ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

  - Книга Судей Израилевых -
  5 глава

СУДЬИ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Совместная песнь пророчицы Деворы и военачальника Израиля Варака по поводу победы Израиля над войском Сисары и - освобождения от ига Хананеев.

5:1,2 В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами:
2 Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа!
Начало песни призывает славить Господа за помощь в избавлении Израиля от угнетателей.

5:3,4 Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву.
4 Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду;
Сеир - это главный горный хребет, протянувшийся через Едом, откуда начинались многие завоевательные походы Израиля (Втор. 33:2). От имени Бога Девора говорит о том, что Он предстает здесь в облике могучего Воина, идущего впереди Своего народа.

Для разгрома войска Сисары Бог вызвал землетрясение, грозу и ливень. Поскольку за эти стихии у язычников отвечает Ваал – уничтожив войско Сисары стихиями, Бог тем самым, посрамил ложную веру в языческого бога Ваала: их «бог» не справился с натиском Бога Израилева.

5:5,6 горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева.
6 Во дни Самегара, сына Анафова, во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами.
Недобросовестные начальствующие Израиля довели землю обетованную до состояния разрухи, дороги были заброшены, путешествовать по ним стало небезопасно из-за хананеев-разбойников. Защитить народ от них было некому. Так было во времена Иаили: то есть, до момента, когда Сам Бог как Воин решил идти впереди Израиля, и помог Иаили уничтожить противника. (ст. 4,5).

5:7 Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле.
Поскольку начальствующие именитые мужи разорили Израиль и не смогли обеспечить процветание своей стране – пришлось Богу действовать через женщину и поставить её во главе Израиля, и это было бесчестием для мужского населения Израиля. Девора стала матерью Израиля, возрождая эту страну из разорения и освобождая её от врагов.

5:8 Избрали новых богов, от того война у ворот. Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля?
Девора указывает на причину такого плачевного состояния Израиля: потому их постигли все эти беды, что Израиль впал в идолопоклонство. Беды в Израиле – это следствие их согрешения и отступления от Бога своего в сторону ложных «богов».

5:9,10 Сердце мое к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа!
10 Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по дороге, пойте песнь!
Все представители знати в Израиле ездили верхом на белых ослах. К ним, к представителям знати - богатым "вельможам" и "начальникам" Израиля - обращается Девора с призывом, чтобы они прославили Бога. Но не только к ним: к ходящим по дорогам - тоже. Это - бедняки. Как богатым, так и бедным следует воспеть хвалу Иегове за победу над врагом Израиля.
Начальствующие – ревнители в народе: они обязаны ревностно защищать благополучие народа. А вместо этого – увлеклись идолопоклонством. Но теперь всё худшее позади, и у них есть возможность прославлять Бога не только устами в песнях хвалы, но и праведными делами.

5:11 Среди голосов собирающих стада при колодезях, там да воспоют хвалу Господу, хвалу вождям Израиля! Тогда выступил ко вратам народ Господень.
Если вожди праведные – тем прославляется Господь процветающим народом, у которого есть и скот, и колодцы (отсутствие оных – это признак разорения и бедственного положения). Народ Бога процветает при праведных вождях, можно сказать, что Бог при вратах Израиля – в такие моменты его истории.

5:12 Воспряни, воспряни, Девора! воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! и веди пленников твоих, сын Авиноамов!
Девора и Варак обращаются с воззванием к народу.

5:13-15 Тогда немногим из сильных подчинил Он народ; Господь подчинил мне храбрых. 14 От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика; за тобою Вениамин, среди народа твоего; от Махира шли начальники, и от Завулона владеющие тростью писца. 15 И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший. В племенах Рувимовых большое разногласие.
Разногласие в племенах Рувимовых не дало возможности призвать это колено к освобождению Израиля от ига хананеев. Поэтому в освобождении Израиля от хананеев приняли участие другие колена. В те времена, как видим, единства между коленами Израиля – не наблюдалось.

5:16-18 Что сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад? В племенах Рувимовых большое разногласие. 17 Галаад живет [спокойно] за Иорданом, и Дану чего бояться с кораблями? Асир сидит на берегу моря и у пристаней своих живет спокойно. 18 Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть, и Неффалим - на высотах поля.
Девора показывает, насколько по-разному разные колена Израиля отнеслись к воззванию сбросить иго хананеев. Ефрем, Вениамин, Манассия (западная часть его, названная по имени старшего рода колена Махировым, И. Нав. 17I:1-2), Завулон, Неффалим и Иссахар – эти колена откликнулись на призыв. А заиорданские колена – Рувим, восточная часть Манассии (Галаад), Асир и Дан – продолжали заниматься своими делами, как ни в чём ни бывало.

5:19-21 Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра.
20 С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою.
21 Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!
Здесь поэтической метафорой описано чудо поражения Сисары, словно с ним сражались даже звёзды – ради победы Израиля. Города Таанах, Мегиддон, возле которых происходило сражение Израиля с Сисарой, находились в близи потока Кисон.

5:22 Тогда ломались копыта конские от побега, от побега сильных его.
Так метафорично описано поражение железных колесниц войска Сисары и бегство Хананеев: «сильные» воины Сисары настолько стремительно удирали на колесницах, что копыта лошадей не выдерживали такой скорости.

5:23 Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми.
Какой-то из городов, не пришедший на помощь воинам Израиля, был проклят Богом (неизвестно, что это за город). Это проклятие передано Деворе через Ангела Божьего.

5:24-27 Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!
25 Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего. 26 [Левую] руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его. 27 К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный.
Девора восхваляет Иаиль, жену Хевера Кенеянина, потомка тестя Моисеева - за убиение Сисары: честь уничтожить врага Израиля выпала, во-первых, женщине. А во-вторых – представительнице другого народа, не Израиля. Так Бог показал, что положение в Израиле на тот момент было столь плачевным в глазах Бога, что кенеи снискали в Его глазах бОльшее одобрение, нежели Его народ.

5:28-30 В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесниц его?
29 Умные из ее женщин отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои: 30 верно, они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина, в добычу полученная разноцветная [одежда] Сисаре, полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
В отличие от «матери Израиля» Деворы, возрождающей своих детей к новой и лучшей жизни – надежды матери Сисары - мучительные и напрасные: ни своего сына, ни богатой добычи - она не дождётся.

5:31 Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его [да] [будут] как солнце, восходящее во всей силе своей! - И покоилась земля сорок лет.
Заканчивается песня утверждением о том, что всех врагов Господа ожидает погибель, а любящих Его - прославление.
После победы над хананеями, при судье Деворе Израиль сорок лет жил благополучно.

СУДЬИ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru