ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 

-  Левит -
 23 глава

ЛЕВИТ главы:предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

В этой  главе Всевышний  ещё  раз  учреждает  законы  о  праздниках,  посвящённых  Ему,  К  ним  относятся  суббота,  Пасха,  объединённая  с  первым  снопом  потрясания;  праздник  сбора  первых  плодов  урожая,  праздник  кущей  или  сбора  последних  плодов  урожая,  а  также  -  День  искупления.  Установления  в  этой  главе даются  для  сведения священников  и  рядовых верующих  в  отношении подробностей   графика  тех особых жертв, которые следовало приносить  в  праздничные дни.  
В  связи  с  праздниками  Израиль  должен  был  совершать  паломничество (поход  к  священному  месту,  к  скинии,  позже  -  к храму  в  Иерусалиме, Исх.23:14-17; 34:23).  Поэтому  еврейское слово, обозначающее "праздник" (хаг)  включает  в  себя и понятие "паломничества".
Те  религиозные  праздники  Израиля, в  которые  нужно  было  идти   в  Иерусалим,  можно называть  «праздниками  паломничества».

23:1,2  И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои:
Напоминания  Израилю  о  религиозных  праздниках:  Бог  неоднократно  повторяет,  какие  религиозные  праздники  у  Своего  народа   приемлет  Он  сам.  Все  остальные  религиозные  праздники,  кроме  перечисленных  ниже -  Бог  не  приемлет. 

Суббота  (подробнее  о  субботе  см.  разбор  Исх. 20:8-11)
23:3  шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.
Первое  религиозное  и  неизменное  установление  для  Божьего  народа  Ветхого  Завета  касается  соблюдение  субботы  в  том  виде,  в  каком  этот  день  недели  описал  Бог .

Суббота  должна  была  отличаться  по  смыслу  от всех  других  будней,  её  нужно  было  отделить  (отличать)   от  рабочей  недели.  Заповедь  Бога  по  освящению  (отделению)  субботы  распространялась  на всех,  кто  имел  хоть  какое-то   отношение  к  Израилю:  каждый,  кто  находился  в среде  Израиля,  должен  был  и  вести  себя  по израильски:  этот  день  должен  был  быть  освящён  духовным  делам,   укрепляющим веру,   а  не  будничным  житейским.   Всеобщее  послушание  заповедям  Бога  дисциплинировало  народ  и  формировало  в   нём  Богоугодные  качества. 

1)  праздник  паломничества,  Пасха (см. подробно Исх. гл.12;13)
23:4,5  Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время:
5 в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня;
опресноки  начинали  есть  14  нисана  вместе  с  горькими  травами  и  пасхальным  агнцем,  который  готовили  14  нисана (Исх.12:8,19)

23:6   и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки;
пасхальная  неделя  праздника  Пасхи  официально  начиналась  с  15  нисана

23:7,8 в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте;
8 и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте.
Начиналась  эта  неделя  со  священного  собрания,  заканчивалась  тоже  священным  собранием.  Каждый  день  пасхальной  недели  нужно  было  приносить  жертвы  Богу.

Пасха  в  Ветхом  завете  является  прообразом  на  Пасху  Нового  Завета. Пасхальным  жертвенным  агнцем Нового  Завета  оказался  Иисус  Христос  (1Кор.5:7)

Сноп  потрясания  ячменя  (начало  жатвы  злаковых,  начало  сбора  первого  урожая)
23:9-11   И сказал Господь Моисею, говоря:
10 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику;
11 он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник;
На  второй  день  праздника  Пасхи  (т.е. 16 нисана)  в  Израиле,  когда  он  пришёл  в  землю  обетованную,  начиналась  жатва  злаковых.  Первыми  из  злаковых  созревал  ячмень,  поэтому  самый первый  сноп  урожая  был  снопом ячменя.
Этот  сноп  первого  плода  являлся  символом   начала  сбора  первого   плода  Божьего  духовного  урожая  Земли,  исполненного  на  Иисусе  Христе:  Иисус  Христос  воскрес  16  нисана  (был  заклан 14 нисана) -  в  качестве  первого  из  мёртвых  человеков,  воскрешённых  для  вечной  жизни  на  небесах. 
За  первым  снопом  урожая   в  течение  пятидесяти  дней  дозревала  пшеница,  которую  тоже  нужно  было  убрать  в  первом  урожае.   Её  значение  - тоже символическое,  увидим  ниже (23:15) 

23:12-14  и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока,
13 и с ним хлебного приношения две десятых части [ефы] пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина;
14 никакого [нового] хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших.
До  тех  пор,  пока  не  был  принесён  сноп  потрясания  ячменя,  сопровождаемый  хлебным  приношением  из  старого  урожая  пшеницы  -  никто  в  Израиле  не  имел  права   употреблять  в  пищу  зёрна  или  муку  нового  урожая.

2)  праздник  паломничества,  Праздник  Пятидесятницы,  сбора  плодов  первого  урожая   (заканчивался  сбор  злаковых,  см.  подробно  разбор  Исх.23:14-17)
23:15,16   Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель,
16 до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и] [тогда] принесите новое хлебное приношение Господу:
Через  пятьдесят  дней  от  начала  жатвы  ячменя  начинался  сбор  урожая  пшеницы.  К этому  времени  в  Израиле  созревала  пшеница,  из  которой  Богу  должны  были  принести  новое  хлебное  приношение  в  жертву.

Этот  праздник  отмечался  в  честь  того,  что  Бог  благословил  Израиль  первым    урожаем  злаковых:  ячменём  и  пшеницей.
После  первого  урожая  -  ожидался  сбор  второго  и  более  позднего  урожая  других  сельскохозяйственных  культур,  завершающихся  сбором  винограда  (самая  поздняя  культура) 

23:17-20  от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей [ефы] пшеничной муки и должны быть испечены кислые, [как] первый плод Господу;
18 вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу.
19 Приготовьте также из [стада] коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную.
20 священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу; священнику, [который приносит, это принадлежит];
Отмечать  праздник  сбора  первого  урожая  должен  был  каждый  израильтянин.
Принеся  в  жертву  Богу  хлебное  приношение  из  новой  пшеничной  муки  от  своей  семьи.

Этот  праздник исполнился   впоследствии в  Новом  Завете,  когда  после  воскресения  Христа  16  нисана -  на  празднике  Пятидесятнице  в  Иерусалиме  были  собраны  в  духовном  воскресении  ожившие  из  «мёртвых» (из-за  греха)   первые  плоды  духовного  урожая - начатки   мероприятия  Бога  по  искуплению  человечества  от  греха и  смерти.
В  пятидесятницу  33г. было  показано  продолжение  первого  сбора  духовного  урожая,  которое  открыл  Христос  в  образе  «ячменя».  После  него  начался  сбор   пшеницы  – помазанных  служителей Бога,  имеющих  небесную  надежду  быть  с  Христом  соправителями  в  Его небесном   правительстве  (Деян.2:1-4,Откр.5:10,14:1-4)

23:21  и созывайте [народ] в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши.
В  этот  день  празднование  начиналось  со  сбора  священного  собрания,  весь  день,  как  и  в  субботу,  Израиль  не  должен  был  заниматься  никакими  будничными  житейскими  делами,  посвящая  этот  день  духовному  просвещению  и  служению  Богу.

23:22    Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш.
Повторение  закона  о  щедрости  и  предусмотрительности:  так  как  сами  израильтяне не  были  щедрыми  и  не знали,  как  проявлять  это  качество, - Бог  установил  для  них  закон  щедрости,  чтобы  они  учились  быть  щедрыми  и  понимали,  что  если  человек  святой,  то  он   не  должен  быть  скупым  и  равнодушным  к  бедному  и  путешествующему  человеку.  Святой всегда  подумает  о  возможной  нужде  ближнего,  о  том,  чтобы  дать  возможность  от  трудов  своих  -  насыщаться  и  нуждающемуся. 

Бог   целенаправленно  не  установил  подробного  закона  на  то, сколько  метров  не  дожинать  до  края   поля  или  сколько  винограда  оставлять  в  винограднике.  Он  дал  Свой  принцип,  но  право  устанавливать  «размеры»  своей щедрости  -   оставил   за   израильтянином.  По  тому,  кто  и  сколько  оставлял  на  поле  и  в  винограднике  -  Бог  мог  видеть,  насколько  добр  и  щедр  сердцем  каждый  его святой  житель  (см.Лв.19:9,10)

День  искупления,  праздник  покоя  и  очищения (см. подробно Лв.16гл.  Здесь  кратко)
23:23-28  И сказал Господь Моисею, говоря:
24 скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание.
25 никакой работы не работайте и приносите жертву Господу.
26 И сказал Господь Моисею, говоря:
27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего;
Десятидневная  декада  седьмого  месяца  разбивалась на  первый  день  и  десятый  (через  девять  дней  после  первого, 24,27).  В  первый  день  месяца  и  в  десятый   в  Израиле  проводилось  священное  собрание.  Первое  собрание  подготавливало  народ  к  дню  очищения,  который  совершался  первосвященником   через  девять  дней -  в  десятый  (Лев.16:29).

23:29- 32 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего;
30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее;
31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;
32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.
33 И сказал Господь Моисею, говоря:
День  искупления,  отмечаемый  в  10й  день  первого месяца,   -  стал  праздником,  символизирующим  смысл  жертвенной  смерти  Христа  и  прощения  Адамова  греха  человечеству.  Этот  день,  несмотря  на  то,  что  он  был  десятым  -  был  определён  как  субботний  день  или  день  субботнего  покоя,  ничем  не  отличавшийся  от  субботы.  Такое  установление  разъясняет  смысл  названия  седьмого  дня  недели  «суббота»:  по  сути  суббота  -  это  не  день  недели,  а   день,  когда  Израиль  должен  был  находиться  в  состоянии  Божьего  покоя  от  пребывания  в  делах  духовных,  посвящённых  Богу.  

3)  праздник паломничества, Праздник  сбора  плодов   последнего  урожая  (см.  подробно  разбор  Исх.23:14-17)
23:34  скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу;
Этот  праздник  назывался  также праздником  кущей  Господу:  он  отмечался  осенью,  когда  все  сельскохозяйственные  работы  завершались  сбором  винограда и  наполнением  точила  для  производства  вина  (Второз.16:13).  Почему  Бог  повелел  строить  кущи  и  жить  в  них  в  это  время   празднования – Он  сказал  позже,  в  23:43.  Поступая  так,  Израиль  вспоминал  о  выходе  из  Египта,  когда,  разбивая  временный  лагерь, ему приходилось  жить  в  шалашах.  

23:35,36  в первый день священное собрание, никакой работы не работайте;
36 в [течение] семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте.
Праздник  по  поводу  окончания  сельскохозяйственных  работ  длился  восемь  дней:  в  первый  и  восьмой  -  проводилось  священное  собрание,  все  дни  праздника  Израиль  должен  был  приносить  жертвы  благодарения  Господу. Праздник  по  поводу  окончания  сбора  урожая -  также  символичен:  в  Божьем  мире  будут  собраны  не  только   плоды  от  первого  духовного  урожая  «ячменя»  и  «пшеницы» (воскресшего  Христа  и  первого  воскресения    небесных  соправителей,  Откр.20:4,6),  но  и   «плодов»,  собранных  во  вторую очередь:  жителей  райской Земли,  оживших  духовно  во  вторую  очередь (во  втором  воскресении, Откр.20:6,21:3,4)

Таким  образом,   праздники  двух урожаев  были  символами  их  духовного  исполнения  по  сбору  не  буквального  земного  урожая,  а  по  сбору  на  земле  поклонников  Божьего  пути  жизни,  начиная  от  Адама  и  Евы.

23:37,38  Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день,
38 кроме суббот Господних и кроме даров ваших, и кроме всех обетов ваших и кроме всего [приносимого] по усердию вашему, что вы даете Господу

Закрепление  «пройденного  материала»  в  кратком  изложении  всех  праздников,  которые  должны  совершать  в  Израиле  помимо  установления  субботы.

23:39- 43 А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой;
40 в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней;
41 и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его;
42 в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах,
43 чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш.
Уточнения  по  поводу  празднования  праздника кущей:  все  туземцы  -  потомственные  израильтяне  -  должны  были  праздновать  его  обязательно.
Так   последующие  поколения  Израиля,  не  участвующие  непосредственно  в  выходе  из  египетского  рабства,  могли  себе  представить, каково  же  было  их  праотцам  жить  в  шалашах  и  полевых  условиях,  когда  они  продвигались  к  земле  обетованной.       

23:44   И объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках Господних.
Моисей  во  всех  подробностях передал  Израилю  слова  Бога  о  праздновании  угодных  ему  религиозных  праздниках,  записав  оные  в  закон.

ЛЕВИТ главы:предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru