ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 

-  Левит -
 15 глава

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Посвящена  закону  о  нечистоте,  связанной  с  человеческими  выделениями
Здесь рассматриваются  четыре   вида  ритуальной  нечистоты:  хронического  и эпизодического - у мужчин; хронического и эпизодического -  у женщин.
Все  эти  виды  нечистоты,  связанные  с  выделениями,  скорее  всего  относятся к выделениям из половых органов (хотя некоторые интерпретаторы полагают, что в стихах 2-12 речь идет о геморроидальных выделениях).

15:1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
Божественное  откровение  по  этим  вопросам  дано  как  Моисею,  так и  Аарону.

15:2-12  Первый  вид  ритуальной  нечистоты:  случаи  длительного  истечения   у  мужчин.
Нечистота  и  в  данных  случаях  являлась  основанием  для  запрета  поклоняться  Богу  на  весь  период  наблюдаемой нечистоты;  для  признания  его  чистым  необходимо  было  принести  жертву  за  грех  по  этому  виду  нечистоты:  видимо,  в  Израиле  имела  значение  степень  вины  самого  человека  в  возникновении подобных  видов  заболеваний:
2 объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист.
3 И вот [закон] о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его;
4 всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет, нечиста;
5 и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
6 кто сядет на какую-либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
7 и кто прикоснется к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
8 если имеющий истечение плюнет на чистого, то сей должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
9 и всякая повозка, в которой ехал имеющий истечение, нечиста [будет до вечера];
10 и всякий, кто прикоснется к чему-нибудь, что было под ним, нечист будет до вечера; и кто понесет это, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
11 и всякий, к кому прикоснется имеющий истечение, не омыв рук своих водою, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
12 глиняный сосуд, к которому прикоснется имеющий истечение, должно разбить, а всякий деревянный сосуд должно вымыть водою.
Многие  исследователи полагают,  что  речь  идёт  о  гонорее,  о  заразном  заболевании.   Однако  судя по тому, что человек с хроническими  выделениями не  изолировался за  пределами стана (ср. 13:45-46), его нечистота, похоже, считалась менее серьезной,  чем та, которая ассоциировалась с кожными заболеваниями.  Трудно  сказать,  почему, если  это  была  гонорея  -  Бог  не  считал  нужным изолировать  больного  от  стана.  Но  вполне  может  быть,  что  речь  идёт  не  о  венерическом  заболевании,  а  о  хронических  воспалительных  заболеваниях  мочеполовой  системы,  вызванных  не   гонококками,  а,  к  примеру,  переохлаждением  или  несоблюдением  правил личной  гигиены.     

15:13-15  Разъяснение  последовательности  ритуала  очищения  для  исцелившихся  больных:
13 А когда имеющий истечение освободится от истечения своего, тогда должен он отсчитать себе семь дней для очищения своего и вымыть одежды свои, и омыть тело свое живою водою, и будет чист;
14 и в восьмой день возьмет он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придет пред лице Господне ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику;
15 и принесет священник из сих [птиц] одну в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его священник пред Господом от истечения его.
В  случае  прекращения  выделений  больной  должен  был  сам  себя  «посадить» на  семидневный  карантин.  Если  после  этого  срока  выделения  не  возобновлялись,  человек должен  был  умыться   проточной водой и выстирать  одежды свои.   

Подобные  случаи   диагностики  нечистоты  строились  на  доверии:  больной  не  обязан  был  делиться  интимными  подробностями  своего  здоровья  со  священником,  он  сам  регулировал  своё  положение  в  стане,  заботясь  о  том,  чтобы  от  его  нечистоты  не  осквернялись  ближние -  в  периоде  болезни  и  до  полного  исцеления.

Если  всё  у  него  прекращалось,  тогда  исцелённый  должен  был  получить ритуальное  очищение  от  священника, представив  в  скинию  самое недорогое приношение -  двух горлиц или двух молодых голубей,   одну птицу - в жертву за грех  нечистоты, а другую - во всесожжение.

15:16-18  Второй  вид  ритуальной  нечистоты:  кратковременное  истечение  у мужчин   (периодического  излияние  семени, то  ли  непроизвольного, во  время  сна, то ли при половом сношении.  В  этом случае жертвоприношения не требовалось, и нечистота  устранялась  посредством  простой процедуры  омовения  и  выжидания  до  вечера:   
16 Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою все тело свое, и нечист будет до вечера;
17 и всякая одежда и всякая кожа, на которую попадет семя, должна быть вымыта водою, и нечиста будет до вечера;
18 если мужчина ляжет с женщиной и [будет] у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера.

Заметим,  обычный  половой  акт  между  мужем  и  женой (15:18)  делал церемониально нечистыми  обоих,  но  он не приравнивался  к  тому  «согрешению»,  из-за  которого  возникало  заболевание  мочеполовой  системы:  этот  вид  отношений  между  мужем  и  женой   был предусмотрен  по замыслу  Бога,   ни  муж,  ни  жена  не  были  виновны  в  подобного  рода  отношениях,  поэтому  и  никакого   жертвоприношения  в  этих   случаях   от  них  не  требовалось.  
Хронические  же  выделения,  при  которых надо было приносить  жертву за  грех  нечистоты, напомним,  могли  быть  связаны  с  личным  прегрешением:  с несоблюдением  правил  личной  гигиены  или  небрежным  отношением  к  своему  здоровью. 

15:19-24   Третий вид  ритуальной  нечистоты:    кратковременное  истечение  у женщин, т.е. менструации.
Хотя   подобное   явление в  жизни  женщин  - естественный  процесс  (обыкновенное  женское) -он  делал женщину   ритуально  нечистой, т.е. непригодной  для  участия  в  поклонении.
Жертва  за  грех  в  данном  случае  также  не  предусматривалась, т.е.  женщина  не  была  виновна  в  такого  рода  нечистоте,  ибо  сие  явление  - не по  её вине происходило:  
19 Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера;
20 и все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто;
21 и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
22 и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
23 и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера;
24 если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста.
Женщина  в   этот  период  своей  жизни  должна  быть  особенно  внимательна  к соблюдению  правил  личной  гигиены:  как  выяснилось  значительно  позже  учёными-медиками,  в  этот  период  опасность  проникновения  инфекции  в  организм  женщины  -  резко повышен,  равно,  как  и  распространение  заражения  от  инфицированной  женщины  через  опосредованный  контакт  совместных   предметов  обихода  -  также:   данные  предостережения   не  только   позволяли  сохранить   ритуальную   чистоту  членов  семьи  женщины,  но  и  являлись  мерами  предосторожности  по  сохранению  их  здоровья.        

15:25-30  Четвёртый  вид  ритуальной  нечистоты:   случаи  длительного  истечения  у женщин,  могущее  возникнуть  как из-за  хронических  воспалительных  заболеваний  мочеполовой  системы,  так  и  в  послеродовом  периоде (см.12:1-6). 
В  этих  случаях  женщина   рассматривалась  как   имеющая  определённую  степень  вины  в  происходящем  с нею,  поэтому  для  признания  ритуально  чистой  её  нужно  было  не  только  исцелиться  от  истечений,  но  и  принести  жертву  за  грех  своей  нечистоты:   
25 Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее [обыкновенного] очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста;
26 всякая постель, на которой она ляжет во все время истечения своего, будет [нечиста], подобно как постель в продолжение очищения ее; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время очищения ее;
27 и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера.

Женщина  в   массе  народа, которую  исцелил Иисус,  страдала именно таким хроническим истечением (Map. 5:25-34; Лук. 8:43-48).   Поэтому  не  удивительно, что  она  смутилась,  когда Иисус  открыл  ее присутствие  перед теми,  кто  теснил  ее  среди  народа:  своим  присутствием  она  оскверняла  каждого,  кто  нечаянно   к  ней  прикасался.  

Итак,  всё,  что  не  рассматривалось  женщиной  как  обыкновенное  женское,  считалось  нечистотой,  требуемой  жертвоприношения  за  грех  нечистоты:    
28 А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста;
29 в восьмой день возьмет она себе двух горлиц или двух молодых голубей и принесет их к священнику ко входу скинии собрания;
30 и принесет священник одну [из птиц] в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит ее священник пред Господом от истечения нечистоты ее.

Принцип  очищения  -  карантинный:  если  после  семидневного  карантина  выделения  не  возобновлялись,  женщина  должна  была  принести  двух  птиц - за грех и во всесожжение - так  же, как  это  полагалось делать мужчинам, страдавшим  хроническими  выделениями (ст. 13-15).

15:31-33   Заключение
31 Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтоб они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них:
32 вот закон об имеющем истечение и о том, у кого случится излияние семени, делающее его нечистым,
33 и о страдающей очищением своим, и о имеющих истечение, мужчине или женщине, и о муже, который переспит с нечистою.
Хотя  в  разъяснениях  к  каждому  конкретному  случаю  ритуальной  нечистоты  не  сказано,  что  страдающие  истечениями  мужчины  и  женщины  должны  были  наказываться   за  это  смертной  казнью,  тем  не  менее,   как  явствует  из  текста  31 -   в  случаях,  если  они  нарушали   установленные  правила  поведения  для  описанных  явлений,  то  они  могли  умереть  из-за  нечистоты  своей. 
Сама  по  себе  описанная  нечистота  не   являлась  законным  основанием  Израилю  для   наказания  виновных  смертной  казнью,  ибо  она   связана  либо  с  естественными  процессами,  либо  с  заболеваниями,  в  которых  человек  виновен  косвенно. 

Однако  пренебрежение  этой  категорией  лиц   установлениями  закона  относительно  их участия  в  поклонении  Богу   или   поведения  в  обществе    – могло  привести   к  гибели  тех,  кто  нарушал   данные   требования  закона  об  истечениях :   видимо,  Бог  Сам   принимал  подобные  решения  о  наказании  смертью  в  этих  случаях,   поэтому  и  предупредил  о  возможных  смертельных  исходах  в  тексте  31.      

ЛЕВИТ главы:предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru