ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 

-  Левит -
 19 глава

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Посвящена  разъяснению  значения  святости  Божьего  народа  на  практике:  в  отношениях  с Богом  и  людьми.  Можно  сказать,  что  с  этой  главы  и  по  21 приводится  свод  правил  для  большого   «общежития»:  общество  народа  Бога было  не  маленьким,  и   в  хаотичном  поведении  нарушалась  бы    гармония  взаимоотношений  между  ними,  что  недопустимо  для  народа,  желающего  стать  святым.   Придерживаться  этих  правил  Святого   обязаны  были  все   члены  общества Божьего  народа,  иначе  общество   не  созидалось бы,  а неизбежно  разрушалось.  
 
Так  как  Иегова  Бог  на  примере  израильтян  планировал  показать  преимущество  Своего  небесного  правления  всем  народам  земли (Второз.4:6-8),  израильтяне  должны  были  своим  поведением  отличаться  от  остальных  безнравственных  народов.   Высокая  нравственность,  справедливость,  гуманность, чуткость,   порядочность,  взаимопонимание,  любовь   и  забота  друг  о  друге  - должны  были  стать  отличительным  признаком  народов, подчиняющихся  своему  Небесному  Правителю.  Всему  этому  нужно  было  научить  Божий  народ,  которому  предстояло  стать  святым,  воплощая  теорию  о святости  - в  практике повседневной  жизни.

Эта глава обращена  ко всему обществу   Израилеву  и,  по  сути,   разъясняет  подробности  исполнения  тех  главных  принципов,  которые лежат в основе десяти  заповедей,  несмотря  на  то,  что  здесь  они  не перечисляются.

19:1,2  И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.

Как  видим,  святость Божья  является той  скалой, на которую должна  опираться и  святость  людей  на  практике, обеспечиваемая  в  жизни исполнением  законов  Святого  Бога.

Главной  мотивировкой святости  Израиля  должна  стать  святость  Бога,  которому  они  дали  обещание  служить.   Нравственность   Божьего  народа должна  в  конечном  счете основываться  на  неизменной природе Бога.

19:3   Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш.
Святость  начинается  с  поведения  в   семье  и  собственном доме:  любое  общество  и  государство начинается  с  института  семьи.  Если  семья  будет  правильно  организована  и   все  роли  в  ней,  права  и  обязанности  - чётко  распределены,   то  и  всё  общество  будет  правильно  организовано. Бояться  или  почитать  родителей  и  соблюдать субботы  Божьего  покоя  означает  опираться  на  правильный  фундамент  в  построении  правильных   отношений  в  обществе.  

Ребенок,  который  учится  уважать (буквально - "бояться", как в ст. 14) своих мать и  отца  -  будет  научен  и "Бога бояться",  а  здравый  страх  перед  родителями  и  Богом  поможет  ему оставаться  на  пути  святости  всю  жизнь.

19:4  Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш. Боящийся  Бога    станет  избегать и  всякого  рода  идолов и...богов литых.  Безусловная  верность  и  преданность  своему  Покровителю  и  Наставнику  - это  основа  крепких  и  тесных  отношений  с  Ним,  что  гарантирует  качественный  процесс  обучения  и  становление  святым  по  примеру  своего  Наставника.

19:5-8   Когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите ее, чтобы приобрести себе благоволение:
6 в день жертвоприношения вашего и на другой день должно есть ее, а оставшееся к третьему дню должно сжечь на огне;
7 если же кто станет есть ее на третий день, это гнусно, это не будет благоприятно;
Напоминание  Израилю  о естественности  желания  в  примирении  с  Богом  через   приношение  Ему  жертвы  мирной  и  одновременно -  о  запрете  на  легкомысленное  отношение  к  ритуалу  жертвоприношения  Богу,  чреватым   гибельными  последствиями  для  примиряющегося.   
Этим  установлением  предусматривалось правильное обращение с мясом жертвы  мирной  (ср. Лв.7:15-20) -  для  святого  человека. 

8 кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего.
Суровость наказания   для нарушителя  данного постановления, говорит о том, насколько серьезным считалось такое нарушение:  святыней  Господа   являлось  не  мясо  жертвы  и  не  сама  процедура,  а  ОТНОШЕНИЕ  израильтянина  к  заповедям  Бога.  Если  он  не  слушал  Бога  своего  и  не  исполнял  в  точности  повелений  Его,  значит, он  не  свят  и  не  может  находиться  в  обществе  народа Святого  Бога. 

19:9,10  Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай,
10 и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш.

Закон  о  щедрости  и  предусмотрительности:  святой  человек  не  должен  быть  скупым  и  равнодушным  к  бедному  и  путешествующему  человеку,  святой всегда  подумает  о  возможной  нужде  ближнего,  о  том,  чтобы  дать  возможность  от  трудов  своих  -  насыщаться  и  нуждающемуся. 
Бог   целенаправленно  не  установил  подробного  закона  на  то, сколько  метров  не  дожинать  до  края   поля  или  сколько  винограда  оставлять  в  винограднике.  Он  дал  Свой  принцип,  но  право  устанавливать  «размеры»  своей щедрости  -   оставил   за   израильтянином.  По  тому,  кто  и  сколько  оставлял  на  поле  и  в  винограднике  -  Бог  мог  видеть,  насколько  добр  и  щедр  сердцем  каждый  его святой  житель.   

19:11-16   Любовь  к  ближнему  -  это  основа  святости.  Она  -  залог  бережного  и  уважительного отношения  к  ближнему,  обеспечивающего  гармонию,  счастье,  радость  и удовлетворение  от  жизни  в  соседстве  с  ближними:  Бог  желает  научить  людей  так  общаться  друг  с  другом  и  относиться  друг  ко  другу,  чтобы  они  вовеки  не  разочаровались  друг  в  друге  и  не  пожалели,  что  Бог  создал  их  и   поселил   в  обществе  себе  подобных.   Поскольку  Бог  планирует  вечность  для  человеческого  общества,  Он  показывает  те  принципы  любви  друг  ко  другу,  на  которых  праведное общество   не  разрушит  само  себя  во  всей  вечности.  Соблюдение  всех  этих  принципов  -  естественно  и  характерно   для   любящего  человека.

19:11  Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.  Красть  и  обманывать  друг  друга   в  обществе  святого  народа  недопустимо:  святые  строят  свои  отношения  на  абсолютном  доверии  друг  другу.

19:12   Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.
Святой  человек  не  только  не  лжёт,  но  тем  более  -  и  не  пытается  придать  вес  своей  лжи   -  клятвой  именем  Святого.  Бог  может  скрепить  и  утвердить  только  слово  правды,  ибо  только  правда  -  основа  святого.

19:13  Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.
Святой  человек  честен  и  справедлив  во  всех  отношениях  и  во  все  времена,  он  не  станет  удерживать  у  себя  чужое  или  присваивать:  плата  наёмника,  отработавшего  у  него  день,  вся  принадлежит  наёмнику  -сразу  после  окончания  работы.  Нет  и  не  может  быть  никаких  уважительных  причин,  по  которым  святой  человек  не  заплатил  бы  наёмнику  вовремя.

19:14   Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь.
Святой  человек  не  станет  причинять  вред  или  боль  ближнему  ни  при  каких  обстоятельствах,  даже  если  он  может  это  сделать  без особого  труда.  Слепой  физически  или  духовно – это немощная  категория,  особо  нуждающаяся  в  заботе  ближнего.  Если  человек  свят,  то  он  любит  слепого.  А  любовь  не  позволит  допустить,  чтобы  слепой  споткнулся  и  упал  по  его  вине  буквально  или  духовно,  разочаровавшись  в  правильности  выбранного  пути.    

19:15  Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.
Справедливость  на  суде  -  основа   стабильности  и  гармоничности  святого  общества,  ибо  каждый  в  нём  «что  сеет,  тот  и  жнёт»,  получая  по  заслугам.     
В  большом  обществе  неизбежно  возникает  множество  вопросов,  требующих  справедливого  рассмотрения.  Святой  судья  нелицеприятен  и  беспристрастен,  судит    равно  на  основании  Божьих  принципов  как  поступки бедного,  так  и  богатого  так,  что  ни  бедность  ни  может  служить  оправданием  преступления,  ни  авторитетность  и  богатство  не  может  служить  основанием  для  прикрытия  проступков  виновного,  но  каждый,  согрешивший  против  ближнего,  получает  справедливое  наказание.   

19:16   Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.
Кто  ходит  переносчиком  -  передаёт  «закрытую»  личную  информацию,  не  предназначенную  для  достояния  общественности,  тот  открывает  чужие  тайны  и  посягает  на  жизнь  или  репутацию  ближнего (Пр.20:19). Святой  человек   никогда  себе  этого  не  позволит:   даже  если  он  станет  нечаянным  свидетелем  какой-либо  информации  личного  характера,  он  не  станет  распространять  её  во  все  уши,  но  сохранит  в  тайне.  Святому  человеку  можно  довериться. 

19:17,18   Эти  повеления  простираются  дальше простых требований порядочного  поведения,  они затрагивают и внутренние мотивы такого поведения  и  раскрывают  причины  множества  непорядочных  поступков:  
17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.  
Вражда  против  ближнего   как  раз  является  причиной   желания,  например,   быть  переносчиком  в  народе (16) и  порочить  репутацию  ближнего.  Святой  человек  понимает,  что  даже  если  ближний  и  совершил  опрометчивый  поступок,  нужно  его  самого  обличить,  указав  на  то,  что  он  сделал  неправильно  (Мтф. 18:15).  Он  поможет  ближнему  исправиться  и  стать  лучше,  возрастая  в  святости  - вместо  того,  чтобы  спешить  разнести  слух  о  его  проступке   и  опорочить  его  репутацию  в  глазах  всего  общества.

18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
Злость  -  причина  множества  бед  в  любом  обществе.  Святой  человек,  даже  если  и  имеет  обоснованные   причины  сердиться  на  ближнего  из-за  проступка,  не  станет  давать  места   дьяволу  через  гнев  и  не  согрешит  тем,  что  опустится  до  мщения (Римл.12:19)
Словом "ближний" называется  всякий человек, с которым израильтянин вступает в общение, независимо от того, израильтянин тот   или пришелец:    
границы повеления любить ближнего своего, как самого себя   расширены до включения в них "пришлых": "люби его ("пришельца, поселившегося у вас"), как себя" (19:34).

19:19  Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою;
Признание установленных  Богом  границ и  различий было одной из сторон святости.  Иегова  -  Бог  порядка (1Кор.14:33),  все  Его  действия  целенаправленны  и  каждый  созданный  Им  предмет  имеет  свои  свойства  и  предназначение.
Объединять  нечто  следует  лишь по  однородным  свойствам  и  предназначению,  чтобы  не  нарушать  Божьей  гармонии:  если,  например,  домашний   скот  сводить  с  диким,  получится  полу  дикий  и  полу домашний  скот,  непригодный  ни  для  дома, ни для  жертвоприношения,  ни  для  выживания  в  дикой  природе.  Смешение  родов  животных   в  конечном  итоге  может  принести  непоправимый  вред  экосистеме.

поля твоего не засевай двумя родами [семян];
Если  на  одном  поле  посеять  пшеницу   и  томаты -  ни  урожая  пшеницы,  ни  томатов  не  собрать:  неудобно  обрабатывать,  и  качество  плода  может  пострадать  из-за  антагонизма  во  взаимодействии.   

в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся.  
Лён  предназначен  для  лёгкой,  летней  одежды,  шерсть- для   зимней,  тёплой. Если  их  объединить,  то  зимой - часть  тела,  одетая  в  лён,  будет  мёрзнуть,  а  летом - части  тела,  одетой  в  шерсть,  будет  жарко.  

Словом,  человек не  должен  был  по  своему  усмотрению смешивать  того, что Бог  так  или иначе отделил  одно от другого  по  внешним  и  внутренним  признакам. В  этом  -  принцип  антагонизма  разнородностей  для  всего  сущего,  например,  тьмы  и  света,  холода  и  тепла, верующего  и  неверующего,  сытого  и  голодного,  духовного  человека  и  душевного  и  т.д.  Разнородные  сущности  невозможно  и  неправильно  было  бы  пытаться  соединить  в  одно  целое.  Именно  поэтому  запрещено  скрещивание  разного  рода   животных с  целью  получить  от  них  потомство.

19:20-22   Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная:
21 пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей;
22 и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил.

Согласно следующей  главе, прелюбодействующих  обоих  следует "предать смерти" (20:10):  в  данном  случае  женщина  обручена  мужу,  стало  быть,  замужем.  Однако  отношение  в  Израиле  к  рабыням  и  свободным  было  разным:  за  прелюбодеяние  со  свободной  полагалось  наказание  смертью.  А  за  прелюбодеяние  с  рабой  можно  было  «извиниться»  пред  Богом  жертвой  повинности  и  получить  прощение.
Центральной  «фигурой»  в  данном  случае  был  мужчина:  именно ему  нужно  было  извиняться  за  свою вину,  а  с  рабыни  и  спроса  не  было.

Почему  такая  разница  в  отношении  прелюбодеяния  замужних -  рабыни  и  свободной?
Пока  Израиль  был  в  рабстве  фараона  (рабыней),  Бог  допускал  его  участие  в поклонении  другим  богам  и  не  наказывал за  это смертью (за прелюбодеяние  с  рабыней  не  наказывал  смертью). 
Но  как  только  Он  искупил  Израиль  из  рабства  и  «женился»  на  этом  народе (рабыня  стала  свободна  и  вышла  замуж,  Ис.54:5,Иер.3:14) –  поклонение  другим  богам  каралось  смертью (прелюбодеяние  свободной  жены  наказывалось  смертью)

В  этом  отношении  Бога   к  рабам  и  свободным  заложен  прообраз  на  разное  отношение  к  рабам  наследственного  греха  Адама  и - к  искупленным  Христом:  с  раба  греха  и  спрос  меньший,  с  искупленного  же   (с  христианина,  принявшего  искупление) – Бог спросит  по  всей  строгости  за  грех (Евр.10:26,27)  

19:23   Когда придете в землю, [которую Господь Бог даст вам], и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их;
На  примере  плодовых  деревьев Бог  показывает,  что  для  преобразования  их  из  не  обрезанного  состояния  в   обрезанное  и  «плодовитое»  (превращение  бедного  и  неполноценного  урожая  плодов - в  богатый  и  полноценный)   - нужно  время:  появление  плода  «обрезания»  означает  появление  результата  Божьего   воспитания.  Божьему  народу  как  бы  давалась  «фора»  на  то,  чтобы  они  привыкли  к  исполнению  божьих постановлений.  Предполагалось,  что  плод  их  праведности  во  всей  полноте  может  проявиться  не  ранее,  чем  они  придут  в землю  обетованную  и  освоятся  на  ней

19:24   а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних;
Первые  плоды  полноценного  и  набравшего  полноту  зрелости  урожая  («обрезанного»), подобно первенцам, должны быть отданы Богу (Исх. 22,29.30; 23,19), поскольку Израиль является первенцем Божиим и полностью посвящен Ему (Исх. 4,22).

19:25  в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш.
После  посвящения  Богу  первого  плода  полноценного  урожая,  от  него  мог  питаться  и  сам  Израиль

19:26   Не ешьте с кровью;   повторение  Лев. 17 главы  о  запрете  на  употребление  в  пищу  мяса  необескровленного  животного,  ибо  жизнь  животного  священна.  Поскольку  кровь  -  это  основа  жизни,   а  источник  жизни  -  это  Бог,   кровь  следовало  отдавать  Создателю  жизни,  выливая  в землю,  в  подножие  «ног»  Его (Ис.66:1).

К  тому же  этот  запрет  отрезал  «путь»  к  множеству  суеверий,  связанных  с  силой  крови  ещё  живого  животного,  существовавших в культе и быте египтян и других народов, с которыми Израиль входил в такое или иное соприкосновение.

не ворожите и не гадайте.  Запрет  на  участие  в  спиритических  опытах  и  попытках  предсказать  будущее  по  полёту,  например,  птиц  или  по  звёздам:  гаданием  и  предсказаниями  через  ворожбу  занимались  язычники,  обращаясь  к  своим  богам.  Поскольку  Израиль  «сочетался»  с  Богом,  только  у  Него  он  и  должен  был  спрашивать,  как  им  жить,  что  делать,  к  чему  стремиться  и  что  ожидать.  Но  к  Нему  обращаться  Израиль  мог  не  через  гадания,  ворожбу  или  попыткам  угадать  «язык»  птиц  и  звёзд,  а через   конкретное  общение  с  Божьими  священнослужителями  храма (скинии).

19:27,28    Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
28 Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь.
   
Суеверия,  связанные  с   выстриганием  волос на голове и бороде (ср. Иер 9:25, 26)  как, например, древние арабы, по Геродоту (III:8), сбривали волосы на висках в честь бога Оротала, которого греки сближали с Бахусом;

Изуродование тела нарезами в честь умерших (ср. Втор 14:1), в частности татуировка  -  также  были  связаны  с  суевериями:   то и другое было в большом употреблении у народов Востока, как остается доселе и у дикарей, например, на Каролинских  островах (ср. Иер 16:6;  3 Цар 18:28)(Из  комментариев  Баркли)

Всё,  что  касалось  суеверных  языческих  обычаев,   Израиль,  пожелавший  стать  святым  народом,   должен был  забыть  навсегда.

19:29 Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом.
Обращение  к  зрелой   мужской  части  Израиля:  дочерью  Израиля считалась  любая  девушка  израильтянка.  Если   кто-либо  из  израильтянок  опускался  до  участия  в  блудодеянии,  вина  ложилась  не  только  на  неё,  но,  в  основном,  на  мужскую  половину  Израиля,  упустившую  что-то  в  её  воспитании  и  допустившую  её  до  блуда.   Именно  на  зрелых   мужчинах  лежала  ответственность  по  воспитанию  дочерей  Израиля  и  искоренения  разврата  в  земле  обетованной.   О  языческой  культовой  проституции  Израиль  должен  был  забыть  навсегда.

19:30   Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь.
Повторение  заповеди  о  соблюдении  Божьего  покоя  один  раз  в  неделю  и  почтительного  отношения  к  жилищу  Бога на  земле:  к  Его  Дому,  храму (скинии),  в  котором Он  присутствовал  Своим  святым  духом.

19:31    Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.  
Эти запреты  также  были  связаны  с  языческими  религиозными  обычаями, которых израильтянам следовало избегать, включая   спиритизм  и  практику  вызывание  якобы  духов умерших людей  для  гадания  или  предсказания.  Всё,  что  нужно  было знать  Израилю  - они  могли  узнать  у  своего Бога  через  Его  вестников  на  земле,  через  священство (Малах.2:7)

19:32   Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь.
Особое  почтение  следовало  являть  ко  всем  престарелым  людям:  таковы были  общественно – нравственные  предписания  для  Израиля.  Встать  пред лицом  старца  означало  оказать  ему  честь,  уважить   и  признать  его  зрелость,  мудрость  и  богатый  жизненный  опыт.   Бог  Израилев  -  самый  мудрый  старец  во  вселенной,  старцы  Израиля  должны  были  отражать  славу  своего  Наставника.

19:33,34  Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его:
34 пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш.

Любовь  к  пришельцу,  пожелавшему  поселиться  в  среде  Божьего  народа,  должна  была  отличать  Израиля  от  всех остальных  народов,  враждебно  относившимся  к  чужестранцам. 

19:35,36   Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении:
36 да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской.
Честность  при  совершении  судебного  процесса  и  торговых сделок служила примером  той  "практической святости",  которой ожидал от Израиля Господь.  Сама  по  себе  торговля  не  презиралась  Богом,  презренными  были  люди,  ведущие  торговлю  не  честно.   

19:37  Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их. Я Господь.
Всё,  что  Бог  повелевал  Израилю  в  теоретических  наставлениях  и  обучении  -  этот  народ,  которому  надлежало  стать  святым,  обязан был  применять  в  повседневной  жизни  на  практике.  Иного  способа   достичь  святости  -  у  этого  народа  не было.

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru