ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 

-  Левит -
 20 глава

ЛЕВИТ главы:предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Глава,  не  только  разъясняющая  некоторые  виды  преступлений  (как,  например,  глава 18) -  но  показывающая,  какое  наказание  последует  за  нарушением  этих  законов.  В  основном,  здесь  перечислены  преступления,  заслуживающие   смертной  казни.
Хотя   смерть  -  это  возмездие  за  любой  грех,  переданный  по  наследству  Адамом  (Римл. 6:23, 5:12)  -  Бог  как бы  условно  разделяет  грехи  на  тяжкие,  достойные  насильственного  прерывания  жизни  через  смертную  казнь,   и  не  очень  тяжкие  (за  эти  виды  греха,  например,  за  воровство -  для  сохранения     жизни  достаточно  было  повиниться  пред  Богом, принести  жертву  повинности  и  возместить  моральный  и  материальный  ущерб,  причинённый  воровством,  см. Лев.7).
К  тяжким  грехам,  как  мы  увидим, относятся  те  преступления,  ущерб  от  которых  невозможно  покрыть  никакими  возмещениями   (неисправимое преступление). 

К  числу  тяжких  грехов  против   жизни,  религиозных  установлений  и семьи, наказываемых  смертной казнью, относились: умышленное убийство (Исх. 21:12; Чис. 35; Втор. 19), похищение людей (Исх. 21:16; Втор. 24:7), прелюбодеяние (Лев. 20:10; Втор. 22:22), гомосексуальные связи (Лев. 20:13), богохульство (Лев. 24:13-16, 23),  идолопоклонство (Втор. 13:6-10),  включая  чародейство  и  спиритизм (Лев.20:6, Второз.8:10-12)  и  упорное  неповиновение  начальствующим  в  народе  Бога  (Втор. 17:12; 21:18-21).

Израиль,  вышедший  из  рабства  языческого  народа  с  нечестивым  мировоззрением  и  перенявший  их  обычаи,  не  имел  правильных  внутренних  убеждений  в  том,  что  является  мерзостью,  а  что  нет.  Поэтому Бог  приучал  Свой  народ   к  различению  добра  и  зла  при  помощи  закона  запретов,  системы  наказаний  и  страха  за  жизнь.
Израиль  по  плоти  должен  был  усвоить  принцип  неотвратимости  наказания  за совершение  конкретно  озвученных  преступлений:  если  от  преступлений  их  удерживал хотя  бы  страх  перед  наказанием  -  этого  на  этапе  духовного младенчества  было  достаточно  для того, чтобы  удержать  похотливый  народ  от   смешения  с  другими  народами  и  осквернения   себя  язычеством,  сохраняя  чистоту  рода  от  Авраама  ради  необходимости  привести  Христа  от  Авраама.

Для  тех,  кто  сформировал  в себе  правильные  внутренние  убеждения о  том,  что   мерзость,  а  что  нет -  закон  запретов  не  нужен.  Духовно  зрелым  христианам   нет  нужды  запрещать  совершать  мерзости:  их внутренние  убеждения  оградят  их  от  совершения  оных (Гал.5:22-23)   

Выражение  «истребится  из  народа»  в  некоторых  случаях  означает  смертную  казнь,  как  правило,  через  побивание  камнями  (за  редким  исключением  сожжения,  Лев.20:14,21:9), а  в  некоторых  -  отлучение  от  общества (в  зависимости  от  контекста). 

Преступление  против  религиозного  установления
20:1,2
  И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями;

Молох  -  божество  языческое,  хананейские   ритуалы служения Молоху  включали  сожжение  детей (Втор 12:31).
Библейская  энциклопедия  архимандрита  Никифора:
Молох  - название языческого божества у Сиро-Финикиян и Аммонитян. По описанию раввинов, идол Молоха представлял медную статую с бычьею головою, прочими человеческими членами, с пустою внутренностью и с простертыми к низу руками, на которых полагали обреченных ему в жертву детей и на которых они от пылающего снизу пламени сгорали.

20:3  и Я обращу лице Мое на человека того и истреблю его из народа его за то, что он дал из детей своих Молоху, чтоб осквернить святилище Мое и обесчестить святое имя Мое
Здесь  Бог  разъясняет,  что  Израиль не  должен  приносить  в  жертву  Молоху  своих  детей:  сами  они,  похоже,  не  понимали   весь  ужас  таких  поступков.
Часть  израильтян  переняла   жертвоприношение  детей  в  честь Молоха  (Пс 105:37,38).  Цари Ахаз  и  Манассия  принесли  в  жертву  своих  сыновей (4Цар 16:3; 21:6). Подобные  жертвоприношения  совершались  в  долине  сыновей Енномовых  (Иер 32:35). 
Бог  воспринимал  служение  Молоху  как  осквернение  собственного  святилища:     при  наличии  истинного  Бога  служить  идолам  и  отдавать  честь  им  - вопиющее святотатство.  Поступая  так,  они  показывали,  что  пренебрегают своим  Богом.  Естественно,  такие  преступления  были  необратимы:  сожжённых  детей  к жизни  не  вернуть  и пред  Богом  загладить  вину  свою  было  невозможно.  В  результате – смертная  казнь  за идолопоклонство.  

20:4,5  и если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, и не умертвит его,
5 то Я обращу лице Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха.
Даже  если   чьё-то  служение  Молоху   не  будет  замеченным  и  в  результате  преступник  избежит  наказания  смертной  казнью,  тогда  Бог  Cам  позаботится  об  истребление  его,  всего  рода   его  и  всех  соратников  его в  этом  духовном  блудодеянии.    

20:6   И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. (см. также  Втор. 18:10,11; 1Цар. 28:9. 6)
К  духовному  блудодеянию  или  идолопоклонству  относилось  также  обращение  за  помощью  к  спиритическим  медиумам,  гадалкам  и  т.д.  (ср. с  19:26, 31)  

20:7,8 Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят].
8 Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас.

Освящать  себя  Израиль  мог  только  в  случае,  если   жил по  законам  Святого  и  не  был  похож  на  всех  остальных  жителей  Земли:  соблюдение   заповедей  Бога   делало  их  святыми  (помогало  ему  вести  праведный  образ  жизни,  отличающий  их  от  всех  народов  и  отделяющий   от  остальных)         

Преступление  против  семейных  установлений
20:9
 Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем.
Злословие отца  или  матери  наказывается смертью, как  преступление, подрывающее  богоучрежденные  устои  общежития  (общественного  жития):  стабильность,  порядок   и  процветание  в  большом  «общежития»  зависит  от  процветания  института   семьи.  Посягающий  на  честь  видимых  земных  родителей  - посягает на  честь  невидимого небесного  Родителя,  основателя  института  семьи.  Таков  не  должен  жить:  оскорбляющий  Всевышнего  не  имеет,  чем  возместить  Ему  моральный  ущерб,  преступление  сие -  неисправимо.

20:10  Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. (См. 18:20)
Здесь -  о  запрете  на  незаконные связи, под  которыми понималось всякое прелюбодеяние. Прелюбодеяние определялось в  Ветхом Завете как связь замужней  или  обрученной  женщины с каким-либо мужчиной, мужем ее не являвшимся. Под это определение не подпадала связь женатого мужчины с одинокой  женщиной, что считалось меньшим преступлением (Исх. 22:16-17; Втор. 22:28-29).  Грех  прелюбодеяния  - неисправим:  осквернено  чужое  брачное  ложе  (непоправимо  «испорчена»  чужая  жена).  Поэтому  - смертная  казнь.

20:11   Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти.
(См. 18:8).
Сыну  отца  нельзя  вступать  в  интимные  отношения  не  только  с  матерью,  но  и  с  другими  жёнами  отца  своего,  даже  если  они  овдовеют.

кровь их на них  (применяемое  и  в  дальнейших  текстах) - означает,  что  они  сами  виновны  в  своей  смерти: поступая  так  при  том,  что  это  мерзость  в глазах Бога -  они  добровольно  выбирают  смерть.

20:12  Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них.   (См. 18:15)
Запрещены  отношения  отца  с  невесткой  -  женой  сына  своего:  это  тоже  прелюбодеяние,  смертный  грех.

20:13   Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.  (См. 18:22)
Запрещение сексуальных извращений  (в  частности, гомосексуализма), практиковавшихся  теми  народами  Ханаана,  которые  Бог  готов  был  истребить  ради  Израиля.

20:14  Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.  (См. 18:17).
Запрещены  отношения  мужчины  с женой  и  матерью  её.  Почему  этот  вид  греха  наказывался  сожжением -  сказать трудно. (см. также 21:9)

20:15,16  Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте   16 Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них. (18:23)
Запрещение сексуальных извращений  (в  частности, скотоложства), практиковавшихся  теми  народами  Ханаана,  которые  Бог  готов  был  истребить  ради  Израиля.  Скорее  всего, речь  здесь  идёт  о  наказании  смертной  казнью через  побивание  камнями.

20:17  Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он. (См. 18:9).
Речь  идёт  об  отношениях  мужчины  с   родными  или  сводными   сёстрами  (по  отцу  или  матери),  достойных  наказания  смертью.

 20:18   Если кто ляжет с женою во время болезни [кровоочищения] и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего.
В  этом  случае  -  грех   ритуальной  нечистоты,  совершён  в  пределах  одной семьи  мужем  и  женой,  для которых  интимные  отношения  -  естественны,  ибо  предусмотрены  Богом.
Ритуальная  нечистота  «смывается»  рядом  ритуальных  процедур  по  очищению  от  осквернения  нечистотой (См. 15:19,24)

20:19   Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они.
Недопустимы  отношения  племянника  с  тёткой  по  отцу  или  матери:  эти  отношения  задевают  честь  других  семей  (тётки  могут  в  потенциале  иметь  своих  мужей,  затрагивается   честь  их  настоящих  или  будущих  мужей).  За это  виновники  наказываются  смертью,  равно  как  и  другие  виды  оскорбления  чести  других семей (см.20:17)

20:20,21 Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, бездетными умрут.
21 Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.
  
Видимо,  речь  идёт  об  отношениях  с  овдовевшими  тёткой  или  женой  брата  своего -  в  случаях  смерти  дяди  или  брата:  при  их  жизни  подобное  преступление  называется прелюбодеянием  и  наказывается  смертью  (см. 20:10).
В  этом  же  случае  - наказание  бесплодием:   косвенно  наказывается  их  совместный  плод, которому  Бог  не  допускает  родиться.  Таким  образом  Бог показывает  Израилю,  что  у  такого  осквернения  не  может  быть  хороших плодов  и  благословения  Божьего,  словно  ничего  особенного  не  случилось.
Вот  почему  все  бездетные в  Израиле,  независимо  от  причины  бесплодия,      попадали  под осуждение  от  других:  даже  если  возможно  было  скрыть  какие-то  грехи  от  Бога -  их  последствия  выдавали  согрешающих  бесплодием.

20:22-24   Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их, - и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить.
23 Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они все это делали, и Я вознегодовал на них,
24 и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов.

Всем,  что  Бог  запретил  Израилю,  занимались   народы,  которых  Бог  изгонял  с  земли  Ханаанской   ради  Израиля.
Таким  своим  мерзким  образом  жизни  хананеи   сквернили  (загрязняли)  землю:  плохой  пример заразителен,  а  Божья  Земля  -  создана  для  праведности. Потому    образно  она  и  не  смогла  вынести  эти  мерзости,  свергла  эти  народы  (Бог  приговорил  их к  истреблению)    

20:25,26  Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое.  
26 Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои.
Святость  Израиля  обеспечивалась  не  только  исполнением  законов  семейного  и  религиозного  установления:  их  святость  могла  оскверниться  и  употреблением  в  пищу  скота,  который  Бог  определил,  как  нечистый (см.11гл).

20:27  Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них. (См. 20,6)
Еще раз определяется   тяжесть  греха  спиритизма  и  волшебства:  видимо,  это было  одним  из  наиболее  распространённых  увлечений  Израиля,  поэтому  Бог  неоднократно  напоминал Своему  народу  о наказании  смертной  казнью  за  это преступление.  

ЛЕВИТ главы:предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru