ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Исаия -
 5 глава

ИСАИЯ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Поэтическая притча-пророчество о винограднике Иеговы. Использованы комментарии женевской библии.
 
5:1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,
2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

Исаия начинает воспевать о любви Иеговы (любимого друга Исаии) к винограднику.
Глубокая любовь и забота Бога о винограднике своем выразились в том, что он посадил его на вершине утучненной горы, то есть богатой в буквальном и духовном плане (Земля обетованная была чрезвычайно плодородной, Чис 13:24,28, Бог также в духовном смысле их очень хорошо «питал»).
Забота также была видна в том, что виноградник был защищен оградою от зверей (Иегова защищал Израильтян от язычников).

Очистил от камней почву
- то есть, сделал все, чтобы сердца израильтян смогли воспринять слово Иеговы.
Насадил отборные виноградные лозы - то есть, в духовном плане дал им возможность правильно формироваться благодаря тому, что от рождения они были избранным Божьим народом, отборной лозой из всех диких кустарников и лоз.
Построил сторожевую башню - храм Иеговы с помазанным священством для защиты Израиля от духовной опасности. Дал духовных и буквальных сторожей (Иез 33гл).
Выкопал точило в нем - ёмкость для сбора виноградного сока. То есть, Бог дал возможность радоваться Израилю плодами своего труда и тем, что они являются служителями Иеговы.
Таким описанием отношения Бога к Своему народу показаны все усилия, которые Он предпринял для того, чтобы Его народ ни в чем не нуждался.

5:3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.
Далее Иегова обращается к руководителям народа Иеговы (мужам Иуды) и другим начальствующим - обитателям всего Иерусалима, иронично прося их поразмышлять и рассудить, кто из них прав:
виноградари (то есть, они сами - земледельцы, образно нанятые Богом для духовного воспитания всего народа Иеговы) или Владелец виноградника?

5:4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
Чего же не хватало жителям Израиля для правильного духовного развития (созревания)? Что ещё следовало сделать Израилю, чтобы они были благодарны Иегове? (и это при том, что Иегова им дал все необходимое для духовного и буквального благополучия).
 
Почему при таких громадных усилиях, при такой любви и заботе со стороны Бога, израильтяне оказались неблагодарными ему?
Почему не принесли ожидаемых плодов Богу?

5:5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,
Так как народ (виноградник) сам не хочет такой заботы и опеки со стороны Иеговы, так как они отвергают все его усилия по возделыванию духовной земли (сердец израильтян) - то и Он больше не станет защищать их от диких зверей (предсказано грядущее нападение язычников).

5:6 и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
В результате того, что Бог отнимет свою защиту и перестанет опекать Израиль, неблагодарные иудеи почувствуют на себе все последствия: ни дождя не будет у них, ни плодов больше не будет. (Втор. 28гл)

5:7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; [ждал] правды, и вот - вопль.
Иегова раскрывает смысл притчи о негодном винограднике. Весь Израиль по плоти – это виноградник, все израильтяне уклонились от Иеговы.
Мужи Иуды, то есть правители Иерусалима, столицы Иудеи, от кого был обещан Христос (Быт.49:9,10) - его любимое насаждение. Бог их любил более остальных (больше уделял внимания), так как на мужах Иуды, от которых происходили князья и цари престола Иеговы, лежала ответственность правильно воспитывать весь народ Иеговы (они названы образно «Иерусалимом»).

Однако, несмотря на то, что Бог позаботился о благополучии мужей Иуды и их правильном духовном формировании - они приносили не угодные Богу плоды (дикий «виноград» – вместо окультуренного), в том числе - несправедливое правление, от чего весь Израиль запятнан кровью невинной. Вместо правосудия - кровопролитие, вместо торжества правды - вопль обиженных и обездоленных доносится до Иеговы.

Далее Бог уточняет, в чем же виновны пред Владельцем «виноградника» - «виноградари» (правители) и сам виноград (народ Бога).

5:8-10 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
9 В уши мои [сказал] Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей;
Здесь показана проблема притеснения ближних.
В противность закону Иеговы не нарушать границ земельных наделов, которые дал Бог каждому колену и семейству в сельской местности, нечестивые израильтяне (главным образом, руководители, богатые и знатные) осмеливались притеснять своих бедных сородичей, отнимая у них наследственное владение (Чис.33:54, Втор19:14, Прит.23:10)

Вместо того, чтобы возвращать законному владельцу его земельный удел в юбилейный год, они присваивали себе участки, оставляя самые беззащитные слои населения без своих наделов (3 Цар. 21гл).

Бог устами пророка обещает, что все притеснители будут наказаны (не будут пользоваться плодами своих трудов, как бы ни надеялись за захваченные наследия). Дома, которые они построят на захваченных землях, останутся пустыми (иудеи будут уведены в плен Вавилона).

10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу - благословение в виде обильных урожаев будет отнято у них: тот урожай садов, который собирали с одного участка - еле-еле наберут с 10-ти, а пшеницы – и того меньше: посеют хомер (ок. 195 л.), а соберут ефу (ок.30 л.). Здесь – предсказание на то, что почти все посеянное беззаконным народом Бога сгниёт в земле (Втор. 28:23,24).

5:11,12 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином;
12 и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.
Здесь показана проблема праздного образа жизни и пьянства в народе Иеговы.
Этот порок широко распространился среди всего народа, руководства – в первую очередь (пиры и безделье, не думают об угождении Богу).

Чрезмерная приземлённость (Ис.5:8-12), увлечённость земными радостями бытия (разными материальными приобретениями, увеселительными мероприятиями и т.д.) - для служителей Иеговы всех времён являются помехой в духовном развитии. Почему? Потому, что порочность, «сокрытая» во всех потомках Адама в виде греховной наследственности, увлекает человека этим настолько, что незаметно может превратить его в азартного накопителя земных радостей, уводя за грань правильного и разумного.
Лишь увлечённость делом Божиим и желание становиться праведниками – это единственный вид «азарта», который приносит благо имеющим его.

5:13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.
За вышеперечисленные пороки будут наказаны не только руководители, но и пострадает весь народ Иеговы, пустившийся в беззакониях вслед за своими начальствующими. Вместо утопания в роскоши – все "сливки" общества Израилева испытают на себе голод и жажду.

5:14 За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет [туда] слава их и богатство их, и шум их и [все], что веселит их.
Преисподняя – могилы – расширят свои границы (много будет погибших). Канет в бездну и все то, на что надеялись эти израильтяне: почет и слава в народе Иеговы, а также всё, что доставляет им радость - все музыканты (оркестры их прислужников), источники их вина и радости (Иоиль 1:5).

5:15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут;
Только в момент потери своего возвышенного положения у богатых и начальствующих из народа Бога появится шанс исправиться. В момент своего падения многие обращаются к Иегове и смиряются пред Ним, преклоняются, почему Иегова и допускает нападение язычников на народ Божий (это бедствие помогает им осознать всю тяжесть их греха).

Например, Манассия, царь иудейский, проливавший кровь невинных много лет, только после пленения язычниками и тяжести положения смог увидеть всю глубину своего падения перед Иеговой и исправиться (2Пар. 33:9-13).

В момент, когда все высокие и превознесенные лишатся своих высот и привычного положения "богов" в народе Бога, творящих все, что им заблагорассудится, - тогда они увидят, Кто на самом деле высок (пророки Бога были правы, предупреждая их о гневе Всевышнего):

5:16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.
Наказание беззаконного народа Бога покажет всему миру, что только Иегова – высок и праведен в Своём суде, только Он – свят и справедлив (хотя Его имя бесславят Его же служители).

5:17И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.
Предсказание времени, когда стада скота Израиля будут скитаться без хозяев и пастухов, а вавилоняне захватят всё, чему радовались зажиточная аристократия Иерусалима – и дома их, и пажити их, и нивы их, и виноградники, и сады. Исполнилось это предсказание, когда Навух-р сжёг Иерусалим, всех богатых и знатных увёл в плен, а на земле оставило лишь бедняков.

5:18,19 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными;
18 Взгляни на этих людей: они тащат на себе свою вину и грехи, как тянут повозки на верёвках (Всемирный).
19 которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!"
Здесь показаны проблемы распространения насмешников и ругателей, сомневающихся в наказании от Иеговы и уверенных в своей безнаказанности. Дескать, вот пусть сначала это сбудется, и тогда мы увидим, что Бог говорит правду.
Этим они как бы приближают (ускоряют) наказание себе, так как утяжеляют свои грехи еще и неверием в Божьи суды.

5:20,21 Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

Здесь показана проблема неспособности израильтян отличать зло от добра – при уверенности в собственной мудрости.
Самодовольство, самоуверенность и гордыня – это следующие пороки, поразившие весь народ Бога.
Увлечение вышеперечисленными пороками «ослепила» их, они уже не считали свои согрешения пред Богом - чем-то постыдным (Соф.1:12).

Даже при нашествии врагов они предпочитали надеяться на свои силы и своих политических союзников (Египет во времена вавилонского нашествия или Ассирию - при нашествии сириян и филистимлян) – вместо того, чтобы смиренно обратиться к своему Богу.

5:22,23 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток,
23 которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

Здесь – проблема нечестивого судейства: судьи стали взяточниками и любителями выпить горячительные напитки, что уподобляет их пьяницам.
Сравните принципы Бога:
4 Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру,
5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.
(Прит.31:4,5)

В результате помутнения рассудка судей, поставленных следить за исполнением законов Божьих в Иудее – все бедняки, кто не мог набить кошельки судей-взяточников, страдали от своих притеснителей.
Таким образом, князья и судьи, имея власть, приносят честь и мораль - в жертву пьянству и попирают права тех, кто зависит от них.

За все эти преступления, Бог обещает наказать свой народ:

5:24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.
Наказание от Бога выразится нечестивцам в том, что они потеряют все свое нажитое имущество, здоровье и свободу, положение в народе Бога и свое будущее.

Цвет их - то есть весь их внешний блеск и приобретения в веке сем, их богатство - слава человеческая исчезнет (1 Пет. 1:24).
Истлеет корень их - показывает, что у них нет будущего в миропорядке Бога. Образно, их корни, которыми они могли бы зацепиться в земле Обетованной и возродиться с воскресением из мертвых - отомрут полностью, так как оказались порочными. Бог вычеркнет из книги жизни всех, кто презирает Его слово, донесенное до них через пророков; грешит и не раскаивается (Прит 12:3; Пс 51:7).

5:25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.
Велик будет гнев Иеговы на народ сей: иудеев ожидает меч язычников, и трупы нечестивого народа в великом множестве наполнят землю Израилеву, словно навоз, не будут даже похоронены (Соф. 1:17; Иер 16:4; Втор 28:24,26). Разрушительные нашествия на Иуду начались при Ахазе и Езекии, завершились при Иоакиме (4 Цар 24:2). Но и этим гнев не закончится (рука Его еще будет простерта):

5:26-29 И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет;
27 не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его;
28 стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь;
29 рев его - как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет.

Здесь пророк описывает орудие продолжения наказания: очень далекий от Иуды народ, весьма сильный и очень воинственный. Успех этому народу принесет сам Иегова - да такой, что никакие попытки иудеев остановить врага не будут успешными.

Поведение новых врагов подобно сильному льву, хватающему свою добычу. И то, что эту добычу никто из людей не отнимет, говорит об очень сильных челюстях, которые под силу сломить только Богу (Авв.1:8, Втор. 28:49, Иер. 4:7, 5:16).

Так пророк описывает нашествие царя Вавилонского, пришедшего от крайнего севера и завоевавшего народ Божий. Войско его настолько было непобедимым, что, как ни пытался народ Иеговы остановить его, сколько ни заключал союзов против Вавилона - все они оказались безуспешными.

Но и это еще не все. Для народа Иеговы перед Армагедоном также ожидается нашествие весьма дальнего народа, не знающего Иегову. От крайнего севера придет этот народ, безжалостный к духовным израильтянам. Несмотря на тщетные попытки противостоять ему и застать его врасплох, народ Бога потерпит поражение в этой борьбе. Потому что Иегова не с ними. ( Дан 7, Дан 11:40-45,Иез 38:1,2)

5:30 И заревет на него (на нечестивый Израиль) в тот день как бы рев [разъяренного] моря; и взглянет он на землю, и вот - тьма, горе, и свет померк в облаках.
В день Иеговы, когда придет наказание от этого лютого «зверя» Вавилона - рёв его будет для нечестивого народа Иеговы – как рёв шторма на море; и для всего народа наступят весьма мрачные времена (тьма, горе, и свет померк в облаках для Иуд, см. также Иер.4:23-28).

Все это явится наказанием за грехи народа Иеговы, впавшего в идолопоклонство. Предотвратить это бедствие было невозможно, так как сами израильтяне приближали к себе этот день, отвергая пророков, посылаемых Богом.

ИСАИЯ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru