ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Числа -
 15 глава

ЧИСЛА главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Глава  посвящена  повторению  требований  относительно  жертвоприношений в  упрощённом  варианте:  несмотря на непокорность и ропот израильтян, Бог верен Своему слову и готов дать им Ханаан. Чтобы убедить в этом народ, Он дает наставления будущим поколениям сынов Израилевых.
Поскольку вся взрослая часть Израиля приговорена была встретить смерть в пустыне, для  юного поколения народа крайне важно было понять требования, предъявляемые  Всевышним  в  рамках Завета.

Форма и содержание  всех  видов  жертвоприношений  оставались неизменными  (см. Лев.1-7 главы  с  таблицей  жертвоприношений ).
Однако здесь  Бог  обратил  внимание  на  то,  какой  мотивацией  должны  быть  движимы  израильтяне, приходя с  жертвоприношением  к  Богу.  Также  более  упрощённо  и  доступно  для  понимания  молодого  поколения  изложено  напоминание  о  необходимости  приносить  жертвы за  грех  для  случаев  нечаянного  согрешения;  даны  разъяснения  относительно  законности  пребывания  в  стане  израильтян пришельцев,  пожелавших  служить  Богу   (до  этого  Бог  разъяснял,  как  закон  завета  с  Ним  должны  исполнять потомки  Иакова-Израиля,  но  поскольку  после   выхода  из  Египта  к  обществу  Израилеву  присоединилось  множество  иноплеменников,  назрела необходимость  оговорить  и  положение  пришельцев  в  стане  Израиля)    

15:1-3  Напоминания  о  жертвах  дарения  Всевышнему (всесожжения, в праздники, из  усердия)
1  И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю вашего жительства, которую Я даю вам,
3 и будете приносить жертву Господу, всесожжение, или жертву заколаемую, от волов и овец, во исполнение обета, или по усердию, или в праздники ваши, дабы сделать приятное благоухание Господу, -
Главным  условием  для  исполнения  священного  служения  Богу  с  исполнением   предписаний  закона  во  всех  подробностях  было  достижение  земли  обетованной  и  обустройство  в  ней.  Прежде  всего  поколение  Израиля  должно  было  понимать,  что  жительством  в  земле,  где  течёт  молоко  и  мёд,  они  обязаны  своему  небесному  Господину,  поэтому  первыми   жертвами  Ему    должны  быть  жертвы  дарения  в  знак  благодарности  за  жизнь  на  благословенной  земле,  причём,  в  благодарении  они   должны  быть  усердными, с  большим  желанием  приносить  жертвы  благодарения,  а  не  формально.     

15:4-12   тогда приносящий жертву свою Господу должен принести в приношение от хлеба десятую часть [ефы] пшеничной муки, смешанной с четвертою частью гина елея;
5 и вина для возлияния приноси четвертую часть гина при всесожжении, или при заколаемой жертве, на каждого агнца.
6 А принося овна, приноси в приношение хлебное две десятых части [ефы] пшеничной муки, смешанной с третьею частью гина елея;
7 и вина для возлияния приноси третью часть гина в приятное благоухание Господу.
8 Если молодого вола приносишь во всесожжение или жертву заколаемую, во исполнение обета или в мирную жертву Господу,
9 то вместе с волом должно принести приношения хлебного три десятых части [ефы] пшеничной муки, смешанной с половиною гина елея;
10 и вина для возлияния приноси полгина в жертву, в приятное благоухание Господу.
11 Так делай при каждом приношении вола и овна и агнца из овец, или коз;
12 по числу [жертв], которые вы приносите, так делайте при каждой, по числу их.
Можно  заметить,  что  жертвы  благодарения  Господу  состояли  из  мяса  животных,  хлеба,  оливкового  масла  и  вина:  от  остатка  этих  жертв  питались  священники  (Богу  нужно  усердие,  а  не  сама  по  себе  буквальная  пища);       эти  виды  продуктов  составляли  основной  рацион  питания израильтян,   достаточный,  чтобы  обеспечить  живущим  полноценную  жизнедеятельность.     

Одна ефа равна примерно 8 литрам. Один гин - около 4 литров

15:13-14  Всякий туземец так должен делать это, принося жертву в приятное благоухание Господу;
14 и если будет между вами жить пришелец, или кто бы ни был среди вас в роды ваши, и принесет жертву в приятное благоухание Господу, то и он должен делать так, как вы делаете;
Весь народ  Израиля  (туземец)  должен был приносить эти  жертвы  в  приятное  благоухание  Господу  (доставлять  Богу  приятное,  радовать  Его  собою  и  своим  поведением,  если  перевести  на  духовный  смысл).  То  же  самое  должны  были  бы  исполнять  и  пришельцы,  пожелавшие  жить  в  среде  Израиля  по  плоти:  образ  жизни  общества, служащего  Всевышнему,  должен  быть  угоден  Богу  и  одинаков  для  всех  без  исключения.

15:15,16  для вас, общество [Господне], и для пришельца, живущего [у вас], устав один, устав вечный в роды ваши: что вы, то и пришелец да будет пред Господом;
16 закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас.
Здесь - акцент  на  одинаковых  требованиях  Бога  как  к  пришельцу,  так  и  к  Израилю,  избранному  Богом  Себе  в  народ.  Одинаковыми  должны  были  быть  не  только  обязанности,  но  и  права:  так  Бог  показал  израильтянам,  что  они  не  лучше  пришельцев  в  Его  глазах,  а  пришельцы – не  хуже  их, Бог  не     смотрит  на  лицо  и  не наделяет  никакой  народ  особыми  привилегиями,  во  всяком  народе  поступающий  по  заповедям  Его  угоден  Ему (Деян.10:34,35). 

Принцип  нелицеприятия  Всевышнего  был  показан,  как  видим,  даже  во  времена  Ветхого  Завета. Единственное  преимущество  Израиля  по  плоти  было  в  том,  что  в  В.З. времена  к  священнослужению  пред  Ним  могли  быть  допущены  только  представители  колена  Левия,  все  остальные  колена   Израиля  по  сути  уравнивались  с  пришельцам,  усердно  исполняющими  все  заповеди   Всевышнего. 
 

15:17-21   Напоминание  о  приношениях  от  первого  урожая
17И сказал Господь Моисею, говоря:
18 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю, в которую Я веду вас,
19 и будете есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу;
20 от начатков теста вашего лепешку возносите в возношение; возносите ее так, как возношение с гумна;
21 от начатков теста вашего отдавайте в возношение Господу в роды ваши.
Второй свод правил относился к принесению первого плода от урожая  злаковых,  созревающих  в  первую  очередь.  Когда  народ войдет в землю Ханаанскую и станет пользоваться тем, что она рождает, то  каждый  раз  он  должен  будет  приносить  лепёшку,  испечённую  от  нового  урожая  -  в  первую  очередь  своему  Владыке:  Бог,  можно  сказать,  будет  первым,  кто  «отведает»  каждый   новый  урожай  зерна  и,  тем  самым,   благословит  остальной  народ  на  его  употребление. 
Поступая  так,  общество  земли  обетованной  окажет  знак  внимания,  благодарности  и  преданности  Тому,   Кто  так  прекрасно  устроил  их  жизнь  в  благословенной  земле.

15:22-25  Напоминания о жертвах  за  непреднамеренный  грех 
(совершённый  обществом  по  неведению,    неразумию,  нечаянно,  по  небрежности и т.д)
22  Если же преступите по неведению и не исполните всех сих заповедей, которые изрек Господь Моисею,
23 всего, что заповедал вам Господь чрез Моисея, от того дня, в который Господь заповедал вам, и впредь в роды ваши, -
24 то, если по недосмотру общества сделана ошибка, пусть все общество принесет одного молодого вола во всесожжение, в приятное благоухание Господу, с хлебным приношением и возлиянием его, по уставу, и одного козла в жертву за грех;
25 и очистит священник все общество сынов Израилевых, и будет прощено им, ибо это была ошибка, и они принесли приношение свое в жертву Господу, и жертву за грех свой пред Господом, за свою ошибку;
26 и будет прощено всему обществу сынов Израилевых и пришельцу, живущему между ними, потому что весь народ сделал это по ошибке.
Этими установлениями предусматривалось очищение тех, кто ненамеренно нарушали одну из заповедей Господних, т. е. нарушали заповеди по небрежности или оплошности. Когда все общество оказывалось виновным, им надо было принести молодого вола во  всесожжение, вместе с предписанными на этот случай сопутствовавшими хлебным приношением и возлиянием, а также козла в жертву за грех.

15:27-29  Напоминания о жертвах  за  непреднамеренный  грех 
(совершённый отдельным  членом  общества  по  неведению,    неразумию,  нечаянно,  по  небрежности и т.д,  как  израильтянина,  так  и  пришельца,  живущего  в  среде  общества  народа  Божиего)
27 Если же один кто согрешит по неведению, то пусть принесет козу однолетнюю в жертву за грех;
28 и очистит священник душу, сделавшую по ошибке грех пред Господом, и очищена будет, и прощено будет ей;
29 один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке.
Козел,  как  помним  из  книги «Левит»,   приносился  в  качестве  жертвы  за  грех   в случае нечаянного согрешения  кем-то из "начальников" (хотя  тут прямо об этом не говорится,  Лв. 4:22-26)  и  рядового члена общества  (Лв.4:27-31).

15:30,31   Напоминания о том,  что  за  намеренный   грех  (запланированный  и  осознанный)  жертвы  не  предусматривались  
30 Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего,
31 ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней.
Последнее установление касается случая   согрешения  «дерзкою  рукой», т. е. сознательного. Такой грех определялся как богохульство  (хулит  Бога  и  святой  дух  Его)  потому,   что  намеренно  пошёл  против  заповедей  Бога  и   дерзко  не  подчинился  воле  Господа,  сделал  вызов  праву  Всевышнего  руководить  Своим  обществом.
Человек, повинный  в грехе такого рода, должен был быть истреблен из народа своего. Как и в любом другом месте, эта формулировка  могла  означать  как изгнание из общества, так и смерть (ср. Быт. 17:14).  Однако  дальнейший  случай  ясно  показал,  что  она  означает.  
 

15:32-35  Случай с человеком, который  нарушил  заповедь о покое  субботы
32 Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы;
33 и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу;
34 и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать.
35 И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
Только что  был  оговорен  закон  о  дерзких  нарушителях  законов  Господа. И спустя некоторое  время  в  обществе  обнаружился  человек,  уличённый  в  преступлении «дерзкою  рукою».
Человек, собиравший  дрова  в  субботу,  возможно  даже  и  для  нужд  семьи,  то  есть,  по  уважительной  причине,  как  ему  могло  казаться  - оказался  в  глазах  Господа  богохульником.  Почему  такое  строгое  осуждение?

Для  обеспечения  нужд  семьи  Бог  отвёл  6  дней  недели,  а  суббота  должна  была  бы  отводиться  «нуждам»  Всевышнего.   
По  сути  своими  действиями этот  человек   показал,  что не  ценит  духовное  и  не  нуждается  в  нём.   
Для  определения  меры  наказания  его  привели  к  Моисею,  который  испросил  у  Всевышнего,  как  расценить  этот  поступок  и  какое  наказание  применить. Решение  могло  показаться  неожиданным,  но  всё  общество  получило  наглядное  представление  о  том,  чем  для  них  может  закончиться  неповиновение  Богу,  которого  они  пообещали  слушаться  во  всём,  что  ни  заповедает  им.     

15:36  И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею.
Виновного должны  были  бы  вывести  за  стан  и  побить  камнями: это  тоже  своего  рода  испытание  послушания  Богу,  вынесшему  такое  решение.  Но  с  этим  израильтяне  справились  хорошо

Из этого эпизода израильтяне  могли  понять,  что понималось под «дерзким согрешением» (стихи 30-31), и  что означало -  «быть истребленным»  из общества.

15:37-41  Повеление  о  ношении  кистей  с  голубыми  нитями  на  одежде  
37  И сказал Господь Моисею, говоря:
38 объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти;
39 и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству,
40 чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.
41 Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом: Я Господь, Бог ваш.
Израильтяне должны были носить одежды, обрамленные по краям кистями с нитями из голубой шерсти в них.  Кисти с  голубыми  нитями должны были служить  напоминанием  об обязанности  соблюдать Божьи  заповеди.

Голубые  нити   цвета  неба   в  кистях   должны  были  бы  отличать   народ  Бога  от  всех  остальных  народов  тем,  что  у  них  - небесный  Правитель.
Сами  израильтяне  должны  были  бы  об  этом  помнить  всегда,  однако,  учитывая  их  забывчивость,  Бог   помог  им  вспоминать  о  Небе  и  небесных  принципах,  глядя  хотя  бы  на  голубые  кисти  одежды (настолько  они  были  неблагодарны  по  своей  сути   и  часто  увлекались  духовным  блудодейством,  отступая  от  повелений  Господних)
 
ЧИСЛА главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru