ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 

-  Левит -
 14 глава

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Посвящена ритуальному очищению человека, исцелившегося от заразной кожной болезни (14:1-32).  Этот  обряд  очищения,  проводимый  священником,  не исцелял  от заболевания  (ибо  к  священнику приходил  уже  исцелённый  человек),  а  констатировал  факт возможности  приближаться  к Богу  вместе  с  остальным  Божьим  народом: после  свершения  ритуала  очищения  исцелённый  имел  полное  право  находиться  в  обществе  Израиля  и  вместе  с  ним  поклоняться  Богу.

14:1,2   И сказал Господь Моисею, говоря:
2 вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к священнику;

Задача священника сводилась  к  тому, чтобы сделать человека чистым в обрядовом смысле. Больной человек исключался из стана, отделялся от людей и от Бога, но после совершения обряда очищения становился обычным "чистым" израильтянином и возвращался в общество народа Божиего. Очищение происходило в два этапа с недельным перерывом между ними.

14:3 священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что прокаженный исцелился от болезни прокажения,
Для  того,  чтобы  священник  мог  проверить  исцеление  больного, ему  самому  нужно было выйти  к  бывшему  больному  за  стан,  ибо   больной  не  имел  права  входить  в  стан,  не  будучи  ритуально очищенным.  Никто  из  народа не  был  уполномочен  проверять,  исцелился  ли  больной  или  нет.

14:4-7   то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа,
5 и прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над
живою водою;
(проточной  водой, не  стоячей)
6 а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, и омочит их и живую птицу в крови птицы заколотой над живою водою,
7 и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле.
Очищение  проходило  в  два  этапа:  вне  стана  и затем  в  стане.
Вне  стана  для  очищения   использовались  две  птицы,  обряд  отпускания  одной  напоминает  обряд  отпускания  грехов  козлом  отпущения:  птица,  улетая,  словно  уносила  прочь  его  болезнь. Кровь  второй,  жертвенной,  отмывала  исцелённого  от  нечистоты болезни.

Значение кедрового дерева, червленой нити и иссопа (14:4, 6), хотя и не объясняется, но они ассоциируются с актом очищения и в других местах Ветхого Завета (см., напр., Чис. 19:6; Пс. 50:9)

14:8 Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;
После  обряда  с  птицами  исцелённому  разрешалось   войти  в  стан  Израиля,  но  пока что  в  свой  дом  входить  не  разрешалось  в  течение  семи  дней.

14:9-14  Обряд  очищения  в  стане  через  жертвоприношение  в  храме:  состоял  из  обряда   сбривания   всех  волосяных  покровов,  смены  одежд  и  купания (символизировало  начать  жизнь  «с  нуля»),   омовения  кровью  жертвы  (снятия  греха  нечистоты),  умягчения  елеем  бальзамическим  (символизировало  облегчение  страданий),  принесения  в  дар  Богу  жертву  всесожжения  и  хлебную (в  знак  примирения  с  Богом):
9 в седьмой день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови глаз своих, все волосы свои обреет, и омоет одежды свои, и омоет тело свое водою, и будет чист;
10 в восьмой день возьмет он двух овнов без порока, и одну овцу однолетнюю без порока, и три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и один лог елея;
11 священник очищающий поставит очищаемого человека с ними пред Господом у входа скинии собрания;
12 и возьмет священник одного овна, и представит его в жертву повинности, и лог елея, и принесет это, потрясая пред Господом;
13 и заколет овна на том месте, где заколают жертву за грех и всесожжение, на месте святом, ибо сия жертва повинности, подобно жертве за грех, принадлежит священнику: это великая святыня;
14 и возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит священник на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его;
Напоминает  обряд  посвящения  сынов  Аарона  в  священство (гл.8):  с этой  минуты  исцелённый  снова  готов  внимать  заповедям  Бога  вместе  с остальным  народом (уши  слышат  слово  Бога),   дела  его  -  праведны (правая  рука  очищена)  и  путь  его  будет  праведным  также  (нога правая  будет  идти  в  правильном  направлении)

14:15-18  Символическое  освобождение  исцелённого  от  страданий  болезни умягчение  елеем  бальзамическим:
и возьмет священник из лога елея и польет на левую свою ладонь;
16 и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицем Господа;
17 оставшийся же елей, который на ладони его, возложит священник на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, на [места, где] кровь жертвы повинности;
18 а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого, и очистит его священник пред лицем Господа.
Отныне  голова  исцелённого  снова  должна  иметь  чистые  помыслы  и  здравый  разум,  что  характерно  для  Божьего  народа.    

14:19,20  И совершит священник жертву за грех, и очистит очищаемого от нечистоты его; после того заколет [жертву] всесожжения;
20 и возложит священник всесожжение и приношение хлебное на жертвенник; и очистит его священник, и он будет чист.

В результате  исцелившийся от кожного заболевания возвращается к полноценному  общению со  своим  народом  и  с   Господом.    

14:21-31   Описание  варианта  обряда очищения, предусмотренного для бедных израильтян.
21 Если же он беден и не имеет достатка, то пусть возьмет одного овна в жертву повинности для потрясания, чтоб очистить себя, и одну десятую часть [ефы] пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и лог елея,
22 и двух горлиц или двух молодых голубей, что достанет рука его, одну [из птиц] в жертву за грех, а другую во всесожжение;
23 и принесет их в восьмой день очищения своего к священнику ко входу скинии собрания, пред лице Господа;

24 священник возьмет овна жертвы повинности и лог елея, и принесет это священник, потрясая пред Господом;
25 и заколет овна в жертву повинности, и возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его;
26 и нальет священник елея на левую свою ладонь,
27 и елеем, который на левой ладони его, покропит священник с правого перста своего семь раз пред лицем Господним;
28 и возложит священник елея, который на ладони его, на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, на места, [где] кровь жертвы повинности;
29 а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого, чтоб очистить его пред лицем Господа;
30 и принесет одну из горлиц или одного из молодых голубей, что достанет рука [очищаемого],
31 из того, что достанет рука его, одну [птицу] в жертву за грех, а другую во всесожжение, вместе с приношением хлебным; и очистит священник очищаемого пред лицем Господа.

14:32  Вот закон о прокаженном, который во время очищения своего не имеет достатка.
Итак,   для  того,  чтобы  прокажённому  вновь  стать  членом  общества  и  иметь  основание приближаться  к  Господу,  ему  следовало  пережить  определённые  этапы: 

1) Заболевший   должен  был  сознаться  в  болезни  и  сообщить об  этом священнику  по  собственному  желанию,  после  чего  он  изгонялся  из  стана  Израиля;
2)  Исцелившийся  больной  должен  был дать  знать  священнику  об  исцелении;
3)  Священник  должен  был  методом  осмотра  убедиться  в  том,  что  больной  исцелился;
4)  Священник  должен  был  «отмыть»  исцелённого  кровью,  например,  птицы  и  принести  жертву  повинности за  грех нечистоты;    
5)  Священник  должен  был  принести  дар  Богу – всесожжение  от  исцелённого.

Только  после  этих  шагов  со  стороны  бывшего  прокажённого  священник  мог  огласить  пред  обществом,  что  он  чист,  может  жить  среди   соотечественников  и  вместе  с  ними  поклоняться  Богу.

Если  провести  аналогию  на  христианское  собрание,  то  восстановление в собрании  духовно  «прокажённого» -  исключённого  из  собрания  за  согрешение  -  должно  было бы  пройти  также  через  аналогичные этапы: 

1) Согрешающий  должен  добровольно  сознаться  в  своей  «болезни»  духа -  в  согрешении,  если  его  исключают  -  он  не  имеет  права  находиться  «в  стане» -  в  христианском собрании;
2) Он  должен  осознать  неправильность  своих  поступков и  перестать  грешить,  после  чего  по  собственной  воле  прийти  к  начальствующим  в  собрании (старейшинам, пресвитерам) 
3)  Он  должен  «показать»,  что  «исцелён»,  а  старейшины  обязаны  в  этом  убедиться:  беседа  с  раскаивающимся  христианином  способна  выявить  степень  его  «исцеления»;
4)  Старейшины  должны  применить  к  переставшему  грешить  и  раскаявшемуся  христианину  цену  искупительной  жертвы  Иисуса  Христа,  считая,  что  согрешавший  «отмыт»  Его  кровью –1Иоанна 1:7, 2:1,2Кровь  Иисуса  омывает  только  раскаявшихся  грешников,  которые,  как  правило,  на  момент  согрешения  пребывали  в  неведении  или  не  осознавали  тяжесть  своих  проступков  пред  Иеговой. 
5)  Старейшина  должен  объявить  всему  собранию  о  том,  что  согрешавший  восстановлен  в  собрании,  после  чего  христианин  имеет  право  вернуться  в  собрание  и  вместе  с  остальным  народом  Бога  поклоняться  Господу.

14:33-56  В  этих  текстах   описываются принципы определения  нечистоты (13:47-58)   от плесени  или  поражения  грибком   в  домах израильтян:  как  выясняется,  в  ведении  Бога  находилась и   порча  на  домах  израильтян. Этот  закон  мог  иметь  силу  только  после  того,  как Израиль  войдёт  в  землю  ханаанскую  и  завладеет  жилищами  истреблённых  народов:

14:33-40  Методы  определения  нечистоты  в  домах:
33 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
34 когда войдете в землю Ханаанскую, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язву проказы на домы в земле владения вашего,
35 тогда тот, чей дом, должен пойти и сказать священнику: у меня на доме показалась как бы язва.
36 Священник прикажет опорожнить дом, прежде нежели войдет священник осматривать язву, чтобы не сделалось нечистым все, что в доме; после сего придет священник осматривать дом.
37 Если он, осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома состоит из зеленоватых или красноватых ямин, которые окажутся углубленными в стене,
38 то священник выйдет из дома к дверям дома и запрет дом на семь дней.
39 В седьмой день опять придет священник, и если увидит, что язва распространилась по стенам дома,
40 то священник прикажет выломать камни, на которых язва, и бросить их вне города на место нечистое;

14:41-47   Методы  борьбы  с  распространением  нечистоты  в  домах:
41 а дом внутри пусть весь оскоблят, и обмазку, которую отскоблят, высыпят вне города на место нечистое;
42 и возьмут другие камни, и вставят вместо тех камней, и возьмут другую обмазку, и обмажут дом.
43 Если язва опять появится и будет цвести на доме после того, как выломали камни и оскоблили дом и обмазали,
44 то священник придет и осмотрит, и если язва на доме распространилась, то это едкая проказа на доме, нечист он;
45 должно разломать сей дом, и камни его и дерево его и всю обмазку дома вынести вне города на место нечистое;
46 кто входит в дом во все время, когда он заперт, тот нечист до вечера;
47 и кто спит в доме том, тот должен вымыть одежды свои; и кто ест в доме том, тот должен вымыть одежды свои.

14:48-53   Ритуальное  очищение  поражённого  дома,  в  котором  удалось  остановить  распространение  нечистоты  грибка  или  плесени:   
48 Если же священник придет и увидит, что язва на доме не распространилась после того, как обмазали дом, то священник объявит дом чистым, потому что язва прошла.
49 И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа,
50 и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою;
51 и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом семь раз;
52 и очистит дом кровью птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью;
53 и пустит живую птицу вне города в поле и очистит дом, и будет чист.

14:54-56    Закон   о  борьбе  с нечистотой  в  домах:
54
Вот закон о всякой язве проказы и о паршивости,
55 и о проказе на одежде и на доме, и об опухоли, и о лишаях, и о пятнах, 56 чтобы указать, когда это нечисто и когда чисто. Вот закон о проказе.
Сама процедура опознания зараженности, поведение в этих случаях и процедура очищения постоянного жилища  были  схожи с таковыми в отношении людей или одежды  (включая установление карантинного периода, ст. 38).
Для  предотвращения  распространения  заразы пораженные  ею части дома (т. е. отдельные камни) выламывались и заменялись другими; затем дом скоблили и обмазывали заново (ст. 39-42).  Если "плесень" ("грибок, "язва") возобновлялась, весь дом следовало сломать (ст. 43-45).

Но если принятые меры предосторожности приносили благие результаты, дом подвергался церемониальному очищению — посредством ритуала с принесением двух птиц. т. е. такого же, какой совершался при очищении выздоровевшего человека (ст. 48-53).

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru