ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Числа -
 5 глава

ЧИСЛА главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Напоминания Израилю о необходимости быть святыми: поскольку они живут близ места обитания Бога в Святом-Святых, то и сами должны быть святы во всех отношениях, начиная от соблюдения телесной святости и заканчивая праведным образом жизни.

5:1-4 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого,
3 и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу.
4 И сделали так сыны Израилевы, и выслали их вон из стана; как говорил Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы.
Иегова повелел выслать из стана израильтян всех, кто был непригоден отражать святость Всевышнего. Согласно Моисееву завету, духовная святость общества связывалась с телесной и физической святостью его членов, а также -надлежащими отношениями между ними: послушание гласу Господа каждого израильтянина служил символом святости всего общества Израилева. Поэтому всякий, кто заболевал болезнью, делавшей израильтянина нечистым с церемониальной точки зрения, не имел права общаться не только с Богом, но и со своими соплеменниками.

В число осквернений общества Господня входили заразные кожные болезни, (не только проказа), а также любые выделения (например, обыкновенное женское, извержение семени или выделения венерических заболеваний); сюда же относилось и осквернение от прикосновения к трупу.
(Полное описание различных видов нечистоты и поведения, предписывавшегося "нечистым", имеется в толкование Лев.12-15 глав )

Закон о возмещении убытков, причинённых согрешившим (5:5-10)
5:5,6
И сказал Господь Моисею, говоря:
6 скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та,

Текст, показывающий, как определить - против человека сделан грех или против Всевышнего?
Этот стих говорит, если кто-то согрешит против человека и через это сделает преступление против Господа – будет виновен. То есть, согрешив против человека, мы согрешаем и против Бога, ибо все требования в отношении праведности - от Господа.

5:7 то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили;
Как видим, простого извинения недостаточно: если мы согрешили против ближнего и причинили ему вред, измеряемый в денежном выражении (воровство, например, или порча имущества) – то обязаны прийти к пострадавшему и не только повиниться в согрешении, но и возместить весь причинённый ущерб с процентами (плюс 20% сверх стоимости ущерба). Только тогда можно будет сказать, что грех виновного заглажен в глазах пострадавшего (для того, чтобы загладить вину и в глазах Господа, нужно было ещё принести жертву за грех и жертву повинности, подробнее см. толкование Лев. 6:1-7)

5:8 если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его;
В случае, если нет и наследника и кажется, что некому возмещать ущерб - то возникает соблазн оставить это себе. Однако Всевышний побуждает считать иначе: виновники не имеют права пользоваться тем, что задолжали, даже если на их взгляд некому возмещать ущерб. Чтобы быть достойным служителем Бога, все долги следует возвращать обязательно (Исх.21:23-25,Римл.13:8)

Если нам кажется, что долг вернуть некому – это ошибочное представление, так как даже то, что мы у кого-то отняли - принадлежало Всевышнему (Откр.4:11, Псал.49:10-12).
Ему и следует возвращать всё, что мы задолжали кому-то – плюс овна, которого требовалось принести как жертву за вину, для очищения (сравните Лев. 5:15; 6:6; 7:1-10).

В древности подобные долги возвращали священникам на их нужды.
В настоящее время их можно вернуть в виде пожертвований на дело Царства или - в виде личных усилий, направленных на поддержание интересов Всевышнего, на проповедническое служение, например (Мтф.24:14; 2Тим.2:2). В любом случае, даже если мы не задолжали ближним - пред Богом мы в любом случае - в неоплатном долгу (Римл. 5:8)

5:9,10 и всякое возношение из всех святынь сынов Израилевых, которые они приносят к священнику, ему принадлежит,
10 и посвященное кем-либо ему принадлежит; все, что даст кто священнику, ему принадлежит.

Даяния этого рода (жертва за грех и повинности) обычно шли священнику в пищу (сравните Лев. 7:6-7). Также и добровольные священные приношения, с которыми приходили израильтяне, предназначались лично священнику (Лев. 2:9-10).

Закон для ревнивых мужей (5:11-31)
Как правило, сложно найти свидетелей тому, верна ли жена мужу в его отсутствие или нет. Поэтому Бог позаботился о том, чтобы мужчина имел возможность не согрешать тем, что ревнует её без оснований.

5:11-13 И сказал Господь Моисею, говоря:
12 объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему,
13 и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена,
Этот закон действовал для ревнивых мужей, которые не были уверены в измене жены, но подозревали что-то неладное

5:14 и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, -
Причём, этот закон мог быть применим для случаев обоснованной и не обоснованной ревности.

5:15 пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;
Если мужчина подозревал свою жену в прелюбодеянии, то должен был привести ее к священнику. Поскольку возможное прелюбодеяние было грехом, следовало принести жертву за возможный грех: она состояла из ячменной муки без умащивания её елеем.

Ритуал по определению виновности жены в измене - через употребление воды, наводящей проклятье.

5:16-28 а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне,
17 и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;
18 и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, - это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.
19 И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;
20 но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, -
21 тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим;
22 и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое]. И скажет жена: аминь, аминь.
23 И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;
24 и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее.
25 И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику;
26 и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды;
27 и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем;

28 если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.
Приступая к ритуалу выявления вины, священник приводил женщину пред лице Господне (т. е. ставил ее перед скинией) и брал специальную воду, смешанную с землей с полу скинии. Затем он снимал с женщины головной убор и давал ячменное приношение ей в руки и производил манипуляции с водой в кувшине с написанием и смыванием слов проклятья в воду и т.д.

Этот ритуал может даже казаться каким-то колдовским, однако, это повеление Господа - поступать именно таким образом с женой ревнивого мужа, причём, действие воды на виновницу с внешними проявлениями могло быть вызвано сверхъестественными действиями силы святого духа, а не самой водой.
Невиновной жене нечего было опасаться: вся процедура никак бы на ней не отразилась. Виновная же в прелюбодеянии жена должна была пострадать: проклятье означало бы для неё изгнание из общины в данном случае, ибо не сказано о побивании камнями за вину прелюбодеяния - как поступали в случае, если вине прелюбодеяния находились свидетели.

5:29-31 Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,
30 или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, -
31 и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой.
.
По окончании ритуальной процедуры по определению виновности жены - муж в любом случае освобождался от ответственности: даже если жена оказывалась невинной, то его действия были оправданы чувством ревности.

ЧИСЛА главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru