ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Даниил -
8 глава

ДАНИИЛ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

После видения, данного Даниилу в первый год Валтасара (см. 7 главу), Иегова посылает пророку еще одно, связанное с судьбой Божьего народа конкретно во времена греческого правления. В этот период произойдет печальное событие по установлению первой после восстановления храма - мерзости запустения на святом месте: в храме Иеговы. Использованы материалы исторической (не канонической) книги Маккавеев. 

8:1,2
 В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде.
2 И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской, и видел я в видении, - как бы я был у реки Улая.
 
Третий год царствования Валтасара начался в 556 году (если отталкиваться от абсолютной даты 539 г. – года завоевания Вавилона Киром Персидским, с которой согласны все историки). В видении Даниил был перенесен во вторую столицу Персидского царства, в Сузы. (Первой столицей был Персеполь).
 
На реке Улая располагался город Сузы. Сама по себе река делила Сузианскую область от Эламской. И именно в этом регионе произошла смена Персидского владычества над Израилем - Греческим.

8:3 Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки;
Овен, как объяснят Даниилу далее - это символ Мидо - Персидской державы (см.Д.8:20)

у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после
два рога овна - цари Мидийский и Персидский (Дан.8:20). В конце концов, один из рогов поднялся выше.
Из истории: персы поначалу были в составе Мидийского царства, но со временем подчинили его себе, так образовалось Мидо-Персия. Кир из Элама утвердил свою власть над Мидией, ему был присвоен титул царя Мидийского. Он покорил Малую Азию, затем северную и южную Месопотамию. Так исполнилось видение Даниила о возвышении одного из рогов овна (Персидского)

8:4 Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался.
В направлениях запада, севера и юга проводилась захватническая политика Мидо-Персии, поэтому территория Мидо-Персидской державы значительно распространилась: ею были захвачены малоазийские города, земли Сирии и Вавилона (на западе), территории народов, обитавших в Черноморском регионе (на севере), и, наконец, Египет (на юге).

8:5 Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. 
Козёл - это символ Греческой империи (см. Д.8:21), его рог - символ Александра Македонского. Хотя все греческие города-государства (за исключением Спарты) объединил отец Александра Филлип II Македонский, однако "завоевателем мира" и первым царём Греческой империи считается Александр.
Греция по отношению к Персии находится на западе, поэтому и сказано о козле, что он шёл с запада.

не касаясь земли это означает стремительность завоеваний Александра Македонского, он словно не шёл, а летел на крыльях, завоёвывая территории на своём пути (похоже по описанию на то, что у него есть крылья, сравните с крылатым барсом из Дан 7 гл.)

8:6,7 Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей.
7 И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него.

Начиная с 334 года до н.э., Александр Македонский в течение нескольких лет покорил Малую Азию, Сирию, Египет и Месопотамию (проник вглубь территории сегодняшнего Афганистана, а затем вышел в долину Инда).
Никто, в том числе и персы, не смогли противостать ему.

8:8 Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог,
Однако, возвеличившись и расширив свою империю, Александр умер на вершине своего могущества и славы. Он умер в Вавилоне в 332 г. до н.э 32х лет от роду, заболев малярией, осложненной чрезмерным пристрастием Александра к вину.

и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных.
Поскольку наследников Александр не оставил - спустя несколько лет его империю разделили между собой четыре его генерала, представленные в видении Даниила четырьмя рогами. Птолемею был отдан Египет и прилегающие части Малой Азии. Кассандру - территории Македонии и Греции. Лисимаху - западная Вифиния, Фригия, Миссия и Лидия в Малой Азии. Селевк получил всю остальную часть империи Александра, включая Сирию, Израиль и Месопотамию. От этого правителя, имеющего власть над народом Бога, и придётся в последствии ожидать множество неприятностей.

обращенные на четыре ветра небесных - это указание на то, что по четырем ветрам перейдет царство Александра, то есть отныне руководить им будут четыре небесных покровителя (князей Греческих - 4 ангела-демона (Дан.10:13).
Потомку Селевка и надлежало участвовать в дальнейших событиях: на карте показана и его территория (Антиоха), которая сначала была
небольшой.

8:9 От одного из них вышел небольшой рог,
Речь идёт о потомке династии Селевкидов - Антиохе
IV, царе Сирии.
Из истории: его отец происходил из греко-македонской династии Селевкидов, основатель которой Селевк
I Никатор был одним из полководцев Александра Македонского. Был третьим сыном царской четы (после старшего брата Антиоха и среднего - Селевка), тем самым его шансы на получение отцовского престола были весьма малы.

небольшой рог- в самом начале царствования Антиоха Эпифана царство было небольшим, так как в результате римской угрозы Антиох III (отец Антиоха IV) потерял свои владения на западе и востоке.

который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране,
Антиох
IV пришел к власти в 175 году до н.э., умертвив своего старшего брата, который унаследовал трон Селевкидов. В 170 году вторгся в Египет, нанес поражение Птолемею и объявил себя царем Египта.

Это и стало его "разрастанием" к югу (стих 9). Возвращаясь с победой, Антиох Епифан узнал о смуте, вспыхнувшей в Иерусалиме, и решил, воспользовавшись этим, подчинить себе и Иудею ("прекрасную страну")
Насчет разрастания
 к востоку известен поход Антиоха в свои восточные сатрапии, которые после поражения Антиоха III от римлян провозгласили независимость от Селевкидов. В 165 г начался восточный поход, в результате которого Антиохом были завоеваны Армения, затем Персия, где он заново основал колонию Антиохия. 

8:10 и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их,
Особым предметом посягательств Антиоха
IV станет народ Иеговы, (народ святых, текст 24). Воинство небесное или звёзды - символ помазанных служителей Иеговы: это вестники Бога Всевышнего – благодаря святому духу, помогающего им правильно воспринимать и передавать слово Бога остальному народу Бога (Мал.2:7; Откр.1:20)

В Ветхом Завете к категории "святых" Иеговы относилось помазанное священство. Они были "освящены" Иеговой: отделены от общего стана всех израильтян, размещены на Его святой "территории" храма/скинии, отмыты от «грязи» греха кровью жертвенных животных при помощи посредника В.З -Моисея, помазаны священным миро и имели дух святой для различения "добра" и "зла" очами Бога, будучи Его вестниками (Второз.18:1,2, Исх.29:21, 30:30-32, Мал.2:5-7).

Этот текст символически предсказывает гонения на народ Божий и жестокое с ним обращение - только потому, что они не желали поклоняться языческим богам и противились насильственному внедрению в их образ жизни - греческой культуры.
Попрание воинства Иеговы дошло даже до того, что прислужником Антиоха IV Менелаем, метившим на место первосвященника храма - был убит первосвященник Ония III (171 год до н.э.). Сведения об этом есть в книге Маккавеев (2 Макк 4:32-43)

8:11 и даже вознесся на Вождя воинства сего,
Вождём священства Иудеи был сам Иегова. Антиох
IV возомнил себя богом и взял себе прозвище Епифан ("явление Бога"), считая себя земным воплощением Зевса.

и отнята была у Него ежедневная жертва,
Антиох Епифан проводил насильственную политику эллинизации населения Иудеи, поэтом он запретил проводить богослужения в Иерусалимском храме и во всех городах Иудеи.

и поругано было место святыни Его..
Антиох Епифан не только запрещал священникам исполнять священное служение в храме Бога, но и решил из этого храма сделать храм Зевсу: Антиох начал с того, что назначил за большой выкуп новых жрецов, храм назвали святилищем олимпийского Зевса и установили в нем его статую. Статуи греческих богов и алтари устанавливались в Иудее повсюду – для того, чтобы приносить в жертву нечистых животных.
25 декабря (кислева) 167
г. до н. э. началось богослужение перед идолом в храме Иеговы.

В итоге Антиох и не только вошел в Святая Святых, расхитив золотые и серебряные сосуды храма. Но и во внутреннем дворе храма, на месте жертвенника Божьего, где им был устроен алтарь Зевса, стал приносить в жертву свиней. Иудеев, не подчинившихся приказу Антиоха Епифана есть мясо жертвенных свиней, ждала смерть. Не удивительно, что несколько переиначивая звучание слова "Епифан" (означающего "прославленный"), иудеи звали этого царя Антиох Безумный.
(историч. источник здесь

8:12 И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал.
Здесь - упоминание о том, почему Бог допустил это святотатство в Своём храме и жестокое отношение со Своим народом:
явление Антиоха
IV Епифана и причина его успеха лежала не в силе Антиоха, это - это результат нечестия, распространённого в Иудее к тому времени (И воинство (священники и народ Бога) предано (переданы Епифану) вместе с ежедневною жертвою за нечестие)
Иудея была предана в его руки отступниками от святого завета; они "соединились с язычниками и продались, чтобы делать зло" (1Мак1:15; ср. ст.11-13).

Период правления Антиоха
IV характеризовался относительным подъёмом и стабилизацией Сирийского царства. Особенного успеха он достиг в нечестивых деяниях в Иерусалиме: он не только осквернил храм Иеговы, но и уничтожил списки священных книг (1Мак.1:56.57).
Эти нечестивые деяния Антиоха Епифана привели впоследствии к восстанию Маккавеев в Иудее.

8:13 И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?"
Даниил слышит вопрос о периоде времени, в течение которого этот нечестивый рог Селевкидов будет осквернять святилище в Иерусалиме, в результате чего ежедневная жертва Богу Иегове приноситься не будет весь этот период.
Синонимом выражению «опустошительное нечестие» являются выражения мерзость, несущая опустошение (ПНМ) или мерзость запустения (Син.)

8:14 И сказал мне: "на две тысячи (disxЫlia) триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".
disxЫlia в Септуагинте переводится две тысячи, все переводы перевели 2300.
Попробуем выяснить, сколько же длилось осквернение храма в Иерусалиме - Антиохом
IV Епифаном:
Начало каждого суточного "дня" в Израиле - отмечалось обязательными жертвами Богу только утром после ночи – и вечером до захода солнца (из Мишны: только утренний и вечерний тамид проводился в храме). То есть, в день приносили 2 жертвы (утром и вечером). Антиох же, устроив из храма Бога – храм Зевса – отнял у Всевышнего утренние и вечерние жертвы – на весь период пребывания в храме идола Зевса.

Выражение «осквернение на 2300 вечеров и утр» обозначают, что 2300 обязательных жертвенных приношений в храме вечером и утром не были принесены в жертву Иегове. Сколько это составляет дней?

2300 не принесённых жертв жертв / 2 жертвы в день = 1150 дней. Всего осквернение храма Антиохом длилось 1150 дней, после чего в 164г. Иуда Маккавей изгнал узурпатора и вновь освятил храм.
 
Итого, в течение 1150 иудейских дней святыня Господа должна была быть осквернена мерзостью некого рога Греции, коим является потомок селевкидов Антиох
IV.

Из истории кратко: о нём сказано, что в 170 г. он ввёл войска в Иерусалим (Википедия, даты осквернения храма отличаются в некоторых источниках, как и дата очищения храма 168/67 -165/64):
В 170 г. до н. э. Антиоху пришлось ввести в город (Иерусалим) войско, чтобы восстановить порядок; а в 168/7 г. до н. э. волнения, вызванные слухом о гибели царя, переросли в масштабное восстание. Антиох организовал карательный поход и жестоко подавил мятеж, Иерусалим был разграблен. После этого царь решил, опираясь на прогречески настроенную часть жречества, перейти к насильственной эллинизации жителей. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и на глазах у всех лично заколол жертвенную свинью на его алтаре. Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями, пытками и т. д. Городские укрепления были срыты, и неподалеку построена новая крепость, куда переселились филэллины.

Вскоре жестокие гонения вызвали новое восстание под предводительством Маккавеев (165/4 г. до н. э.). Внезапная смерть (164/63г) помешала царю организовать новый поход против иудеев; в то же время мятеж разрастался и принимал характер войны за независимость. Несмотря на неоднократные попытки наследников Антиоха вновь покорить Иерусалим, борьба закончилась победой иудеев. В честь этой победы отмечается еврейский праздник Ханука, существующий до сих пор.


То есть, захват Антиохом Иерусалима и угроза храму продлилась с 170 до 165 года, до освобождения храма Маккавеями.
Осквернение храма - с 168/67 до 165/64 г.г. до н.э. (известно, что первая свинья была заколота 25 декабря 168/67 г, и освобождение Маккавеями храма – тоже произошло 25 декабря 165/64 г.) Это – три года: 3*360/365 дней (длина пророческого и обычного года современности)= 1080/1095 дней.

Согласно пророчества должно быть 2300 жертв/2 = 1150 дней (не хватает около 2х месяцев). Поскольку не указан месяц, когда Антиох вошёл на территорию храма и начал обосновывать нам святилище Зевса (начало осквернения – с этого момента) - невозможно с точностью и посчитать фактический период осквернения. Но факт, что точные три года известны – говорит об исполнении этого пророчества – на Антиохе
IV Епифане.

Итак, округлённо – весь этот период времени в 1150 дней - богослужения в храме Иерусалима не проводились, храм был осквернён по желанию «рога» Антиоха
IV. (другими словами 2300 вечерних и утренних жертв в этом периоде в храме Иегове не приносились)

тогда святилище очистится. Храм в Иерусалиме был очищен и вновь освящен Иудой Маккавеем 25 декабря 165 г. до н.э.

Далее Даниилу разъясняют значение видения:

8:15-18 И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа.
16 И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: "Гавриил! объясни ему это видение!"
17 И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: "знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!"
18 И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое,

Даниил хотел узнать, что бы значила эта борьба овна с козлом и действия рога, попиравшего святыни.
 

от средины Улая голос человеческий так как человек приказывать ангелу не может, то ясно, что приказ Гавриилу отдал кто-то Вышний человеческим голосом, не ангельским, чтобы Даниил мог понять суть разговора. 
В результате появление ангела вызвало трепет и страх Даниила, да такой, что он не мог устоять на своих ногах и лежал
 без чувств, - может быть, подразумевается, что Даниил даже потерял сознание от такого эмоционального перенапряжения. 
Но ангел быстро привёл его в чувство, поставил его на ноги и стал объяснять.
 

"знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!"
Этот текст поясняется дальше, в 19

8:19 и сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени и в 23 текстах, мы к ним вернёмся после объяснения значений овна и козла:

8:20-22 Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский.
21 А козел косматый - царь Греции
, (А.Македонский) а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь;
22 он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою

Птолемею был отдан Египет и прилегающие части Малой Азии. Кассандру - территории Македонии и Греции. Лисимаху - западная Вифиния, Фригия, Миссия и Лидия в Малой Азии. Селевк получил всю остальную часть империи Александра, включая Сирию, Израиль и Месопотамию, (см.Д.8:8). Все 4 государства будут гораздо слабее империи Александра Македонского (
не с его силою)

8:23 Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве
Соединяем вышеназванные тексты 17 и 19 - об упоминании некоего конца времени:
17 (2 часть): "знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!"
19 и сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в
 последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени

Их все следует рассматривать в едином контексте: из-за того, что в Иудее появились отступники от святого Завета с Ним (В.З.) - Бог гневается на Свой народ за отступничество и беззакония, и когда мера их беззаконий переполнит чашу терпения Иеговы (23), тогда и возникнет на горизонте Антиох
IV.
Но его бесчинства будут в истории Израиля последними днями гнева Божьего над Иудой (19): Маккавей восстановит чистое поклонение.

То есть, эти тексты пояснили, что Антиох восстанет в истории народа Иеговы - к концу времени наказания их Богом (17); события об осквернении храма произойдут к концу определённого Богом времени (19): на момент предсказания Даниилу Бог уже знает времена и сроки для наказания Иудеи, наполнившей меру беззаконий своих ( 23).
Стоит также обратить внимание на то, что Бог никогда без причины не отворачивался от Своего народа и храма: во все времена только беззакония народа Бога служили причиной осквернения святынь Его.
 

Под конец же царства их, Эта фраза относится к концу всех 4 государств, оставшихся после Александра, но больше всего к империи Селевкидов: 
Из Википедии: Период правления Антиоха IV характеризовался относительным подъёмом и стабилизацией Сирийского царства, однако после его неожиданной смерти это государство окончательно пришло в упадок. 
Фактически после 217 года до н. э. ни один конфликт в Греции не решается без посредничества римлян. То есть, власть 4 царей в этот период подходит к концу. (Рим начинает завоевывать территории)
К моменту появления Антиоха
IV империя Лисимаха и Кассандра уходит в небытие. Остаются только государства: Селевкидов (завоевано Римом в 65 г до н.э) и Египет (покорен Римом в 30 г до н.э.).

8:24,25 и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых (народ под опекой святого священства Иудеи, то есть, народ Иеговы) 
25 и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен - не рукою.
Ясно, что коварному Антиоху удалось захватить Иерусалим и осквернить храм потому, что такова была воля Бога для Израиля, нуждавшегося в исправлении через наказание. Он не своею силою смог осквернить святыни Бога, а при помощи Бога, ослабившего защиту Израиля на этот момент. 

и среди мира погубит многих помимо Иудеи (народа святых) от нашествий Антиоха Эпифана пострадали и другие государства (см. стих 9) 
Хотя он и чрезвычайно преуспеет в том, чтобы унизить Бога Всевышнего и Его жилище, однако в своё время он будет сокрушён не человеческой рукою. Так и вышло с Антиохом
IV Епифаном: он не был убит и не погиб в сражении, а умер от физического или нервного расстройства в 164/63 г. до н.э. Неожиданно для всех, потеряв рассудок, он умер в Персии.
Описание его смерти можно почитать в не канон. книгах 1 Мак. 6:1-16 и 2 Мак. 9:1-28.
 

8:26,27 Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам".
27 И я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его.

Ангел дает указание Даниилу сокрыть или запечатать видение о 2300 вечеров и утр (об отнятии у Бога 2300 жертвенных приношений).
Что это означает, если учесть, что до нас дошли они?
Ангел дает повеление записать это видение, а потом уже, когда всё это сбудется - станет возможным и понять значение увиденного Даниилом попутно к тому, что сказал ангел Гавриил.
Даниилу было закрыто видение об Антиохе: на тот момент ему не открыли, кто это будет и в каком виде исполнится пророчество о попирании святыни Иеговы на 2300 вечеров и утр. Но, когда оно исполнилось - тогда и стало понятно, что это пророчество - на Антиоха.

Даниил же болел некоторое время после того, как получил видение, так как увиденное глубоко потрясло его. (Его глубоко взволновало то, что в будущем будет допущено осквернение святынь Иеговы, так как праведникам, подобным Даниилу, всегда больно, когда хулят и попирают Божьи святыни и Божье имя). 
Как видим, сам Даниил не мог истолковать смысл исполнения видения и то, в чём именно проявится осквернение святынь Всевышнего. Это подводит нас к мысли, что пророки Бога иногда могли и не понимать смысл того, что видят или записывают, если Бог не открывал им смысл пророчества и откладывал его откровение – на более поздние сроки (2 Пет 1:21)

ДАНИИЛ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru