ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 

-  Левит -
 13 глава

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Главы 13 и 14  посвящены  описанию  диагностики   опасных  заразных  кожных  заболеваний,  методам  их  определения  священниками,  методам   предотвращения   распространения  этих   заболеваний   среди  здоровой  части  населения,  а  также  - принципам  определения  нечистоты  на  одежде  и  в  домах,  называемых  в  Библии   язвами,  опухолями,  проказой,  пятнами,  паршивостью  и  лишаями. (13:47-58; 14:55).
Слово  «проказа»,   встречающееся   здесь,  не  является  клиническим  диагнозом   современной  медицины:  её  симптомы  не  похожи  на  современную  «проказу».  Так  названо  серьёзное  кожное   заболевание  израильтян,  требующих  полной  изоляции  от  остального общества.    

Основной принцип, согласно которому кожное заболевание определялось как нечистое, состоял в том, что кожа, судя по внешним признакам, подвергалась гниению  или  очаг  поражения  -  распространялся  (процесс  ухудшения не  останавливался,  прогрессируя  и  поражая состояние  всей  кожи)

Как  видим,  Бог  заботился  физическом  состоянии   Своего  народа  в  целом  и  давал  множественные  наставления  по   уходу  за  здоровьем.  К  тому  же,  израильтянин  с  признаками  нечистоты  на теле  не мог  приближаться  к  Богу,  который  далёк  от  всякого  рода нечистоты:  болезнь  подвергала  «порче»  святое   тело  израильтянина  и  делала  его  непригодным  для  служения  Богу  (телесный  порок  Богу  неугоден). 
Поэтому  нечистота,  связанная  с  разного  рода  заболеваниями -   была  связана  не  только  с заботой  о  здоровье   обществе  Израиля,  но,  главным  образом,  с  заботой  о  том,  чтобы  ни  один  ритуально  нечистый  не  согрешил  тем,  что  посмел   приблизиться  к  Богу  в  нечистом  состоянии.   Стан  Израиля  считался  святым местом,  среди  которого находился святой  Бог,  поэтому  наличие  в  стане  нечистых  могло  повлечь за  собой  неприятности  для  всего общества. 

Итак,  законы  о  диагностике  кожных  заболеваниях  (проказе  и  язвах  на  коже  разного  характера).  Они  сводились,  в  основном,  к  пяти  этапам:    
1) выявление  симптомов (2, 7, 9, 12 и т. д.);
2) первый  и  повторный осмотры  заболевшего священником (3, 10, 13, 15 и т. д.);
3)  констатация  специфических симптомов, как они виделись священнику (3,11, 13, 15 и т. д.);
4) вынесение  священником диагноза, т. е. нечист  или чист обратившийся к нему;
5)  указания  по  дальнейшим   действиям  больного. 

Священник   в  данном  случае не  выступал в роли врача, предписывавшего лечение. Он, скорее, действовал как лицо, ответственное за охрану здоровья народа, и поэтому изолировал от общества человека, заболевшего заразной кожной болезнью.

13:1-3   И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
2 когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников;
При  появлении  на  коже  малейших  признаков  кожного заболевания -  израильтянин  обязан был  идти  к  «врачу» -  к  священнику для  диагностики  заболевания  и  принятия  решения, что  заболевшему  делать  в  дальнейшем  для  сохранения  святости  общества 
Все  законы,  касаемые  физического благополучия  Израиля,  были  направлены  не  на исцеление  больного,  а  на  то,  чтобы  больной  не  причинил  вред  обществу  в  целом.  Исцеления  добивались  известными  в  то  время  методами  лечения. 

3 священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым.
То,  что  называлось  «проказой» -  было  заразным  заболеванием,  поражало  участки  кожи  всех  частей тела  и  угрожало    распространению  от  одного  заболевшего – на  всё  общество  (точно  так  же,  как  малая  закваска   портит  всё  тесто,1Кор.5:6   и  -  от  одного  развращённого  развращается  всё  общество,  1Кор.5:13)
Поэтому  прокажённого  отделяли  от   среды  народа  израилева,  но  прежде,  чем  его  изолировать  и  запретить  ему  общаться  с  остальным  народом,  священник  обязан  был  убедиться,  что  человек  на  самом  деле  прокажённый  - опасный  для  всего  общества.

Сам  прокажённый  должен  был  жить  отдельно  и  предупреждать  о  том,  что  он  нечист,  проявляя  заботу  о  чистоте  всего  общества (13:44-46). 

В  эре  Нового  Завета  нечистым  и   опасным  для  всего  собрания  народа  Бога    считается  тот  соверующий,  который совершает  преступление  против  заповедей  Бога  и   не  раскаивается  в  этом.  Такого  соверующего  изолируют  от  собрания  Божьего  народа  и  запрещают  соверующим  общаться  с  нечистым  (1Кор.5:9,11,13;  2Кор.7:11)  Перед  тем,  как  лишить  общения  соверующего,  старейшины  собрания  должны  убедиться,  что  он  действительно  «прокажённый»  - заражён  опасным  грехом.  И  убеждаться в  этом   они  должны  в  согласии  с  принципами   Бога  по  тщательному   расследованию  признаков  духовной   «проказы»  (Второз.13:14; 17:4,8-10)

13:4-6   А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник [имеющего] язву должен заключить на семь дней;
5 в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней;
6 в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист.
Если  священник не обнаружил  у больного признаков  проказы,  то  он  должен  был  заключить  больного  на  период  карантина,  длящийся  две  недели  с  осмотром  через  каждые  7  дней.  Признаки  местной  локализации  кожного поражения,  не распространяющиеся  на остальные  участки  кожи,   являлись  основанием  для  снятия  карантина и  объявления  больного  чистым  (не  заразным).  Совершив ритуал  омывания водой,  больной  имел  право  вернуться  в  общество Израилево.

13:7,8  Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику;
8 священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа.

Лишь  устойчивое состояние болезни предполагало чистоту,  а  ухудшающееся    (прогрессирующее)  – нечистоту,  ибо  представляло  опасность  для  всего  общества  из-за  распространения  заразы.  Распространяющиеся  лишаи  также  названы  «проказой»,  опасным  заразным  заболеванием.   

13:9-11  Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику;
10 священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо,
11 то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист.
Священник  обязан  был  определять  и  срок  давности  опасного  кожного  заболевания.

13:12,13   Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника,
13 и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист.
Если  то,  что  считалось  проказой  - сделает    кожу  больного  только   белой,  а  других  видимых  изменений  не  будет  (по  типу  заболевания,  например, «Витилиго» с  нарушением  пигментации  или   ремиссия  псориаза  - в  современной  диагностике),  то  диагноз  «проказы»  будет  снят:  больной  объявлен  чистым,  ибо  не опасен для  общества

13:14,15    Когда же окажется на нем живое мясо, то он нечист;
15 священник, увидев живое мясо, объявит его нечистым; живое мясо нечисто: это проказа.
  
Если  же  на  больном  обнаружат  признаки  гниения  плоти  -  заболевание  будет  диагностировано  как   опасное,  как  «проказа»  со  всеми  вытекающими  по  отлучению  прокажённого  из  общества.

13:16,17   Если же живое мясо изменится и обратится в белое, пусть он придет к священнику;
17 священник осмотрит его, и если язва обратилась в белое, священник объявит больного чистым; он чист.
Если  же  процесс гниения  приостановится  и   повреждённая  плоть  затянется  побелевшей  кожей  (шрамы  на коже   всегда имеют  более  светлый  оттенок),  значит,  больной  исцелился,  священник  объявит  его  чистым.

13:18-20    Диагностика   осложнений  от  гнойничковых  заболеваний  кожи  и  исключение  диагноза  «проказы».
18  Если у кого на коже тела был нарыв и зажил,
19 и на месте нарыва появилась белая опухоль, или пятно белое или красноватое, то он должен явиться к священнику;
20 священник осмотрит его, и если оно окажется ниже кожи, и волос его изменился в белый, то священник объявит его нечистым: это язва проказы, она расцвела на нарыве;
Если  процесс  заболевания  пошёл  дальше  обыкновенного,  например,  фурункула,  то  есть  подозрение ,  что  больной   опасен,  он  объявляется  нечистым  на  весь  период   протекания  заболевания  до исцеления.

13:21,22   если же священник увидит, что волос на ней не бел, и она не ниже кожи, и притом мало приметна, то священник заключит его на семь дней;
22 если она станет очень распространяться по коже, то священник объявит его нечистым: это язва;
Карантинный  режим  предусматривался  для  всех  подозрительных случаев  гнойничкового  заболевания:  язвой проказы  считалось  любое  прогрессирующее  кожное  заболевание,  ухудшающее  состояние  кожи.

13:23    если же пятно остается на своем месте и не распространяется, то это воспаление нарыва, и священник объявит его чистым.
Если  пятно  строго  локализовано  на  одном  месте,  то  это  пятно  от  воспаления  нарыва,  больной  не  опасен,  не  имеет  на  себе  следы  скверны  от  гниющей  кожи  и  потому – чист.

13:24-28   Диагностика   случаев  осложнений  от  ожогов:
24  Или если у кого на коже тела будет ожог, и на зажившем ожоге окажется красноватое или белое пятно,
25 и священник увидит, что волос на пятне изменился в белый, и оно окажется углубленным в коже, то это проказа, она расцвела на ожоге; и священник объявит его нечистым: это язва проказы;
26 если же священник увидит, что волос на пятне не бел, и оно не ниже кожи, и притом мало приметно, то священник заключит его на семь дней;
27 в седьмой день священник осмотрит его, и если оно очень распространяется по коже, то священник объявит его нечистым: это язва проказы;
28 если же пятно остается на своем месте и не распространяется по коже, и притом мало приметно, то это опухоль от ожога; священник объявит его чистым, ибо это воспаление от ожога.
При  явном  обнаружении  распространения  опасного  осложнения – больной объявлялся  нечистым  при  первом  осмотре.  В  сомнительных случаях  для  него  применялся  карантинный  семидневный   режим.  Если  нет  осложнений  и  ожог  заживает,  то  больной   объявляется  чистым.

13:29-36   Диагностика  заразного  поражения  волосяных  покровов:
29 Если у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде,
30 и осмотрит священник язву, и она окажется углубленною в коже, и волос на ней желтоватый тонкий, то священник объявит их нечистыми: это паршивость, это проказа на голове или на бороде;
31 если же священник осмотрит язву паршивости и она не окажется углубленною в коже, и волос на ней не черный, то священник [имеющего] язву паршивости заключит на семь дней;
32 в седьмой день священник осмотрит язву, и если паршивость не распространяется, и нет на ней желтоватого волоса, и паршивость не окажется углубленною в коже,
33 то [больного] должно остричь, но паршивого места не остригать, и священник должен паршивого вторично заключить на семь дней;
34 в седьмой день священник осмотрит паршивость, и если паршивость не распространяется по коже и не окажется углубленною в коже, то священник объявит его чистым; пусть он омоет одежды свои, и будет чист.
Для  данного  вида  заболеваний  предусматривался  карантинный  режим  с  наблюдением  за  развитием  болезни.  В  случае  не распространения  паршивости  (лишая)  на  коже  и  местной  его  локализации  -  больной  объявлялся  чистым.
В  случае  распространения   и  прогрессирования  болезни  с  ухудшением  состояния кожи  больной  объявлялся   нечистым:  

35 Если же после очищения его будет очень распространяться паршивость по коже,
36 и священник увидит, что паршивость распространяется по коже, то священник пусть не ищет желтоватого волоса: он нечист.
То,  насколько  распространяется  заболевание  определяли  по  сбритой  части  головы.

13:37-39   Диагностика  исцеления  от  паршивости (лишая):
37 Если же паршивость остается в своем виде, и показывается на ней волос черный, то паршивость прошла, он чист; священник объявит его чистым.
38 Если у мужчины или у женщины на коже тела их будут пятна, пятна белые,
39 и священник увидит, что на коже тела их пятна бледно-белые, то это лишай, расцветший на коже: он чист.
Если  то,  что  напоминало  лишай,  затянулось  светлым  шрамом  - больной   считался  исцелённым  и  объявлялся чистым.
 
13:40,41    Отношение  в Израиле  к  лысеющим:
40 Если у кого на голове вылезли [волосы], то это плешивый: он чист;
41 а если на передней стороне головы вылезли [волосы], то это лысый: он чист.
Выпадение  волос  не считалось  нечистотой

13:42-44    Диагностика  язвы  «проказы»  на  залысинах:
42 Если же на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно, то на плеши его или на лысине его расцвела проказа;
43 священник осмотрит его, и если увидит, что опухоль язвы бела [или] красновата на плеши его или на лысине его, видом похожа на проказу кожи тела,
44 то он прокаженный, нечист он; священник должен объявить его нечистым, у него на голове язва.
Священник  обязан был  отличить  естественное  выпадение  волос  и  «чистую»  лысину  - от  патологического облысения  вследствие   поражения волосистой  части  головы   опасным  кожным   заболеванием.

13:45   У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!  
Поскольку  невозможно  знать  о  каждом  человеке  чист  он  в  глазах Господа  или  нет,  в  обязанность  всех  больных, объявленных  нечистыми,  входило  предупреждение  о  своей  нечистоте.  Нечистого  определяли  как  по  внешнему  признаку  -  по разорванной  одежде,  так  и  по его устному  предупреждению.

По  аналогии  для   «нечистых»  из  эпохи  Нового завета:  признанный  нечистым  в  собрании  по  причине  духовной  «проказы»  упорствующего  грешника  -  он обязан  предупреждать  всех,  кто  его  знал,  как  члена  христианского  собрания  -  о  том,  что  отныне  он  не  является  таковым.  На  случай,  если  он сам этого не делает  -  можно  объявить  о  том,  что  он  признан  духовно нечистым -  всем  членам  собрания.    

13:46     Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.
Прокажённый  в  Израиле  не  имел   права селиться  в  стане  Израилевом:  он  должен был  ютиться  за  его  пределами,  может,   где-то   вблизи  или  поодаль,  но  не  в  самом  стане:  по  стану  ходит  святой  Бог  и  не должен столкнуться  с  нечистотой  любого рода,  чтобы  не  пострадало  всё  общество. 

Прокажённые Израиля,  надо  сказать,  понимали  всю  ответственность  за  исполнение  всех  предписаний  Бога  для  таковых  и  строго  придерживались  их  несмотря  на  массу  неудобств,  связанных с этим.   
В  современных  же   христианских  сообществах  грешники  ведут  себя  намного  более  легкомысленно  в  отношении  ближних,  не  отдавая  себе  отчёт  в  том,  что своим  поведением  они  могут  навредить  и  всему  собранию.

13:47-52   Диагностика  "заболевания"  одежды.
 
Подобно инфекционным кожным заболеваниям, "плесень" или "грибок" ("язва проказы")  могли  привести  к  порче  и,  соответственно,  к  нечистоте - одежду  и  пряжу (уток).  
В  диагностике  одежды  на  предмет   определения  её   чистоты   или  нечистоты - предусматривался   карантинный  режим,  помогающий  выявить  опасные   лишайные,  грибковые  и  плесневые  поражения: 
47 Если язва проказы будет на одежде, на одежде шерстяной, или на одежде льняной,
48 или на основе, или на утоке из льна или шерсти, или на коже, или на каком-нибудь изделии кожаном,
49 и пятно будет зеленоватое или красноватое на одежде, или на коже, или на основе, или на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, - то это язва проказы: должно показать ее священнику;
50 священник осмотрит язву и заключит зараженное язвою на семь дней;
51 в седьмой день осмотрит священник зараженное, и если язва распространилась по одежде, или по основе, или по утоку, или по коже, или по какому-либо изделию, сделанному из кожи, то это проказа едкая, язва нечистая;
52 он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне.
В  случае  обнаружения  распространяющегося  поражения  -  всё,  что  было  поражено – сжигалось.

13:53- 56   Методы  борьбы  с  распространением  поражений  на  кожаной  одежде:
53 Если же священник увидит, что язва не распространилась по одежде, или по основе, или по утоку, или по какой бы то ни было кожаной вещи,
54 то священник прикажет омыть то, на чем язва, и вторично заключит на семь дней;
55 если по омытии зараженной [вещи] священник увидит, что язва не изменила вида своего и не распространилась язва, то она нечиста, сожги ее на огне; это выеденная ямина на лицевой стороне или на изнанке;
56 если же священник увидит, что язва по омытии ее сделалась менее приметна, то священник пусть оторвет ее от одежды, или от кожи, или от основы, или от утока.
Если  после  стирки   изделий   пятна  на  поражённых  участках  не  исчезали  или  не  уменьшались,  но  оставались  стойкими  и  со  временем  в  карантинном  режиме  распространялись  -  эти  кожаные  вещи   надо  было  сжечь.

13:57    Действия  по  отношению  к  выстиранным  изделиям:
57 Если же она опять покажется на одежде, или на основе, или на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, то это расцветающая язва: сожги на огне то, на чем язва.
Если  после  стирки  и  применения  всех  способов  предосторожности   изделие  снова  подвергалось  порче  -  его  сжигали.

13:58   Если же одежду, или основу, или уток, или какую-нибудь кожаную вещь вымоешь, и сойдет с них язва, то должно вымыть их вторично, и они будут чисты.
Если  после  стирки  пятна  на кожаном  изделии  отмывались  и  вновь  не появлялись,  то  изделие  нужно  было  выстирать  ещё  раз,  после  чего  оно  объявлялось  чистым.

13:59    Вот закон о язве проказы на одежде шерстяной или льняной, или на основе и на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, как объявлять ее чистою или нечистою.
Так  Моисей  закончил  наставления Бога  по  борьбе  с  нечистотой  кожи   израильтян,  их  одежды   и  кожаных  изделий,  подверженных  порче  при  плохой  обработке  кож.   Ничто   нечистое  и  никто  нечистый  не  должны  были  находиться  в  стане  Израиля,  среди  которого находился  Бог.

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru