ГЛАВНАЯ      ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Иисус Навин -
 8 глава

НАВИН главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Повествует о завоевании Гая, следующего города после Иерихона.

8:1 Господь сказал Иисусу: не бойся и не ужасайся; возьми с собою весь народ, способный к войне, и встав пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народ его, город его и землю его;
После того, как заслуженная кара настигла Ахана, Бог вернул Израилю Свое расположение и заверил Иисуса Навина, что при завоевании Гая Он не покинет Свой народ. Это заверение служило гарантией успешного завоевания Гая и его окрестностей.
В отличие от завоевания Иерихона - в завоевании Гая должны были участвовать все боеспособные мужчины Израиля.

8:2 сделай с Гаем и царем его то же, что сделал ты с Иерихоном и царем его, только добычу его и скот его разделите себе; сделай засаду позади города. Израилю предстояло захватить город Гай в ходе обычной военной операции, никакого сверхъестественного чуда, кроме поддержки Богом воинов Израиля и успеха операции - не ожидалось.

С жителями города Израиль должен был поступить так же, как и с жителями Иерихона: все они, от мала до велика, подлежали истреблению. Однако в отношении материальных ценностей и скота - Бог распорядился иначе: Он разрешил разделить трофеи между воинами.

Неизвестна причина такого нововведения в обращении с заклятым: возможно, так Бог пожелал поощрить тех, кто при взятии Иерихона, в отличие от Ахана, не позарился на заклятое. Но возможен и другой вариант: всё первое должно принадлежать Господу. Поскольку трофеи Иерихона были первыми трофеями земли обетованной - Бог и приказал посвятить их все до единого - в сокровищницу своего храма (скинии).

8:3-9 Иисус и весь народ, способный к войне, встал, чтобы идти к Гаю, и выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых и послал их ночью,
4 и дал им приказание и сказал: смотрите, вы будете составлять засаду у города позади города; не отходите далеко от города и будьте все готовы;
5 а я и весь народ, который со мною, подойдем к городу; и когда [жители Гая] выступят против нас, как и прежде, то мы побежим от них;
6 они пойдут за нами, так что мы отвлечем их от города; ибо они скажут: "бегут от нас, как и прежде"; когда мы побежим от них,
7 тогда вы встаньте из засады и завладейте городом, и Господь Бог ваш предаст его в руки ваши;
8 когда возьмете город, зажгите город огнем, по слову Господню сделайте; смотрите, я повелеваю вам.
9 Таким образом послал их Иисус, и они пошли в засаду и засели между Вефилем и между Гаем, с западной стороны Гая; а Иисус в ту ночь ночевал среди народа.
Несмотря на заверение Бога в успешном завоевании Гая, тем не менее, завоевать этот город предстояло самим воинам, приложив личные усилия и усердие. Поэтому Иисус Навин разработал определённую стратегию захвата Гая: с засадой из 30 000 человек и отвлекающим маневром при участи остальных воинов. Наличие множества скал в окрестностях города позволяло надежно укрыться большому числу людей, посланных для засады.

8:10-13 Встав рано поутру, Иисус осмотрел народ, и пошел он и старейшины Израилевы впереди народа к Гаю;
11 и весь народ, способный к войне, который был с ним, пошел, приблизился и подошел к городу,
12 и поставил стан с северной стороны Гая, а между ним и Гаем была долина. Потом взял он около пяти тысяч человек и посадил их в засаде между Вефилем и Гаем, с западной стороны города.
13 И народ расположил весь стан, который был с северной стороны города, так, что задняя часть была с западной стороны города. И пришел Иисус в ту ночь на средину долины.
Вторая группа войск в составе командиров расположилась лагерем на виду у жителей Гая - в межгорной долине с северной стороны города. Их задачей было выманить защитников Гая из города. Ещё одна группа воинов (5000) была размещена для засады с запада: между Вефилем и Гаем, чтобы в случае чего не пропустить на помощь защитникам города возможные подкрепления из Вефиля.
 
8:14-17 Когда увидел это царь Гайский, тотчас с жителями города, встав рано, выступил против Израиля на сражение, он и весь народ его, на назначенное место пред равниною; а он не знал, что для него есть засада позади города.
15 Иисус и весь Израиль, будто пораженные ими, побежали к пустыне;
16 а они кликнули весь народ, который был в городе, чтобы преследовать их, и, преследуя Иисуса, отдалились от города;
17 в Гае и Вефиле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем; и город свой они оставили отворенным, преследуя Израиля.
Стратегический замысел Иисуса по выманиванию из крепости города его защитников - успешно воплотился в жизнь. В результате спланированной военной операции не только Гай, но и Вефиль были опустошены от войск, а ворота - открыты: все боеспособные жители этих городов бросились преследовать воинов Израиля, выманивающих их в погоне за собою.

8:18-22 Тогда Господь сказал Иисусу: простри копье, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои. Иисус простер копье, которое было в его руке, к городу.
19 Сидевшие в засаде тотчас встали с места своего и побежали, как скоро он простер руку свою, вошли в город и взяли его и тотчас зажгли город огнем.
20 Жители Гая, оглянувшись назад, увидели, что дым от города восходил к небу. И не было для них места, куда бы бежать - ни туда, ни сюда; ибо народ, бежавший к пустыне, обратился на преследователей.
21 Иисус и весь Израиль, увидев, что сидевшие в засаде взяли город, и дым от города восходил [к небу], возвратились и стали поражать жителей Гая;
22 а те из города вышли навстречу им, так что они находились в средине между Израильтянами, [из которых] одни были с той стороны, а другие с другой; так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего;
Как только боеспособное население покинуло города Гай и Вефиль - Бог велел Иисусу Навину протянуть своё копьё вперёд: видимо, отчасти это был условный знак для сидевших в засаде воинов, а отчасти - условие Бога для достижения полной победы: ниже сказано о том, что Навин не должен был опускать копьё на протяжении всего времени завоевания Гая (см. текст 26).
В результате военной операции Гай был захвачен Израилем и зажжён огнём.

Естественно, жителей Гая и Вефиля, гнавшихся за израильтянами, охватил ужас: они оказались в плотном кольце окружения, и в конечном итоге - все до единого были истреблены.

8:23-29 а царя Гайского взяли живого и привели его к Иисусу.
24 Когда Израильтяне перебили всех жителей Гая на поле, в пустыне, куда они преследовали их, и когда все они до последнего пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его острием меча.
25 Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч.
26 Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая;
27 только скот и добычу города сего [сыны] Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое [Господь] сказал Иисусу.
28 И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня;
29 а царя Гайского повесил на дереве, до вечера; по захождении же солнца приказал Иисус, и сняли труп его с дерева, и бросили его у ворот городских, и набросали над ним большую груду камней, [которая уцелела] даже до сего дня.
Уничтожив всех жителей Гая, бывших на поле, все израильтяне вошли в город и истребили оставшихся жителей, всего убитых было 12 000 человек, а сам город обратили в груду развалин.
Иисус держал копьё на вытянутой руке - до полной победы: Израиль должен был понимать, что победа одержана благодаря помощи Всевышнего - несмотря на то, что и сами они приняли личное участие в захвате Гая.

Царь же Гая был повешен на древе: видимо, сначала его убили, а его труп до вечера был вывешен на древе в качестве демонстрации Божьего проклятья, после чего - захоронен под грудой камней. Именно так поступали в Израиле с проклятыми Богом людьми (Второз.21:22,23).

8:30,31 Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал,
31 как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева, - жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу и совершили жертвы мирные.
Иисус поступил, как заповедал Моисей (Втор. 27:1-8): на жертвеннике совершили всесожжение и мирные жертвоприношения в благодарность благоволения Бога к Израилю.

8:32 И написал [Иисус] там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми.
На камнях, вынесенных со дна Иордана и установленных на горе Гевал, Иисус по заповеди Моисея написал слова закона Моисеева. Не указывается, какая именно часть Закона была там запечатлена, возможно Десятисловие или главы по части закона - из книги "Второзаконие". Важно, что Иисус выполнил наставления Моисея.

8:33-35 Весь Израиль, старейшины его и надзиратели [его] и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников [и] левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев.
34 И потом прочитал [Иисус] все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона;
35 из всего, что Моисей заповедал [Иисусу], не было [ни одного] слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них.
Иисус выполнил и третье повеление Моисея: он выстроил народ у гор благословения (Гаризим) и проклятья (Гевал, Второз.11:29) и соблюл процедуру произнесения народом проклятия и благословения. Когда одно за другим зачитывались проклятия закона - народ говорил "Аминь!" со склонов горы Гевал. А когда зачитывались благословения, народ говорил "Аминь!" со склонов горы Гаризим (Второз. 11:29; 27:12-26).

И.Навин позаботился о духовном благополучии народа Бога и о том, чтобы они не забывали заповедей Бога, сохраняющих их жизнь. Он прочитал все слова закона Бога - всему народу, включая пришельцев, женщин и детей, которые могли понимать (ср.Неем.8:2).

Начиная с этого момента, история Израиля полностью зависела от соблюдения Закона, прочитанного во всеуслышание Иисусом Навином.
Когда они повиновались Всевышнему, то получали благословения. Не повиновались - обрекали себя на трудности наказания.
      

НАВИН главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24




ПИШИТЕ НАМ:    Jwanswers@mail.ru