ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Левит -
 6 глава

ЛЕВИТ главы:предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Жертва повинности
До сих пор книга рассматривала общие правила жертвоприношений для народа (1:1—6:7). Начиная с этой главы вводятся дополнительные правила
жертвоприношений для священников (6:8—7:38)

Напомним отличия между жертвой за грех и жертвой повинности:
Итак, жертва за грех больше выражает греховность человека, греховное свойство поступка, преграждающего путь к общению с Богом. Для его разрушения нужно было извинение через искупление вины и примирение с Богом.
Жертва же повинности рассматривает грех не только как проступок, но и как нарушение прав Бога и ближнего, которое требовало больше, чем извинения в грехе, но и возмещения за причинённые неприятности (моральный ущерб)
Ей сопутствовали выплата компенсации и штрафа пострадавшей стороне, будь то человек или Бог.

Ситуацию, при которой требовалось принести жертву за вину, можно в общих чертах определить как такую, когда совершался проступок, умышленный или неумышленный, сопряженный с нанесением того или иного ущерба пострадавшему, но не расцененный как дерзкая хула на Господа
(см. Левит 4, примечания по жертве за грех)

6:1-7 Грехи, совершённые против ближнего, нарушающие права его собственности и требующие возмещения

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим в том, что ему поручено, или у него положено, или им похищено, или обманет ближнего своего,
3 или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь, что люди делают и тем грешат, -
4 то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел;
5 или если он в чем поклялся ложно,
то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности;
6 и за вину свою пусть принесет Господу к священнику в жертву повинности из стада овец овна без порока, по оценке твоей;
7 и очистит его священник пред Господом, и прощено будет ему, что бы он ни сделал, все, в чем он сделался виновным.

Овен как жертва повинности - отношения к возмещению ущерба не имел, он приносился во искупление греха пред Богом, как жертва за грех.

6:8-30 Указания священству, разъясняющие подробности их действий в связи с жертвоприношениями:

6:8-13 Указания по обслуживанию жертвенника в связи с принесением жертвы «всесожжение»: священники должны были осознавать ответственность даже за обращение с пеплом от жертвы и огнём:
8 И сказал Господь Моисею, говоря:
9 заповедай Аарону и сынам его: вот закон всесожжения: всесожжение пусть остается на месте сожигания на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем.
10 и пусть священник оденется в льняную одежду свою, и наденет на тело свое льняное нижнее платье, и снимет пепел от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его подле жертвенника;
11 и пусть снимет с себя одежды свои, и наденет другие одежды, и вынесет пепел вне стана на чистое место;
12 а огонь на жертвеннике пусть горит, не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро, и раскладывает на нем всесожжение, и сожигает на нем тук мирной жертвы;
13 огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике [и] не угасает.
На священниках лежала ответственность за непрерывное поддержание огня на жертвеннике: постоянный огонь на жертвеннике Бога напоминал народу о постоянной потребности в искуплении и прощении грехов.

6:14-18 Указания для священства по поводу хлебного приношения:
14 Вот закон о приношении хлебном: сыны Аароновы должны приносить его пред Господа к жертвеннику;
15 и пусть возьмет [священник] горстью своею из приношения хлебного и пшеничной муки и елея и весь ливан, который на жертве, и сожжет на жертвеннике: [это] приятное благоухание, в память пред Господом;
16 а остальное из него пусть едят Аарон и сыны его; пресным должно есть его на святом месте, на дворе скинии собрания пусть едят его;
В этих стихах - всё, что описывает эта же процедура в гл. 2

17 не должно печь его квасным. Закваска - символ духовного брожения и порока в человеке (1Кор.5:8). Бог не мог принимать от священства «порочные» дары.

Сие даю Я им в долю из жертв Моих. Это великая святыня, подобно как жертва за грех и жертва повинности.
Слова великая святыня уподобляют хлебное приношение жертвенному мясу, есть которое могли только священники - потомки Аароновы мужеского пола, стих 18). Жертва всесожжения, которая не шла в пищу священникам, никогда не называлась "святыней" или "великой святыней".

18 Все потомки Аароновы мужеского пола могут есть ее. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Все, прикасающееся к ним, освятится.
Священники могли употреблять в пищу остатки только чьих-то жертвоприношений, остатки от собственных жертвоприношений должны были сжигаться на жертвеннике.

6:19-23 О ежедневном хлебном приношении священников:
О ежедневном хлебном приношении священника не упоминалось в Лев. 2. (сравни Евр. 7:27)
Его следовало совершать тому из сынов Аароновых, который был в данное время помазан в первосвященники, на место Аарона (6:22).
19 И сказал Господь Моисею, говоря:
20 вот приношение от Аарона и сынов его, которое принесут они Господу в день помазания его: десятая часть ефы пшеничной муки в жертву постоянную, половина сего для утра и половина для вечера;
21 на сковороде в елее она должна быть приготовлена; напитанную [елеем] приноси ее в кусках, как разламывается в куски приношение хлебное; приноси ее в приятное благоухание Господу;
22 и священник, помазанный на место его из сынов его, должен совершать сие: это вечный устав Господа. Вся она должна быть сожжена;
23 и всякое хлебное приношение от священника все да будет сожигаемо, а не съедаемо.

Поскольку священнику не полагалось съедать свое собственное приношение Богу, его надо было полностью сжигать на жертвеннике.

 6:24-30 Установления для священников в связи с приношением за грех.
1) О процедуре, которой должен был следовать священник, поедая мясо жертвы за грех:
24 И сказал Господь Моисею, говоря:
25 скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня;
26 священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания;
2) О ритуальном очищении одежды, случайно забрызганной жертвенной кровью, а также посуды, которой касалось жертвенное мясо:

27 все, что прикоснется к мясу ее, освятится; это не означает, что если к мясу жертвы прикоснётся любой израильтянин, то он станет святым. Нет. Эти слова предназначались для указаний по дальнейшему использованию предметов, имевшим отношение к приготовлению мяса святыни (см. 28)

и если кровью ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте;
28 глиняный сосуд, в котором она варилась, должно разбить; если же она варилась в медном сосуде, то должно его вычистить и вымыть водою;
Не должно сосуд, предназначенный для святыни - использовать в будничном и повседневном назначении: с металла можно было «смыть» святость, чтобы в дальнейшем этот котёл мог быть использован в бытовых нуждах. С керамики - нет, поэтому керамические котлы уничтожались, дабы не осквернялась посуда, которая освящалась от варки в ней священного мяса.

29 весь мужеский пол священнического рода может есть ее: это великая святыня.
Напоминаем: тот факт, что остатки жертвы за грех, кровь которых не была внесена в святилище, съедались священниками - означало принятие Богом жертвы за грех целиком (часть сожжённая на жертвеннике + остатки), но через священника - посредника, который очищал грешный народ, разделяя с Богом жертву за грех (Левит 10:16-18,7:7). См. таблицу

30 а всякая жертва за грех, от которой кровь вносится в скинию собрания для очищения во святилище, не должна быть съедаема; ее должно сожигать на огне.
В случае провинности священства (сравни 4:12) не только священник нуждался в очищении греха, но и скиния. Поэтому кровь жертвоприношения от священника вносилась в скинию собрания для кропления перед завесой и рогов золотого жертвенника для курения. От жертвоприношения за собственный грех священник не имел права питаться: делить трапезу с Богом в случае виновности священства - запрещалось.

ЛЕВИТ главы: предисловие; таблица жертвоприношений; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru