ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Даниил -
 9 глава

ДАНИИЛ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Глава повествует о понимании Даниилом пророчества Иеремии о 70ти годах для плена иудеев в Вавилоне и о второй мерзости запустения храма Бога, которая выпадет на историю первого пришествия Христа.

9:1,2 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским,
2 в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
Действие главы начинается во время, когда Дарий Мидянин был поставлен над царством Вавилонским: с осени 539 г. наместником Кира над Вавилоном стал Дарий. (Дан.5:30,31). Учтём, что Даниил писал с точки зрения вавилонского исчисления, согласно которому год восхождения на престол Дария считался не первым годом его царствования, а годом воцарения. Значит, в 538 г.н.э. Даниил понял значение пророчества Иеремии
В это время Даниил исследует книгу Иеремии и понимает, что 70 лет опустошения над Иерусалимом, предсказанные Иеремией, исполнились.

Пророчества Иеремии – таковы:
11 И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет.
12 И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею
(Иер.25:11,12)

То есть, Даниил сообразил, что, поскольку Вавилон уже наказан Богом – значит, что время опустошения земли Иудейской подошло к концу и народу Иеговы следует ожидать положительных перемен в связи с освобождением из плена Вавилона.

Урок для нас:
 
Размышляя над Писанием и сопоставляя записанное в нём с ими событиями - возможно прийти к правильным выводам относительно исполнения пророчеств, как это делал Даниил.
И это - от Бога, желающего открыть в свое время как исполнилось то или иное пророчество. А не исследуй Даниил книгу Иеремии - бы закрыт был смысл того, что 70 лет исполнились над Иерусалимом и Иудеей, что царю Вавилонскому дано было только 70 лет властвовать над Иудеей.
 
Далее сердце побуждает Даниила обратиться к Иегове:
 

9:3-6 И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.
4 И молился я Господу Богу моему, и исповедывался и сказал: "Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!
5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;
6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.
Казалось бы, причем здесь Даниил, который правдой и верой служил Богу и не имел отношение к беззакониям тех, кто грешил в народе Иеговы? 
Однако, Даниил не стал отстраняться от народа Божьего и выступил ходатаем перед Иеговой от лица всего народа, обратившись к Богу о помиловании и прощении – в связи с тем, что ему открылось: до времени исполнения сроков, назначенных Богом – умолять Его о помощи было бы бесполезно.

Теперь же, когда закончился срок наказания Иуды – самое время обратиться к Богу и просить Его благоволения на прощение, так как если Бог не простит их – не будет и освобождения из плена.
 
Даниил признает, что иудеи пострадали совершенно справедливо: Бог правильно сделал, что так наказал их за грехи, они это заслужили.

9:7-9 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя.
8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою.
9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него
Пророк дальше говорит, что несмотря на то, что иудеи в стыде находятся, в бесчестии среди язычников и справедливо терпят наказание, но он надеется, что Иегова помилует, наконец, Свой народ и простит потому, что милостив и любит прощать. 

"Не на праведность нашу уповаем, но на великое милосердие и прощение Бога" – это формула, которую следует раз и навсегда запомнить всем служителям Иеговы. По сути, все мы - грешные потомки Адама и нечем нам гордиться перед Богом. И то, что мы стоим перед Ним и служим Ему - в этом заслуга самого Бога, милующего и прощающего, иначе бы давно были отвергнуты Им за грехи наши.

9:10,11 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.
11 И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним.

Даниил показывает причину того, почему посыпались на них такие наказания: Израиль был предупрежден, что за отступничество от Иеговы его постигнет наказание в виде проклятия закона. (Второз 28 гл) Не послушался народ Божий и получил обещанный условиями закона результат.

9:12-14 И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом.
13 Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.
14 Наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его.
 
Пророк показывает, что Иегова праведен и во всем справедливо поступил с иудеями, допустив разрушение Иерусалима. Но упорство народа Божьего проявилось даже во время взятия Иерусалима, не обратились они к Всевышнему в желании понять истину и правду Его, чтобы им исправиться. 

9:15,16 И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво.
16 Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.
 
Даниил напоминает Иегове, что Бог освободил Израиль от Египетского плена, и надеется, что и сейчас Иегова услышит молитву раба своего и восстановит Иерусалим своею сильною рукою, ибо для Бога нет ничего невозможного. Именно по справедливости восстановит истинное поклонение Себе - город, на котором имя Иеговы наречено.

9:17-19 И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицем Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи.
18 Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.
19 Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем".
 
Даниил обращается к Иегове признавая, что сами иудеи ничем не заслужили прощения Божьего и того, чтобы вернуться им в Иерусалим. Но не ради освобождения иудеев, а ради того, чтобы имя Иеговы не хулилось среди язычников, ради имени Всевышнего умоляет пророк восстановить славу Иерусалима.
Ибо какому нареканию подвергается имя Бога из-за грехов Его народа.
А, восстановив поклонение Себе, Иегова покажет Свою силу и могущество, что только Он может воссоздавать из пепла то, что казалось бы, невозможно вернуть.
 

9:20,21 И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего;
21 когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы
Неудивительно, что молитва Даниила была услышана Иеговой, ибо об исполнении воли Божьей просил Даниил. Причем так, что Богу невозможно было отказать. 
Теперь ангел Гавриил, которого Даниил видел в предыдущем видении пришел от Бога, чтобы сообщить Даниилу важные вести:
 

9:22,23 и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: "Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.
23 В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение.
Еще когда Даниил только начал молиться, Иегова уже тогда слово свое к Даниилу послал, потому что он муж желаний (драгоценен в глазах Бога): такие верные поклонники - по сердцу Всевышнему. Теперь ангел говорит Даниилу, чтобы тот был внимательным и вник в то, что сообщили ему Вышние.

9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
Разобьём текст на части, учитывая, что Даниилу дают ответ в связи с его мольбами простить преступления народа Бога – по милости Божией.

Семьдесят седмин - одна седьмина - это семилетний период, 70 седьмин - это 490 лет. Этот промежуток разделён в пророчестве на 3 части:
7 седьмин (49 лет, текст 25), 62 седьмины (434 года, текст 26, всего вместе составит 69 седьмин или 483 года) и последняя седьмина, 70тая (последние семь лет их этих 70ти седьмин, текст 27).
Все они следуют друг за другом, по ходу разберём значение каждой.

определены для народа твоего и святаго города твоего, 
Даниилу сообщают, что Божий план в отношении прощения всего Израиля по плоти (народа, родственного Даниилу) и святого Иерусалима растянется во времени и будет осуществляться на протяжении 70ти седьмин, начиная от момента, когда выйдет постановление о восстановлении города Иерусалима, разрушенного Вавилонским царём Навуходоносором. За это время в Иудее и в святом городе Иерусалиме произойдут некоторые события, а именно:

чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония,
Бог предсказывает искупление грехов Христом Его: для прощения всего Израиля по плоти понадобится искупительная жертва, только она сможет покрыть преступление Израиля (в большем смысле - Адама). Тогда только Бог загладит и все беззакония Израиля по плоти (простого народа в целом) и жителей святого Иерусалима (руководства Израиля), их грехи не придут больше на ум Иегове (будут запечатаны, заперты «под замком»).
В результате, благодаря искупительной жертве Иисуса Христа - каждый из них будет оправдан в газах Бога и сможет по доброй воле жить в повиновении у Бога, больше не отступая от Него никогда.

По сути, Бог предсказал здесь, что каждый потомок Иакова сможет стать христианином, что их грехи будут омыты кровью Христа и благодаря этому - они смогут достичь спасения от греха и смерти (Римл.3:23-26).

и чтобы приведена была правда вечная, в течение 70ти седьмин будет приведена в мир вечная истина (правда вечная) слова Бога - через Иисуса Христа: отныне праведность народа Бога будет происходить не от буквы закона Моисея, а от духовного обновления и достижения духовной зрелости, именно эта праведность будет актуальна во всей вечности. Благодаря познанию правды вечной через Иисуса Христа - Бог утвердит праведность, представленную Христом в виде духовного совершенства - навеки.

По сути, Бог предсказал здесь появление христиан, которые смогут достичь спасения от греха и смерти - не от закона Моисеева, а благодаря познанию духовной истины Бога и обновлению внутренней сущности (духа) - по образу Бога и Христа Его (Еф.4:20-24; Римл.2:28,29)

и запечатаны были видение и пророк, все, ради чего Бог заключил завет с Израилем и о чем Он говорил через пророков Своих в Ветхом Завете - исполнится в течение 70-ти седьмин. Поэтому можно сказать, что предсказания Ветхого Завета и методы их подачи посредством чуда - будут запечатаны, заперты «под замком» - во времени деятельности Иисуса Христа и его апостолов (человечество перейдёт в эпоху новых предсказаний и других методов откровения слова Бога: через исследование Писания)

По сути здесь сказано о том, что ожидание Мессии и связанные с его приходом благословения для Израиля по плоти - исполнятся, каждый из них сможет стать христианином, достичь своего спасения от греха и смерти, обретя жизнь вечную в миропорядке Бога.

и помазан был Святый святых. Святое святых для Израиля по плоти означало местонахождение Бога: в этом помещении Бог присутствовал в виде явления святого духа (облака или голоса над крышкой ковчега, Исх.25:8,22, Лев.16:2, Чис.7:89).
По сути здесь предсказано явление миру Мессии, на ком - благодаря помазанию свыше (а не елеем или миро) - будет присутствовать святой дух Бога (Иисус Христос станет «местом присутствия Бога» для Иудеев)

9:25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
Здесь уточняется, когда именно миру явится Мессия через помазание святым духом после водного крещения: со дня выхода повеления о восстановлении Иерусалима должно пройти 7 седьмин + 62 седьмины (483 г.)
Ко времени явления Христа иудеи уже будут освобождены из плена Вавилона, вернутся в свои земли и восстановят из руин Иерусалим в трудные времена, что подтверждается свидетельством книги Неемии о разрушении возведенных при Ездре городских стен (1:3) и встреченных самим Неемией при их починке препятствиях со стороны Товии и Сапаваллата (Неем. 4гл.).

Почему 69 седьмин, показывающих время явления Христа Владыки, разделено на два этапа: на 7 лет (49 лет) и 62 седьмины (434 г.)? Богослововы и историки считают, что первый этап из 7ми седьмин (49 лет) ушёл на восстановление храма и поклонения Богу. Этот этап как бы выделен отдельно из 69ти седьмин. Хотя сегодня из-за расхождения даты правления царей - точно сказать невозможно, когда именно восстановлен храм (см. ниже примечание).
После того, как был восстановлен храм в Иерусалиме - следовало ожидать и восстановления города, и явления миру Христа Владыки - через 62 седьмины второго этапа.

Что касается приказов о восстановлении
 города Иерусалима, то некоторые богословы принимают во внимание приказы о восстановлении храма, чего делать не следует:
Кир приказал отстроить храм, а не город, 2Прлпмн.36:23, Езд. 1:1-4 - это повеление не в счёт. Позже Дарий Гистасп - то же самое, Езд 6:1-12 - повелел восстановить Дом Божий, не город - не в счёт.

Ещё позже, см. выше - на 7 г. своего царствования Артаксеркса Лонгиман или Долгорукий издал два указа: один - Ездре (Ез.7:1,7,11-16), а второй - в 20-м году своего царствования он отдал Неемии (Неем 2:1,8,9): в это время ни город, ни стены ворот его ещё не были отстроены (Неем. 2:3,5).
Именно этот приказ говорил об устроении города Иерусалима, включая восстановление ворот. От него и следует отталкиваться, если знать дату лет его правления.

Примечание: Все исторические источники говорят о том, что Артаксеркс Долгорукий правил 565 – 524 г. до.н.э. То есть, указ этот вышел в 544 г. Однако, из свидетельств греческих (Плутарх, Жизнеописания. Фемистокл. 27. 1), персидских (барельефы Herzfeld E. E. A New Inscription of Xerxes From Persepolis. Чикаго, 1932. С. 8-11) и вавилонских источников (История Персидской империи. С. 238) - начало его правления - в 475 г., а указ вышел в 455 г.
В этом случае 69 седьмин или 483 года выпадают на
 29 год н.э. - год водного крещения Иисуса Христа и помазания его святым духом, что и было предсказано как явление миру Христа Божиего (до этого времени мальчик Иисус не был явлен миру через крещение святым духом)

9:26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; 
З
десь предсказано, что Христос, явленный Израилю после второго этапа, равного 62 седьминам (что вместе с первым этапом в 7 лет - составляет 69 седьмин) - вскоре умрёт. То есть, после явления Христа в 29/30 г. - он вскоре умрёт. В 9:27 будет сказано, когда именно.

а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
Здесь предсказан конец существования святого Иерусалима в качестве святыни Иеговы: некий вождь придёт после смерти Христа (исполнилось на Риме) и разрушит храм Бога, а город до самой кончины века сего (войны с дьяволом) будет постоянно опустошаем, исполняется до сих пор: Иерусалима как столицы Израиля не существует, военные действия в нём не прекращаются, так как он разделён между арабами и израильтянами и является причиной постоянных политических и экономических конфликтов.

9:27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
Разобьём текст на отдельные части:

И утвердит завет для многих одна седмина
последняя из 70ти седьмин, предназначенных для Израиля по плоти (одно последнее семилетие, которое наступит после смерти Иисуса Христа) - утвердит Новый завет (утвердит завет) для тех, кто станет христианами (для многих)

а в половине седмины прекратится жертва и приношение, здесь уточняется время смерти Христа: если в половине последней седьмины прекратится жертва и приношение в храме Иеговы, значит, все последующие за этим жертвы в храме Бога - будут Ему неугодны.
Христа, как помним, распяли через 3,5 года после своего явления Израилю по истечении 62й седьмины из второго этапа (в 69й седьмине, (7+62, см. 9:25,26).
Конкретнее здесь уточнили, что это произойдёт в половине последней 70й седьмины, так как после этой жертвенной смерти Христа Бог перестал принимать жертвы от иудеев в храме Иерусалима. Истинная жертва в виде Христа оказалась последней на жертвеннике Иеговы - в половине последней седьмины, как и предсказано: Иисус после своего явления миру в 29/30 г. н.э послужил Богу всего 3,5 года (половину последней седмины), после чего был распят в 33 г.н.э.

Вернёмся к сообщению о том, что
И утвердит завет для многих одна седмина: в половине последней 70й седьмины погиб Христос, утвердив Новый завет для христиан. Оставшаяся половина от неё (3,5 года - с 33,5 года до 37 г.н.э) была расходована на обращение в христианство иудеев и язычников. Таким образом, Новый завет вступил в действие в последней седьмине, как и предсказано. 

Добрались до мерзости запустения:
и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".

Крыло святилища: на западной наружной стене храма, обращённой к городу, располагалось специальное священническое крыло, имевшее значение нынешних минаретов в мечетях: на него восходили священники для призыва к молитве; с юго-западного её угла звуками трубы возвещали о наступлении субботы или праздника. Как писал Иосиф Флавий, надпись на одном из отесанных камней, которые упали вниз во время разрушения храма, гласила: «место для трубления», или «для возвещения субботы». «Иудейская Война»
IV, 9:12)

Здесь, по сути, предсказано повторное осквернение храма Иеговы (священническое место - крыло - будет поругано) - и то, что все виновники осквернения храма будут наказаны.
Когда и как исполнилось это пророчество? Подробно см. на сайте в разборе
Мтф. 24:15:
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет,...
Ученик Христа, читающий и разумеющий Даниила в 1 веке - должен был вычислить, о какой именно мерзости из трёх у Даниила - предупреждает Иисус своих учеников?
О второй - Дан.9:27, именно это предсказание исполнилось на Иудее 1 века
(Дан. 8:11 - на Антиохе
IV Епифане, см. разбор 8 главы)

Лука, описывая предупреждение Христа о предстоящем опустошении Иерусалима, сообщил об окружении Иерусалима язычниками:
Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его... и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.(Лк.21:20,24)

Итак, между становлением мерзости запустения на святом месте (в храме Бога) и окружением святого Иерусалима буквальными язычниками - есть связь. Мерзость запустения на святом месте, напомним, – это состояние отсутствия святого духа в храме Бога. То есть, народ Иеговы, а точнее, его руководители и держатели законов Бога (священство) - это основной виновник осквернения святыни Иеговы: они собою оскверняют крыло святилища, на которое восходят. (см. выше разбор Дан. 8:17,19,23)

А появление язычников на арене народа Бога, его преследование и окружение святого Иерусалима их войсками – это последствия отступничества руководителей народа Бога (поставления мерзости запустения на святом месте, в храме Бога), как сказано в Луки 21:20-24 - это дни отмщения…(наказания Бога) ..ибо великое будет бедствие на земле и
 гнев на народ сей (на народ Бога, испорченный неверными служителями храма ).

Как это пророчество исполнилось в 1 веке для Иерусалимского храма и города Иерусалима?
"Мерзость запустения " сначала должна была проникнуть в сам храм - появились "погибшие овцы дома Израилева", служители храма, наряду с книжниками и фарисеями, они стали отступниками, осквернив собою крыло храма; затем она должна была развиться и усилиться в своей неверности ( из-за руководителей испортился почти весь народ, кроме остатка верных); затем ей предстояло укорениться, в результате - все иудеи в самый решающий момент отвергли Христа в половине последней седьмины (Ин.19:14-16); затем ей надлежало процветать, открыться, стать явно заметной в осквернении храма: к 70му г. н.э. через зилотов к власти в Иудее пришли самозванцы, осквернение
 крыла храма достигло апогея (самое время для наказания и появления римлян на арене народа Бога для уничтожения Иерусалима)

В результате римляне смогли напасть на народ Иеговы, окружить Иерусалим и разрушить святыню Бога в 70 г. н.э. До сих пор - бывший храм Бога на самом деле находится в полном запустении, Бог просто стёр его с лица Земли, в буквальном Иерусалиме не осталось ни храма, ни служителей храма, ни посетителей храма. Да и сам город до сих пор является источником постоянного военного конфликта между современным Израилем и арабами. Так Бог исполнил пророчество Христа о полном разрушении и запустении осквернённого святого места (Мтф.24:2,15,16,21; Лк21:20)

10, 11 и 12 главы — последнее откровение, которое было дано Даниилу в связи с народом Иеговы.

ДАНИИЛ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru