ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 

-  Левит -
 11 глава

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Глава  описывает  разделение  животного мира  на  чистых  и нечистых. 
Вся  тварная   живность,  с  которой  Израилю приходилось  сталкиваться,  делилась  на  три  категории:  жертвенные  (из  чистого скота  отбирались),  чистые  и  нечистые.  Как  и  сам  Израиль  делил  всё  человечество  на  жертвенное (священство,  приносившее  жертвы Богу  в  храме,  отбиралось  из  чистого  народа), чистое (израильский  народ)  и  нечистое (все  остальные,  кроме  Израиля  Божьего).

Поскольку  Бог не  оставил  сведений  о  том,  на  основании  чего  Он  делил  всю живность  на чистую  и  нечистую,  остаётся  открытым  вопрос:  почему  Бог запретил  употреблять  в  пищу  мясо  нечистых  животных  (к  примеру,  верблюжье,  акулье,  крокодилье,  медвежатину  и  т.д.).  Является  ли  это  мясо  вредным для  здоровья  или, может,  Бог испытывал  Свой  народ  на  абсолютное     послушание   наставлениям?  Остаётся  только  строить  догадки.
Ясно  одно:  Бог  дал  Израилю  представления  о  том,  что означает  быть  святым  Божьим  народом.  Израиль должен  был вписаться  в  этот  духовный  «портрет»,  если  желал  сохранять  с  Богом  хорошие  отношения.  Необходимость  употреблять  в  пищу  мясо  только  тех  животных,  которые  были  разрешены  Богом  - входило  во  фрагмент  общей  «картины   святости»  Израиля (11:47)

С приходом Христа деление пищи на чистую и нечистую  - упразднено:
Ничто, входящее  в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (Марк.7:15 ,19)
Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн   (Рим.14:20)
В  Новом  завете  в  отношении  пищи  оставлен лишь запрет воздерживаться  от идоложертвенного,  крови,  и  удавленины (Деян.15:29):  .

11:1-8   Разделение категорий  животных  на  жвачных,   и  не  жвачных.  И  разделение  жвачных - на  парнокопытных  и  нет
Жвачных   парнокопытных  можно  было  употреблять  в  пищу.   
Некоторые  исследования   Библии  помогают  понять,  почему   одних  животных  Бог  повелел  относить  к  чистым,  других  -  к  нечистым (порочным).
От сотворения мира Господь дал человеку  и  животным  в пищу растения:
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу.  (Быт.1:29,30)

Если  бы  Адам  и  Ева  оставались  в  раю, деления  животных  на  чистых  и нечистых  не  произошло  бы:  все  они  ели  бы  травную  пищу,  а  не  друг  друга. 

Позже,  после  Потопа,  Ною  было  разрешено  есть  мясо  животных  (Быт.9:3).  Судя  по всему,  нарушение  гармонии  отношений  человека  с   Богом  привело  и  к  нарушению  гармонии  отношений  не  только  человека   с   человеком  и  животными,  но  и  -    животных  с  животными,  что  привело  к   появлению  плотоядных хищных  животных:
И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле (Быт.6:12)

Можно  заметить,  что   все  животные,  признанные  чистыми  в  этой  главе,   являются   травоядными,  они  не  питаются  ни  мясом  других  животных,  ни  падалью.

11:1-3   1И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого
раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
 
Отрыгивание  жвачки  свойственно  только  травоядным  животным,  по  этому  признаку  -  сразу  исключаются  все  плотоядные  животные. 

11:4,5    только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
Признак   раздвоенности  копыт  сужал  круг  самих травоядных.   

11:6     и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
Когда-то зайцев  относили к отряду грызунов, но в  середине 20  века   поняли, что у них две пары резцов;  кроме того, желудок у зайцев скорее напоминает желудок жвачных животных, а процесс пищеварения протекает примерно так же, как у овец или коров, что окончательно отделило их от грызунов. Теперь  зайцы, кролики и пищухи  имеют свой собственный отряд  зайцеобразных.
Откуда  3 500  лет  назад  Моисей   мог  знать  о  том,  что  заяц  жуёт  жвачку,  ведь  это  открытие  сделали  учёные  в  середине 20  века?  На  этот  вопрос  ответить сложно, если  не  признать,  что  об  этом  ему  сообщил  Бог.

11:7      и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
Свинья  -  всеядное  животное,  при  случае  -  и  плотью  жертвы  может  полакомиться.

11:8     мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.   
Прикосновение  к  трупам  нечистых  животных  делало  израильтян  нечистыми  обрядовой  нечистотой,   наказания  за  это не  предусматривалось,  но  для  того,  чтобы  очиститься – нужно было совершить  обряд  омывания   и  дождаться  вечера  (11:25)   

11:9-12   Определение  видов чистых  рыб:
Чистой считалась только рыба с чешуей и плавниками, остальная же была нечиста и поэтому не годилась в пищу.
9 Из всех [животных], которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья (плавники)   и  чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;
10 а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;
11 они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;
12 все [животные], у которых нет перьев
 и чешуи в воде, скверны для вас.   
Судя  по  тому,  что,  например,  у  рыб-хищников  и  падальщиков  нет  чешуи  (акула,  угорь,  сом)  -  то  и  разделение  рыб  на  чистых  и  нечистых,  возможно,  связано  с  характером  их  питания.  То  же  относится  и к  птицам:

11:13-19   Определение  видов  чистых  птиц:
Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла,
14 коршуна и сокола с породою его,
15 всякого ворона с породою его,
16 страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,
17 филина, рыболова и ибиса,
18 лебедя, пеликана и сипа,
19 цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря 
(летучая  мышь)
Все  перечисленные  летающие  особи  питаются  плотью   (червями, мясом, падалью (ворон,  гриф,  орёл),  насекомыми  или  личинками (лебедь)) 

11:20-25    Определение  видов  чистых  насекомых:
Все [животные] пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех [ногах], скверны для нас;
21 из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех [ногах], тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле;
22 сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою.
23 Всякое [другое] пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас;
 
24 от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;
25 и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера.
Из  всех  насекомых разрешалось употреблять в пищу только  породу  саранчи.  Обрядовая  нечистота  от  прикосновения  к  трупам  нечистых  насекомых  -  снималась  так  же,  как  и  нечистота  от  прикосновения  к  трупам  животных:   омовением  и   временем  до  вечера.  

нечист будет до вечера    означало, что человек до вечера не имел права обращаться к Богу; кроме того, на него налагались известные  ограничения  в  передвижении "по стану"  Израиля.

11:26-28   О  нечистых  животных,  не  имеющих  копыт  и  ходящих  на лапах
(кошачьи,   собаки,  медведи): 
26 Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жует жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист.
27 Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;
28 кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера: нечисты они для вас.

11:29-31    Определение  видов  нечистых  мелких  четвероногих  и  пресмыкающихся,  восполняющих  тексты   20-25  (все змеи, моллюски, черви, улитки, жабы, кроты, лягушки  и  т.д.):
29 Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою,
30 анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, -
31 сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.
Обрядовая  нечистота  в  данном  примере   и  способы   её  устранения  - не  отличаются  от остальных  случаев.

11:32-35  Определение присутствия нечистоты или  осквернения   человека, его одежды, пищи и др. предметов пользования  - от  прикосновения с нечистыми животными или их трупами:
32 И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты;
33 если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте.
34 Всякая пища, которую едят, на которой была вода [из такого] [сосуда], нечиста будет, и всякое питье, которое пьют, во всяком [таком] сосуде нечисто будет.
35 Все, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас;

11:36    только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснется к трупу их, тот нечист.
Источник  воды,  которой  следовало  омываться  для  очищения  от  нечистоты  во  всех  перечисленных  случаях  -  оставался  чистым:   если  омытые  из  источника  становились  чисты,  то  и  сам  источник  омывался  от  нечистоты  собственною  водою

11:37,38  И если что-нибудь от трупа их упадет на какое-либо семя, которое сеют, то оно чисто;
38 если же тогда, как вода налита на семя, упадет на него что-нибудь от трупа их, то оно нечисто для вас.
Семя,  не  разбуженное  водой  к  росту  -  ещё  безжизненно,  а  «мёртвое»,,  как  известно,  невозможно  ничем  осквернить.  А  вот когда  семя  поливается  водой  для  оживления -  тогда  дело  другое:  то,  что  из  него  вырастет -  осквернено  нечистотой   от  соприкосновения.

11:39,40   И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера;
40 и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера.
Даже  труп  чистого  животного  имел  оскверняющее  свойство: к  нему  нельзя  было  прикасаться,  мертвечину  нельзя  было  употреблять  в пищу,  а  если  прикоснулся   или   съел  мясо  умершего  животного  (без  заклания  его человеком) -  нечист  со  всеми  вытекающими  (11:25)

11:41-43   Закрепление  принципа  осквернения  от  нечистых  сущностей  - через  повторение
Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть [его];
42 всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны;
43 не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми,

11:44,45   Напоминание   причины  необходимости  сохранять  святость  Израилю  - через  исполнение  законов Бога:
44 ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле употреблять в пищу.
45 ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят.
Слово "святой" означает "отделенный"  от  всего  нечистого.
Истинная  святость свойственна только Богу.  Святость Израиля - это результат его  избрания из других  народов  и  проведения  над ним  определённых  процедур по  очищению  от  греха.   Бог освятил Израиль (т.е. "отделил" этот  народ), заключив  с ним завет,  сопровождая  заключение завета   очистительным  жертвоприношением (Евр.9:18).  Кровь  жертвенного  животного  омыла  образно  Израиль  от  нечистоты  грехов  и  отделила  его  от всех  остальных  народов,  нечестивых  в  глазах  Бога.  Поэтом  они  должны  были  следить  за  тем,  чтобы  не  осквернять  себя  и  снова  не стать  нечистыми  в  глазах  Бога.

11:46,47   Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле,
47 чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно.
Заключение  постановлений  о   чистых  и  нечистых  животных  с  определением  цели – зачем  это  нужно:  чтобы  Израиль  мог ОТЛИЧАТЬ,  что  ему   позволительно  и  принесёт  пользу,  а  что  -  нет.

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru