ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Осия -
 10 глава

ОСИЯ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

В этой главе Осия говорит о народе сев. Израиля и Боге, объясняя, что негативному отношению Бога к Израилю есть веские причины: их увлечение идолопоклонством. Осия предсказывает захват Сев. Израиля Ассирией и падение царя Израильского – в качестве наказания за отступничество.

10:1 Израиль - ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры.
Пророк показывает суть порочности жителей Сев. Израиля, это – неблагодарность. Чем больше благословений изливает Иегова на Свой образный «ветвистый виноградник» («умножая плод» его) – тем больше проявляется их неблагодарность:
вместо того, чтобы благодарить своего Бога, они увеличивают почести и жертвенные приношения идолам, приписывая благословения языческим богам (ср. Иер.7:18,19).

10:2 Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны: Он разрушит жертвенники их, сокрушит кумиры их.
Израиль не предан Иегове всем сердцем, но разделяет свою любовь между Им и Ваалом, в итоге – хромает на «оба колена» (3Цар.18:21). За нежелание избавиться от идолов в сердце и целиком полагаться только на Иегову – Сев. Израиль будет наказан.

10:3 Теперь они говорят: "нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, - что он нам сделает?"
ПНМ: "Нет у нас царя, потому что мы не боялись Иегову. Да и что для нас сделает царь?
Пророческое вИдение Осии во времени, когда Сев.Израиль останется без царя в столице (Самарии). Тогда израильтяне станут сетовать, что они наказаны и теперь остались без царя - понимая при этом, что, если они наказаны Иеговой из-за того, что не убоялись Его, то и царь в Самарии не смог бы отвратить от них это наказание.

10:4 Говорят слова [пустые], клянутся ложно, заключают союзы; за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля.
Легкомыслие, безответственность и не подкреплённые словом Иеговы лживые заверения– стали основой нравственного климата в Сев. Израиле. Вместо того, чтобы обращаться за помощью к своему Богу, они ищут помощи у чужеземных народов, заключая с ними политические союзы и рассчитывая на помощь языческих «богов».

Преступления народа подобны ядовитой траве на бороздах поля, которая распространяется и на всё поле, отравляя ниву.

10:5,6 За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нем народ его, и жрецы его, радовавшиеся о нем, будут плакать о славе его, потому что она отойдет от него.6 И сам он отнесен будет в Ассирию, в дар царю Иареву; постыжен будет Ефрем, и посрамится Израиль от замысла своего.
Когда приговор Бога над беззаконным народом будет приведён в исполнение, в столице Сев. Израиля (Самарии) вострепещут от страха перед грядущим бедствием со стороны Ассирии.

Телец, на помощь которого рассчитывали жрецы его, и сам будет захвачен ассирийцами. Великое посрамление испытает народ Израиля, когда убедится, что их «боги» - ничто и почитали они их- совершенно напрасно. Все их замыслы по спасению от бедствия, заключая политические союзы – потерпят крах.

10:7 Исчезнет в Самарии царь ее, как пена на поверхности воды.
Как пена стремительно исчезает с поверхности воды, так же стремительно падёт царь Самарии: как помним, последний царь Сев. Израиля Осия вместе со всеми жителями столицы были выведены из Самарии и переселены в Ассирию (4Цар.17:6).

10:8 И истреблены будут высоты Авена, грех Израиля; терние и волчцы вырастут на жертвенниках их, и скажут они горам: "покройте нас", и холмам: "падите на нас".
Авен – это символ высот, на которых поклонялись идолам или устраивались капища с жертвенниками. Все высоты ложного поклонения будут разрушены и зарастут колючим сорняком, т.е. – не будут посещаемы.

и скажут они горам: "покройте нас", и холмам: "падите на нас" – это образное обращение тех, кто столкнётся с бедствием – к высотам (ложным богам) с просьбой спрятать их от грядущего уничтожения (см. Откр. 6:16).

10:9 Больше, нежели во дни Гивы, грешил ты, Израиль; там они устояли; война в Гаваоне (Гиве) против сынов нечестия не постигла их.
Пророк сообщает, что в глазах Бога Сев. Израиль грешит больше Гивы Вениаминовой: наказание Гивы, от которой остался жалкий остаток мужчин (Суд.20:47) – и оно не истребило нечестие в Сев. Израиле. Поэтому Иегове придётся полностью уничтожить страну Сев.Израиля, наказав их больше, чем была наказана Гива:

10:10 По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы, и они будут связаны за двойное преступление их.
Наказание пленением Ассирии (они будут связаны), которое постигнет Израиль, заставит их «расплатиться» вдвойне – за свои грехи и за Гиву: судя по тому, как с тех пор греховность Гивы распространилась на весь Сев.Израиль – прежнего наказания для Гивы оказалось недостаточно (выходит, не стоит оставлять даже малого остатка от грешного народа: он распространится на всех).

10:11 Ефрем - обученная телица, привычная к молотьбе, и Я Сам возложу ярмо на тучную шею его; на Ефреме будут верхом ездить, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить.
Согласно Втор. 25:4, молотящий вол освобождался от намордника, поэтому эти волы могли есть «хлеб» и на току (в отличие от остальных, запряжённых ярмом: им мешал намордник).

Здесь образно показано, что Ефрем, привыкший к «самой лёгкой работе в с/х» (молотьба – гораздо легче распашки и боронования для волов) – будет нагружен более всех остальных колен: на нём Иуда будет пахать, а Иаков (Сев. Израиль, кроме Ефрема) будет боронить («вол»- Ефрем будет нагружен тяжким бременем ярма наказания Иеговы).

То есть, благословлённое многочисленностью и процветанием, колено Ефрема отныне перейдёт в униженное положение: Иуде и остальным коленам придётся легче, чем ефремлянам.

10:12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.
Объявляя приговор наказания, пророк побуждён призывать дом Сев. Израиля к обращению от злых дел: если Израиль начнёт сеять праведность и распахивать новину (целину) – то есть, жить по-новому, исправив грехи свои - то Иегова не отнимет у них милости Своей, вместо засухи (духовной пустыни) на Израиль прольётся обильный «дождь» благословений Всевышнего.

10:13 Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих.
Пророк напоминает Израилю о том, что причина их грядущих бедствий кроется в них самих: беззаконие не может приносить хороший плод. Кто надеется на то, что сможет добиться благополучия своим умом, отстранившись от Бога – тот неразумен и потому пострадает.

10:14 И произойдет смятение в народе твоем, и все твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел в день брани: мать была убита с детьми.
За крайнее нечестие Израиль испытает несказанное бедствие, такое же, как испытал народ Бет-Арема, разрушенного Салманом (возможно, Салманассаром, царём Ассирии), не щадящим никого в своих завоеваниях, даже женщин и детей.

Уничтожении матери и детей в военное время означает полное прекращение рода (мужчин убивали на войне). Так Иегова даёт понять, что в Израиле зло будет истреблено на корню, что Сев. Израиль не дождётся пощады и обречен на полное истребление (как гос-во - перестанет существовать, что и произошло с ним ок.740 г.до н.э.).

10:15 Вот что причинит вам Вефиль за крайнее нечестие ваше.
Вефиль – это символ дома Бога, в данном случае речь идёт о том, что всё, что перечислено выше для Сев. Израиля в качестве наказания – будет сделано самим Иеговой (из Дома Его выйдет приговор для наказания Сев. Израиля).

ОСИЯ главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru