ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Числа -
 20 глава

ЧИСЛА главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Глава  повествует  о  смерти  Мариами  и  смерти Аарона.  Хотя они не  входили  в  число  наказанных  за  недоверие  к  словам  лазутчиков  Иисуса  Навина  и  Халева  -  всё  же  Бог  не  дал  им  войти  в  землю  обетованную.
Здесь  же  сообщается  о  том,  почему  и  Моисей  не  смог  войти  в  землю  обетованную:  каждый  из  них  согрешил  пред  Богом  своим  согрешением,  потому  Бог  и  показал  на  них,  что согрешающему  нет  места  на  Его  земле
(о  Моисее  сказано,  что он  войдёт  в  число  воскресших  в  мире  Бога, Евр.11:23-29;39,40.  Надо  полагать,  Аарон  с  Мариамью  тоже  воскреснут)

Как  помним,  Мариамь стала  зачинщицей  в  ропоте  на  Моисея, Аарон  сделал  золотого  тельца  и  поддерживал  Мариамь  в  ропоте  на  Моисея,  а  Моисей,  как  показывает  эта  глава,  согрешил  устами  своими  пред  Богом,  не  явив  святость  Его  на  глазах  у  общества  Израилева. 

Смерть Мариами.
20:1
И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там.
Мариамь  умерла  перед  самым  восшествием  в  землю  обетованную.  Это  ясно  из  последующей  за  ней  смертью  Аарона  на горе Ор (20:27-28); он умер «в сороковой год по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в пятый месяц в первый день месяца» (Чис.33:38)

Упоминание о Кадесе,  откуда 40  лет  назад израильтяне выслали разведчиков (Чмс.12:16; 3:26)  говорит  о  том,  что  они,  скитаясь  по  пустыне,  вернулись в  то  место,  из  которого  началось  их  наказание  за  неверие.

Распря  у  скалы
20:2-5 
И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона;
3 и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!
4 зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему?
5 и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?
И  снова - повтор возмущения  деяниями  Бога,  направленный  на  Моисея.  
И  место  для  них  негодное  (нельзя сеять), нет  ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни  даже воды для питья (Кадес  ранее  был оазисом с достаточным количеством воды, в этот раз,  войдя в него, израильтяне обнаружили, что он высох).
Снова народ  забыл, по какой причине здесь оказался. Так  часто  бывает:  люди  на что-то сетуют, забывая при этом, что сложившиеся трудные  обстоятельства -результат  их  собственных неразумных действий,  и  кроме себя -  им   винить некого.
А  потому - лучше постараться сделать все возможное, чтоб не попасть в неприятную ситуацию.  И  уж  если   попали – то  иметь мужество и здравый смысл  не  искать виноватых, а  постараться исправить   собственные  оплошности  достойно и сделать выводы на будущее.

20:6-9  И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня.
7 И сказал Господь Моисею, говоря:
8 Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его.
9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему.
Господь,  учитывая  ситуацию,  дал  Моисею  в  руку  чудодейственный жезл  (посох) и  повелел Моисею  в  глазах  всего  общества  приказать  горе  дать  воду – и  гора  даст  воду. 
Собственно,  задание  было  не  сложным,  но  Моисей,  доведённый  до  отчаянья  этим  непокорным  и  неблагодарным  народом,  не  заметил  самого  главного:  хотя  Бог  велел  извлечь  воду  из  скалы  ему  самому – но  подразумевал,  что  Моисей  объявит  Израилю  о  том,  что  Всевышний  снова  приходит  им  на  помощь  и  напоит  из  скалы. И  вот,  что  у  него  из-за  этого  получилось:  

20:10    И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? (не  из  этой  ли  скалы  нам извлечь для  вас  воду? Тора)
Господь повелел Моисею только сказать скале  дать  воду, а  получилось,  что  Моисей  как  бы  присвоил  чудо  появления  воды  из  скалы  -  себе, ни  слова  не  упомянув  о  промысле  Божием.
Почему  так  произошло?
Народ  огорчил  дух  его,  довёл  его  до  ярости,  он  на  какой-то  момент  потерял  самообладание  и  от  возмущения   прокричал  примерно  следующее:
«Ну погодите,  негодные,  я  вас  сейчас  напою!!!»,  совершенно  забыв  на  минуту   о  Боге,  чем  он  и  согрешил  пред  Ним. (Псал. 105:33)
Отсюда  вывод:  самообладание  помогает  не  согрешать,  а  гнев  правды Божией  не  делает (Иак.1:20)

20:11-13
 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
12 И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему
13 Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою.
Ропот, возникший в этом месте, нашел отражение в названии его: Мерива (что значит «распря»).
Слова  12 текста  «за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою»  показывают  на  ещё  один  вариант   перевода  текста 10  и   возможного  происшествия:  Моисей  мог  сказать  и  следующее: 
неужели  из  этой  скалы  мне  дать  вам  воду,  непокорные?!! 
В  таком  варианте  можно  обнаружить  как  раз  НЕВЕРИЕ  в  то,  что  из  скалы  пойдёт  вода,  ведь  именно  в  неверии  Бог  обвиняет Моисея,  а  не  только  в  том,  что  они  забыли  упомянуть  о  Боге.
Поскольку  за  эту  оплошность   было отказано во вступлении в Обетованную землю  Моисею  и  Аарону  -  видимо,  Аарон  не  поспешил  исправить  ситуацию,  почему  и  стал  соучастником  в  этом  проступке  Моисея.

Казалось  бы,  столько  Моисей  претерпел  с  этим  народом,  столько  сделал  правильного  по  велению  Бога  -  и  за  такую  мелочь Бог  наказал  его запретом  войти  в  землю  обетованную?  Кому-то  может  показаться  это  несправедливым.  Однако  здесь действует  принцип: 
от всякого, кому дано много, много и потребуется (Лук. 12:48).
Человек, меньший  Моисея  во всех отношениях,  возможно, не пострадал бы так в результате Божьего недовольства.

Отказ  Едома  пропустить  Израиль
Едом – родственное  колена  Израиля, едомляне происходили от Исава, брата Иакова (Быт. 36:6-8).
20:14-17
  И послал Моисей из Кадеса послов к Царю Едомскому [сказать]: так говорит брат твой Израиль: ты знаешь все трудности, которые постигли нас;
15 отцы наши перешли в Египет, и мы жили в Египте много времени, и худо поступали Египтяне с нами и отцами нашими;
16 и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта; и вот, мы в Кадесе, городе у самого предела твоего;
17 позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей [твоих]; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих.
После  остановки  в  Кадесе,  Моисей  решил  направить  стан  к  Ханаану  через  земли  Едома . Почему?
Учёные  Далласской  семинарии  предполагают:
Он, очевидно, отказался от мысли войти туда с юга - по причине поражения, которое было там нанесено Израилю прежде (14:44-45). И вот обратился Моисей… к царю Едомскому, чтоб разрешил им пройти знаменитою дорогою царскою (20:17), которая вела от Красного ("Чермного") моря (Акабского залива) на север к Дамаску, через едомский город Селу (позднее известный как Петра).

Моисей обратился  к Едому как  к брату, повторив историю Израиля - с того времени, как Иаков попал в Египет, и до настоящего момента,  т. е. ту  историю,  о  которой  Едом  уже  знал (14).
Понимая,  что  нехорошо  затруднять  едомлян  своим  пребыванием  на  их  земле  только  потому,  что  такой  проход  для  Израиля  более  удобный  - Моисей  поспешил  уведомить  Едома, что  если Израилю будет позволено пройти их территорией, то они   ничем  не  обеспокоят  жителей,  не будут ни есть ни пить за счет едомлян (17).

20:18-21  Но Едом сказал ему: не проходи через меня, иначе я с мечом выступлю против тебя.
19 И сказали ему сыны Израилевы: мы пойдем большою дорогою, и если будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить за нее; только ногами моими пройду, что ничего не стоит.
20 Но он сказал: не проходи. И выступил против него Едом с многочисленным народом и с сильною рукою.
21 Итак не согласился Едом позволить Израилю пройти чрез его пределы, и Израиль пошел в сторону от него.
Несмотря  на  просьбы  Моисея  и  заверения  в  том,  что  они  не  причинят  никакого  беспокойства  едомлянам,  Едом  отказал  Моисею,  не  позволив  пройти  своими  землями.

Более  того,  чтобы  продемонстрировать  Израилю  свои  "мускулы",  царь Едома выслал войско  против Израиля. Обескураженный, Израиль изменил  курс  направления  и  повернул  в  другую  сторону (21).  И  Бог  не  выступил  против  Едома  в  защиту  Израиля,  ведь  Едом  не  обязан  был  пропускать  израильтян   только  потому,  что  путь  по  царской  дороге (17)  был  для  них  удобен.

Этот  эпизод  показывает,  что  войны  Господа  не  были  беспорядочны.  Он  не  позволял  конфликтовать  со  всеми  подряд  и  причинять  кому-либо  какой-либо  вред.  Кроме  тех  народов,  чья  мера  беззаконий  наполнилась  и  переливалась  через  край,  Бог  не  велел  никого  истреблять  (Второз.20:10,16,18).  Все  остальные  народы  имели  возможность  остаться  в  живых,  если  проявляли  благоразумие  и  не  решались  противостоять  намерениям  Владыки,  переставая  творить  зло (Иерем.18:7-10)

Смерть Аарона.
20:22-24 И отправились сыны Израилевы из Кадеса, и пришло все общество к горе Ор.  (севернее  от  Кадеса)
23 И сказал Господь Моисею и Аарону на горе Ор, у пределов земли Едомской, говоря:
24 пусть приложится Аарон к народу своему; ибо он не войдет в землю, которую Я даю сынам Израилевым, за то, что вы непокорны были повелению Моему у вод Меривы;
Господь  напоминает  Аарону,  за  что  он  наказывает  Его  запретом  войти  в  землю  обетованную:  конкретно  за  последнее  согрешение,  за  то,  что Аарон   молча  принял  сообщение  Моисея  об  извлечении  им  воды  из  скалы  и  не  напомнил  Израилю,  что  это  чудо  - не  от  Моисея,  а  от  Всевышнего. Как  первосвященник  Всевышнего, он  обязан  был  бы в чуде  воды  из  скалы  отстоять  славу  Господа  и  явить  её  всему  Израилю.

20:25-29  и возьми Аарона и Елеазара, сына его, и возведи их на гору Ор.
26 и сними с Аарона одежды его, и облеки в них Елеазара, сына его, и пусть Аарон отойдет и умрет там.
27 И сделал Моисей так, как повелел Господь. Пошли они на гору Ор в глазах всего общества,
28 и снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы.
29 И увидело все общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней.
Прежде,  чем  Аарону  умереть  -  нужно  было  бы  позаботиться  о  преемственности  первосвященства. Преемником  Аарона  стал  Елиазар,  третий  сын  его  (Наддав  и  Авиуд  умерли  из-за  чуждого  огня, Лв.10:1,2,  оставался  ещё  Ифамар, Исх.6:23)
Аарон  умер,  как  и  сказано  было  Богом,  на  горе  Ор,  весь  Израиль оплакивал  его  30  дней.
Хотя  народ  на  гору  не  восходил  и  не  видел  мёртвого  Аарона (похоронили  его,  видимо, Моисей  и  Елеазар  на  горе) - но  о  том,  что  он  умер  им  могли  сообщить  Моисей  с  Елеазаром, к  тому  же  они  могли  это  понять по  тому,  что  на  гору  поднимались  трое,  а  сошли  двое  без  Аарона.   

ЧИСЛА главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru