала для нее своей, потому СССР и отверг всех остальных богов. 

11:40 Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них. 
Разобьём на части:
Под конец времени - означает конец века сего: при завершении этой системы вещей наступит конец власти языческих царств над народом Иеговы (истекают назначенные для них времена, начиная от Вавилона, см. Дан.2 истукан)

К этому времени с государством СССР произойдут изменения: согласно Откр.13:1-4 СССР получил смертельное ранение (распался в 1991 г), после чего рана затянулась и СССР был преобразован в Россию (
после распада СССР в 1991 Кремль стал резиденцией Президента России, как ранее был резиденцией царей и князей до Петра I Великого).

В виде России царь северный в дальнейшем описании пророчеств Даниила вступит в противоборство с царём южным, что снова отрицательно скажется на народе Иеговы кончины века сего.
Основа этого противоборства за мировое влияние была заложена после победы СССР над фашистской Германией во 2й мировой войне и образования социалистического лагеря: СССР показал свою военную мощь и заявил
всему миру, что с ним стоит считаться, напомним карту

В результате противостояния за сферы влияния на арене мира обнаружился южный царь: США, по инициативе которого был создан военный блок НАТО (основан 4 апреля 1949 года в США, с целью защиты Европы конкретно от советского влияния). Вернёмся к тексту 40:
Под конец же времени сразится с ним (с СССР, трансформированным в Россию) царь южный (США), и царь северный (Россия) устремится как буря на него (на США) с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них. 

Под конец времени (практически перед самым концом века сего, и, скорее всего – это противоборство и приведёт к полному краху жизнеобеспечения мира) ожидается некое сражение между США и России (её союзниками, например, по блоку ОДКБ, 1992г. или ШОС, 2001г.) за сферы влияния, в результате чего пострадает народ Иеговы.
В этом времени народ Иеговы должен находиться на территориях влияния южного царя – США (южные цари, начиная с Вавилона, не притесняли народ Иеговы, жестокость и тирания исходила от северных царей).

Оно и понятно: демократия США и её союзников способствовала появлению народа Иеговы: не случайно поклонение Иеговы в 20 веке начало восстанавливаться на территории демократических США, там и по сей день находится головное управление всемирным собранием народа Иеговы (Мих.4:1,2). Вспоминаем истукана из Дан.2: мир в последние дни (ступни истукана) будет разделён на два полюса: деспотия против прав и свободы личности ("железные" государства), где восстановление поклонения Иегове было бы невозможно, и - демократию с правами и свободой личности("глиняные" страны, к которым относится США и Европа).

Итак, ожидается, что из-за какого-то конфликта между США и Россией – Россия замахнётся на какие-то территории влияния южного царя (проамериканские территории) и пройдёт через них. Почему можно думать о буквальных военных столкновениях?
Если сравнить поход России на «юг» с походом Антиоха Епифана, то он наводнил территории южного царя в буквальном смысле, НО!!! неудачно (под воздействием римских войск вынужден был вернуться восвояси), почему был весьма раздражён и разъярён, ВЫМЕСТИВ ВСЁ ЗЛО НА НАРОДЕ ИЕГОВЫ. То же самое (буквальный военный конфликт) может раздражить и последнего северного царя.

Не забываем, что конфликт севера и юга непременно должен пагубно отразиться на народе Иеговы (об этом – все пророчества о столкновении северного и южного царей)

11:41 И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. 
Разобьём на части:

И войдет он в прекраснейшую из земель
«Прекраснейшая из земель» в древние времена – это Палестина, богатый и плодородный край, где располагалась земля обетованная: территория места жительства буквального народа Иеговы, израильтян (тем эта земля была, в основном, и прекрасна: наличием в ней народа Иеговы)

Однако, начиная с Новозаветной эпохи и до времени окончания века сего (что рассматривает Дан.11:41) народ Иеговы – это не буквальный Израиль по плоти, а духовный: поклонники Иеговы, принявшие Христа Его, и к концу века - распространённые по всей Земле (Мтф.24:14). Значит, прекрасная земля последних дней века сего – это территория места жительства народа Иеговы времени конца, а именно: демократические страны, в которых народ Иеговы смог распространиться и чувствует себя комфортно (глиняные/ демократические части ступней истукана из Дан.2; страны с железным тоталитарным режимом не допустят народ Иеговы для жительства). Например, прекрасной землёй кончины века сего можно считать демократическую Европу, ближайшую к РФ, царю северному совресенности.

Ожидать ли буквальный военный конфликт между Россией и Европой? Например, Россия вступила в конфликт с Украиной, ориентирующейся на демократическую Европу и блок НАТО. А страны блока НАТО по международным договоренностям и другим причинам, вынуждены тоже ответить конфликтом с Россией: пока наблюдаем только экономическую «войну», но время покажет, во что это выльется.

Главное помнить, что сам КОНФЛИКТ
ПРОТИВОСТОЯНИЯ между Россией и союзниками США весьма раздражит и разъярит царя северного – так, что ОН ВЫМЕСТИТ ВСЁ ЗЛО НА НАРОДЕ ИЕГОВЫ, который будет находится на территории его влияния.

многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых
Когда Россия «пойдёт конфликтом в Европу» (вступит в конфликт с союзниками США) и из-за этого раздражится - должны пострадать многие, народ Иеговы - в том числе (
многие области пострадают).
А вот «родственные» ему народы, но не служащие Иегове – «Едом, Моав, и большая часть сынов Аммоновых» - не пострадают.

Едом – это Исав, брат Иакова/Израиля, тоже поклонявшийся Иегове, но искажённо, перенял обычаи хеттеев (Быт. 32:3; 26:24).
Сегодня духовным «Едомом» может быть христианский мир, смешанный с язычеством, а также - иудаизм (они поклоняются Иегове, но искажённо, отвергли Христа Его)
Моав и Аммон были детьми дочерей Лота, Быт. 19:36-38, поклонялись языческим богам – Хамосу и Молоху. Их могут представлять любые не христианские религии
(например, ислам, буддизм и т.д)

В духовном смысле «поход» России на демократию Европы может выглядеть как борьба с народом Иеговы, но православие и сторонники других религий (ислам, буддизм и т.д) – притесняться в России не будут (Едом, Моав, и большая часть сынов Аммоновых не пострадает), что мы наблюдаем уже сегодня (2017г).
Например, Россия уже сейчас вошла в демократический Крым и Донбасс, ранее ориентированные на демократический курс Европы, подчинила их своему "железному" режиму, попирая права и свободы народа Иеговы, из-за чего в этих областях прекрасной земли народ Иеговы терпит лишения и притеснения. Остальные (православие, иудаизм и ислам, например) - не пострадали от давления карающей руки царя северного современности.

В результате демократическая Европа, реагирующая болезненно на притеснения в России прав и свобод человека для народа Иеговы, словно «притеснили её» - объявляет России протесты и даже решения своих судов ЕСПЧ по защите прав человека. Но Россия на это не обращает никакого внимания: у неё свои законы.

Так, по крайней мере, выглядит духовное исполнение текста
41
И войдет он (Россия) в прекраснейшую из земель (в демократические территории влияния Европы, попирая свободы и права человека), и многие области пострадают (народ Иеговы, воссозданный на демократическом послаблении в России после распада СССР) и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых (православие, иудаизм, мусульмане и т.д.). 

11:42,43 И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская.
43 И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним
(станут его сторонниками)
 
Египет – южный царь древности - был известен Даниилу и Иудее в качестве богатого государства за морем, под это описание как раз и подходит США (южного царя современности отделяет от северного - море-океан).

«Ливийцы и ефиопляне» - это соседи Египта, а в современном выражении - соседи США: в противостоянии с РФ - какие-то соседские с США страны станут сторонниками России (Куба, Бразилия, например, или  некоторые сторонники США - станут на сторону России).
Следствием затянувшегося конфликта между Россией и США будет то, что Россия завладеет сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта (США).

Это значит, что последствия конфликта будут иметь, прежде всего, экономический характер: каким-то образом Россия повлияет пагубно на экономику США и подорвёт её (например, каким-то образом «обвалит» доллар, а с ним - и всю экономику США, а также стран, ориентированных на американский доллар и ценные бумаги США, ведь 80 % мирового торгового оборота рассчитывается в американских долларах). А сама – останется в выигрышной позиции.
Хотя на данный момент это кажется не
возможным (Для США Россия - 20-й торговый партнёр с долей около 1% в общем товарообороте -такая КАПЛЯ не может "расшатать" доллар. Для России США значат несколько больше - 3,3%.) - всё возможно Богу, держащему под контролем выход последнего северного царя/Рога/Зверя и успех его, Откр.13:1-7; Дан.7:24,25.
По мнению программистов - экономику США можно подорвать кибервойной, если хакеры взломают биржевые серверы и сайты инфраструктуры США. Эдварда Сноудена, видимо, не случайно в РФ пристроили (вид на жительство в РФ продлён ему до 2020 г).
В кибервойне и ядерное оружие не нужно.

11:44 Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих,
Однако, восточные соседи России, например Китай, Северная Корея, США Аляска, (слухи с востока и с севера), а, возможно, восток и север территории станут представлять какую-то угрозу для РФ, что не понравится правителю России.
В результате этот агрессор выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих - вступит в конфликт на востоке и севере своих владений (В Откр.9:14-21 описана последняя мировая война, она будет происходить на фоне описываемых событий противостояния РФ и США, и притеснения народа Иеговы - при звучании 6й трубы, перед 7й (Откр.11:15), т. е. - перед самым концом века сего)

11:45 и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему.
После этого Россия раскинет царские шатры свои между морем и горою преславного святилища. Здесь даны "координаты" святого Иерусалима, стоящего на буквальной горе Сион: он находился между Средиземным морем и горою Мориа, храмовой).
 
В духовном смысле здесь показано, что царь северный доберётся до места жительства последних пророков из Откр.11:2-6 (представителей духовного святого "Иерусалима", остатка небесных соправителей Иисуса Христа), в результате чего - он их уничтожит (Откр.11:7).

То есть, правитель России расширит свои владения так, что будет иметь свободный доступ к святилищу Иеговы, которое в периоде конца века сего представлено остатком верных помазанных служителей Иеговы (остатком от 144000). Каким образом он сделает это?
Создаст на территории своего влияния такие условия, которые легко помогут ему добраться до остатка помазанников: его борьба с народом Иеговы на подвластной ему территории приведёт к тому, что он уничтожит последних пророков Бога, которым надлежит оказаться на территории его влияния (Дан.7:24,25; Откр.13:5-7; 11:7).
После этого вскоре правитель России придёт к своему концу.

Это событие описывает и Дан.7:25, только подробнее, показывая попытки царя северного/Рога прекратить поклонение Иегове (установить мерзость запустения в духовном храме Его), преследуя остаток святых Всевышнего, на что у него уйдёт 3,5 времени или 42 месяца (ср.Откр.13:5-7)

Далее описываются события из 12 главы книги Даниила, которые происходят на фоне пагубной для народа Иеговы деятельности последнего северного царя, так как её начало описывает помазанных служителей Иеговы, которым предстоит сиять на небесах в качестве соправителей Иисуса Христа.

ДАНИИЛ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru