ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Левит -

Сравнительная  таблица  жертвоприношений.

ЛЕВИТ

главы:предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Краткое  описание сути  и  видов  жертвоприношений,    Левит   1-7 главы.

(подробное описание по  главам -  см. ниже, после  сводной  таблицы)

Здесь -  о  всех  видах  жертвоприношений,  приносимых  священниками.  
Поскольку  «Левит»  -  это книга святости ("отделённости"; ср. Лв. 20:26),  значительное ударение делается на  соблюдении  церемониальной  святости, во имя которой люди, животные или предметы "отделяются",  обособляются для Бога, чтобы не служить мирским целям и не подвергаться  осквернению  будничной  повседневностью.
Войдя  в среду Своего народа,  Израиля, Он потребовал, чтобы и они были святы (
Лв.20:22-26;26:11-12).  Поэтому  священство  должно  было  тщательно  следить  за  точным  исполнением всех  предписаний  священного  служения,  используя  в  своих   ритуалах  только  специально  отделённые  для  Бога  атрибуты  поклонения,  включая  всё,  что  предназначалось  для  жертвоприношения. 

1)  О   жертвенниках  и  процедурах  на  них.   
Жертвы  приносились  на  жертвенниках.  Их  было  два  в  системе  чистого  правильного  поклонения  Иегове  -  перед  входом  в  скинию  на  улице  и  внутри  скинии  перед  завесой,  отделяющей  Святое  Святых –место  «обитания»  Бога. На  уличном  жертвеннике  сжигались  тела  приносимых  в  жертву  животных,  на   внутреннем -  производилось  курение  и  каждение  благовонных  мастей  - фимиама -
в  приятное  благоухание  Господу  перед  завесой  в  Святое-Святых  (Исх.27:1,30:1).  Фимиам – это  символ  молитв  праведных  в  глазах  Бога  людей,  святых  Его  (Откр.5:8б). Каждый  из  жертвенников  кропился  кровью  жертв,  принесённых  на  уличном  жертвеннике.

Прообразом  чего  был  уличный  жертвенник?

А)  С  одной  стороны,  жертвенник,  сделанный  по  указанию  Основателя  жертвенников,  был  единственным  местом  на  земле,  с  которого  Бог  принимал  жертвы  чистого  поклонения  (правильного  поклонения,  осуществляемого  по  Его  правилам, Лев.17:8,9)
Значит,  для  настоящего  времени  жертвенник  прошлого   является  подходящим  символом  места  чистого (правильного)   поклонения  Богу  Израиля.
Современные  служители  Бога  Иеговы  или  христиане   жертвуют  сегодня  своим  личным  временем,  отдыхом,  желаниями,  принося  в  жертву  «свои  тела»  и  плод  уст,  прославляющих  имя  Его  (Римл.12:1,Евр.13:15).

Подобно  тому,  как  в  прежние  времена  Отец  Иисуса  Христа  не  принимал   никаких  жертв   с  других,  не  Им  назначенных  жертвенников (1Кор.10:20,21),  так  же   и  в  настоящее  время  в  местах,  где  нечистое  (неправильное,  не  Библейское  поклонение)  -  никакие  усилия,  к  сожалению,  Богом  приняты  не  будут (1Кор.10:20;  2Кор.6:17).

Б) 
С  другой  стороны,  жертвенник -  это  место,  на  котором  отдавались  жизни  животных.  Их  пролитая   кровь  являлась  символической  платой  за  прощение  грехов  тех,  кто  приносил  эти  жертвы.
Кровь –это  символ  жизни (Бытие 9:5), кровь  смертных  животных – символ   смертной  жизни -  кропила  жертвенник  Всевышнего  и  затем  выливалась  в  подножие  жертвенника (Лев.4:7,18,30,34). 

Так  как  земля -  подножие  ног  Бога  (Ис.66:1), такая  процедура  была    символом  того,  что  достойный  смерти   согрешающий  израильтянин  за  прощение  грехов  и  возможность  жить  под  опёкой  Бога    «платил»  Ему   жизнью  смертного  животного  (Евр.9:22).  А  сама  жизнь  животного  в   виде  его  крови   и  в  качестве  выкупа  за  жизнь  - через  землю  возвращалась  Богу,  который  дал  её. 
За  благополучную,  хотя  и   смертную  жизнь Богу   платили выкуп  в  виде смертной  жизни.  Без  выкупа  Богу  Его  прощение,  опека  и  охранение  жизней  Израиля  от  посягательств  со  стороны - были  бы  невозможны,  так  как  без  пролития  крови не  бывает  прощения (Евр.9:22).
 
За  возможность  жить  вечной  жизнью  следовало  бы  платить  кем-то  более  ценным (Псал.48:8-10)  -вечно  живущим.  
На  всей  земле  не  мог быть  рождён  вечно  живущий  человек  со  времён  Адама,  ибо  кто  родится  чистым  от  нечистого? Ни  один. (Иов14:4).  Без  вмешательства  Бога  - эта  ситуация  с  обречённостью  на  смерть   для  человечества  была  бы  безвыходна. 
Однако  Всевышний   привёл  на  землю  Христа  не  от  Адама,  а  при  помощи  чуда  зачатия  свыше (Римл.3:25,8:3). В  результате  Иисус  пришёл   в  безгрешном  теле,  ибо  не  унаследовал  греховность  Адама,  так  как  не  имел  земного  отца.
Безгрешный  человек  может  жить  вечно,  поэтому   жизнь  человека  Иисуса  Христа  была  подходящей  стоимостью  для  выкупа  человечества  из  рабства  греха,  в  которое  продал  всех  Адам  (Римл.5:12,7:14)
Своей  кровью  он  окропил  истинный  жертвенник  Бога,  устроенный  в  истинном  небесном  святилище  и  заплатил  Богу  выкуп  за  вечную  жизнь –для   людей  (Евр.9:22-)

И  если  первый  Адам  даёт  человечеству  смертную  жизнь  в  отчуждении  от  Бога, то  второй  Адам –Христос – даёт  возможность  жить   вечно в  общении  с  Богом (1Кор.15:45). 
Из-за  первого  Адама  мы  стали  все  грешными,    второй  Адам   отмыл  нас  кровью  своею  до той  степени  праведности,  которая  позволяет  нам  приближаться  к  Богу   и  общаться  с  Ним  без  храмового священнодействия  (Римл.5:17-19).  Если,  конечно,  мы  оценим  жертву  Христа  и  изберём  путь  послушания  его  небесному  Отцу,  показывая  это  на  деле  своим  христианским образом  жизни  (Иак.2:17,Римл.2:13)

Если  бы  Ветхий  Завет  не  разъяснял  Израилю  идею  искупления  за  грехи  для  того,  чтобы  иметь  возможность  жить  в  общении  с  Богом -  никто  и  никогда  бы  не  понял  смысла  прихода  Иисуса  Христа,  его  жертвенной  смерти  и  искупления  человечества  от  греха  и  смерти.

2)  О   жертвах.   
Жертва  -  дар,  но  от  подарка  отличается  тем,  что  подарком  может  быть  что  угодно  из  каких  угодно  побуждений,  например Притчи21:14.  А   жертва  означает  отдать  то,  что  тебе  самому  очень  дорого  и  с  чем  тебе  нелегко  расставаться. 
Жертвовать  возможно  только  из  любви  к  тому,  кому  жертвуешь.   Приносить  жертву  Богу  означало  желать  отдать  Ему  самое  лучшее  и  получить  разрешение  приблизиться  к  нему,  очиститься  в  Его  глазах  и  получить  прощение  за  все  содеянные  грехи. 
Для  жертвоприношений  отделялось   лучшее  из  всего,  чем   пользовался  Израиль  по  указанию  Бога. 

Жертвы  состояли  из  плоти  и  крови  животных  и  хлеба.  С  кровью  и  плотью животных  производились  разные  манипуляции:  от  каких-то  жертв  кровь  вносилась  в  святилище  для  кропления  и  остатки  плоти  съедались  священством.  А  от  каких-то  жертв  кровь  не  вносилась  в  святилище  и  священникам   было  запрещено  пользоваться  остатками  жертвы.
Всё  это  также  имеет   символическое   значение:  плоть  и  кровь  животных - символ  плоти  и  крови  Христа,  хлеб – символ  духовного  хлеба,  дающего  жизнь,  который  принёс  с  Собой  Христос  от  Бога  (от Иоанн. 6:48-58),  а  манипуляции  с  кровью  и  остатками  жертв   показывают  степень  тяжести  грехов  Израиля,  степень  вины  в  них  священства  и  отношение  Бога  к  священникам,  ответственным  за  духовность  и  правильный  образ  жизни   Его  народа.  

3)  Виды  жертв.
Израильтянам  было  велено  приносить  несколько  разновидностей  жертв. 
Все  они  отличались  прежде  всего  по  своей  сути (по  смыслу).

1)  Всесожжение  -  Левит,  1гл.
2)  Хлебное  приношение  - Левит, 2 гл.
3)  Мирная –Левит 3, гл.
4)  За  грехи  неведения, сделанные  по  ошибке   - Левит, 4; 5:1-16 гл.
5)  Повинности  - Левит 5:17-19; 7 гл.

Так  как  об  Иисусе  Христе  сказано,  что  Он  не  нарушить  пришёл  закон  Моисея, а  исполнить (Мтф. 5:17) -  это  означает,  что,  принеся  Себя  в  жертву  Богу,   он отдал  Ему  по  сути  все  вышеназванные   жертвы,  исполнив   их  смысл.
В  связи  с  этим  покажем   суть  или  смысл  каждой  из  них .  Для  наглядности  и  краткости  все  виды  жертвоприношений  сведены  в  сравнительную  таблицу.  В  ней указаны  виды  манипуляций  с  кровью  жертвы  и  остатками  жертв,  а  также  показано,  как  Иисус  Христос  исполнил  смысл  всех  видов  жертв  -  в  единократном  самопожертвовании.
К  ней  мы  будем  возвращаться  по  тексту,  когда  ниже  будем  рассматривать  тексты  Писания  книги  Левит  с  1-7  глав.

              СРАВНИТЕЛЬНАЯ   ТАБЛИЦА   ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ   ПО  ВИДАМ
 

                 Вид  
жертвоприношения 
         и  жертвы

  Суть  
жертво-
приношения
   Место  кропления  
кровью
Куда  девались  остатки Исполнение  Христом


1. Всесожжение.


Первое всесожже-ние было принесе-но Ноем –Быт.8:20. Разрешалось  при-носить  мелкий  и крупный  рогатый скот мужского пола  и птиц--Лев.1:3,10,4

Добровольный  дар.  В  основе -    за  желание выразить Богу  признательность  за  возмож-ность жить  на  Его  земле  и общаться  с  Ним–симво-лический  подарок  за благополучие.

 Жертвенник  у входа в скинию,уличный, Лв.1:5

не вносят кровь  в  святилище
(не  имеет  отношения  к  искуплению грехов)

 Жертва сжигалась  
целиком, полностью  принадлежала  Богу  
не  едят  священники

 

 

Целиком   и  полностью добровольно посвятил себя Иегове 

 


2.  Хлебное  приношение.

а) Приносили  муку, пресный  хлеб из печи  и  со  сковороды,  зёрна Лв 2:1,2,4,16.

Умащивались елеем  и  ливаном

 

Желание  выразить
благодарность за  то,  что  Иегова
даёт  самое  необ-
ходимое  для  жизни -за  хлеб насущный
Бескровная  жертва Часть  муки  и  хлебов сжигалась,
остальное –для священников -
Лв 2:2,3,2:10,
хлеб  от самих священников –  сжигался  весь
Лв 6:23
Иисус  оказался Хлебом  духовным, необходимым для  жизни-
Иоан 6:51.
 

б) Заквашенный хлеб Лв.2:11,12 в Пятидесятницу (Второз.16:9,10)  

Как  приношение
начатков –результата  появления первых плодов урожая пшеницы, ибо  хлебные  злаки  созревают  первыми, сразу после ячменя, сноп которого приносился на Пасху (Лв.23:10,11)
 

 

Бескровная жертва

Не  сжигался  на жертвеннике, не посвящался Богу, отдавался  священникам, так  как закваска-символ порока-1Кор.5:8, Бог не приемлет  "порочные" жертвы В 1 веке на Пятидесятницу (50й день после Пасхи, Лв.23:15-17)
первый плод духовного урожая - 120 грешных потомков Адама
(потому хлеб заквашенный, 1Кор.5:8) стали, тем не менее, избранниками - помазанниками, представлены Богу после первенца Христа как его последователи
Сноп ячменя на Пасху - самая первая злаковая культура - прообраз Христа, непорочного первенца,  1Петра2:22, Лв.23:10,11


в) 
  Хлебное  приношение  солили  солью

 


Сделать  вкусным пресный  хлеб

 

 

 

 

 

 

 

 



 


Духовные  истины должны  быть «вкусными»,
приправлены солью, Кол.4:6.  Иисуса слушали с услаждением, Марк12:37


3. Жертва мирная.




В  жертву приносили  крупный, мелкий  скот
муж. и  жен. пола-
Лв 3:1,6,7,12
 

 

Символ  примирения   с  Иеговой  Богом  и  возобновление  возможности  общения  с  Ним. 
Адам  «поссорил»
всех  своих  потомков  с  Ним, все отчуждены  от Бога  и  нуждаются  в  примирении  с  Ним, Еф.4:18
 

 

Жертвенник уличный   у  входа  в  скинию,  
не
вносят  кровь  в 
святилище-
Лв 3:2,8,13

(не  имеет  отношения  к  искуплению грехов)

 

Часть   сжигают,
часть  священник
ест
  с тем,  кто 
приносит  мирную
жертву, 
Лв7:15. Человеку нечистому-
нельзя есть от неё, Лв 7:20,  не  может  Бог  примириться  с  нечистым,  ибо  далёк  от  нечестивого (Пр.15:29)

 

Христос  умиротворил собою  весь мир,  примирив его  с  Богом -2Кор.5:19
Римл.15:10.
Он - мирная жертва  Богу от  всего человечества
 

                                                                  4. Жертва за грех  
                        
неведения,  неразумия,  нечаянные,  небрежность  и т.д. - непреднамеренный  грех
а) священник
согрешил.
Приносится  в  жертву   телец  мужского
пола  без   порока
Лв 4:3
(самое дорогое  и  крупное  животное  из  предназначенных  для  жертв,  ибо  вина  священства  во  грехе - велика)

 

 

 

 

 

 

В  целом  для  всех  случаев:
это символическая
плата   Богу   за нечаянные  грехи,  совершаемые  по  незнанию  Божьих  законов  или из-за  склонности  грешить,  переданной     Адамом.  
 

Даёт  получение прощения  и
возможность
жить  в общении  с  Богом. 
 

Если бы не эта жертва,  наказание за грех –смерть
-Римл 6:23,  весь  грешный  Израиль был достоин смерти.
 

Стоимость их
«прощения» была равна  крови (жизни)
смертного  животного 
 

 

Жертва  за  грех  более  имеет  в  виду греховность  человека,  греховное свойство поступка,   преграждающего  путь  к  общению  с  Богом.  Для  его разрушения     нужно  было  извинение  через  искупление  вины  и  примирение  с  Богом.
 

Кровь животного
вносится в святилище
, 
 (есть  нужда  в  очищении  скинии  из-за   греха  священника)
7раз кропятся роги внутреннего жертвенника перед завесой-Лв 4:6,7, остальная -
выливается  на
землю под уличный жертвенник.  "Принимая" кровь  в Своём  жилище,  Бог  очищает  скинию  от  нечистоты    
 и прощает  священнику  грех  
 

 

 

Не  едят 
священники  остатки,
выносят за  стан,
сжигают -6:30,4:11,
12
Жизнь  животного  принадлежит  Богу  целиком,  вина  священства  в  согрешении   лишает  их  права  участвовать  с  Богом  в  одной  трапезе 
 

 

 

 

 

Христос  принёс
Себя  в жертву
за  грехи  помазанного  духовного  священства эпохи  Нового  Завета, будучи  распят
вне  стана-
Евр.13:11,12

б)  общество  израильтян  из-за неправильного  указания  священства.  Или  -вдали от священства по незнанию.
В жертву -
телец  муж. пола-
Лв 4:13,14
(самое  дорогое  животное,  коллективная  вина -всегда  велика)
 
то  же  самое, кровь  вносится в святилище(есть  нужда   в очищении  скинии,  ибо  священство  прямо  или косвенно  виновато  в  невежестве  общества)
Лв 4:21,6:30 . Бог  прощает  грех Адамов   народу  в  целом
 

Не  едят 
священники  остатки,  не  имеют  права  участвовать  в  одной  трапезе  с  Богом,  ибо  провинились  пред  ним. выносят за  стан
4:16-18,6:30
 

 

Христос  принёс  себя в  жертву вне стана
не  только  за  грехи  помазанного  священства  эпохи Нового  Завета,но  и  за  грехи всего  народа  в  целом -1Иоан2:2; 
2 Кор. 5:21; Евр. 10:12
 

в) начальник 
в  народе, 
в  жертву - козёл муж. пола,  (стоит   меньше  тельца,  как и грех  начальствующего - "весит" меньше  греха  священства)  -Лв 4:23

не  вносят кровь
в скинию,
(нет  нужды  в  очищении  скинии), кропят
роги  уличного
жертвенника,
остальное выли-
вается в землю-
4:25
(начальствующим  запрещено входить  в  скинию,  поэтому  скиния  не  оскверняется из-за него)  
 


 

 

едят  священники
остатки
-
Лв 6:25,26,29
 (в  грехе  начальствующих  священство непосредственно  не   виновато,  может  разделить  трапезу  с  Богом)
 


для  пунктов в) и г)

Грехи   священства  и  человечества в  целом  - отпускаются  только  Богом  через  жертву  Христа,  а  грехи  членов  собрания  христиан - позволено отпускать  помазанному  священству  Нового  Завета благодаря  жертве  Христа (Мтф.18:18)
(они  как  бы  делят  трапезу  искупления   Христова -с  Богом)

 

г)  отдельный  
израильтянин
в жертву - коза или  овца -4:28,32 (коза стоит  меньше  козла ,  как  и  грех  простого  человека   "весит" меньше греха  начальствующего)


не  вносят  кровь 
как  и  у  начальствующего-Лв 4:30
нет  нужды  очищать  скинию

 

едят  священники
остатки
-
см. для  начальствующих
Лв 6:25,26

 


5. Жертва   повинности








в  жертву - овца,
коза, горлицы или
голуби,  мука  без
елея  5:6,7,11
 
 
 

В  этом  случае  человек  осознаёт
свой  личный  грех, признаёт виновным себя  лично,  а  не  Адама,  он  
раскаивается –
повинился  в  собственном  согрешении  
Жертва     повинности  рассматривает  грех, не  только  как  проступок,   но  и как нарушение прав Бога  и  ближнего,  которое  требовало  не  только  извинения  в  грехе,  но  и  возмещения.







Не  вносят кровь

в святилище, кропят уличный
жертвенник 
Лв 5:9
 







е
дят  священники
остатки
-Лв 7:7
 

Христос,  с  одной  стороны - жертва
за грехи  тех, кто  осознаёт их,
раскаивается  в  них
и старается их не совершать (Деян.2:38 
)
 
С  другой  -  он
 как  жертва повинности, возвращает Богу и человеку все то, что было утеряно вследствие грехопадения,  возмещая  ущерб  (Рим. 5:20).
 

Обратим внимание на смысл связи манипуляций с кровью жертвы и употреблением в пищу остатков жертвы священниками:
тот факт, что остатки жертв за грех, кровь которых не была внесена в святилище, съедались священниками (мирная, повинности, жертва за грех отдельных израильтян, когда священник в грехе не виновен)- означало принятие Богом жертвы целиком (часть сожжённая на жертвеннике + остатки), но через священника - посредника, который очищал грешника, разделяя его жертву с Богом (Левит10:16-18,7:7).
Исключение составляет "Всесожжение": хотя кровь этой жертвы не вносили в святилище, остатки жертвы священникам было запрещено есть: эта жертва - дар   Богу, поэтому целиком и полностью она должна была принадлежать Богу.

Если кровь вносилась в святилище для очищения, то священникам было запрещено доедать остатки жертвы: они сами виновны во грехе и не заслуживают того, чтобы разделить с Богом жертвенную трапезу искупления за собственный грех . Из-за нечистоты греха священника осквернялось и святилище, в котором он находился (случаи жертв за грех неведения священства и народа в целом из-за согрешения священства, поэтому и приходилось кропить внутренность скинии для её очищения от скверны согрешившего священства.

Всего один раз в год в День искупления первосвященник входил в само помещение Святое-Святых за завесу для того, чтобы окропить ковчег завета кровью искупительной жертвы. Но совершалось это не для того, чтобы кроплением крови очистить ковчег: это и без кропления кровью была святыня Господа. Тогда зачем?
Так как ковчег символизирует присутствие Бога Израиля, первосвященник условно отдавал жизнь животного в виде крови непосредственно Богу (см. подробнее разбор Левит16 глава).
Это священнодействие - также символическое: прообраз мероприятия Бога Израиля по искуплению человечества от греха Адама при помощи жертвенной смерти Иисуса Христа (Римл.3:25; 5:12; 7:14; Евр.9:12)
ЛЕВИТ

главы:предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru