ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Даниил -
 2 глава

ДАНИИЛ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2:1 Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него. 
Упоминание о втором году царствования Навух-ра над Иудеей не противоречит тому, что говорится в 1:5 и 18-20 о трех годах обучения Даниила и его друзей, если помнить, что по вавилонскому методу исчисления отсчёт лет царствования Навух-ра начинался со 2го года принятия им власти над Иудеей
Поэтому, его "второй год царствования" соответствовал третьему году обучения Даниила и его друзей (см. ком. к Дан.1:1).

После того, как Даниил, Анания, Мисаил и Азария приступили на службу к Навух-ру проходит совсем немного времени, как Бог посылает сон Навух-ру. Как ни силился царь вспомнить содержание сна – он не мог. Помнил только, что сон сильно смутил его. Все это было для того, чтобы показать Навух-ру и пленным иудеям будущее, которое уготовал Бог для всего отчужденного мира язычников, а также для народа Божьего.

Если бы Навух-р знал содержание сна, он не смог мог бы узнать истинную ценность служителей Бога, так как при дворе его было множество тайноведцев, славившихся толкованием снов и предсказанием событий (ср.Второз.13:1-3). Они постарались бы придумать объяснение, которое понравилось бы царю, и он не оценил бы иудейских пленников. Но вся загвоздка была именно в том, что нужно было сначала описать сон царя, а потом сказать и значение его, что под силу только Тому, кто дал этот сон: Богу иудеев.

2:2-4 И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем.
3 И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.
4 И сказали Халдеи царю по-арамейски: царь! вовеки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его.
 
Собрав всех своих тайноведцев, Навух-р приказал им сказать значение сна, на что халдеи, конечно же, ответили просьбой рассказать содержание сна.

2:5,6 Отвечал царь и сказал Халдеям: слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины.
6 Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак скажите мне сон и значение его.

Приказ Навух-ра объявлен: нужно рассказать сам сон и его значение. Не оправдавшим доверия царя - смерть, исполнившим повеление царя - великие почести (как станет ясно из дальнейших стихов - большие должности и приближенность к царю). 

2:7 Они вторично отвечали и сказали: да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение. 
Халдеи снова просят царя пересказать сон, иначе - нет поля для их деятельности. Ведь если нет картины сна, то и растолковывать нечего. А есть картина - можно и толкование дать, у них для толкования огромные по содержимому сонники были.
Проблема в том и заключалась, что царь начисто забыл сам сон, а мудрецы, как видно, пока что не совсем осознавали это.

2:8,9 Отвечал царь и сказал: верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня. 
9 Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его. 

Навух-р решил, что они просто тянут время, что не замедлило сказаться на его отношении к ним. Они должны выполнить повеление Навух-ра. Только так можно доказать, что они достойны служить при дворе Навух-ра, что они обладают высшей мудростью.

2:10 Халдеи отвечали царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея. 
При таком положении вещей, если надо рассказать и сам сон - мудрецы признались в собственном бессилии, но преподносят это так, что царь сам виноват в том, что они не могут разгадать этот сон: ведь до сих пор ни один великий и могущественный царь не требовал этого от подчиненных, а Навух-р выходит, превзошел всех в требовательности, поручив невыполнимое задание вавилонским мудрецам и тайноведцам. То есть, царь, по мнению халдеев, перешел границы разумного, потребовав исполнить такой приказ.

2:11 Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью. 

Здесь объявляется основная причина того, почему эта задача не под силу халдейским мудрецам: только небесные боги (духи) могут открыть Навух-ру истину. 
Но среди них таких нет.
Тем самым они невольно показали, что не имеют никакой связи с настоящим Богом, ведающим всеми тайнами. А те «боги» Вавилона, которым служили все маги и чародеи, были бессильны помочь своим подопечным. Но если они не связаны с всесильными богами – зачем царю эти обманщики, представляющие все свои толкования якобы от богов?

2:12 Рассвирепел царь и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских. 
Поэтому неудивительно, что такой ответ разгневал Навух-ра. Наказание не замедлило ждать, в ярости Навух-р решил казнить всех мудрецов.

2:13 Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их. 
Поскольку Даниил и его друзья тоже состояли на службе в качестве мудрецов царя Вавилона, и их искали для казни.
Надо отдать должное мудрости и мужеству Даниила, не сидевшего смиренно в ожидании смерти, но предложившего решение проблемы.

2:14,15 Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов Вавилонских;
15 и спросил Ариоха, сильного при царе: "почему такое грозное повеление от царя?" Тогда Ариох рассказал все дело Даниилу. 
Не зная причины происшествия, прежде, чем действовать – имеет смысл выяснить причину: «а за что, собственно, погибаем?» - спросил Даниил у начальствующего при царе.
Факт, что Ариох принял иудейского пленника говорит о том, что Бог расположил сердце этого начальника выслушать Даниила. Тогда же Даниил и уговорил Ариоха дать шанс ему поговорить с царем: кто знает, может быть удастся ему смягчить сердце царя и тот даст небольшую отсрочку, чтобы решить задачу Навух-ра.

2:16 И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование [сна]. 
Здесь видим мудрость и благоразумие Даниила. Он смог подобрать такие слова, чтобы при этом и достоинство царя не уронить, и убедить Навух-ра дать немного времени. И то, что Навух-р дал небольшую отсрочку, говорит о том, как сильно он хотел получить ответы о сновидении.

2:17,18 Даниил пришел в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим, 
18 чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими.

Даниилу же оставалось решить неразрешимую проблему. И в этом помочь ему мог только Бог, поэтому Даниил попросил своих товарищей вместе с ним смиренно умолять Бога о помощи и милости, чтобы открыть сон Навух-ра, ведь Бог не обязан по первой просьбе Своего поклонника помогать тому.
Факт, что Даниил привлек к этому делу товарищей своих, говорит о том, что необходимо было, чтобы каждый из них показал свою личную заинтересованность в том, чтобы спастись от смерти. Много может усиленная молитва верных служителей Всевышнего (Иак 5:16). 

Позднее, при персидском царе Артаксерксе, иудеям также понадобилось усиленно молиться к своему Богу, чтобы спастись от смерти. (Есф 4:15-17) И благодаря их смирению перед Богом их молитва была услышана. 

2:19 И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного. 
Молитва всех четверых была услышана Иеговой, и Он открыл значение сна через Даниила: благодарность же Богу не преминула излиться из уст Даниила, ведь Бог спас их от смерти: 

2:20-22 И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила;
21 он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным;
22 он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним.
Здесь видим несколько важных характеристик Творца, которые затронул Даниил в своей молитве: 
«Будет благословенно имя Господа (Бога) от века и до века.» Не сказано имена Бога, а имя. У Всевышнего только одно имя, которым он открыл себя людям. Все остальные названия - титулы или качественные характеристики. 
Два качества, через которые Бог проявил себя, послав сон Навух-ру: мудрость и сила. По сути этим сном все вавилонские мудрецы оказались побежденными истинным и единственным Богом Небесным: 
«Посрамились мудрецы, запутались в сеть. Вот они отвергли слово Господне, в чем же сила их?» 

«Изменяет времена и лета» другими словами времена и сроки. Благодаря Иегове Навух-р сменил гнев на милость и изменил срок, отведенный для разгадки сна. Во власти Всевышнего все времена и сроки, их он меняет по своему усмотрению. То есть Бог - властелин над временем. 

«Свергает царей и возносит их». С соизволения Божьего существуют все царства земные и, можно сказать, что благодаря тому, что Бог допускает это - все они возвышаются или уничтожаются. 

«Он меняет времена и сроки, свергает царей и возносит их, дает мудрость разумным и знание - способным понимать
(Дан.2:21 Танах) Мудрость дается тем, кто не отвергает Иегову и принимает Его как своего Бога. А знание - способным понимать, способным принимать точку зрения Бога, гибким умом, восприимчивым к слову Всевышнего.
 
«открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним.» Нет никакой тайны, которая была бы сокрыта от Всевышнего. Так как Он Всезнающий и Всеведающий, только с Богом возможно знать истину, без Его помощи все попытки отыскать её - подобны блужданию во мраке. Бог - источник света, истины. 

2:23 Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя. 
Не стал Даниил мудрость и способность решить дело царя - приписывать себе самому, так как понимал, рассудительность и мудрость у него не сами по себе появились, а от источника мудрости и силы: от Всевышнего.

2:24,25 После сего Даниил вошел к Ариоху, которому царь повелел умертвить мудрецов Вавилонских, пришел и сказал ему: не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение [сна].
25 Тогда Ариох немедленно привел Даниила к царю и сказал ему: я нашел из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение [сна].
 
Загадка разрешилась и Даниил поспешил к Ариоху, чтобы спасти жизнь остальным мудрецам: любовь к Богу и ближнему побудила это сделать. Затем предстал пред царём, чтобы сказать Навух-ру содержание и значение сна. 

2:26-28 Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его? 
27 Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели.
28 Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие:

Даниил воспользовался случаем прославить своего Бога и познакомить с Ним Навух-ра. Отвечая царю, он не присваивает славу и мудрость себе, а смиренно объясняет, что вся заслуга в этом - Бога Небесного, который пожелал открыть свою тайну Навух-ру через Даниила. 
Такими словами Даниил оправдывает и мудрецов: они были правы перед Навух-ром, говоря, что они бессильны решить его задачу, и что с ней могут справиться только небесные боги. А у иудеев как раз есть такой Бог небесный - Бог, который и открыл сон царя и его значение.

2:29 ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет.
Даниил объясняет и причину появления сна царя: царь задумывался о будущем, которое ожидает человечество. Бог оценил это и потому решил показать будущее.
Мало кто задумывается о будущем человечества, большинство живут одним днём и сосредоточены на удовлетворении своих собственных желаний, им нет никакого дела до будущего потомков.
Но тем, кто ищет ответы на вопросы о смысле жизни и будущем человечества - Бог помогает найти их. 

2:30 А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего. 
Даниил признает со смирением, что без помощи Бога небесного – он такой же, как и все, не настолько мудрый, чтобы открывать такие тайны. Но Бог на тот момент просто воспользовался им для осуществления Своих намерений: рассказать Навух-ру об Иегове и о том будущем, которое ожидает как Его поклонников, так и противников.
Поскольку у Бога даже камни могут заговорить или ослица - за то, что Бог пользуется помощью человека, следует быть благодарным Ему. 

открыто было царю разумение Навух-р должен был уразуметь то будущее, которое ожидает все царства земные. Что система человеческого управления народами была допущена только на время и срок. Но в конечном итоге человек должен будет покориться Богу Небесному или погибнуть вместе с царствами земными. 

чтобы ты узнал помышления сердца твоего Навух-ру дано было узнать, а чего же хочет он сам: покориться ли Богу Иегове и признать Его власть над собою - или остаться богопротивником?

Также через этот сон Бог хотел показать Своему народу, что не следует ожидать независимости Израиля и торжества царства Божьего на земле - сразу после окончания Вавилонского плена. Хотя само по себе правление язычников на Земле имело разные формы и государств было множество, не только Вавилонская империя и ей подобные – однако Бог через сон царя Вавилона показал смену языческого влияния конкретно на Свой народ.
Разберем более подробно: 

2:31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. 
Даниил напомнил, что царю снился огромный идол, состоящий из золота, серебра, меди, железа и глины: идол этот символизировал языческие державы, в основе которых лежит поклонение идолам - имеющих отношение к народу Бога.
То есть, державы, показанные Даниилу в идоле – это не просто державы с мировым влиянием, а державы, имеющие по воле Иеговы какое-то отношение к Его народу, каждая - в своё историческое время.

Если бы истукан представлял мировые державы в принципе, то частей в нём было бы значительно больше: к ним добавились бы, как минимум, империя Майя (2000-1540г.г. до н.э), Французская империя (1534-1962 г.н.э.), Китай, династия Цин (1644-1912); Арабский Халифат (650-1258 г.н.э.), например.

Но нет: идол показывает лишь державы, имеющие отношение к народу Иеговы и используемые Иеговой для каких-то намерений по отношению к Своему народу: это – основная идея истукана. Поэтому, истукан Даниила показывает только те этапы истории, в которых есть народ Иеговы и державы, влияющие на него по-разному: нет народа Иеговы – не рассматриваются и державы во времени его отсутствия. Чуть ниже обратим внимание на эту мысль ещё раз.

А то, что он был чрезвычайно велик и страшен, говорит о том, что языческое правление над народом Всевышнего - само по себе устрашающее и печальное явление, так как заставляют поклоняться не Богу Иегове, а идолам разного рода, применяя силу и власть. Оно приносит множество бед и горя народу Божьему. 

Чрезвычайный блеск – это успех, который имеют языческие государства, попирающие Божьи святыни.
Позже Иисус пояснит, почему так: потому, что все царства мира в этом веке принадлежать дьяволу – главному богопротивнику. И он помогает «блестеть своим» во времени, когда Бог это допускает: правителям, которые настроены против народа Бога (Лк.4:6)

2:32,33 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные,
33 голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
 
Разнородность материала, из которого сделан идол, показывает, что народом Всевышнего будут владеть государства, разные по качеству и характеру влияния на него. Ценность каждого материала убывает от головы к ногам, что может означать ту роль, которую играло каждое царство для народа Всевышнего. 

2:34-36 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. 
35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
36 Вот сон! Скажем пред царем и значение его. 

Описание сна заканчивается видением некого камня, оторванного от горы без каких-либо усилий со стороны людей. Он летит в ступни идола и разбивает его до основания. А сам камень превратился в огромную гору, наполняя собой всю планету.
После описания Даниил разъясняет и значение сна.

2:37,38 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,
38 и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!
 
Золотая голова – это сам царь Навух-р и его империя Вавилон: то царство, которое на тот момент Бог почтил Своим благоволением к царю и даровал Навух-ру. Золото было символом Вавилонии, богатство Вавилона было настолько велико, что золото было повседневным материалом для украшения и строительства сооружений. Золотой истукан на поле Деир показывает как раз это (Дан.3:1). В Иеремии даже упоминается, что Вавилон был золотой чашею, опьянявшей все народы. (Иер 51:7)

То, что Навух-ру было позволено одержать верх над народом Бога символизировало высочайшее положение Навух-ра: власть над всеми сынами человеческими, кого представлял народ Бога. А также зверями и птицами – все остальные народы.
После победы Вавилона над Иерусалимом - в Иудее уже никогда не было Божьего царя, избранного для престола в Иерусалиме, городе Всевышнего (3Цар.11:36). Навух-р – это первый царь (голова, глава), положивший начало замене Божьего правления из Иерусалима – на языческую власть над народом Всевышнего (Ассирийский царь, захвативший царство Северного Израиля примерно за 100 лет до этого - не является первым, так как он не взял Иерусалим, город Всевышнего). Начиная с этого времени, Иудея постоянно находилась во власти какой-то языческой державы.
Однородность материала головы идола говорит об одинаковом влиянии на весь народ Всевышнего одной державы.
 
2:39 После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. 
Мидо-Персидская держава была второй державой, которой было позволено завладеть народом Всевышнего. Ценность ее уменьшалась вторым местом после «головы» Вавилона: грудь и руки не так влиятельны, как голова, и серебро – менее ценно, чем золото (не эта держава начала исполнять замысел Всевышнего по наказанию народа Всевышнего за постоянное отступничество) 
Бог воспользовался Киром Персидским для освобождения иудеев из плена Вавилона. Эта держава помогла иудеям вернуться из плена в Иерусалим в 537г.н.э. и начать восстанавление храма Всевышнего.


Третье царство по ценности - медное, это Греция, сменившая Мидо-Персию во владении народом Бога. О ней сказано, что Греция будет владычествовать над всею землею. Владения Александра Македонского были весьма обширны, простирались даже до Индии, что во времена Даниила могло обозначать пределы земли. Способствовала эллинизации иудеев и насаждению языческих представлений о мире.
Однородность материала и этих частей идола тоже говорит об одинаковом влиянии на весь народ Всевышнего одной державы – во времени их существования.

2:40 А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. 
Здесь показана «железная» Римская империя, с железными хваткой и имперскими амбициями.


Показано, в чем отличие Рима от других государств. Он раздробляет и сокрушает все на своем пути, кто противится его воле. Главным образом это касалось народа Всевышнего.
Однородность и материала «Римских» частей идола тоже говорит об одинаковом «железном» влиянии на весь народ Иеговы одной державы – во времени их существования.

Кроме того, что Рим стал великой и могущественной мировой державой -Рим был использован Иеговой в качестве орудия наказания отступнического Иерусалима в 70 году. Во времена Римской империи был убит Христос; прекратил свое действие Ветхий Завет Всевышнего с Израилем и образовался новый народ Бога – христиане, вступившие с Богом в Новый Завет.

Преследования нового народа Иеговы (поклонников Иеговы, признающих Христа Его) правителями Римской империи продолжались с разной интенсивностью в течение 3 веков - вплоть до Никейского собора, где силовым методом установили не Библейский догмат о Троице. А после него преследовали всех христиан, не верующих в догмат Троицы, но продолжающих признавать Иегову и сына Его, Иисуса Христа - не как Иегову, а как творение Иеговы: Его сына (в это верили последователи Ария, остатки от поклонения Иегове).
В итоге, благодаря железной политике Рима - поклонение Иегове было уничтожено на всей территории его влияния, а отступничество от Иеговы и поклонение Троице задержалось на 16 веков (примерно с 4 в.н.э. до 20 в.н.э., 
Ам.8:11,12). Но в последние дни века сего (20 в.) поклонение Иегове начало восстанавливаться (согласно Мих.4:1,2).

Поэтому идол показывает Рим железными ногами с 168г.до н.э и до распада империи в 476г. н.э, а после Рима – сразу показаны державы/ступни, существующие во времена конца века сего (к 20.в.н.э): ступни -это последние державы века сего, играющие какую-то роль в намерении Иеговы по отношению к Его народу.

Так как 16 веков народа Иеговы не существовало, то и державы в промежутке с 4в. по 20 в.н.э
(с момента исчезновения поклонения Иегове до начала восстановления поклонения Иегове и появления Его народа, Мих.4:1) - истуканом не показаны. Напомним: истукан показывает лишь державы, которыми пользовался Иегова для исполнения каких-то Своих намерений по отношению к Своему народу. Нет народа Иеговы и поклонения Иегове – нет смысла рассматривать державы этого промежутка.

2:41,42 А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.
42 И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.

К периоду времени, когда Богом запланировано разрушение царств этого века и установление Своего (небесного) правления навеки (то есть, к концу века дьявольского правления на земле, характеризующегося идолопоклонством и отчуждённостью от Всевышнего) - на смену чисто «железного» влияния на народ Всевышнего одной Римской империи - придёт разнородное влияние со стороны тех держав мира, которые сменят Римскую империю и установят своё правление в последнем для дьявольского века времени.

Заметим: весь мир конца этого века (ступни) - не из одного лишь Рима произойдёт
(как, например, Греция, сменившая Мидо-Персию - не из Мидо-Персии произошла). Но он будет содержать в себе признаки осколков "железного" Рима (ступни - не только из глины, но и из из железа, "материала" Рима)

Итак, ступни ног, согласно Даниила - это двух полюсный миропорядок, существующий к КОНЦУ ВЕКА СЕГО - по отношению конкретно к народу Иеговы. Они показывают ВЕСЬ мир: к концу века сего народ Иеговы распространится по всей Земле (Мтф.24:14).
В этом мире будут:
1) страны с железным режимом по типу того, какой был в "железном" Риме - с подавлением личности и тиранией (Китай, Ирак, Саудовская Аравия и т.д.). 2)
страны, сформированные на территории влияния осколков "железной" Римской империи, ставшие преемниками "железного" режима Рима (например, Россия, преемница Византии, восточной Римской империи.
3)
"глиняные" страны, не описанные зверями Даниила в 7й главе, но существующие к концу века сего.

См. карту Римской империи перед распадом.
 


Поскольку весь мир к концу века сего будет раздроблен, влияние на народ Бога будет разным - двух полярным: ступни с десятью пальцами состоят из двух видов разнородного материала, противоположного по качеству влияния на народ Всевышнего.

Так как для последних дней века дьявола Иисус предсказал всемирную проповедническую деятельность (Мтф 24:14) – ясно, что в этом времени народ Всевышнего распространится и попадёт в разные страны мира, которые будут каким-то образом влиять на народ Всевышнего. Однако, "режим" влияния на них будет "двойственный" и прямо противоположный: либо "железный" по-Римски - с притеснениями и гонениями. Либо хрупкий - глиняный. Значит, в каких-то странах народ Всевышнего будет притесняем "железной хваткой", а в каких-то - к нему будут относиться по-человечески (глина – это человеческий "материал", демократия, права и свободы личности).

Поэтому ясно, что в каких-то странах народ Иеговы будет расслаблен
(в демократических США и Европе, например), а в каких-то зажат железным режимом: где-то народ Иеговы будет вообще запрещён изначально (например, в восточном "железе", в Китае, Северной Корее, Туркменистане, Таджикистане, Саудовской Аравии, Иране, Ираке и т.д.). А в некоторых странах - в какой-то момент будет преследоваться (в Эритрее, России, например).


Итого по железно-глиняным ступням: в них показаны страны, которые к кончине века сего будут иметь какое-то отношение к народу Иеговы Нового Завета (к поклонникам Иеговы, признающим Христа Его), и - разделённые на два режима языческой власти: на глину-демократию
(по типу западной цивилизации со свободой личности) и железный тоталитарный режим (по типу восточной цивилизации, с её деспотией в отношении личности). Каким образом сформируется двух полярный миропорядок на осколках бывшей Римской империи –

Формирование такого двойственного миропорядка на территории влияния бывшей Римской империи началось во время разделения Римской империи на Западную и Восточную: после завоевания Западной Римской империи пошёл процесс формирования цивилизации западного типа (демократического). Византия же, завоёванная Османской империей в 1453 г. н.э, произвела цивилизацию восточного типа (тоталитарную), что отразилось, например, на России, преемнице Византии (Римской империи), но с восточной идеологией.

В 1453 году Византия погибла, янычары Османской империи вошли в Константинополь и предали его разгрому. На этом великий город закончился. Но к счастью, дело Византии не погибло: она подготовила после себя достойную смену - Киевскую Русь, на основе которой появилась великая Российская империя.

Процесс формирования Русского централизованного государства начался в 1478г. с присоединения Новгородской республики, в 1547г. Иван V Грозный коронован царем всея Руси. А в 1547 г. московские политики и дипломаты обратились с письмом к Патриарху Константинопольскому с просьбой утвердить царское венчание. И в 1561г. оно было утверждено. Что является доказательством преемственности Русского государства от Византии, и соответственно Римской империи, но с восточной идеологией. Россия стала продолжателем дела Византии. Поэтому Россия называется Третьим Римом.

Продлился период распада бывшей языческой Римской империи и возникновение нового двух полярного миропорядка на осколках этой империи - с V века н.э. до середины XV века, когда Византия, она же Восточная Римская империя, была завоевана Османской империей. Затем эпоха Возрождения способствовала бурному развитию всего человечества во всех сферах его жизнедеятельности. Развитие науки, технические изобретения (например книгопечатание), новые географические открытия, расцвет культуры и искусства, возникновение различных религиозных течений с первоисточником в христианстве – способствовало разделению мира на две цивилизации, две идеологии: западную и восточную.

А к периоду последних дней (20 век н.э.), когда началось восстановление поклонения Иегове (Мих.4:1) – двух полярный миропорядок уже окончательно сформировался и был готов встречать народ Всевышнего либо властью «железа», либо властью «глины».
Этот материал пригодится в рассмотрении пророчества из Дан.7 главы о четвёртом звере.

Учитывая, что в дальнейшем (в 11 гл) Даниил будет говорить о противостоянии двух последних царей века сего – о северном и южном, затрагивающих народ Всевышнего, «железо» и «глина» могут характеризовать разные политические и идеологические режимы этих царей, и разное их отношение к народу Иеговы - перед завершением этой системы вещей.
 
Где искать этих царей? Ступни - это ВЕСЬ двух полярный мир, существующий к концу века сего - с "железным" влиянием на народ Иеговы и глиняным, демократическим.
В этом двух полярном мире обнаружат себя и двух полюсные цари - северный (железный, притесняющий народ Иеговы) и южный (глина, дающий народу Иеговы права и свободы демократии).

По состоянию на 2017 г. уже можно привести пример прямо противоположного отношения к народу Всевышнего в демократических Европе и Англо-Америке – и в «железных» России и странах бывшего СССР, таких, как Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Азербайджан, Армения, Грузия, Белоруссия.
Наглядно видно и разное отношение в этих странах – к народу Всевышнего:
Россия (СССР), как страна сильного режима крепости железа, попирающая свободу личности, ожидаемо должна преследовать народ Всевышнего так же, как это было во времена Римской империи. А Америка - демократическая глина, позволяющая жить народу Всевышнего без давления благодаря демократии. 
Все остальные государства - либо «железные», либо «глиняные» - по типу ОТНОШЕНИЯ к народу Всевышнего и по типу того, сторонниками какого царя (южного или северного) они являются.

2:43 А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. 
Весь мир к последним дням этого века разделится по сути всего на ДВА противоположных идеологических лагеря: демократический и тоталитарный железный. Эти два политических/государственных режима не смогут ужиться на территории какой-то одной страны (они не смешаются и не сольются в одно из-за идеологической противоположности).
Однако их смешение через семя человеческое – ожидать допустимо: в странах мира последних дней будут проживать люди с восточной и западной идеологической ориентацией (население стран будет смешанным, а не политические режимы).

2:44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,
Когда должно произойти создание нового и нерушимого вечного Царства Бога (Его системы вещей), которое придёт на смену всех человеческих царств и видов правления?
К периоду завершения века правления сатаны: то есть, после того, как исчезнут правления над народом Всевышнего Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима; после того, как на Земле сформируется двух полярный миропорядок с идеологией и режимом запада и востока; и после того, как на Земле начнёт восстанавливаться поклонение Иегове через Иисуса Христа, уничтоженное Римом с 3 в.н.э.

А что подразумевается под тем, что Бог воздвигнет царство Небесное?
Из Писания известно, что в состав царства Небесного входят его правители и подданные. Сначала формируется состав правительства. Оно состоит из Христа и 144000 их помощников, святых. Именно им Бог поручит начать действия по уничтожению в Армагеддоне всех человеческих царств, существующих на момент отрыва от горы камня, летящего в ступни истукана (в последние царства века сего).
После сего на Земле настанет система вещей Всевышнего, в которой земными подданными будут управлять небесные правители. Божий миропорядок не разрушится никогда
(будет стоять вечно).

2:45 так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!
Камень, как разъяснено в Новом Завете – это Иисус Христос (1Петра 2:6), основоположник небесного правительства над Землёй. Бог оторвёт его образно от небесной горы «Сион» для наведения порядка на Земле (Евр.12:22; Откр.14:1): благодаря действиям назначенного Им царя на небесах и проведению сокрушительного для языческого правления Армагеддона – на земле установится единственная гора поклонения Иегове, которая наполнит собою всю землю, как было сказано ранее: установится система вещей Иегове, в которой останутся жить только послушные Иегове люди (ср.Мих.4:1,2, где гора Всевышнего возвышается над остальными «высотами» поклонения другим «богам», то есть, ещё в этой системе вещей)
Царь Навух-р был заверен в том, что все видения будущего из этого сна исполнятся в точности.

2:46-49 Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения.
47 И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!
48 Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими.
49 Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя.

Все верно рассказал Даниил о сне царя и показал значение сна, поэтому и Навух-р, поклонившись Даниилу, признал власть Всевышнего, царя Небесного.

Сказав эту фразу: "истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!" Навух-р признал величие Всевышнего и его власть открывать тайны. Признал, что Бог Небесный выше всех вавилонских богов и царей. 
Навух-р наградил Даниила по - царски и поставил того над всею областью Вавилонской (Вавилония была разделена на многочисленные области, каждой из которых управлял сатрап).

Даниил же, возможно, по велению Всевышнего отказался от высоких постов, упросив царя поставить на высокие должности своих друзей и, тем самым признал, что они тоже сыграли немалую роль в открытии тайны. Он остался при дворе Навух-ра, так как ему предстояло еще послужить Иегове в качестве посланника к Навух-ру. 
49 стих как раз показывает, почему при поклонении истукану в дальнейшем (3 глава) Даниил отсутствовал: он не был начальником, ни чиновником, ни сатрапом, он отказался от всех постов, предпочел остаться простым мудрецом при дворе царя (Дан 3:2). Об этом подробнее в 3 главе.

ДАНИИЛ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru