ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 

-  Левит -
 25 глава

ЛЕВИТ главы:предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Здесь  Господь  подготавливает  Израиль  к  владению  землёй  обетованной,  давая  им  указания  относительно  благоразумного  использования  земли.
Бог  даёт  понять  Израилю,  что  для  сохранения  плодородия земли к  ней  нужно относиться  с  любовью  и  бережно  так  же,  как  ко  всему  живому. Варварское  обращение  с  землёй  и  с  живущими  на  ней  – недопустимо.    

Глава  раскрывает  постановления  о  субботнем  и  юбилейном  годах  для  Израиля, характеризующихся  особым  отношением  к  земле  и  к  рабам.  Эти  годы  являются  прообразом  на  наступление  «лета  Господнего благоприятного»  (Лк.4:18),  о  котором  благовествовал  Христос:  в  субботний  год  всем  рабам  возвращалась  свобода (Втор. 15:12-18)  а  в  юбилейный -  ещё  и  земельные  владения.  

Этими  установлениями  Бог  поддерживал  в  Израиле  надежду  на  будущий  мир  в  веке  грядущем, когда  на  земле  воцарится  истинный  7й день  вечного  Божьего  покоя,  и  всё  творение  Господа  вернётся  в  исходное  состояния  совершенства. (Евр.4:1-11: 11:13-16).  В  дне  вечном  Божий  народ   будет  полностью  освобождён   от  рабства  греха  и  смерти,  там  Бог  ему  вернёт   во  владение  райскую  землю.   

1)  Субботний  год  (1-7),  год  прерывания  обычных  сельскохозяйственных работ: как человек нуждался  в  дне  субботнего  покоя  после  шестидневной  рабочей недели, так  и  земле  нужна  была  «суббота»  покоя  после  шестилетних  трудов  плодородия,  чтобы   хотя  бы  какое-то  время  находиться  под   паром  и  восстанавливать  свои  «материнские  силы».

25:1-3  И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню;
3 шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их
Бог  учил  свой народ  бережному  отношению  к  земле,  которая  достанется  им  по  Божьей  милости, разъясняя  им  суть   правильного  цикла  шестилетнего  севооборота.  По  такой  схеме  севооборота - земля  и  сегодня  используется  в сельском  хозяйстве  с  той  лишь  разницей,  что  в  Израиле  вся посевная площадь  «отдыхала»,  а  сегодня  -  чередуют  посевные  участки   с  оставленными  под  пар.        
Это  установление  для  Израиля  должно  было  приносить  пользу  не только  земле,  но  и  духовности  израильтян:  Бог  приучал  их  к  мысли  о  том,  что  нельзя  эксплуатировать  землю,  как  и всё,  что  даёт  им  Бог  для  пользования   -  с  ненасытимостью,  доводя  Божьи  дары  до  полного  истощения.

25:4,5   а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай;
5 что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай;
Через  шесть  лет  сельскохозяйственных  работ,  на  земле  запрещалось  сеять  и  собирать  урожаи  от  посева  и  с  плодоносящих  деревьев,  нельзя было  также  подрезать  виноград  и  собирать  гроздья  его.  Только  питаться  можно  было  тем,  что  само  вырастет;  урожай  же  с  этого  собирать  -  запрещалось.   Можно  сказать,  что  в  этот   год  земля  принадлежала  Господу,  «вспоминая»  тот священный покой,  в  котором  она была при  сотворении.  А  в  остальное  время -  Бог  как  бы  сдавал  Свою  землю  в  «аренду»  Своему  народу.

да будет это год покоя земли;  седьмой  год  становился  для  земли субботним  годом,  годом  восстановления  питательных  свойств  почвы,  необходимых  для   возрождения   плодородия  в  последующие  годы.

25:6   и будет это в продолжение субботы земли [всем] вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя;
Один  раз в  семь  лет  как  богатые  землевладельцы,  так  и  бедняки,  как  пришельцы,  так  и  рабы,  как  члены  семей, так  и  сироты   оказывались  в  равном  положении:  и  те  и  другие   могли  питаться  тем,  что  вырастет  стихийно,  за  счёт  самосева.   Напомним, снимать  урожай  - не  разрешалось никому:  пришёл  в   поле,  собрал  столько,  сколько  необходимо  для  еды  самому    -  и  всё на  этом.  
Давая такое  установление,  Бог   обучал  Свой  народ  человеколюбию:  исполняя  его, в  Израиле  приучались  к  заботе  о  ближнем.

25:7 и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу.
Эти  же  стихийные  урожаи  предназначались  также     для  прокорма  домашнего  скота  и  других  животных   той  местности:  израильтянам  не  разрешалось  в  этот  год  охранять  поля  и  сады  от  зверей  полевых  и  лесных.  Так  Бог  приучал Израиль  заботиться  и  о  животных,  сотворённых  Богом,  не  только  о  своих  ближних

Примерно  такая  картина  всеобщего  мира   будет  и  в  новом  мире:  от  произведений  земли  будут  питаться  и  насыщаться  все  живущие  в  Божьем мире,  как люди,  так  и  животные -  по  потребностям своим;  не будет  бедных  и  богатых,   все  будут  иметь  всё  необходимое  для  жизни,  пребывая  в  социальном,  экономическом  и  нравственном  равенстве.

2)  Юбилейный год (25:8-55),  не  только  год   субботнего  покоя  земли (11–13), но  и  год  освобождения  израильтян,  продавшихся  по  нужде  в рабство  (35–55),  а также  -  возвращения  всем  своих  первоначальных  земельных  владений (14–34)      

25:8   И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет;
Как после  7ми  недель (через  49  дней) от  праздника  Пасхи  наступал  50-й день (праздник Пятидесятницы), так  после  7 субботних годов  (семилетних  промежутков  времени  или  после  49ти лет)  должен  был праздноваться 50-й  год,  названный Богом  юбилейным.

25:9  и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей;
Объявлялся  юбилейный  год   в  День  очищения  (или  искупления,  см. Лв.16). Этот  день  отмечался  в  10й  день  седьмого  месяца  (тишри).  

25:10  и освятите пятидесятый год   этот  год  должен  был отличаться  от  всех  остальных  годов  в  Израиле;  его  следовало  отделять  от  всех  остальных  особым  времяпровождением  и  поведением:  свободный от земледельческих работ, народ  Бога имел  возможность  больше  времени  посвящать  поклонению  Богу, воспитанию  полезных  привычек  и  возрастанию  в  духовном  отношении,  изучая  закон  Бога  и  проводя  созидательное  общение  в  семьях,  с  детьми  и  с  остальными  соплеменниками.  

и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей;
и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.   
В  юбилейный  год  рабы получали свободу  и  могли  вернуться  к  своим  семьям  и   родственникам;  все  обедневшие израильтяне, оказавшиеся  в  должниках  у  кого-либо -  освобождались  от  долга;  а  земля,  которая  за  это  время  была  продана, возвращалась своему первоначальному владельцу.

Каким  образом  в  Божьем  народе  могли  стать  рабами  или  остаться  без  наследственного  надела  земли -  если  при  наследовании  земли  обетованной  никто  в  Израиле  не был  рабом  ближнему  своему,  и  каждая  семья  владела своим  земельным  участком,  наделённым  при  разделе  земли  по  коленам? (И.Нав.11:23)
  
Со  временем  после  расселения Израиля  по  своим  участкам  каждая  семья,  естественно,  проявляла  разное  усердие  в  труде,  имея  разное  здоровье.  В  результате,  кто-то  влезал  в  долги,  а  кто-то  имел,  что  одолжить.  В  итоге  в  силу  долговых обязательств нерадивый  или  нездоровый   владелец  земли  мог лишиться какой-то ее части - продав её  (сдав в аренду; см.25:16),  либо  он  продавался в рабство сам, либо  продавал  своих  дочерей  (Исх.21:7),  либо  -  он  совершал  и  то,  и  другое,  и  третье  -  одновременно.    

25:11,12  Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных [лоз] ее,
12 ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее.

Так  же, как на протяжении предшествовавшего субботнего года, земле предоставлялся полный отдых  (25:4-7) - то  же  повеление  касалось  и юбилейного  года:  стихийное  произрастание  злаков,  плодов  и  овощей  становилось  достоянием  всех  категорий  населения Израиля,  а  также  домашнего  скота и  зверей  полевых.

25:13  В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.
Повелением  вернуться  всем  жителям  Израиля  в  своё  владение  -  Бог  защищает  имущественные  интересы  каждой  семьи:  Он  оберегает семейный уклад  и  препятствует использованию дарованного Им  владения  земли обетованной - в  целях наживы. 

25:14,15    Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга;
15 по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе;

Здесь  речь  идёт  о  продаже  земельных  участков  и  о  назначении  цен  на  них  в  зависимости  от  того,  в  какой  год  - относительно  юбилейного  года - продаётся  земельный  участок.  То  есть,  цена  на  участок  зависела  от  того,  какую  прибыль  успеет  от  этого  участка  получить  покупатель  до  юбилейного  года:  ведь  в  юбилейный  год  он  должен  был  вернуть  эту  землю  продавцу. 
Такими  установлениями   Бог  не  допускал,  чтобы  Его  земля  стала  для  кого-то  средством  обогащения,  а  для  кого-то  - причиной полного  обнищания. 

25:16  если много [остается] лет, умножь цену; а если мало лет [остается], уменьши цену, ибо известное число [лет] жатв он продает тебе.
Хотя продажа земли не была  тем,  к  чему   в  Израиле  следовало стремиться,  однако,  иногда  это бывало необходимо  для  того,  чтобы  прокормить  семью (см. 25:10).  И в этом случае надо было поступать справедливо:  нельзя  было  допустить  полного  отчуждения  земли  и  нельзя  было  допустить,  чтобы  земля  для  кого-то  стала  средством  наживы.

Поэтому,  во  избежание  полного отчуждения  земельных участков  от  обедневших владельцев их  продажа  земли  в  Израиле  носила  характер  не  продажи  самой  земли,  а  продажи  количества   урожайных  сезонов  (количества  жатв),  которые  можно было  просчитать  в промежутках  между юбилейными  годами.  То  есть,  земля  фактически  сдавалась  в  аренду  на  несколько  лет  с  оплатой  вперёд,  а  не  продавалась. 
Если,  к  примеру,  земля  сдавалась  в  аренду  на  45 лет  -  то  она  стоила  дорого.  А  если  до  юбилейного  года  оставалось,  к примеру, 5  лет -  ясно, что  и  цена была  намного  меньше.

25:17  Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш.
Давая  такие  установления  о  продаже  участков  земли  (сдаче  их  в  аренду  и  нормированного  расчёта  цен)  Бог  приучал  свой  народ  к проявлению  любви,  справедливости  и  заботы  по  отношению  к  ближним.  Расписывая  законы  с  такими  подробностями,   Бог   перекрывал  Израилю  возможность  не  проявлять  добросердечие  друг  ко  другу:  видимо,  тот  менталитет, в  котором  они  жили  в  качестве  рабов   Египта,  не способствовал  формированию  в  них  доброты,  щедрости  и  любви.  Поэтому  Бог  приучал  их  к  мысли  о  том,  что  в  обществе  Божьего  народа  обижать  друг  друга  -  недопустимо.
На  данном  этапе  духовного  развития  Израиля  достаточно  было   хотя  бы  из  страха  пред  наказанием  Бога  - не  обижать  друг  друга. 

3)  Дополнительные  разъяснения  к  субботнему  покою  земли  (25:18-22)

25:18,19  Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле;
19 и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней.

Для  выполнения  законов  о  субботнем  покое  земли,  требующем  прекращения сельскохозяйственных  работ,  от  народа  требовалось  проявление  сильной  веры,  точнее  -  абсолютного  доверия  Богу  своему:  ведь  весь   7-й год земля  оставалась  без  обработки,  а потому  и  без  хорошего  урожая  в 8-й год.  И  лишь  только  в  9-й год начинался правильный севооборот,  когда  можно  было  ожидать  полноценного  урожая.

Естественно,  у  Израиля  могли  возникать  некоторые  вопросы  по  поводу  законов  о   покое земли  и  возможного  голодания  из-за  этого.  Но  Бог,  предвидя  такие  вопросы,  заранее  разъяснил  им,  почему  слушаться  Его  постановлений  о  земле  -  будет несложно: 

25:20-22 Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших?
21 Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года;
22 и будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое.

При  условии,  что доверие  Богу  будет  абсолютным  и  никто  втайне  или  явно  не  станет  нарушать  Божье  установление  об  отдыхе  для  земли  в  субботний   -  то  в годы,  предшествующие  субботнему  (в  6й )  Бог  пошлёт  благословение  своё  в  виде  тройного  урожая: его  хватит,  чтобы  прокормиться  в  период  покоя  земли  в  течение  трёх  лет.

Трёхлетний  урожай  изобилия  служил  защитой  не  только  от  голода  в  субботний  год,  но  и в  юбилейный  год,  50й:  в  Израиле  49й  год  выпадал  на    субботний  год  покоя  земли (будучи  седьмым  семилетием)  а  также  -  50й  год  запрещал  сельскохозяйственные  работы.  В  итоге  на   сретении  семи  субботних   годов  с  юбилейным  -  земля  должна  была  пустовать  2  года  (49й  и  50й).  Тройной  же  урожай  48-го  года  позволял  в  сытости  пережить  49й,50й  и  «51»й  ( или  1й  год   следующего  пятидесятилетия)  -  вплоть  до нового  урожая  в  51-ом  году. 

4)  Выкуп   земли   (25:23-28)

25:23  Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня;
Земля  Израиля  не  могла  принадлежать  Божьему  народу -  в  принципе  потому,  что  Владыкой  земли  на  самом  деле  был  Всевышний.   
Народ  не  должен  был  никогда  забывать  о  том,  что  лишь  милостью  Божией  они  в  качестве  временных  «квартирантов»   берут  в  долгосрочную  аренду  землю  Бога  бесплатно  в  материальном  отношении,  но  с  духовной  оплатой  -  в  виде  абсолютного  послушания  Богу  и  старательного  исполнения  Его  заповедей. 

Понимание  этого,  а  также  памятование  о  том,  что  если  бы  не  обетование,  данное  Богом  Аврааму, они  не  удостоились  бы  чести  наследовать  землю  с  молоком  и  мёдом  -   должно  было  бы  удерживать  Израиль  от  плохого  отношения  к  Божьему  «имуществу». (Быт. 15:6,13-18;   Исх.3:6-8).

Бог  желал,  чтобы  каждый  его  «квартирант»  имел  свой  сельскохозяйственный  участок  на  Его земле,  именно  поэтому  земля  ханаанская  была  поделена между  всеми  коленами  Израиля,  кроме  священнического  колена  Левитов,  уделом которых  было  служение  в  храме Бога (И.Нав.11:23, 13:33: Второз.18:1,2)

Поэтому,  если  кто-то  в  Израиле  всё  же  вынужден  был  продавать  по  каким-то  причинам  землю  от  своих  участков,  то  он  должен  был  приложить  все  усилия  для  того,  чтобы  выкупить  свою  землю  и  вернуть  её  в  надел  своей  семьи.    

О том, как обеспечивался выкуп земли, говорится в следующих стихах.

25:24  по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли.
Как упоминалось  выше  (см.25:16),  всякая продажа земли имела  форму отдачи  ее  в  аренду до юбилейного года:  продажа  земли  не  являлась  нормальным явлением,  так  как  земля,  закреплённая  за  семьёй  при  разделе,   должна  была  оставаться  в  семье.   
 
25:25  Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его;
Обусловленная  единственно бедностью  (по  иным  причинам  в  Израиле  землю  не    продавали),  продажа части  земли  всегда предполагала  право её  выкупа – хотя  бы  родственником  бедняка   и  возвращением  её  семье бедняка.

25:26,27   если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп,
27 то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое; 
Если  сам  бедняк  смог  заработать  достаточно  средств  для  выкупа  -  то  он  сам   должен  был  выкупить  свою  землю  за  ту  цену,  которая  получалась  после  определённых  расчётов  по  количеству  урожаев (жатв),  остающихся  до  юбилейного  года  (см. 25:15,16)  

Как  мог  выглядеть  этот  расчёт?
К  примеру,  бедняк  продал   участок  своей  земли  за  10   лет  до юбилейного  года  из  расчёта,  что  каждый  год  его  поле  принесёт  покупателю  урожай  минимум  на  10  денежных  единиц (д.е.)  Всего  участок  продавался  в  таком  случае  за  100 (д.е.) 
 
Допустим,  через  5  лет  после  продажи  бедняк  собрал  достаточно  средств  для  выкупа  своего  участка,  решив  досрочно  забирать  землю  у  покупателя. Цена  выкупа  определялась  количеством  лет  тех  урожаев,  которые  покупатель  недополучит из-за  досрочного  возврата  земли.  В  нашем  примере   продавец  должен  был  возместить  покупателю  недостачу  от  5ти  урожайных  лет  и  мог   выкупить  свою землю  за  за  50  (д.е):  это  компенсация  покупателю - за  недостающие  5 лет  использования  им  арендованной  земли.

25:28  если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое.
Если  у  бедняка  было  недостаточно  средств  для  выкупа  земли  через  возврат   остатка  покупателю,  то  земля   оставалась  в  руках  покупателя  до  юбилейного  года.  В  юбилейный год  земля  возвращалась  к  продавцу -  законному  её владельцу.
Такие  постановления  по   отдаче земли  в  аренду  и  последующего  её  выкупа  были  справедливыми:  в  убытке  не  оставался  ни  покупатель,  ни  продавец, а  народ   в  целом  не  мог   использовать  своё  право собственности на землю  - в  целях  личного   обогащения  одних  за  счёт  обнищания других.       

Позже,  когда  возникла  проблема по  наследованию  удела  отцов  -  дочерьми  при  отсутствии  у  него  сыновей (пример  дочерей Салпаадовых) -  Бог  издал  дополнение  к  этому  закону  возвращения  земли  в  семейный удел:  если дочери  выходили  замуж  за   мужчин  не  своего  колена,  а  другого  (например, дочь  из  колена  Иуды  выходила  замуж  за  мужчину  из  колена  Дана) -  в  этом  случае  её  доля  участка  отчуждалась  от  семьи  из  колена  Иуды   и передавалась  дому  мужа  её  навсегда  (колену  Дана).  Даже  в  юбилейный  год  этот  участок  не  возвращался  семье (Чис.36:2-4).  Поэтому  предпочтение отдавалось  бракам в  среде  своего  колена – ради  сохранения земли  в  уделе  семьи  (Чис.36:6).

5)  Юбилейный  год,   продажа  и  выкуп  недвижимости  простого  населения  Израиля (29-31)

25:29,30   Если кто продаст жилой дом в городе, [огражденном] стеною, то выкупить его можно до истечения года от продажи его: в течение года выкупить его можно;
30 если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет [от него].
В  отличие  от  привилегии  возврата  земли  в  юбилейный  год,  жилые  дома в  городе,  ограждённом  стеною,  следовало выкупить в течение года, в противном случае они считались проданными навсегда.

Города,  ограждённые  стеною,  были  при   Иисусе  Навине:  это  - города-крепости  типа  Иерусалима. 
Городские жители  не  могли  рассчитывать  на  привилегии  жителей  сёл:   сельских  жителей кормила  земля,  поэтому  Бог  и   побеспокоился о  том,  чтобы  земля  всегда  могла  оставаться  при  своих  владельцах.   

Лопухин:  имущественные интересы в городе  выходили  за  пределы  колен,  в городах жило немало иностранцев, делать которых участниками привилегий юбилейного года не было оснований.

25:31  А домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли: выкупать их можно, и в юбилей они отходят.
Дома  в селениях  стояли  на  земле  собственников,  поэтому  считались  таким  же  достоянием  владельца,  как  и  земля,  на  которой  они  стояли.

С  домами  в  сельской  местности  следовало  поступать  так  же,  как  и  с землёй,  на которых  они  стояли:  их  можно  было  сдать в  аренду  на  любое  число  лет,  остающееся   до  юбилейного  года.  Их  можно  было  при  возможности   выкупить  за  определённую  цену – до  наступления  юбилейного  года.  А  если  для  выкупа у  продавца  не  было  денег -  проданный  дом  возвращался  ему  в юбилейный  год.  

6)  Юбилейный  год  и  продажа  собственности   левитов (32-34)

25:32    А города левитов, домы в городах владения их, левитам всегда можно выкупать; Левиты  были  на  особом  положении  у  Господа:  жили  они в  своих  домах,  расположенных  в городах, - а  служили  при храме.  
Левитам  Бог  назначил  48  городов  в каждом  колене  Израиля  (см. Чис 35:7)
Для  того,  чтобы  левиты  не уклонялись  от  своих   прямых обязанностей  в  сторону  преимущественного эксплуатирования  земельных  угодий, Бог  ограничил им пределы   земельной  собственности  небольшими  полями  общего  пользования  - окрест  их   городов.  Поля  были предназначены  для  использования  всеми  левитами:  индивидуальных  земельных  наделов  они  не  получали (И.Нав.13:33)   

Если  бы  левит  продал  свой  дом  в  городе,  назначенном  ему  для проживания  Господом  -  ему  больше  негде  было  бы  жить:  поля  обеспечивали лишь  мелкие хозяйственные нужды,  дома  строить  на  этих  полях  не  разрешалось.  Поэтому  дома  левитов,  проданные  по  бедности,  всегда  можно  было  выкупать,  а  не всего лишь  в течение  года (см.25:30)

25:33   а кто из левитов не выкупит, то проданный дом в городе владения их в юбилей отойдет, потому что домы в городах левитских составляют их владение среди сынов Израилевых;
Если  выкупать  проданный   дом  левита  было  не  на что  до  юбилейного  года   -  он  возвращался  продавцу  в  юбилейный  год.
Цена  продажи  дома  не  зависела,  видимо,   от  стоимости  урожайности  лет:  она  была  договорной,  дом  сдавался  в  аренду  на  определённое  количество  лет  до  юбилейного  года -  за  определённую  цену.  К примеру,  пусть  10 лет  использования   дома,  остававшиеся  до  юбилейного,  стоили  100 (д.е). 

Если  покупателя  просили  освободить  дом  досрочно,  например,  через пять  лет  после  продажи -  из-за  желания  левита  выкупить  дом,  то  ему  выплачивалась  компенсация  из  расчёта  5ти  не  достающих лет,  в  которые  покупатель  не  использовал  этот  дом.  В  нашем  примере  возврату  подлежало   50 д.е.    

25:34  и полей вокруг городов их продавать нельзя, потому что это вечное владение их.
Небольшие  поля,  окружающие  города  левитов,  являлись  общественной  собственностью  (все  левиты  имели  права  пользоваться  этими  угодиями).  Поэтому  продавать  их  было  запрещено  -  в  отличие  от индивидуальных  домов  левитов.
Размеры  полей  составляли  2000 локтей  в каждую сторону (Чис 35:5).  Локоть  примерно  равен 45 см,  длина  полей  в  сторону  от  города   по  всему  периметру  равнялась  примерно  1 км.  Поля  служили  в  качестве  пастбищ  для  скота,  приобретённого  от  десятины,  или  для  других  потребностей

7)  Обучение  доброму  отношению  к  обедневшим  соплеменникам (25:35-38)

25:35,36    Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою;
36 не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою;

Бог   приучал  Свой  народ  к  мысли,  что  общество  может  состоять  как  из  бедных,  так  и  из  разбогатевших  израильтян.  Однако  в  Израиле  не  разрешалось  оставлять  бедняков  в беде  и  обижать  их:  богатые  должны  были позаботиться о  том,  чтобы  бедный  имел  хотя  бы  самое  необходимое  для  жизни,  кров,  еду  и  какую-нибудь  одежду.
Запрещалось  также  брать  проценты  с  денег,  данных  взаймы обедневшим израильтянам (Пс. 14:5).

25:37 серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для [получения] прибыли.
Богатым  в  Израиле  запрещалось  наживаться  на  бедняках:  гордыня  богатых  не  должна была  удерживать их  от надлежащего обращения  со  своим  бедным  соплеменником.  Богатые  израильтяне   должны  были  помогать  бедным,  по  возможности,  безвозмездно,  не  взыскивая  с  них  за   оказанное  гостеприимство  и  материальную  поддержку.   Бог приучал  Свой  народ  к  мысли,  что  блаженнее давать,  нежели получать.    

25:38   Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом.
Пример  Господа,  выводившего  весь  Израиль,  как  бедных,  так  и  богатых,  из  Египта  -  должен  был  служить  народу  в  качестве  образца благородного  отношения  ко  всем.  К  тому  же,  Бог  дал  землю,  где  течёт  молоко  и  мёд  -  всему народу,  выведенному их Египта.  Поэтому  уничижительное  отношение  к  кому  бы  то  ни  было  из  соплеменников  - в  Израиле  было  недопустимо. 

8)  Юбилейный  год  и  выкуп  рабов-израильтян, продающихся  за  долги  своим  соплеменникам  (25:39-46)
Рабство  в  Израиле имело  некоторые  особенности.  Хотя  оно разрешалось Моисеевым законом,  однако,  это  явление  имело  определённые  ограничения. За жестокое обращение с рабом,  например,  хозяину грозило наказание (Исх. 21:20-21; Втор. 23:15-16);   рабам даже  из язычников предоставлялось  право отдыха в субботу (Исх. 20:10; Втор. 5:14).
Сами   израильтяне, как Божьи слуги, не могли становиться рабами другого хозяина (см. Лв. 25:55). Однако,  бедному израильтянину  при  особой  нужде позволялось  на  время  продавать  себя  в  рабство. 
Рабы-израильтяне  обладали  большими  правами, чем рабы-язычники, и власть хозяина над работавшим на него соплеменником  была  ограниченной (см Лв. 39-43). Это  различие  было  связано со статусом  Израиля  как  слуги Божьего.

25:39  Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской:
Заповедь о милосердии  к  обедневшему соплеменнику,  не могущему  расплатиться  с  долгами:   ситуация,  связанная  с     кабалой  израильтянина  - была  более  гуманная, чем, скажем, долговое  и  совершенно  бесправное  рабство, бытовавшее в 19 веке. 

25:40   он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя,
Рабство  в  Израиле,  скорее,  носило  характер  наёмного  труда  с  ограниченным  рабочим  днём,  с  правом  на  жильё  и  с  правом  отдыха  по  всем  религиозным  праздничным  установлением.  Изнурительный  труд  для  рабов  был  запрещён.

Любые  долги,  какими  мы  большими  они  ни  были,  отрабатывались  продавшимся  в  рабство  -  до  наступления  юбилейного  года.

25:41   а [тогда] пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих,
Иногда  для  покрытия  долгов  продажи  земли  было  недостаточно,  в таком  случае  израильтянин  вынужден  был продаться в рабство вместе со всей семьей   Все  они освобождались  в  юбилейный  год  и  могли  вернуться  в  земли  первоначального  семейного  наследия  своего (земли  и  дома  им  тоже  возвращались,  см. Лв.25:25-28; 31-34) 

Если  же   кто-то, оказавшись в долгу, продавал в рабство  своих  детей - сына или дочь,  - то дети  освобождались через семь  лет  от  момента  продажи  в  рабство  (Исх. 21:2-11; Втор. 15:12-18).  

25:42 потому что они - Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов;
Заповедь  о  милосердии  к  обедневшему соплеменнику  закрепляется  и утверждается авторитетом  Иеговы, Бога Израиля:   со  времени   выведения  Израиля   из  Египта – весь  этот  народ  «поступил  на  службу»  к  Богу,  а  Божьи   рабы  не  могут  быть  собственностью  кого-то  ещё.  Все  они  должны  оставаться  в  тех  пределах  земли,  которые   для  каждого  из  них  определены  Богом,  главным  их  «Хозяином». 

25:43  не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего.
Раба-израильтянина  нельзя  было  использовать  так,  как  использовались  бесправные  рабы  из  других  народов,  являясь  собственностью  своих  хозяев:  раб    не  мог  стать  собственностью  богатого  израильтянина,  будучи  собственностью  Бога.   Труд раба-израильтянина,  работавшего  на  соплеменника,  был   больше  похож  на  отработку  долга    посильным  трудом.

25:44    А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас;
Для  тяжёлых  или  особо  грязных  работ  богатый  израильтянин  должен  был  покупать  себе  рабов  из  других  народов:  становясь  собственностью  хозяина,  рабы  не  имели  никаких  своих  прав.
Так  Бог  показывал,  насколько  по-разному  Он  относится  к  Своим  служителям  и  к  тем  народам,  которые  пренебрегают  Его  законами  и  поклоняются  языческим  богам. 

25:45,46 также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью;
46 можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью.

Льготы,  предусмотренные  для  рабов-израильтян, не  распространялись  на   рабов из язычников.  Если  язычники  (родители,  дети  или  семьи)   были  куплены  израильтянином  в  рабство,  они  становились  собственностью  хозяина  и  передавались  по  наследству  так  же,  как  и  любое  другое  имущество.

9)  Принцип  выкупа  раба-израильтянина  (раба Божия),  продавшегося  в  рабство  иноземцу
Этот  принцип  выкупа  родственника  подготавливал  народ  Бога  к  пониманию  будущего  выкупа  человечества  Иисусом  Христом  из  рабства  греха  и  смерти.  Принципом  выкупа  раба Божия  из  рабства  иноземца  Иегова  показал,  что  тому,  кто  продан  в  рабство,  возможно  от  него  освободиться  в  случае,  если  найдётся  кто-нибудь,  готовый  заплатить  хозяину  раба  цену,  достаточную   для  его освобождения.

25:47-49   Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца,
48 то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его,
49 или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится.

Каждый  участник   ситуации,  когда  раб  Бога  (израильтянин)  продавался  в  рабство  иноземцу  -    является  символом  участников  процесса  в  будущем искуплении  Христовом  из  рабства  греха  и  смерти  -  всех,  кто  пожелает  стать  рабами  Бога.

Покажем  эти  символы:
1)  Брат  израильтянина,  продавшийся  в  рабство   -  это  Адам  и  его  потомки (Римл.5:12,7:14)

2)  Пришелец,  купивший  рабов  -  это  сатана-дьявол, «купивший»  первых людей  при  помощи  лжи.  В  результате  он  стал  хозяином  всех потомков Адама,   рабов  греха.

3)  Богатый   родственник,  пожелавший  выкупить  своего  соплеменника – это Иегова  Бог.  Его  мероприятие  по  выкупу  распространяется  только  на  Его  «родственников» - на  тех,  кто  признаёт  Божий   путь  жизни.

4)  Цена  освобождения  - кровь  Христа  (жизнь  безгрешного  Иисуса  Христа)  

Платить  цену  выкупа  следовало  тому  «хозяину»,  кто  мог  освободить  от  рабства. 
Хотя  дьявол  стал  по  воле  случая  временным  «хозяином»  всех  рабов  греха  (потомков  Адама),  тем  не  менее,  он  не  может  сделать  свободным  от  греха  ни  одного  человека,  ибо  и  сам  согрешил,  «продавшись»  в  рабство  непослушания  Бога. Истинным  Хозяином  всех  своих  творений   является  Бог,  поэтому   освобождение  из  плена  рабства  и  жизнь  вечную может  дать  только  Он,  Хозяин  жизни и  свободы  от  греха. 
Учитывая  этот  момент   в  истории  «купли-продажи»  человечества  в  рабство греха  и  смерти,   выкуп   за  освобождение  людей  из  рабства  следовало  платить  не  дьяволу,  а Богу – Хозяину  всех  (Псал.48:8).  Что  и  сделал  Иисус  (см. день  искупления-Лев.16 глава)  
 
Цена  выкупа (кровь  Христа)  распространяется  лишь  на  тех  «пленных»,  кто  пожелает  принять  условия  освободителя  и  уйти  от  пленившего. Например, во  время  2й  мировой   войны  многие  советские  люди  были  захвачены  в  плен  фашистами  и  отосланы  в  Германию  на  принудительные  работы.  После  победы  у  всех  пленных  была  возможность  освободиться  из  плена  и  вернуться  на  родину. Однако  история  свидетельствует,  что  не  все  из  пленных  захотели  вернуться  на  родину,  а  некоторым  даже  понравилось  работать  на  германских  фермеров,  так  как  те  заботились  об  их  благополучии  и  не  обижали  пленников.  Из  этого  случая  наглядно  видно,  что  хотя  Иисус  Христос  заплатил  за  всех  пленённых  грехом,  но  не  все  захотят  освободиться  от  него.

25:50,51  И он должен рассчитаться с купившим его, [начиная] от того года, когда он продал себя, до года юбилейного, и серебро, за которое он продал себя, должно отдать ему по числу лет; как временный наемник он должен быть у него;
51 и если еще много [остается] лет, то по мере их он должен отдать в выкуп за себя серебро, за которое он куплен;
Принцип  расплаты  богатого  родственника  за  раба-соплеменника  -  отличается,  от  оного при  расчёте  выкупа  земли  или  дома,  выкупаемых  до наступления  юбилейного  года:  если  раб  продался  за  10  лет,  к  примеру,  до наступления   юбилейного  года  за  100 денежных  единиц  (д.е.),  которые  он  задолжал -   то  при  выкупе  его  через  3  года  рабства,  например,  богатый  родственник должен  заплатить  за  раба  всю сумму  долга ,  то  есть, 100  д.е. 
Почему  такая разница?
 
Потому,  что  задолжавший,  работая  на  хозяина,  отрабатывал  долг  не  в  полную  силу:  работал  умеренно,  получая,  к  тому  же,  от  хозяина  пропитание,  одежду  и  кров  (на  что  хозяин  раба  расходовал  свои  личные  сбережения).   Если  бы  он  отрабатывал  все  годы  до  юбилейного  -  долг  был  бы  отработан в большей  степени.  Но  при  скором  освобождении  хозяин  не  получил  бы  должного  возмещения  ущерба.  Поэтому  Бог  и  обязал  выкупающего  оплачивать  всю  сумму  долга  раба  из  расчёта  от  момента  продажи  -  до  юбилейного  года, ([начиная] от того года, когда он продал себя, до года юбилейного, и серебро, за которое он продал себя, должно отдать ему по числу лет)

25:52,53   если же мало остается лет до юбилейного года, то он должен сосчитать и по мере лет отдать за себя выкуп.
53 Он должен быть у него, как наемник, во все годы; он не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих.
При  малом  количестве  лет,  оставшихся  до  юбилейного -  расчёт  такой  же,  как  и  при  продаже  земли:  если  до  юбилейного  года  остаётся,  к  примеру,  1  год,  то  и  сумма  выкупа   за  раба  за  досрочное  освобождение  в  нашем  примере  составит  10 д.е.(см.25:51):  основной  долг  за  долгое  время  службы  у  хозяина   -  раб  уже  отработал.

25:54,55  Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним,
55 потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш.
Если  раб,  продавшийся семьёй  в  рабство,  не  был  выкуплен  родственником и  сам  не  смог  преуспеть  в  труде,  чтобы  выплатить  долг  работою  до  наступления  юбилейного  года -  то  при  наступлении  юбилейного  года  хозяин должен  был  дать  свободу  своему  рабу  и  его  семье  -  независимо  от  того,  успел  ли  раб  отработать  свой  долг  или  нет.   

ЛЕВИТ главы:предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru