ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 

-  Левит -
 26 глава

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Заключительная  часть  напоминаний  Израилю  о  благословениях,  которые  несёт  послушание  и  о  наказаниях  в  случае  непослушания. 
Поскольку  Бог  заключал  с  Израилем   договор,  характерной  чертой  любого  договора  являлся  перечень  прав,  обязанностей  и  наказаний  для  случаев  нарушения договора.  В  этой  главе  раздел, где перечисляются наказания за  невыполнение  пунктов  договора  - гораздо обширнее, чем раздел благословений  (26:14-45)  

26:1,2  Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш.
2 Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь.
  
Из  всех  заповедей  Бог  выделил  в сокращённом  варианте -  три:  содержание  в  святости  храма  Бога,  исключительная  преданность  Богу   (уклонение от всех форм  идолопоклонства)  и  соблюдение  суббот.
Почему  эти  три  заповеди  выделены  особо?  

Потому,  что  они  -  основа  благополучия  Израиля:  содержание в  святости  святилища будет  способствовать  тому,  что  истинный  Бог   сможет  «жить»  среди этого  народа;  поклонение  только истинному  Богу  обеспечит  народу  приобретение   правильных  знаний  о  том,  как  Ему  поклоняться;  а  суббота  -это  день  приобретения  правильных  знаний,  применение  которых     станет  для  них  гарантом праведного  образа  жизни  и  благословений.    

Благословения  за послушание (26:3-13)

26:3-5  Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их,
4 то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой;
5 и молотьба [хлеба] будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно;
  
Праведный  образ  жизни,  гарантированный  соблюдением  всех  заповедей  Бога,  обеспечит Израилю  сытую, безбедную  и  стабильную  жизнь:  дожди  вовремя  -  залог  обильных  урожаев;   сбор  обильных  урожаев  (раннего  и  позднего) -  залог  благополучия,  а  о  мире  и  стабильности   в  случае  послушания -  позаботится  Бог:

26:6-10  пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей;
7 и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча;
8 пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча;
9 призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами;
10 и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового;
 
Божья  защита  как от лютых зверей,  так  и  от  захватнический  войн  обеспечит  Израилю  полный,  мир  и  безопасность:  люди  будут  жить  без  страха  в  настоящем и  перед  будущим, собирая  обильные  урожаи  и  наслаждаясь Божьими  милостями  во  исполнение  завета  с  Авраамом  о  земле  обетованной,  дающей молоко  и  мёд  его  потомкам (Быт. 17:7-8, Исх.3:8).

26:11,12  и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами;
12 и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом.

В  случае  послушания  Израиль  мог  иметь  величайшее благословение   в  виде   присутствия Бога  в  их  среде:  скиния  Бога  или  храм  Его  стали  бы  образным  жилищем  Бога  небесного,  в  котором Он  бы  мог  проявлять  Своё  присутствие  в  виде «облака  посещения».  Быть  народом  истинного  Бога  - великое  преимущество  для  землян,  ибо  только  истинный  Бог  может  указать  правильный  путь  ко  спасению  от  греха  и  смерти,  ожидающего  всех  Его  поклонников  в  будущем  раю.

26:13    Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою.  
Божие  напоминание о том, что  Он вывел Израиль из Египта и  спас  от  рабского  ярма  - помогало  Израилю  не  забывать  о  милости,  проявленной  к ним,  и  о  том,  что  быть  благодарным  Ему  за  это – не  только  правильно,  но  и  необходимо.

Наказания  за  непослушание (26:14-45)
В  этом   разделе  Бог   провозглашает  меры  воздействия  на Израиль,  рассказывая  о  так  называемых «рычагах  управления»  непослушным  народом.    

26:14,15 Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих,
15 и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, -
Принцип  условия  «ЕСЛИ  нарушите…» - «ТО  тогда  накажу..».  Бог  допускал  мысль,  что  Израиль  окажется  неблагодарным  и  злым,  и что  даже  возгнушается  Его  законами  (им не  понравится  исполнять  их).  Поэтому  в  справедливом  договоре  Он  обязан был  предупредить  Свой  народ  о  том,  что  их  ожидает  при легкомысленном  отношении  к  договору  с  Владыкой  вселенной.  Они  должны  были  приучаться  к  тому,  чтобы  нести  ответственность  за  все  свои  действия:  системой  поощрений  и  наказаний  Бог  обучал  народ,  не  умеющий  отличать  добро  от  зла  -  распознавать  оные,   делать  только  добро  друг  другу  и  приносить  пользу  обществу  в  целом. 

26:16,17   то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их;
17 обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.
Как  видим, физические  и  душевные  страдания,  болезни,  потери  урожаев,  голод  и  притеснения  другими народами  -  являются  признаками  непослушания  Израиля.  Если  они  были  послушны  -   подобные  явления  в их  государстве  не  наблюдались.   

26:18-20  Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,
19 и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь;
20 и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли не дадут плодов своих.

Воспитательные  меры  воздействия  на  Израиль  усиливались  тяжестью  положения  и  дополнительными  трудностями   -  в зависимости  от  реакции  на начало неприятностей.  По  наступлению  тяжёлых  времён  Израиль  должен  был  бы  определять,  что  чем-то прогневил  Бога -  и  сразу  предпринимать  меры  к   раскаянию  с обращением от  злых  дел. 

Но если  этого  не  происходило  и  народ  был  глух  к  начальным  предостережениям  Бога,  тяжесть  их  положения  усиливалась  дополнительными  трудностями:  жестокой  засухой,  влекущей  за  собою  не  только  полное  отсутствие  хлеба, основного  продукта  питания,  но   и  плодов,  и вина,  и  оливкового  масла  -  соответственно.  То  есть,  абсолютный  голод  ожидал  Израиль  в  случае,  если  они  не  вразумлялись  начальными  мерами  наказания.

26:21-26   Если же [после сего] пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши:
22 пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши.
23 Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня,
24 то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши,
25 и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага;
26 хлеб, подкрепляющий [человека], истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты

Третий  этап  наказания  в  случае  жестоковыйности  и  непокорности  - это  массовый   мор  от  голода,   эпидемий   в  Израиле  и  разорение  земли  врагами.  
Частое  выражение  «всемеро поражу  вас»  не  означает,  что  Бог  в   буквальном  смысле   в  семь  раз  умножит  имеющиеся  трудности.  Оно  говорит  о  том,  что  в  значительной  степени  (ощутимо)   увеличится  тяжесть  наказания,  распространяющееся  на  весь  Израиль  без  исключения - во всей  его  полноте.

26:27-30    Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня,
28 то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши,
29 и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть;
30 разорю высоты ваши и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами;
Здесь Бог   приоткрывает  причину  особо  упорного  греха  Израиля:  Бог  не  исключает,  что  Израилю  будет  свойственно  чрезмерное  увлечение  кумирами.    Если  Израиль  после  всех  предупредительных  мер  наказаний  по-прежнему  будет  упорствовать  в  идолопоколонстве,  тогда  с  ними  случится  худшее  из  зол:  они  перестанут  существовать  как Божий  народ,  Бог  отвергнет  их.  Результат  отвержения  Богом  -  окажется   гибельным  для  всего  Израиля

26:31-33  города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания [жертв] ваших;
32 опустошу землю [вашу], так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней;
33 а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены.

В  случае  упорного  идолопоклонства  Богу  придётся  разрушить  не  только  места  ложного  поклонения  и  идолов,  но  и   города  Израиля,  и  уничтожить  государство  «Израиль»  как  таковое,  а весь  народ  отдать  в  руки  захватчиков  для  пленения.
Почему  изумятся  враги  Израиля? 
Потому,  что  до  этих  пор  Израиль    захватить  было  сложно,  а  теперь,  в  этой  стадии  наказания -  вход  в  земли  с  молоком  и  мёдом   будет свободен  для  всех  завоевателей.

26:34,35  Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения [своего]; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои;
35 во все дни запустения [своего] будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней.

Здесь  видим  глубокую и  горькую  иронию:  так  как  народ,  не  сохраняющий  закон  Бога о субботнем  годе,  не  давал  земле отдыхать  в  положенное  время  -  то  за  время пребывания Израиля  в  плену  врагов,  земля   обетованная   без участия доброй воли Израиля  сама  по  себе   отпразднует  все  субботние годы  и  восстановит  истощённые  силы  свои.

26:36-39   Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует,
37 и споткнутся друг на друга, как от меча, между тем как никто не преследует, и не будет у вас силы противостоять врагам вашим;
38 и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших;
39 а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут;

Даже  если  кто-то  из  Израиля  и  останется  после  опустошения  земли    и  изгнания  Божьего народа,  остаток  ожидает  тяжкое  существования   в  условиях  рассеяния:  в  какой  бы  точке  земли   они  ни  жили -   всегда  будут  бояться  за  свою  жизнь,  всеми  будут  притесняемы  и  унижаемы.  В  итоге  -   от  сильного  и  процветающего  Израиля  останутся  жалкие остатки  ослабевшего  и запуганного  до  смерти  народа.  

26:40,41    тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня,
41 [за что] и Я шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои.

История  показывает, что,  к  сожалению,  эти  виды  наказания  Богу  придётся  применить  в  отношении  Своего  народа,  наказаны  будут  Иудея  и  десяти  коленный  Израиль  в  своё  время.   Однако  остаток  должен  будет сохраниться:  ведь  Бог  обещал  привести  Христа  миру  из  рода  Авраама-Иакова (Израиля, Быт.22:18; Второз.34:4; Галл.3:16)
 
Именно  этому  жалкому  и  растерянному   остатку  Израиля  и  придёт  в  голову   вспомнить  о  Боге  земли  своей  и  понять,  что  они  пред  Ним   весьма  виноваты,  поэтому  с  ними  и  происходят  такие коллизии:  только  тягчайшие   бедствия   смогут  отрезвляюще  подействовать на  упорный  в  непослушании   народ.  Хотя  могло быть  и  иначе:  достаточно  было  бы  слушаться  Бога  своего,  чтобы  с  Израилем  не  происходили  все  эти  ужасы  бытия.

26:42  И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню;
Бог  дождётся,  что   остаток Израиля  рано  или  поздно  обратится  к  Нему   за  помощью  -  и  тогда  у  Него  будет  повод  вспомнить  о  завете  с  Авраамом,  Исааком   и  Иаковом  (Израилем)  - и  не  допустить  полного  уничтожения  народа  сего  ради   Христа:  надежда  на  прощение  Бога  у  Израиля  в  случае  его  обращения  от  злых  дел - существовала  всегда.  

Наказание,  даже  самое тяжкое,   не  означало  для этого  народа   расторжения  завета  Бога  с  ним  -  вплоть  до пришествия в  мир  Христа (Римл. 10:4).  Напротив,  все  меры  воспитания  Израиля,  даже  самые  жёсткие,  были  предназначены  для  того,  чтобы  этот  народ   извлекал  положительные  уроки  и  исправлял  свой  образ  жизни.  В  результате  этих  мер  -  хотя  бы  остаток  «брался  за  ум»  и  возвращался  к  Богу  своему  с  повинной.

26:43-45   тогда как земля оставлена будет ими и будет удовлетворять себя за субботы свои, опустев от них, и они будут терпеть за свое беззаконие, за то, что презирали законы Мои и душа их гнушалась постановлениями Моими,
44 и тогда как они будут в земле врагов их, - Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их;
45 вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтоб быть их Богом. Я Господь.

Какой  бы  печальной  ни  была  перспектива  упорно  непослушного  народа,  она   всегда  озарялась  лучом  надежды,  исходящим   от  милости  Бога  и  обетования Его  патриархам. 
Израиль  на  самом  деле  пережил  на себе   все  эти  меры  воздействия  Бога - при бесчисленных гонениях и в рассеянии своем.  Однако,  благословениям Аврамова  завета, которые  были  обещаны Израилю  по  плоти   в  обетованной земле,  предстоит  осуществиться в период  Тысячелетнего правления  Иисуса  Христа  (Рим. 11:25-27).

26:46 Вот постановления и определения и законы, которые постановил Господь между Собою и между сынами Израилевыми на горе Синае, чрез Моисея.
Этот  текст  завершает  перечень  предупреждения  Израиля  о наказании  за  непослушания. 

Следующая  и  заключительная  глава   разъяснит  Израилю  важность  исполнения  обетов  пред  Богом  в  отношении  даров для  Него.

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru