ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 

-  Левит -
 16 глава

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Посвящена  описанию  особого  религиозного  установления,  называемого  в  Израиле  «День  очищения»  (Лв.23:28),  а  по  своей  духовной  сущности  являющимся  днём  искупления.  
Это  установление  связано  с  необходимостью  очищать  грешных  потомков  Адама  от  их  потомственной  греховности  (нечистоты),  ибо  не  может  ни  один  человек  родиться  чистым  от  нечистого  предка  Адама,  Израиль  -  в  том  числе (Иов 14:4).  Если  бы Израиль  не  очищался  раз  в  год  от  греховности  Адама,  Бог  не  дал  бы  ему возможности  приближаться  к  Себе,  ибо Он  далёк  от  нечестивых (Пр.15:29)

Главная  роль  в  исполнении  этого  установления  отводилась  помазанному первосвященнику,  поэтому  оно  глубоко и подробно разъяснялось  лишь левитам - священническому  колену   (при выходе из Египта об этом религиозном  установлении не упоминалось - Исх.23:13-17) .

Один  раз  в  год  в  День  очищения  первосвященник  должен  был  входить  в  само  помещение Святое-Святых  за  завесу   для  того,  чтобы  окропить  ковчег  завета  кровью   искупительной   жертвы.  Но  совершалось  это  не  для  того,  чтобы  кроплением  крови   очистить  ковчег:  это  и  без  кропления  кровью  была  святыня  Господа.  Тогда  зачем?
Так  как  ковчег  символизирует  присутствие  Бога  Израиля,  первосвященник  условно  отдавал  жизнь  животного  в  виде  крови   непосредственно   Богу  -  взамен  на  прощение  Израиля  от  Адамова  греха,  как  бы  искупая  вину  его  потомков  пред  Богом (Лв.16:34,32).

Остальному  народу Бога, включая  пришельцев, полагалось  в  этот  день  не заниматься суетными делами, бесполезными для их духовности, а размышлять над  состоянием  своей греховности   и  действиями первосвященника -  в  связи с нею (Лв.16:29-31; Числа 15:15,16)

День  искупления  позже  стал  4-тым  религиозным  праздником,  посвящённым Богу (Лв. 23:27-30),  он  был прообразом  на:
1)  мероприятие  Бога   по  искуплению  всего  человечества  от  Адамова  греха  при  помощи  пролитой  крови  Христа,  ставшего  небесным  первосвященником  для  всех,  кто  желает  приближаться  к  Богу (Евр.8:1).  В  результате  все  верующие 
 в  этом  веке  имеют  шанс  получить  прощение  грехов  и  приближаться  к   Богу   без  посредничества   земных  священников,   а    после  смерти  -  воскреснуть   и  получить  в  дар  жизнь  вечную  в  будущем  Божьем  миропорядке (Римл.6:23; от Иоанна 3:16; 1 Тим.4:10; Кор.5:15)

2) этот  день   объяснил смысл  получения  прощения  Бога  за  счёт  очищающего эффекта   жертвенной   крови  Христа:  именно  благодаря  ей  Бог   прощает  Адамово  несовершенство  каждому  христианину,  очищает  с него  "грязь" Адамова  греха  (1 Иоанна 1:7; 2:2)  и  позволяет приближаться  к  Себе, ибо далёк Господь от нечестивых  (Прит. 15:29)

3)  этот  день  объясняет  и   исполнение  Христом -  прообраза  первосвященника древнего Израиля  в  качестве  единственного чистого от греха  посредника  между  Богом  и несовершенными  людьми  при  заключении  Нового Завета,  которому  позволено  искупить человечество  от  греха   жертвенной  кровью, "относимой"  Богу  в Святое Святых  в  качестве выкупа  за  грехи  несовершенства  (Римл.3:25; 5:12;  Евр.9:11-15, 24-26; 1 Тим.2:4)

16:1,2  И говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив пред лице Господне, умерли,
2 и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке.
Этими  текстами  Бог  по  сути  разъясняет,  за что  могли   быть    наказаны  смертью    Надав и  Авиуд  (10:1-2).  Если  кто-то  осмелился  бы  войти  в  Святое-Святых  за  завесу   по  своему желанию  в  любое  время  - он  бы  погиб,  что,  похоже,    и  произошло  с  сыновьями  Аарона,  принесшими  Богу  «чуждый  огонь»  (совершив  не  угодный  Богу  поступок).
Словом, Аарону не было позволено входить "во святилище за завесу", когда ему вздумается. Ибо  за  завесой первосвященник оказывался лицом к лицу со славой Господней, о  которой Бог сказал, что она будет являться в облаке... над крышкою ковчега (ср. Исх. 25:10-22; особенно - ст. 22; 40:34-38).
 
Для  того,  чтобы  войти  в  обитель  присутствия  Господа  и  приблизиться  к  Нему -  священник  должен  был  бы  с  особой  тщательностью   к  этому  событию подготовиться:  приближаться  к  Богу  может  только  святой человек,  очищенный  от греха.
В  дальнейших  текстах  Бог разъясняет  священникам, что  входит  в  особую  подготовку  к  встрече  с  Господом,  обитающим  над  крышкой ковчега:

16:3   Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение;
Для   того,  чтобы  отвращать  от  израильтян  Божий  гнев  за  греховность, не  с пустыми  руками  должен  был  священник  предстать  пред Господом,  но  с  жертвой  за  грех  и  даром всесожжения  (точнее,  с кровью  этих  жертв).

16:4   1й   этап  Дня  искупления:  омовение и  облачение первосвященника  в  священнические  одежды:
священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их;
Богу  не  всё  равно,  в  каком  виде  и  облачении  должен  был  предстать  пред  Ним  священник Израиля:  священник  должен  был тщательно  помыться  в  воде  прежде,  чем  надеть  священное  одеяние  на  себя;  на  грязное  тело  нельзя  было  надевать  чистые  льняные одежды.

16:5    и от общества сынов Израилевых пусть возьмет двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение.
В  этот  день  священник  очищал  себя,  дом  свой   и  весь  остальной  народ.

16:6  2й  этап  Дня  искупленияочищение  священства:
И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой.
Целью жертвы за грех, которую приносил первосвященник, было очистить себя и дом свой.
Будучи  выходцем  из  Израиля  и  потомком  грешного  Адама -  он  был,  как  и  всё  человечество,  лишён  славы  Божьей  и  нуждался  в  очищении  через  искупление  своей   греховности (Римл.3:23; 5:12).  Процесс  очищения  священник  должен  был  начать  с  себя:  не  может  нечистый  священник  очищать   народ.  Поэтому,  прежде чем первосвященник  мог выступить в роли посредника, предлагавшего  Богу   жертву  за  грех  народа  (ст. 15), он должен был очистить самого себя от скверны греха.
Положение  начальствующего  в  народе  увеличивало  и  «вес»  жертвы  священнической:  не  козлом,  а  тельцом  следовало  очищать   греховность   начальствующего  в  Израиле.

16:7-10  3й  этап  Дня  искупленияочищение  остального  народа:
И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания;
8 и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения;
9 и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех,
10 а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения.
От  народа священник   предоставлял  двух  козлов  в  жертву   за  грех. Один  из  козлов  предназначался  Богу,  другой – для   отпущения  в  пустыню  с  условно  «возложенными»  на  него  всеми  грехами  народа  израилева  (16:8-10) .
 
Данная  процедура – это  прообраз   на  то, что  Иисус  Христос,  исполнив роль  козла  отпущения,  возложит  на  себя  все  грехи  человечества  и  унесёт  их  с  собою  в  могилу,  оправдав,  тем  самым,  всех,  кто  пожелает  приближаться  к  Богу (Ис.53:5).
В Послании к Евреям (7:20-27; 9:6 – 10:19) проводится множество параллелей между  Днём искупления и смертью Христа.  Тот факт, что Христос был предан в руки язычников и убит за пределами стен Иерусалима, показывает, что Он был отослан "за пределы стана" подобно тому, как в древности отпускали в пустыню козла отпущения.

16:11-14   Подробности  ритуала  очищения  священства  от  греха.
Церемония эта схожа была с ритуалом, описанным в  Лв.4:3-12, когда первосвященник приносил за свой грех обычную жертву;  разница лишь в месте, где  кропили кровью. В  День искупления первосвященник кропил  кровью  жертвы  не перед завесою  и не перед жертвенником для благовонных курений (см. 4:6-7), а,  вносил  ее  в  Святое-Святых  и кропил   крышку (ковчега) спереди  и  пред крышкою  (16:14):
11 И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя;

Первосвященник  должен  был входить в Святое-святых  с  кадильницей, полной  горящих  углей с   жертвенника,  установленного  перед  завесой  в  Святое-Святых  - перед  лицом  Господним:
12 и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу;
13 и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над [ковчегом] откровения, дабы ему не умереть;

На   углях  кадильницы,  взятых  с  золотого  жертвенника,   за  завесой  ему следовало сжечь благовонное курение, приготовленное специально для  использования в скинии (ср. Исх. 30:34-36). Возникавшее  при этом "облако"  благовонного  дыма  было подобием  дымовой  завесы,  не дававшей  первосвященнику видеть  славу Господню,  являвшуюся  в  виде  облака  над крышкой ковчега, и таким образом он отводил от себя гнев Господень.

14 и возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего.
Аарон должен  был  иметь  с  собой кроме  кадильницы  -  и  кровь   жертвенного  тельца  для  кропления  крышки  ковчега.  
Так  как  ковчег  символизирует  присутствие  Бога  Израиля,  первосвященник  условно  отдавал  жизнь  животного  в  виде  крови   непосредственно   Богу  -  взамен  на  прощение  священства   от  Адамова  греха.

16:15-16   Подробности  ритуала  очищения  народа  от  греха:  
15 И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца и покропит ею на крышку и пред крышкою, -
16 и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их.
Ритуал  по  очищению  народа   кровью  козла  не  отличался  от  ритуала  по  очищению  священства  кровью  тельца.  Так  как  ковчег  символизирует  присутствие  Бога  Израиля,  первосвященник  условно  отдавал  жизнь  животного  в  виде  крови   непосредственно   Богу  -  взамен  на   прощение  народа  от  Адамовой  греховности.

16:17   4й  этап  Дня  искупленияочищение  скинии:
Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их.

17 Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его
Никому,  кроме  первосвященника,  не разрешалось  в  это  время находиться  внутри  скинии  собрания  (здания  храма)  до  тех  пор,  пока он  не выйдет из  Святого-Святых.   Очищение  скинии  также  являлось  частью  ритуала  по  очищению  Израиля: 
И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево.

16:18   И выйдет он к жертвеннику, который пред лицем Господним, и очистит его, и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон,
19 и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.

Когда  первосвященник  выйдет  из  Святого-Святых,  он  должен  очистить   золотой  жертвенник.  Это  действие  напоминает  действие  в  случае приношения жертвы  за  грех:
Лев.4:18 и возложит крови на роги жертвенника, который пред лицем Господним в  скинии собрания, а остальную кровь выльет к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания;

Таким способом  очищался   и  сам  жертвенник  для  воскурения  фимиама.    
Судя  по  всему,  главной  целью  общего  ритуала  очищения  -  было очистить  скинию  от осквернения  нечистой  присутствия  в ней  потомков Адама (ср. 16:16,19) – для  того,  чтобы стало возможным дальнейшее  пребывание  Бога  среди Его народа.

Как  видим,  для  того,   чтобы  очиститься  от  склонности  грешить  (греховности Адамовой,   свойства   врождённого),   недостаточно  было  просто  убить  жертву, но  нужно  было  использовать  очистительный  эффект  её крови,  применяя  её для  кропления  ковчега,  внутренности  скинии  и  содержимого  внутреннего  двора.   
Посещая  Святое-Святых  с  кровью  жертв,  первосвященник  словно  «покупал»  у  Бога  прощение  для  Израиля  и  возможность  жить  далее  под  Его  опёкой  - ценой  жизни  жертвенного  животного (Евр.9:2-7).       

16:20-22   5й этап  Дня искупленияисповедование грехов  израильтян  через возложение   рук  на  голову козла отпущения: 
20 И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла,
21
 и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню:
22 и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.
Роль  козла  отпущения  сводилась  к  тому,  чтобы  условно  собрать  все  грехи  Израиля,  возложить  их  на   козла,  который  должен  был  унести  их   из  стана, символически  очистив  этот  народ  от  скверны,  тем  самым  -  сделав  этот  стан   пригодным  для  пребывания  Бога  в  их  среде.

16:23  И войдет Аарон в скинию собрания, и снимет льняные одежды, которые надевал, входя во святилище, и оставит их там,
Для  проведения  дальнейшего  ритуала  по  жертвоприношению  за  пределами  скинии на  уличном  жертвеннике,  первосвященник должен  был  переодеться  и  повторно  омыться водою.

16:24,25  6й этап  Дня  искупленияжертва всесожжения за себя и за весь израильский народ  на  жертвеннике уличном :
24 и омоет тело свое водою на святом месте, и наденет одежды свои, и выйдет и совершит всесожжение за себя и всесожжение за народ, и очистит себя и народ;
25 а тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике.
Процедура  жертвоприношения  в  дар  Господу в  качестве  всесожжения,  при  помощи  которой  Израиль  выражал  Богу  благодарность  за  благоволение  к  нему  и  возможность  приближаться  к  Богу -   приносилась  в  соответствии  с предписаниями   для этого  вида  жертвоприношений  (Лв.1)

16:26  И тот, кто отводил козла для отпущения, должен вымыть одежды свои, омыть тело свое водою, и потом может войти в стан.
Указания  для  человека,  отпускавшего  козла  с  грехами  Израиля: на период  выхода  из  стана  он  как  бы  пачкался  «грязью»  мира.  Поэтому  по возвращении  ему  нужно  мыло  смыть  с  себя этот  вид  нечистоты  прежде,  чем  он  сможет  присоединиться  к  Израилю.

16:27,28    А тельца за грех и козла за грех, которых кровь внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их и мясо их и нечистоту их;
28 кто сожжет их, тот должен вымыть одежды свои и омыть тело свое водою, и после того может войти в стан.

Остатки  от  тельца  и  козла  за  грех,  кровь  которых  вносилась  в  святилище  для  очищения  внутреннего  помещения  скинии,   выносили  за  стан  и  сжигали  на  костре.   Иисус   Христос  был  также    распят   вне  стана  (Евр.13:11,12)

16:29 -31   Установление даты  Дня  искупления: 
29  И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами
10  числа  в   седьмой  месяц  каждого  года  по  календарю  Израиля   назначался   День  искупления. 
Туземец  -  это  коренной  житель  Израиля,  израильтянин. 
Пришелец  -  это  прозелит -иноземец,  пожелавший  служить  Богу  Израилева  вместе  с  Его  народом  и  принявший  законы  Израиля для  себя.

30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.

Несмотря  на  то,  что  День искупления  был  назначен  на  десятый  день   7го месяца,   он должен  был  стать  для народа  Бога   субботой -   днём  назидающим,  свободным  от  бытовой суеты,  днём  духовного  просвещения и   пребывания  в  покое  Божьем   (Ис.58:13,14). 
То  есть,  здесь  Моисей  раскрыл  грань  истинной  сущности  Божьей  субботы: это  не  столько  буквальный  день  семидневной  недели,  сколько  внутреннее  состояние   духовного  просветления  и  пребывания  в  покое  Божьем.

16:32-33   Заключение   по  Дню  искупления:
32Очищать же должен священник, который помазан и который посвящен, чтобы священнодействовать ему вместо отца своего: и наденет он льняные одежды, одежды священные,
33 и очистит Святое-святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь народ общества очистит.
Краткое  перечисление  значения  Дня  искупления  в  жизни  общества  Израилева:  благодаря  ритуалу  этого  дня,  который  должен был  проводить  только  помазанный  первосвященник -  общество  Божьего  народа  имело  возможность  очиститься в  глазах  Бога  от  греховности   (от  склонности  к  согрешениям)  -  ценой  жизни  жертвенных  животных. 

16:34   И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моисею
Как  видим,  несмотря  на  то,  что  каждый  израильтянин обязан  был  за  каждое  своё  согрешение  против  установлений  Моисеева  закона  -  приносить  жертвы  за  грех  и  жертвы  повинности, тем  не менее,  этого было  недостаточно  для  того,  чтобы  всё  общество  в  целом  считалось  чистым:   раз  в  год  нужно  было  проводить  процедуру  тотального  очищения  за  те  грехи,  которые  остались  неузнанными,  к  примеру,  или  были  совершены   в  неведении,  нечаянно,  по небрежности,  по  мелочи   и  т.д..  Сама  по  себе  врождённая  склонность  ко  греху   из-за  наследия  Адама (Римл.5:12)  вынуждала  Бога  принять  меры  предосторожности  по  сохранению  чистоты  Своего  народа   -  ежегодным  всеобщим  очищением  Израиля.

Примечание:  такая  система   поклонения,  в  которой  достаточно было заплатить  за  грехи  кровью  смертного  животного,  не  способствовала  духовному  росту  тех,  кто  приходил  за  «индульгенцией».  Зачем  им  было  становиться  лучше,  если  всё  равно  их очистят  от  грехов? (Евр.10:1-4  и 9:1-7,10). 
Ветхозаветная  система  поклонения  в  храме  служила  лишь  средством,  помогающим  удерживать  порядок  в  обществе  народа  Иеговы,  до  времени  прихода  Иисуса  Христа  (Гал.3:19,24).
День  искупления  был  прообразом  или  символом  большего  дня  очищения,  в  который  Иисус  Христос  вошёл  как  первосвященник в  истинное  Святое-Святых – небо-  но   не  с  кровью  тельцов  и  козлов ,  а  со  своей  кровью  и,  принеся  себя  в  жертву,  отдал  свою  жизнь  Иегове  в  качестве  выкупа  за грешное состояние  человечества  (Евр.9:11-15,24-26). 
Благодаря  его  искуплению  все, любящие  Бога,  получили   возможность  в  этом  веке приближаться  к  Иегове,  а в  веке грядущем  -  воскреснуть   и   жить  вечно  (Иоан3:16;  Римл.6:23).   
Жизнь  совершенного  человека  Иисуса стала  последней   жертвой  на   истинном   жертвеннике  Бога  (Дан.9:27а)

Понимание  того,  что  больше  нечем  «откупиться»  (Евр.9:28,10:26)   и  признательность  за  то,  ЧТО   Бог  Иегова  и     Христос  Его  сделали  для  человечества,  побуждает  всех,  кто  желает  быть  Его  детьми  (а  не  детьми  порочного  смертного  Адама) -   изо  всех  сил   стремиться  к  совершенству.  Возрождаясь  от  слова  Бога –Библии  (Иак.1:18,1Петра1:23),  они   обновляются  внутренне  духом  ума  своего  и  формируют  в  себе  качества детей  Божиих  для  того,  чтобы  оказаться  достойными  жить  в  вечности  Бога (Евр.6:1,Ефес.4:22-32,  1Кор.9:26,27).  

ЛЕВИТ главы:предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru