ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Левит -
 27 глава

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Заключительная глава. Здесь показаны последние наставления Бога для книги «Левит», касаемые даров для Бога по обету. Иногда случалось так, что люди в минуты отчаяния или без учёта изменяющихся обстоятельств давали Богу обеты посвящения (обещания что-то ему отдать в знак признательности) - но позже, столкнувшись с трудностями из-за обязанности исполнить обет - сожалели об этом и желали обещанное оставить себе.

Бог не был жестоким, Он желал, чтобы люди осознанно и с радостью исполняли обеты свои, поэтому шёл им в некоторых случаях на уступки, позволяя давать обратный ход некоторым обещаниям, но с выплатой своего рода компенсации («штрафа») за отказ. Заблаговременное предупреждение о впечатляющей величине «штрафа» помогало Израилю учиться воздерживаться от принятия опрометчивых решений и нести ответственность за все обеты Богу, слетевшие с уст.

Желающий посвятить Иегове свою личность или личность другого, отдавал, тем самым жизнь посвященного - Всевышнему. Однако взамен предложенной жизни Иегова позволял давать выкуп в пользу святилища. Бог показал Израилю случаи, когда возможно было 
выкупить посвящённое Богу (обратимые обеты) и - когда невозможно (необратимые, "заклятые" Господу или обещанные Ему с клятвой).

Обратимые обеты посвящения людей, дозволенные Богом к выкупу.
(27:1-8)

27:1,2 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу…
Готовность всех сынов Израиля отделить членов своих семей, каких-то частей урожая или домов для передачи их священникам является ярким примером выражения постоянной связи с Домом Бога и готовности всего народа приносить жертвы.
Кто-то в Израиле мог дать обещание посвятить себя самого или любого члена своей семьи - на полное или временное служение в храме, на рубку дров, ношение воды, стирку и проч.; а левитов - в помощь священнику при храме (1Цар.1:11)

Так же, как закон разрешал выкуп проданной земли (Лв.25) - он разрешал выкуп и посвященного Иегове, допуская, что люди могли давать поспешные обеты, не обдумывая их или не учитывая возможность изменения обстоятельств.

душу - слово «душа» означает в данном случае себя самого или члена своей семьи.

по оценке твоей, величина выкупа была нормированной: священник не имел права «обдирать как липку» всех отказников от исполнения обета посвящения. Цена выкупа посвященного Богу человека зависела от пола и возраста посвящённого человека.

27:3 то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному;
Для мужчин зрелого и трудоспособного возраста (от 20 до 60 лет) оценка составляла 50 сиклей священных (не народных: народные меньше священного на 1/7 серебра, прим. Лопухина)

Средний ежемесячный заработок работающего израильтянина составлял примерно 1 сикль священный (прим. учёных Даллаской семинарии) Для выкупа обещанного Богу взрослого члена семьи мужеского пола пришлось бы работать 50 месяцев.
Такие высокие штрафы не столько были предназначены для обогащения сокровищницы храма, сколько удерживали израильтян от необдуманных и поспешных обетов.

27:4-7 оценка выкупа женщин и мужчин, посвящённых на труд при храме:
4 если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей;
Женщина зрелого возраста «стоила» меньше: её физиологические особенности не позволяли привлекать её к труду любой сложности и во всякое время.

5 от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей;
дети и подростки выкупались за ещё более меньшую сумму, понятно - почему.

6 а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра;
Здесь речь идёт о маленьких детях, отдаваемых в храм на воспитание с младенчества – по обету посвящения (1Цар.1:11)

7 от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей.
Престарелые израильтяне также могли быть посвящены Богу на какое –то время, и их тоже разрешалось выкупать.

27:8 Если же он беден и не в силах [отдать] по оценке твоей, то пусть представят его священнику, и священник пусть оценит его: соразмерно с состоянием давшего обет пусть оценит его священник.
Бог позаботился и о бедных людях, дающих обеты посвящения и не могущих исполнить их по какой-то причине: здесь священнику не была указана конкретная сумма выкупа, Бог доверил священству оценивать выкуп бедняков по совести и соразмерно их материальному состоянию.

Необратимые обеты по закону, которые не могут быть обетами посвящения Богу (27:9,10; см. также 27:26,27)

27:9,10
Если же то будет скот, который приносят в жертву Господу, то все, что дано Господу, должно быть свято:
10 не должно выменивать его и заменять хорошее худым, или худое хорошим;
Все чистые животные, посвящённые законом для жертвоприношения и в качестве десятин - должны были приводиться в храм: их не разрешалось ни выкупать, ни заменять (как хорошее - на плохое, так и плохое - на хорошее, если порочным первенцем, например, родился или в десятину попал порочный скот ).

если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она и замен ее будет святынею.
Если же кто-то всё же попытается заменить обещанную скотину на другую - то в случае обнаружения подмены священник забирает и законную скотину, и ту, которой её пытались заменить.

Обратимый обет посвящения Богу нечистого животного или посвящённого дома - с правом выкупа (27:11-15)

27:11,12
Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в жертву Господу, то должно представить скотину священнику,
12 и священник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит священник, так и должно быть;
В случае посвящения Иегове нечистого животного, не пригодного ни в пищу, ни в жертвоприношение - то животное приводилось к священнику, а священник решал, что с ней делать в зависимости от её пригодности на что-либо или нет. Священник мог продать это животное (например, хорошую собаку-охранника или павлина), или же оставить для дома своего в городе для левитов (не в пределах храма)

27:13 если же кто хочет выкупить ее, то пусть прибавит пятую долю к оценке твоей.
Если хозяин желал выкупить нечистое животное, то сумма оценки животного для выкупа увеличивалась на 1/5 о т той, кокой она оценивалась священником при поступлении и составляла 120%. В 1/5тую оценивался присмотр за животным до выкупа.
Невыкупленное животное оставалось в распоряжении священника с правом его продажи.

27:14,15 Если кто посвящает дом свой в святыню Господу, то священник должен оценить его, хорош ли он, или худ, и как оценит его священник, так и состоится;
15 если же посвятивший захочет выкупить дом свой, то пусть прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и [тогда] будет его.

То же самое касалось и дома: если был дан обет посвятить свой дом Богу, (по всей видимости, в городе, обнесенном стеною; см. 25:29-31) - то дом поступал в распоряжение священника и мог использоваться по его усмотрению. Если хозяин дома желал выкупить его - то выкупал за 120% суммы, назначенной священником (1/5 суммы - за присмотр дома до выкупа)

Обратимый обет посвящения земельных участков с правом выкупа (27:16-21)

27:16,17 Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева: за посев хомера ячменя пятьдесят сиклей серебра; цена пятьдесят сиклей за каждый хомер посевного материала не должна меняться.

17 если от юбилейного года посвящает кто поле свое, - должно состояться по оценке твоей;
Посвящение участков земли в Израиле было сопряжено с определёнными сложностями: ведь земля принадлежала всей семье. Поэтому она, как и вся земля, сдавалась священникам в аренду за нормированную плату в размере 50 сиклей за хомер посевного материала. Сколько хомеров понадобится для посева всего участка - зависело от величины посвящённого участка.
 
Оценка аренды производилась на основании законов о юбилейном годе (см 25:23-38). Если до юбилейного года посвящалась земля, то священник оценивает землю из расчёта её посевных площадей и стоимости всего посевного материала. Если от начала юбилейного года посвящалась земля, то её стоимость составляла стоимость посевного материала на всё поле - умноженное на 49 лет использования (до следующего юбилейного года).
Оценка при аренде служила отправной ценой расчёта выкупа (см.27:19,20)

Выплату такого вида аренды полагалось производить хозяину посвящённого поля в течение сорока девяти лет.

27:18 если же после юбилея посвящает кто поле свое, то священник должен рассчитать серебро по мере лет, оставшихся до юбилейного года, и должно убавить из оценки твоей; Если до юбилейного года оставалось несколько лет, то плата 49ти летнего пользования - должна уменьшаться пропорционально стоимости посевного материала на количество лет, оставшихся до ближайшего юбилейного года

27:19 если же захочет выкупить поле посвятивший его, то пусть он прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним;
Выкуп поля осуществлялся за цену оценки поля с учётом лет посевных работ между юбилейными годами плюс 20% за присмотр. Всего за 120% оценочной стоимости священника хозяин мог выкупить посвящённую землю и вернуть в собственность до юбилейного года. Этой «сделкой» посвящения земли сокровищница храма пополнялась за счёт 20%, так как вся остальная сумма выплачивалась священниками арендатору.

Необратимый обет посвящения частных земельных участков без права выкупа и с переходом участка во владение священством

27:20 если же он не выкупит поля, и будет продано поле другому человеку, то уже нельзя выкупить:
В случае, если к юбилейному году земля не выкупалась хозяином участка и была продана священниками до юбилейного года другому человеку, её уже нельзя было выкупить.

27:21 поле то, когда оно в юбилей отойдет, будет святынею Господу, как бы поле заклятое; священнику достанется оно во владение
Проданное в аренду священникам и не выкупленное поле в юбилейный год возвращалось священству: невыкупленный участок обета посвящения навсегда отчуждался в пользу священников подобно тому, как всё, что с клятвою (заклятое) было обещано Богу в качестве сверх законной жертвы, например, в знак благодарности за урожай, удачную сделку, женитьбу и т.д. - передавалось священнику и оставалось во владении храма навсегда (см. также Чис.18:14)

Обращение с купленной землёй посвящения (не частной собственностью, 27:22-24)  
27:22,23
А если кто посвятит Господу поле купленное, которое не из полей его владения, 23 то священник должен рассчитать ему количество оценки до юбилейного года, и должен он отдать по расчету в тот же день, [как] святыню Господню;
Если обетом посвящения являлась арендованная земля («купленная у соотечественника на время), то священник должен рассчитаться с хозяином посвящения в тот же день, а не постепенно по годам аренды (сравни 27:17). Почему? Потому, что купленная земля требовала немедленной расплаты с продавцом: тот, кто посвящал купленную землю, должен был прежде расплатиться полностью с продавцом.

27:24 поле же в юбилейный год перейдет опять к тому, у кого куплено, кому принадлежит владение той земли.
Участок, проданный в аренду, в юбилейный год автоматически возвращался её первоначальному владельцу - несмотря на то, что она была землёй обета посвящения Господу.

27:25 Всякая оценка твоя должна быть по сиклю священному, двадцать гер должно быть в сикле.
Здесь – пояснение относительно количества мер серебра в священном сикле (от сикля, используемого в денежном обороте народа, эта мера отличалась, см. 27:3)

Наставления об обращении с заветом Бога о посвящении Ему всего первородного       (27:26,27)

27:26
Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, - Господни они.
Всё первородное от скота до человека никто в качестве добровольного приношения посвящать не мог, так как всё, что принадлежало Богу или священству по закону - уже итак было посвящено Ему. (Исх. 13:2; 34:19,20).
К предметам обета посвящения не относились также и десятины. 
Это напоминание предостерегало Израиль от чувства довольства собою за законные жертвы: приносить законные жертвы они были обязаны. Но Израиль должен был также учиться проявлять и щедрость, и признательность, принося Богу обеты посвящения сверх узаконенных жертв - как доказательство ещё и любви к Нему, движущей ими при желании жертвовать для Бога - помимо чувства долга.

27:27 Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей и приложить к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке твоей.
Однако первенцев из людей и нечистого скота, включая первенцев ослов (Исх.34:20) можно было выкупить, причём, система выкупа первенцев из людей и скота была одинакова:
Все, разверзающее ложесна у всякой плоти, которую приносят Господу, из людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людей должен быть выкуплен, и первородное из скота нечистого должно быть выкуплено;
16 А выкуп за них: начиная от одного месяца, по оценке твоей, бери выкуп пять сиклей серебра, по сиклю священному, который в двадцать гер; (Чис.18:15,16)

Одинаковая стоимость первенцев нечистого скота и первенцев из людей - символически уравнивала их «стоимость» в глазах Бога. Экклесиаст также иронично упомянул о том, что люди без Бога в голове и сердце (сами по себе) - по сути животные (Еккл.3:18)

Необратимость заклятого, обещанного Богу с клятвою (27:28-29)

27:28 Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, - человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, - не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня;
Иврит: заклятое - херем. Буквальный смысл: "отсеченное", "исключенное". Херем отличается от обета посвящения тем, что имущество, посвященное в Храм в такой форме не может быть выкуплено или заменено (Маханаим, текст Танаха)

Примеры херема:
Херем (заклятое) имеет два значения: а) посвящённое Богу с клятвой ,
б) проклятое Богом и подлежащее уничтожению (изгнанию из общества Израилева).

Заклятое - посвящённое Богу:
1)
Всё, что подпадало под заклятие установления закона - было херем: например, первенцы волов, овец и коз не выкупались и не могли быть проданы священниками, а непременно приносились в жертву, их мясо, оставшееся после жертвоприношения, отдавалось священникам и членам их семей - как великая святыня Господня (см.27: 26).
 
2) из поля своего владения наследный удел мог быть объявлен херемом и стать собственностью священства, так как он всегда оставался собственностью хозяина, возвращаясь к нему в юбилейный год даже в случае продажи и невозможности выкупа (см.Лв.25:23-28)
Купленное же поле человек не мог объявить херемом и отдать навсегда священству, так как купленное поле является временным владением покупателя и должно вернуться к истинному хозяину в юбилейный год.

Точно так же нельзя объявить херемом раба-еврея, так как закон не рассматривает его как собственность хозяина, и через семь лет после продажи в рабство он должен полностью освободиться из-под его власти.

3) Дочь Иеффая, например, а также всё, что под заклятием (с клятвою) человек обещал пожертвовать Иегове из своей собственности - как проявление благодарности за предстоящий успех, о котором он молился - тоже подпадало под понятие херем и отдавалось в распоряжение священства навсегда без права выкупа (Втрз.23:21-23; Суд.11:30,31,34; 1Цар.1:11)

Заклятое - проклятое Богом или народом Бога на уничтожение или отлучение:
1) Херем "заклятое" также имеет значение "проклятого Богом": священник мог отлучить кого-то от общества Израиля, объявляя его херемом (проклятым Богом), например:
а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев. (Ездр.10:8)

2) Кое-что из заклятого (проклятого Богом и Божьим народом) - также подпадало под понятие херем и подлежало уничтожению (не могло сделаться ничьею частною собственностью). Исключение составили Заклятые жители Гаваона: они хитростью выпросили себе жизнь, и хотя были прокляты с остальными народами Ханаана, но не были истреблены, а переведены в разряд чернорабочих: дровосеков и водоносов «при жертвеннике Господнем» (И. Нав 9:3, 22,23,27; Чис.18:14)

27:29 все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти.
Этот текст тоже говорит о заклятом на уничтожение: о смертной казни и полном истреблении. Всё, что Богом или Божьим народом было проклято (заклято) - должно было уничтожаться (имущество) или предаваться смерти (люди, скот). Оно не могло быть передано в пользование священству в отличии от херема, святыни Господней, поступающей в распоряжение священства (см. 28 и Чис.18:14)

Жители Гаваона также были бы уничтожены, если бы хитростью не выпросили у Израиля обещания сохранить им жизнь.

Упомянуть о том, что человек, осужденный на смерть, не может быть выкуплен, -
здесь было необходимо, чтобы никто не подумал, будто законы отмены обета и выкупа имущества, завещанного для святилища в качестве заклятого (херема), распространяются и на человека, приговоренного к смертной казни.

Примеры заклятого на уничтожение:
1) города и население народов, проклятых Богом (Второз.20:17):
и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых (Втор.2:34)

2) всякая вещь или предмет, взятый у проклятых Богом народов. Бог Сам давал распоряжения в отношение заклятых материальных ценностей: либо уничтожить их (если это кумиры богов чужих, Второз.7:25,26). Либо передать в сокровищницу священства (если это серебро или золото в виде сокровищ, И.Нав.6:17,18)

Например, случай с Аханом, присвоившим себе «заклятое» - то, что должно было быть передано в сокровищницу священства:
Встань, освяти народ и скажи: освятитесь к утру, ибо так говорит Господь Бог Израилев: "заклятое среди тебя, Израиль; посему ты не можешь устоять пред врагами твоим, доколе не отдалишь от себя заклятого"; (Иис.Нав.7:13).

И ещё:
и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое. (Втор.7:26).

Лишь ведение так называемых "священных войн", проводимых по настоянию Бога и под Его присмотром, когда речь шла о полном уничтожении поверженного врага из числа проклятых народов - оправдывало уничтожение Израилем этих народов и имущества.
Обрекать же на смерть народы, не попадавшие под проклятие Бога, или - человека, не совершившего преступления, достойного смертной казни - Израиль не имел ни морального, ни религиозного, ни законодательного права.

Например, у Израиля было много врагов, но не все они относились к народам, попавшим под заклятье (проклятье) Бога. В этом случае допускалась победа над врагами и их пленение. Пленниками распоряжались по своему усмотрению, мужчины Израиля даже могли взять в жёны понравившуюся им пленницу (Второз.21:10-13). Если такие жёны со временем переставали нравиться мужу, то с ними нельзя было обращаться, как с рабынями (Второз.21:14).
То есть, Бог не разрешал Израилю жестоко обращаться с теми из других народов, кого они побеждали при помощи Бога.

Обратимость в отношении десятин с возможностью выкупа (27:30-33)

27:30-32 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня;
31 если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к [цене] ее пятую долю.
32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу;
Установление закона о том, что приношение десятин от всякого прибытка с поля ли, с приплода ли - должно было принадлежать Господу (народ должен был относить всё это в скинию левитам, Чис.18:21-24) Однако если кто-то желал какие-либо части десятины оставить в своё пользование - то разрешалось их выкупить, уплатив за них 120 % оценочной стоимости выкупаемого. Только десятины из скота выкупу не подлежали (27:33):

27:33 не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено.
Когда отбиралась десятина - в неё входило всё, что по очереди и подряд отсчитывалось как десятая часть, независимо от того, какого качества было содержимое десятины.

Заметим, если Богу для жертвоприношений народ обязан был давать лучшее из стада своего, то в распоряжение колена Левия позволялось отдавать всё, что рождалось у простого израильтянина.

Уравнивая между левитами и простым народом качество всего, с чем следовало обращаться в домашнем обиходе для пропитания и ведения хозяйства - Бог, тем самым, показал, что Он одинаково ценит как левитов, так и Свой народ: как те, так и эти - грешные потомки Адама пред Ним; чем питался и с чем обращался простой народ - тем же питаться и с тем же обращаться в домашнем обиходе должны были и левиты.

И лишь один Бог должен был удостаиваться особой чести принятия жертвенной «пищи» - от самого лучшего из приобретения Израиля, ибо только Бог один - свят на земле в истинном смысле этого слова.

27:34 Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синае.
Эта глава, как и другие, что характерно для многих разделов книги Левит, завершается ссылкой на принадлежность авторства заповедей - Богу, а не человеку. Моисей был лишь посредником при передаче заветов Бога - Его народу.

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

ПИШИТЕ НАМ:  Jwanswers@mail.ru