1 по 7 стихи раскрывают
подробности о приходе Христа.
9:1
Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но
последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею
языческую.
Прежнее время умалило землю Завулонову и Нефаллимову - речь
идет о том, что со времен Соломона, подарившего 20 городов Хираму,
царю Тирскому до времен правления Факея, израильского царя, земля
Завулона и Неффалима была умалена, так как ее местное население было
вынуждено жить в среде язычников.
При Факее уделы Завулона и Неффалима были завоеваны ассирийским
царем Феглаффелласаром (2 Цар. 15:20; 4 Цар.15:29). Позже потомки
израильтян из этих колен и других были возвращены в эти земли.
Но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну,
Галилею языческую - служение Иисуса Христа началось у границ
Завулона и Неффалима (Мтф. 4:13-17) и проходило по приморскому пути.
Далласк:
Приморский путь вел за реку Иордан; так называлась дорога, которая
шла по западному берегу Тивериадского (Галилейского) моря и
пересекала весь указанный регион.
Из этой
области были найдены ученики Христу, простые ничем не примечательные
рыбаки (Мтф. 4:18, Ин.7:52)
9:2
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране
тени смертной свет воссияет.
Благодаря приходу Христа и его деятельности, народ Иудеи и Самарии
смог увидеть правильный взгляд на вещи - с точки зрения Иеговы,
научиться истинной праведности от закона Иеговы по духу и принять
Мессию, благодаря которому возможно стало спастись и попасть в
будущее Царство Бога (Мтф.4:14-16).
Свет пришел к ним в виде Мессии, просветившего их светом истины, а
также дал надежду на избавление от рабства греха и смерти (показал
выход из страны смертной тени, Пс. 106:10-14).
Закон Моисеев не освобождал израильтян от рабства греха и смерти, он
никак не мог привести к Богу и исцелить их раны, для этого
требовалась искупительная жертва Христа. И, благодаря приходу этого
света, израильтяне имели возможность выйти из рабства греха и смерти
и достичь истинного спасения, прообразом чему был выход из
египетского рабства.
9:3
Ты умножишь народ,
увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся
во время жатвы, как радуются при разделе добычи.
4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость
притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
Здесь пророчество о многочисленном народе будущего (духовном
«Израиле» - христианах), которым станут все племена земные,
поверившие в искупительную жертву Христа (Откр.7:9).
Его веселье будет велико, так как он выйдет из рабства греха и
смерти.
Во времена угнетения мадианитянами израильтяне жили в пещерах,
терпели постоянные нашествия от врагов, притеснения, голод и холод
(Суд.1:1-6). Также во времена века сего в державе «смерти» - весь
народ Бога терпит трудности рабства греха и власти дьявола в мире,
из-за чего также испытывает лишения, притеснения и страдания
(2Тим.3:12). Но «трость» (жезл власти) поработителя века сего будет
сокрушена Христом (Откр.12:9,10; 20:1,2; 7-10).
9:5
Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью,
будут отданы на сожжение, в пищу огню.
Здесь показывается причина ликования народа Иеговы будущего: после
уничтожения всех нечестивцев («мадианитян»), вовеки больше не
понадобится ни обувь, ни одежда воинов, так как угроза военных
действий будет навеки устранена (Пс 45:10)
9:6
Ибо младенец родился
нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
Это пророчество говорит о приходе на Землю Иисуса Христа, сына Бога.
владычество на раменах (плечах)
его – сын Иеговы, Иисус Христос, посланный для спасения
народов. В будущем мире Бога он станет правителем Земли (1
Кор.15:28). Разные имена, которые ему дадут, покажут его различные
действия, которыми он исполнит волю Иеговы.
чудный -
он сотворит чудеса силою Иеговы и его прозовут чудотворцем;
советник
- станет мудростью Божией, своею жизнь показав истинную премудрость
жить по заповедям и принципам Иеговы;
Бог крепкий –
явит собой крепость Бога, могущество Иеговы, лишит силы державу
дьявола (Евр 2:14), а также уничтожит дьявола и его семя в
окончательной битве (Быт 3:15).
Отец вечности
- для всех землян откроет дверь к вечной жизни и, таким образом,
станет им отцом, выкупившим их из рабства греха и смерти.
князь мира
- примирит с Богом всех людей (Еф 2:14-18).
9:7
Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в
царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою
отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
Здесь предсказано, что власть царства Божьего вовеки не прекратится.
Христос с помощью силы свыше утвердит и укрепит власть Иеговы на
Земле навеки (1 Кор.15:24-28).
Далее идут стихи по отступничеству народа Бога от Иеговы: судя по
повествованию, это пророчество сказано до завоевания Ассирией
северного царства Израиль - во времена набегов на Израиль
филистимлян и сириян, врагов Рецина:
9:8
Слово посылает
Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля,
Слово Иеговы посылается не только израильтянам, но и иудеям, так как
и они виноваты перед Богом в идолопоклонстве.
Сначала Исаие дано пророчество на северное царство Израиль:
9:9
чтобы знал весь
народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным
сердцем говорят:
10 кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены -
заменим их кедрами.
Бог желает донести до непокорных израильтян, что их гордость и
надменность до добра не доведет. Несмотря на наказание от Иеговы
(возможно, экономические проблемы, вызванные засухой и голодом,
подобные событиям во время пророчествования Илии), - израильтяне не
вразумляются.
Они не размышляли над происходящим и не хотели видеть, что пришло
время утраты величия Израиля. Их беспечность и уверенность в
благоприятном исходе не колебалась даже «при падении кирпичей и
недостатке сикоморов» (пропало это – не беда, найдём, чем заменить).
Бог указывает на бич, которым Он воспользуется против Израиля:
9:11
И воздвигнет Господь
против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит:
12 Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать
Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука
Его еще простерта.
Враги Рецина - это или другие сирияне (Рецин царствовал не над всей
Сирией), или - государства Месопотамии. Они и филистимляне будут
притеснять Израиль с обеих сторон. Но и это еще не конец наказанию
10-коленного Израиля: эти «удары» он не воспримет (народ Сев.
Израиля не исправится):
9:13
Но народ не
обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.
В результате таких мероприятий народ Израилев все равно не обратится
к своему Богу Иегове, поэтому Ему придется прибегнуть к другим
способам вразумления:
9:14
И отсечет
Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день:
15 старец и знатный, - это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.
Отсекание головы и хвоста в Израиле - это гибель вождей
народа Израилева и их прихвостней (помощников): правительственных
особ в Израиле и лжепророков.
Пальма - это образ правителей народа Иеговы, царей
приветствовали пальмовыми ветвями.
Трость - это тростник или камыш, символ поданных Израиля.
То есть здесь предсказывается исчезновение Израиля, как государства,
с лица земли. Произошло это с помощью Ассирии, «бича» Божьего
(Ис.10:5).
Далее Бог через Исаию говорит Израилю уже прямым текстом, что и
вожди Израиля (цари, князья и лжепророки), и водимые ими (народ
Израилев) погибнут (большая часть северного царства была истреблена,
остальные были уведены в плен):
9:16
И вожди сего народа
введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.
Почему, кроме главарей, непосредственно виноватых в доведении народа
Иеговы до идолопоклонства, - пострадает и сам народ? Потому, что они
пошли на поводу у своих начальствующих, стали сами поклоняться
тельцам и Ваалам. Они (народ) могли отвергнуть такое руководство и
поклоняться Иегове правильно, но не сделали этого, поэтому и сами
пострадают (по принципу – если слепой учитель ведёт за собой слепой
народ, то все вместе упадут в яму наказания, Мтф.15:14).
9:17
Поэтому о юношах его
не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все
они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем
этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Духовное разложение общества Израилева проникло в самые глубины
(дошло до вдов и сирот). То есть, к тем слабым, кто по причине
притеснения должен был бы больше уповать на Бога, чем сильные.
Всё общество Сев. Израиля стало злодеями (лицемерами, выглядят, как
служители Иеговы, а поклоняются идолам).Однако, наказанию от Бога -
еще не конец.
До того, как произойдет окончательное истребление Сев. Израиля,
произойдут печальные события по образному "поеданию" своих братьев
(об этом далее в стихе 20).
9:18
Ибо беззаконие, как
огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает
в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.
Пророк описывает, что беззаконие израильтян подобно разбушевавшемуся
пожару, который губит всё на своём пути - без разбора. Так и Израиль
будет «пожран» своими же собственными беззакониями (пострадает из-за
своей вины).
9:19
Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею
огня; не пощадит человек брата своего.
В результате отпадения от Иеговы в среде израильтян возникнут
разделения, да такие, что это приведет к вражде между братскими
племенами (коленами)
9:20
И будут резать по
правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не
будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
21 Манассия - Ефрема, и Ефрем - Манассию, оба вместе - Иуду. При
всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Братоубийственная война разгорится из-за притязаний на престол
Израилев со стороны обоих колен: Манассии и Ефрема. Но и это еще не
конец. Пусть не думает Иудея, что она спасется от гнева Иеговы, весь
Израиль также ополчится и на Иуду, так как и Иудея отпала от Иеговы.
Но даже и эти события - это еще не конец гнева Иеговы, Иудее еще
предстоит пострадать от бича - Ассура (об этом далее). |