ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Числа -
 13 глава

ЧИСЛА главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Глава  описывает  обследование  земли,  куда  направлялись  израильтяне  и где  течёт  молоко  и  мёд.   
Только  двое  из  двенадцати  имели  уверенность  в  Боге  и  в  том,  что  Он  без  труда  введёт  Свой  народ  в  любую  землю,  даже  если  она  населена  сильными  людьми-воинами. Позже  Бог  оценил  это  доверие  к  Нему  со  стороны  потомков  Ефрема  и  Иуды  (Ефрем  получил  «благословение  первенца»  Иосифа,  хотя  был  вторым  после  Манассии, Быт.48:17-19, Иуда  станет  прародителем  Христа, Быт. 49:10). 

13:1-16  После сего народ двинулся из Асирофа, и остановился в пустыне Фаран.
2 И сказал Господь Моисею, говоря:
3 пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них.
4 И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых.
5 Вот имена их: из колена Рувимова Саммуа, сын Закхуров,
6 из колена Симеонова Сафат, сын Хориев,
7 из колена Иудина Халев, сын Иефонниин,
8 из колена Иссахарова Игал, сын Иосифов,
9 из колена Ефремова Осия, сын Навин,
10 из колена Вениаминова Фалтий, сын Рафуев,
11 из колена Завулонова Гаддиил, сын Содиев,
12 из колена Иосифова от Манассии Гаддий, сын Сусиев,
13 из колена Данова Аммиил, сын Гемаллиев,
14 из колена Асирова Сефур, сын Михаилев,
15 из колена Неффалимова Нахбий, сын Вофсиев,
16 из колена Гадова Геуил, сын Махиев
Как  только  общество  Израиля  остановилось  лагерем  в  пустыне  Фаран, Бог  побудил  Моисея   разведать  качество  земли  Ханаанской  и  послать   для  этой  миссии   по одному человеку  от   каждого  колена.  Каждый  из  разведчиков   (главный  в  родовом  колене  сынов  Израилевых)  назван  здесь с указанием  своего   колена,  к  которому он принадлежал (стихи 4-16).
В свете дальнейшего развития событий особый интерес представляет для нас Халев, представитель Иуды (стих 7), и  Осия, избранный Ефремом (стих 9).  

13:17  Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом
Моисей называет имя  Осии,  сына  Навина  -  Иисусом.  Осия   означает  «спасение»,  Иисус  -  «Иегова есть спасение».  Возможно,  именно  о  нём  речь  идёт  в  Чис.11:28,  когда  Иисус  Навин  возревновал  о  Моисее.  И  именно  его  Бог  изберёт  впоследствии  в  преемники  Моисея,  под  руководством  которого  Бог  дал  Израилю  завоевать  землю  обетованную.

13:18-21   И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору,
19 и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?
20 и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?
21 и какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на [ней] дерева или нет? будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда.
Прежде,  чем  войти  на  территорию  земли  обетованной,  Моисей  приказал  разведать  путь  и  выяснить,  с  кем  же  им  придётся  иметь  дело.  Путь, которым шли  разведчики,  вел  в  гористую страну.   

Миссия  разведки  была четко определена: осмотреть, какова она, эта земля, сама по себе, и выяснить, сильны или слабы живущие на ней племена.  Хотя   Израиль  находился  под  присмотром  Бога,  тем  не  менее, завоёвывать  землю  они  должны  были  бы  сами,  равно  как  и  планировать  стратегические  и  тактические  действия  по  продвижению  к  местам обетованным.

13:22,23  Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа;
23 и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского;
Маршрут, которым шла  группа  разведки, начинался в пустыне Син и простирался на север до Емафа,  крупного  арамейского города  в большой центральной долине. Емаф располагался в нижней части этой долины, которая начиналась сразу же на север от Галилейского моря.

На обратном пути двенадцать вождей прошли через Хеврон. О  Хевроне  сказано  особо  по  нескольким  причинам:  1) он играл важную роль в жизни патриархов (Быт.12:14-18; 14:13; 23:2; 25:9; 35:27-29; 50:13); 2) был  одним  из  самых  древних  городов  Египта  3) вокруг него лежали  весьма плодородные земли  4) Хеврон стал достоянием Халева (Нав. 14:13-15). 5)  позднее он стал  столицей царя Давида, когда тот  правил Иудеей (2 Цар. 2:1-4; 5:5).
В дни Моисея  Хеврон был городом сыновей Енаковых, племени высокорослых людей (Чис. 13:33; Втор. 9:2), которым предстояло впоследствии сделаться непримиримыми врагами Израиля (Иис.Нав. 15:13-14).

После того как Иисус Навин завоевал Ханаан, Хеврон стал одним из важнейших городов Израиля.

13:24-26 и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; [взяли] также гранатовых яблок и смокв;
25 место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы.
26 И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней
Долина  Есхол («виноградная кисть»)  располагалась  недалеко от  Хеврона. Там  разведка  и  срезала  такую  огромную и тяжелую ветвь с одною кистью ягод, что понадобилось  двое  мужчин  для  её  переноса. Виноград,  гранаты  и  смоквы   произрастали  в  этой  долине,  через  40  дней   осмотра  близлежащих  земель   вся  группа  разведчиков  возвратилась   в стан  Израиля  с  отчётом.

13:27-30   И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли;
28 и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее;
29 но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там;

30 Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана

Вернувшиеся  из  разведки  израильтяне  предъявили   всем  свои трофеи и заверили  общество, что Ханаан - действительно земля, в которой течет молоко и мед. Однако  и  недостатки  были  там  обнаружены: обследуемую  территорию  заселяли  сыны  Енаковы -  потомки  Енака,  родоначальника племени  высокорослых и сильных людей (Втор.1:28;  Иис. Нав. 11:21,22; 14:12,15;  Суд. 1:20).  От  наличия  этих  огромных  воинов   разведчики  пришли  в  ужас.
Кроме  того  они видели там очень большие и укрепленные города и пришли к выводу, что народы, живущие там сильны, там  же  проживают  Амаликитяне,  Хеттеи, Иевусеи и Аморреи  (хананеи, расселившиеся на прибрежной равнине Средиземного моря и в долине реки Иордан) 

Справка  из  исследования  учёных  Далласской  семинарии:
Хананеи,  были исконными жителями Ханаана,  потомка Хама. Аморреи пришли туда из северо-восточного Арама (Сирии), где-то в самом конце третьего тысячелетия до н.э.; они изгнали хананеев из горной части страны и обосновались там. Хеттеи происходили из центральной Анатолии (современная Турция); они известны примерно с 1800 г. до н.э.; медленно распространялись они на юг и юго-восток и, вероятно, слились с аморреями в Ханаане.

О иевусеях ничего не известно, кроме того, что основная их масса жила в Иерусалиме; их считают одной из аморрейских групп (Иис. Н. 10:5). Еще четыреста лет спустя после Моисея они владели Иерусалимом, но затем были изгнаны оттуда царем Давидом, который взял город и сделал его своей столицей в 1004 г. до н.э. (2-Цар. 5:6-10).

13:31,32  Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее.
32 А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.
Повествуя о городах и жителях обследованной  территории,  отряд   разведчиков  разделился  во  мнениях.   Халев побуждал Моисея  не  останавливаться и завладеть землей - не откладывая.  Он  был  всецело  уверен, что  они  смогут  овладеть  этой  землёй.  Иисус  Навин  был  согласен  с  Халевом   об  этом  косвенно  упоминается  в  дальнейшем  (см.14:6-9)

Остальные  10  человек   были  настроены пессимистично,  дескать,  силы  неравные,  незачем  и  идти  туда.  Естественно,  мнение  большинства  имело  и  больший  вес,  всё это  расхолаживало народ,  тем  более,  что  эти  десять  не  только  отчитались  негативно,  но  и  стали  распускать  в  народе  худую  молву  об  земле,  которую  им  предлагал  Бог:  

13:33,34  И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;
34 там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их.
Худая молва  о  земле  поядающей  (на  которой  войны  не  прекращаются) распространилась  усилиями  и  стараниями   десяти – на   весь  народ.  К  чему  это  приведёт – узнаем  из  следующей  главы.

Здесь  сыны  Енаковы  названы  также  «исполинами», сравните Втор. 9:2.  Слово  «исполин»  используется  также  в Быт. 6,4  для  описания сильных и рослых людей (нефилимов), которые жили на земле до потопа  и  творили  много  зла.  
Их присутствие  до  потопа  привело  к  осуждению  допотопного  мира,  также  и присутствие  их  в  Ханаане  предрекало  близость Божиего суда над этой землей.

ЧИСЛА главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru