ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Даниил -
 4 глава

ДАНИИЛ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Описывает второй сон Навуходоносора от его лица

4:1-5 Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих.
2 Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня.
3 И дано было мною повеление привести ко мне всех мудрецов Вавилонских, чтобы они сказали мне значение сна.
4 Тогда пришли тайноведцы, обаятели, Халдеи и гадатели; я рассказал им сон, но они не могли мне объяснить значения его.
5 Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святаго Бога; ему рассказал я сон.
 
Вроде бы все хорошо было у царя с его точки зрения: богатство и власть были у него, благополучие и здоровье. Однако, как увидим, из того, что Бог послал Ему пророческий сон и он исполнился, Навух-р был на самом деле «нищим и нагим и больным» с точки зрения Всевышнего. Почему же такое случилось? Потому что правил царством своим с насилием и жестокостью, проливал много крови и дошел до предела Божьего терпения к нему, почему Бог Небесный и решил вразумить его. 

Навух-ру снова снится сон, значение которого он не смог понять, однако, он как-то понял, что этот сон каким-то образом касается его самого, почему он и испугался. Царь призывает сначала своих вавилонских толкователей снов, однако их бессилие разгадать сон - обнаружилось и в этот раз. Наконец, Навух-р призывает Даниила, чтобы разгадать тайну сна, зная, что Даниил способен на большее.
 
Указание на то, что в Данииле был дух святого Бога говорит о том, что Даниил сам по себе был не способен разгадать тайну, но он служил послом Всевышнего к Навух-ру и был носителем святого духа, представителем Всевышнего на земле.

Сон, который приснился Навух-ру включает три логические части: древо процветает, срублено под корень, корень даёт возможность снова появиться древу. Разберем каждую по очереди: 
Первая часть
сна показывает величие древа.
4:6-9 Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе дух святаго Бога, и никакая тайна не затрудняет тебя; объясни мне видения сна моего, который я видел, и значение его.
7 Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое.
8 Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли.
9 Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть.
 

 

Вторая часть: о том, что дерево будет срублено под корень. 
4:10-13 И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святый.
11 Воскликнув громко, Он сказал: "срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его;
12 но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной.
13 Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен.


Третья часть: о возвращении на царство униженного (снятие «уз» с корня дерева): срубленное древо – это униженное по сравнению с высоким зеленеющим древом; а восстановившее свой рост -
возвращение в исходное величие.
4:14,15 Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми".
15 Такой сон видел я, царь Навуходоносор; а ты, Валтасар, скажи значение его, так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значения, а ты можешь, потому что дух святаго Бога в тебе. 

Значение сна рассказывает Даниил: весь сон касается непосредственно царя Навух-ра. А если кто-то считает, что может растолковать его лучше, чем сделал это Даниил – тот заблуждается:
4:16
 Тогда Даниил, которому имя Валтасар, около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали его. Царь начал говорить и сказал: Валтасар! да не смущает тебя этот сон и значение его. Валтасар отвечал и сказал: господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его! 
Даниилу было дано узнать значение сна, но его суть была настолько трагична, что Даниил разволновался за царя. Уж лучше тем, кто ненавидит Навух-ра , его врагам - такую участь, которую показывает сон.

4:17-19 Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотою своею достигало до небес и видимо было по всей земле,
18 на котором листья были прекрасные и множество плодов и пропитание для всех, под которым обитали звери полевые и в ветвях которого гнездились птицы небесные,
19 это ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя - до краев земли.
 
Большое и высокое дерево, которое питало всех зверей полевых, птиц небесных и всякую плоть, представляет самого царя Навух-ра над народами, его величие и славу. В Иезекииля 31 главе дается разгадка того, кого представляют дерева полевые: они обозначают языческих царей. Даже описание Ассура и Вавилона схожи. И тот, и другой правили народами и были выше всех других деревьев, так как власть их была над народом Всевышнего. Правда при Ассуре были еще «дерева Эдемские» в «саду» Всевышнего, то есть сидели цари на престоле Всевышнего в «саду» Иудеи, а при Навух-ре их уже нет (заметим, дерева полевые - это языческие цари, деревья в саду Божием, дерева Эдемские - это цари от Всевышнего) 

Высота «древа» Навух-ра «достигла до небес" - показывает то же, что и золотая голова истукана: волею Всевышнего Навух-ру дано было одержать победу над Иерусалимом, городом Бога Всевышнего и над Его народом ( см. Дан 2:37,38). То есть, на момент завоевания Иерусалима Навух-р оказался «выше» Бога, так как даже Бог «уступил» ему Свой город. 
И листья, и плоды «древа» и то благополучие - это слава и величие и власть Навух-ра, который творил с покоренными ему народами - все, что только желал. 

Толщина и крепость и то, что все птицы небесные и звери нашли приют под ветвями, это аллегория на то, что множество народов - под «сенью» Вавилонской империи.

"власть твоя - до краев земли" – выражение образное, показывающее обширность территории влияния Вавилона (ср.Иер.12:12)
Вавилонская империя была весьма обширна, а по ценности – она распространялась и на народ Бога
 
4:20 А что царь видел Бодрствующего и Святаго, сходящего с небес, Который сказал: "срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных, среди полевой травы, орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен", -
О качестве меди и железа - можно найти в Писании:
Иер.6:28 Все они - 
упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, - все они развратители.
Медь и железо - очень крепкие, как крепки лбы и шеи у жестоковыйного народа (медно-железного в крепости упорства против Бога). Такие крепкие узы само «древо» не сможет расторгнуть, чтобы снова дать ростки большому дереву.


4:21,22 то вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя:
22 тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет.
Здесь Навух-ру дают понять, что есть на небесах живут бодрствующие и святые, которые находятся на службе у Всевышнего Бога (ангелы). Они и наблюдают за царями по всей земле. То есть, вся земля находится под наблюдением у Бога Всевышнего, под Его контролем. Поэтому большой ошибкой будет считать, что человек, даже достигший огромной власти, как Навух-р, может творить все, что ему вздумается.
За все свои поступки каждому придется ответить перед Богом. А Навух-ру дали понять, что его власть над народами - только с соизволения Всевышнего. Не было бы дано ему править над народами - давно бы уже находился в могиле Навух-р, или был бы простым язычником, без роду и без племени.

Одному из ангелов будет приказано срубить «древо» царя под корень.
Это означает, что Навух-р, возвеличившийся в своей гордости и славе до небес, будет сильно унижен, однако, если оставят корень «древа» царя – значит, есть надежда на его восстановление. Узы медные и железные - те узы, которые наложит на царя Бог, крепкие, их никому не порвать, так же как не порвать железные цепи – на семь неких времён. 

Однако, в воле Всевышнего - власть над царством человеческим, и Он может поставить царем над людьми даже уничиженного в глазах людей: узы будут наложены на «древо» царя Вавилона - не навеки, а временно, на 7 времён, на период действия в нём сердца звериного.

Если учесть продолжительность одного времени, показанную в Откр.12:6,14, то получается, что 7 времён равны 360*7=2 520 дней или 6,9 обычных лет (в году – 365 дней). То есть, почти 7 лет царь Навух-р должен был содержаться в «узах» «звериного сердца»: сумасшествия, или, как полагают учёные - Навуходоносор страдал особой формой психоза, схожей с клинической ликантропией. Ликантропией называют психопатическое состояние, при котором человеку кажется, что он превращается или уже превратился в какое-либо животное, поведение и образ жизни – соответственное, подобное поведению зверей (не мыться в царской ванной, не питаться яствами с царского стола и т.д.)

Однако, по истечении 7ми времён униженному царю предстоит познать, что только в руках Всевышнего – дать царскую власть любому или отнять её у любого, и Он может дать её даже униженному, имеющему звериный облик
(и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет)

4:23 А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. 
Главный корень «древа» Вавилона по объяснению Даниила обозначает царство Навух-ра - Вавилон, которое в конечном итоге после семилетних трагических происшествий с царём - останется при нём, почему Навух-р и сможет впоследствии возвратиться на царство своё. 
И если искать пророческий прообраз на правление Навух-ра, то это Вавилон - система сатаны дьявола, достигшая небывалой высоты - благодаря тому, что Бог уступил на время сатане свое место правителя над человечеством – с определённой целью.
То есть, дьявол сидит на "божьем седалище" (Иез 28 глава). И под сенью этого дерева- «Вавилона» многие народы, вся земля нашла свой приют. Птицы, звери и люди - все оказались во власти Вавилона - системы управления народами века сего (Откр.17:15,18).

Далее Даниил дает совет Навух-ру, по сути предлагает решение проблемы Навух-ру как исправить ситуацию, умилостивить Бога, ведь Он может отсрочить наказание, если увидит основания тому. А основания у Всевышнего могут быть, если цель наказания достигнута - человек исправил свое поведение и раскаялся: 

4:24 Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой. 
В чем выражались беззакония и грехи Навух-ра - любой служитель Всевышнего понимал, а вот понимал ли это Навух-р? Если к нему поступило предложение исправиться – значит, должен был бы понимать. В конце концов, он мог бы спросить у Даниила – в чём же ему следует исправиться, чтобы не быть «подсечённым под корень».

Так как пророчество Божие сбылось на нём вскоре, можно сказать, что царь не воспользовался советом Даниила. Мир и благополучие Навух-ра продлились всего лишь год после этого сна: целый год Бог дал царю на исправление ситуации. В этом можно увидеть милосердие Бога и Его заинтересованность в том, чтобы люди имели возможность исправиться (не торопится наказывать).
 
4:25 Все это сбылось над царем Навуходоносором.
Снова видим ясное разъяснение тому, что и как исполнилось из сна Навух-ра: весь этот сон предназначался для перевоспитания царя Вавилона и только для него. Никакие другие пророчества этот сон не показывает.

4:26,27 По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне,
27 царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!
 
Судя по всему, одними из главных пороков Навух-ра были необычайная гордыня, надменность и тщеславие. Навух-р чрезвычайно возгордился собой, что и выразилось в словах его о том, что только себе он обязан той славой, которую Вавилон имеет на данное время. (Перед падением возносится сердце человека, Пр 16:18)

Но на самом деле, если посудить, много ли великого сделал Навух-р, чтобы иметь право так заявлять о себе? По сути - нет. Так как то, что Вавилон поднялся и стал бичом Божиим для Израиля и окружающих его народов (этим способствуя славе и величию Вавилона) - заслуга Всевышнего (Иер 25:9) За гордыней Навух-ра сразу же последовало и падение его

4:26,27 Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: "тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! 
29 И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!"
 
Бог голосом с неба дал знать Навух-ру, что с этого момента царь наказан. Неизвестно, поняли ли остальные присутствовавшие при этом голос с неба, но то, что сам Навух-р понял это говорит его собственный пересказ слов Бога Небесного. Скорее всего, остальные - поданные слышали только голос грома. Вслед за этим – и безумие Навух-ра не заставило себя долго ждать.

4:30 Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы.
Описание того, к чему приводит возвышение себя и надменность перед Иеговой должны предостеречь каждого, кто идёт по этому пути. Они рискуют стать подобными образным «диким зверям и птицам», у которых нет разума. И если для зверей такое положение их приемлемо от создания, и если их когти и крылья не вызывают отвращения и вполне приемлемы - то волосы длиной более 1,5 метров и когти у человека - явление, вызывающие отвращение и жалость (точно так же поедание травы подобно быку).

И именно с этим предстояло жить Навух-ру почти 7 лет: похоже, иного способа вразумить царя Вавилона в том, в чём он был неправ перед Иеговой – было невозможно. Через это пришлось пройти Навух-ру, чтобы понять то, что только благодаря Богу Навух-р был на троне царства Вавилонского и смог возвеличить эту державу, производя большие опустошения в других странах.

Некоторым людям помогают прийти к Богу ситуации, в которых они доходят до жалкого и униженного состояния (притча о блудном сыне). А после испытания этого состояния, они начинают ценить то, что у них есть, и понимать, что сами они из себя - ничего особенного не представляют, что совсем нечем гордиться, что все имеющееся - это заслуга Божья, не их. 
Именно это в конечном итоге понял и Навух-р.

4:31,32 По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды
Как только прошёл указанный срок (7 времён) - царь, потерявший рассудок, снова возвратился на царство и признал величие Всевышнего, Бога иудеев. И хотя это кажется невероятным – Бог показал, что исполнил Своё обещание и поставил над царством Вавилона снова Навух-ра – чудом преображения царя (Д.4:14) В этом чудо от Всевышнего явлено могущество Всевышнего, так как только Он силен возвращать власть тому, у кого ее отнял. 
 
Как видим,
Навух-р был на самом деле весьма унижен между людьми (не людьми - а в их среде, между ними). Он был так высок в роде человеческом, и вдруг - так унизился и уподобился животному. В среде людей это было большим унижением. Но Бог силён и униженного между людьми - снова возвысить, что и произошло с царём Вавилона.
Возвращение разума царю сразу же ознаменовалось тем, что Навух-р признает свою ничтожность по сравнению с Богом Небесным. Интересные выводы сделал Навух-р: 
32 И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?"

То есть здесь напрямую показано признание того, что сами по себе жители Земли, если они не подкреплены помощью Всевышнего – ничто; что Бог - Владыка над остальными богами, так как действует по своей воле на небе и на земле. (Дан 4:14).
Трагедия, произошедшая с Навух-ром, усмирила его гордыню и надменность, вынудила его признать величие Всевышнего и необходимость покоряться силе Его могущественной «руки». Цель вразумления была достигнута.

Но лучше, конечно, до таких трагедий себя не доводить и прислушиваться к вразумлению Иеговы – не вынуждая Его прибегать к таким жёстким методам перевоспитания, какое было применено к царю Вавилона:
Пс.31:9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе".

4:33,34 В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось.
34 Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо. 

Вместе с разумом к Навух-ру возвратилось и человеческое обличье, почему и взыскали его сановники, министры и советники. Но в этом, даже более возвеличенном состоянии (величие мое еще более возвысилось)
- возвратившись на царство в Вавилон, Навух-р уже возносит славу не себе, а исключительно Иегове. 

Как видим, Навух-р сделал правильные выводы, извлекая ценный урок из своего наказания: он изменил свои прежние убеждения и признал, что все, что делает Бог над грешными людьми, над ним в том числе – всё это правильно и приносит пользу грешникам. Далее повествование о Навух-ре прекращается. 

ДАНИИЛ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru