ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Екклесиаст -
 7 глава

ЕККЛЕСИАСТ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

7:1 Доброе имя лучше дорогой масти (дорогих благовоний), и день смерти - дня рождения. Рождение человека - лишь начало его пути, и в день рождения неизвестно, кем станет новорожденный. И лучше ему будет, если он за свою жизнь приобретёт у Бога доброе имя, чем нежели он станет богатым. Ибо имеющий доброе имя у Бога к смерти - может приобрести и будущее.
А имеющий лишь дорогие благовония - может на этом приобретении и сам закончиться.

7:2 Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит [это] к своему сердцу.
Кому  посещение дома  плача пойдёт на пользу?  Тому,  кому  не  всё  равно,    какие  дела  пойдут  за  ним  пред  лицо  Божье;   кому  не  всё  равно,  каким  человеком  он станет к концу жизни  и  каким  он останется  в  памяти людей:  ведь  о  человеке могут  вспоминать с теплотой и благодарностью,  как о делавшем добро -  или,  как  о том,  кто приносил  боль  и страдание.
 
Почему  таким  людям  посещение  дома  плача  пойдёт  на  пользу?
Потому,  что  напомнит:  человек  в  любой  момент  может  умереть,  поэтому  не стоит  делать  злые  или  пустые  дела,  чтобы они  не   оказались  последними в жизни   умирающего.  Лучше   имеет  смысл   потрудиться  над  тем,  чтобы  всегда  делать  доброе  и  угодное  в  глазах  Божиих:  тогда,  умерев  в  любую  минуту,  человек  предстанет  пред  Богом  с  добрым  делом.

7:3  Сетование лучше смеха;   не само по себе сетование - лучше смеха, ведь человеку больше свойственно находить радость от жизни, чем отыскивать в ней причины для сетования.
Сетование - своим результатом воздействия на человека полезно:
потому что  при печали лица сердце делается лучше.
Человек, сам претерпевший боль и скорбь, становится лучше, сердечнее, сочувственнее, мягче и отзывчивее на чужую боль по сравнению с тем, кто как сыр в масле всю жизнь катается и никаких скорбей не испытывает: сытый голодному - потому и не товарищ, что его боли от голода не понимает и не чувствует.
Особенно  полезно  сетование (сожаление)  по поводу собственных недостатков:    тот,   кто огорчён   своими  недостатками,  может исправить их.  А тот,   кто смеётся  (легкомысленно относится  к  своим  недостаткам),  тот  и  исправлять  их  не станет.

7:4   Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья.
Почему мудрым назван тот, кто больше на дом плача внимание обращает - на итог жизни человеков земли, а не на бессмысленное  пирование  и  пустое  времяпровождение?   Всё по той же причине: потому, что для духовного назидания в стремлении к совершенству анализировать подведение итогов жизненного земного пути - гораздо полезнее, нежели впустую проводить время.

Человек, осознающий кратковременность своего земного путешествия в веке этом способен распределить свои силы и время со смыслом, для своей пользы в будущем и даже для пользы своих ближних: ведь если он сам придёт к правильным выводам, то сможет и ближних в них наставить.
А легкомыслие и безответственность не даёт возможности позаботиться ни о своём будущем, ни о будущем своих ближних.

7:5   Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;
Для  кого  это лучше?   Для тех, кому небезразлично, кто он - в глазах Бога, какая он личность, достоен ли он Божьего мироздания или  он всего лишь животное по сути.
Кто  размышляет над  смыслом  бытия, кто нуждается не  только в том, чтобы наполнить  чрево, но  кто желает питать свои разум и сердце - для тех и лучше слушать  обличения от мудрого, нежели слушать лесть глупцов. Почему? Потому, что такие желают стать лучше и исправлять неправильные свои пути. А кто, как не мудрый, может помочь им в этом?
От песен же глупых - мало пользы  для  назидания.

7:6   потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!  Смех и песни глупых - так же бессмысленны и бесполезны в замысле Бога для человека разумного, как бесполезен треск сгораемого терна под котлом: от него только шума много, но котёл нагреваться не успевает, ибо слишком быстро прогорает и тепла не даёт . Пустой треск от  многословия глупцов, только утомить они могут своим присутствием, а смысла и пользы в них - и быть не может.
Хотя, даже и они могут принести пользу человеку разумному: сам по себе вывод о том, что трескучая  глупость - суетна и бессмысленна - уже полезен для любящего размышлять.

7:7  Притесняя других, мудрый делается глупым
Даже мудрый может стать глупцом, если он начнёт притеснять других:  имея  рычаги  управления, как  например,  власть -  заставлять  что-то  делать  силою.  Мудрость - не навек, этот дар нужно беречь в соответствии с принципами Дарителя мудрости. Если часы, например, использовать не в соответствии с рекомендациями мастера, подарившего их, то они перестанут приносить пользу. То же может произойти и с мудростью, если пользоваться ею неправильно.

и подарки портят сердце  Не подарки - плохи, а увлечённость подарками и ожидание их ответственным лицом, уполномоченным принимать какие-то ответственные решения (о должностных лицах – речь)
Если связать смысл всего предложения, то вариант перевода Всемирного Библейского Центра - наиболее логичен:
Даже мудрый забудет мудрость свою, если ему много заплатят.
Деньги уничтожат его разум.


Вред от подарков - очевиден; как приносящий дары с целью помочь решению дела своего, так и принимающий их с целью решить дело дарителя - оба мерзость в глазах Господа, ибо способствуют распространению порока под названием «взятки», разрушающего мудрость.
Один имеет, что подарить - и его дело решат. Другой беден, и ему нечего дать. А тот, кто приучил должностное лицо к подаркам - сделал зло не только должностному лицу, развратив его сердце. Но и бедняк пострадает, ибо дело бедняка без подарка взяточник решать не станет.

7:8   Конец дела лучше начала его; Чем - лучше? Тем, что приносит результат.
Цыплят по осени считают, а не в момент покупки, так как важно, сколько их сохранится в процессе выращивания, и сколько из них - оправдают цель приобретения, принеся пользу купившему их.
Это то же самое, что и день смерти лучше дня рождения.

терпеливый лучше высокомерного. Чем – лучше? Высокомерный, как правило, нетерпелив, его тон не терпит возражений, он уверен, что все проблемы должны решаться по первому его требованию. Поэтому у него больше причин разочаровываться в жизни, если что-то идёт вразрез с его ожиданиями.
У терпеливого в этом плане - причин для  разочарования  и  раздражения меньше: его уравновешенный подход к себе и к жизни помогает ему здраво мыслить, здраво ожидать и не торопить события, поэтому  терпеливый  благодаря терпению  много чего добивается  и постигает.  

7:9    Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых. Отрезвляющее предостережение для всех, кому небезразлична собственная внутренняя сущность: проанализировав скорость своего гневного «возгорания», можно легко вычислить, к какой же категории населения земли можно причислить себя с точки зрения Бога.
Но самое интересное, что гнев ГНЕЗДИТСЯ в сердце глупых - то есть, сердце мудрого – неподходящее  жилище для гнева, не может он в мудром сердце себе гнездо свить и пристроиться в нём, как у себя дома. Мудрый, даже если и гневается, не  даст гневу прижиться в себе, прогонит «птицу» эту, чтобы не обустраивалась  она и не рассчитывала на гнездовье.

7:10  Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?",
Человеку свойственно вспоминать прошлое и даже грустить о нём, особенно, если есть, о чём: так устроена сердечная память человеческая, что она способна выуживать только светлые страницы из прошлого, не помня тёмных, и побуждать человека считать, что его тёмное настоящее на фоне светлого прошлого - просто катастрофическое. Это приводит к потере реальности настоящего, снижает сопротивляемость трудностям и в результате - человек ослабевает духом, его легко сбить с ног и уловить в сети дьявола.
Всем, кому небезразлична охота дьявола за Божьими служителями в веке этом, Соломон советует прекратить это занятие: предаваться грёзам и иллюзиям светлого прошлого - опасно.
Почему?
потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
Только глупец может позволить себе растранжиривать настоящее, проводя его в грёзах о прошлом. Мудрый человек понимает иллюзорность «светлых» воспоминаний и их абсолютную бесполезность даже если есть масса приятных воспоминаний: прошлое полезно только тем, насколько оно оказалось поучительным для настоящего и какие уроки жизненного опыта преподнесло желающим достичь духовного совершенства.
Понятно, что Соломон не говорит о том, что перебирать время от времени в памяти светлые тёплые воспоминания - это глупо. Речь идёт о том, что глупо остановиться  в  жизни исключительно  на  «просмотре»  воспоминаний прошлого и не двигаться по жизни к Богу дальше, отталкиваясь от настоящего, а не прошлого.

7:11   Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:
Мудрость, как и наследство, может принести много пользы тем, кто способен видеть жизнь и различать, что в ней - и к чему делается. Слепцу ни мудрость, ни наследство ощутимой пользы не принесут, так как слепой (физически или духовно) не сможет по достоинству оценить ни одно, ни другое.
Почему мудрость - так же хороша, как и наследство?

7:12   потому что под сенью ее [то же, что] под сенью серебра;
Потому что мудрость, как и деньги, может дать защиту владеющему ею. Если, конечно, мудростью умело пользоваться (почему и сказано о непременном «добавочном» условии: о наличии способности видеть)

но превосходство знания в [том, что] мудрость дает жизнь владеющему ею.
И всё же мудрость - превосходит материальное наследство по качеству: владеющий мудростью имеет шанс обрести жизнь вечную. Деньги же такой гарантии и защиты дать не могут.

7:13    Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
Здесь  звучит  призыв находить время для размышления над великими делами рук Божьих, а не только тратить  жизнь  на  безудержное использование Божьих  даров  для  собственной  корысти.
Человек должен понимать свою зависимость от Бога и свою полную недееспособность в сравнении с Создателем: человек не может изменить намерения Бога и исправить Его действия на свой лад.
Соломон рекомендует СМОТРЕТЬ на действия Бога: наблюдать путём Земли и явлениями на ней, анализировать происходящее и делать правильные выводы.

7:14    Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. Всему своё время:  на  порохонах  не танцуют и не смеются, а  на свадьбе не оплакивают молодых:  надо реагировать адекватно на то, что в нашей жизни происходит.   Жизнь человека в этом веке состоит из светлых и тёмных полос. Обе они помогают прочувствовать смысл появления на земле: светлая даёт возможность вкусить радость от жизни, подаренную Богом.
А тёмная - вкусить, насколько же плохо жить без благословений Бога. И одна и вторая помогают понять человеку, что жизнь имеет смысл только при условии, если Бог не отворачивается от человека, и всё это - для того, чтобы человек пожелал завоёвывать благоволение Бога к себе и приближаться к Нему..

7:15   Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.
Этот век  полон несправедливости, в нём не действует закон вечности: что сеешь, то и жнёшь. Этот век способен ввести в заблуждение и сильных: глядя на то, как тяжело иногда складывается жизнь праведников, наблюдатели отказываются избирать их путь жизни и служить Богу праведников: зачем им такой Бог, который не облегчает  жизнь  Своим служителям и не  снабжает их  обильно материальными и физическими благами?
Но именно это - и хорошо в веке сём: именно такое положение вещей и помогает Богу отыскивать Своих. Праведник станет жить по принципам Бога независимо от того, будет он от этого что-то иметь для себя лично или нет, понимая, что только век грядущий принесёт ему справедливость.
А нечестивый будет вычисляем всего лишь по тому, что желает извлечь из служения Богу - личную корысть уже сейчас,  дескать,  если  нет изобилия  благ праведнику -  значит,  не  может  быть  и разговора о том, чтобы становиться праведником.

7:16   Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
Каким  судом человек судит других, таким судом будет судить  Бог его самого. Это, конечно,  не  означает,  что,   если  человек  лоялен  ко  всякого  рода беззаконию,  то  такую  же  лояльность  Бог  проявит  и  к  его собственным беззакониям.  Просто,  в  притче  «о безжалостном рабе»  Иисус  показал отношение  Бога  к  слишком  строгим  к  другим,  но  лояльным -по отношению к себе:

«
Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его
(Матф. 18 21-35).

7:17    Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?  В стремлении к тому, чтобы прожить счастливую жизнь - не стоит переходить границы дозволенного Богом: грех не только ведёт к нравственной деградации и духовной смерти, но может спровоцировать и преждевременную физическую гибель.

7:18  Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.
Здесь  речь идёт о том,  что  Божий  служитель должен преуспеть во всех добродетелях,  а  не в  какой- то  одной.  Например,  если человек  добрый и щедрый,  но  при  этом  питает слабость  к алкоголю,  или -  не пьёт, не курит  и не блудит,  но  при  этом  ничего  не  хочет сделать для Бога,  то таков  вряд  ли сможет приобрести  одобрение  Бога.
Как сказано:  «будьте совершенны, ко всякому доброму делу приготовлены»
Тот,  кто  постарается преуспевать  во всех Божьих заповедях,  избежит вечной смерти.

7:19    Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.
Сила человека - не столько в физической силе, сколько в мудрости: в умении применять знания на благо всех. Тупым топором - и силач дров не нарубит, но мудрость подскажет, что, наточив топор - и слабый гору дров наколоть сможет.

7:20    Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;
Стать уравновешенным служителем Бога очень сильно помогает осознание веса собственной «праведности»: на самом деле среди потомков Адама нет и не может быть праведников в истинном смысле. Поэтому нет никаких оснований для заносчивости праведника (служителя Бога) пред не праведниками (пред теми, кто и не собирается служить Богу)
Праведность Божьего служителя - лишь в том , что он старается познавать Бога и Его принципы в этом веке и учится следовать им в своей жизни. А насколько быть праведником у него получается - судить будет Бог.

7:21  поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание,
Осознание собственной склонности ко греху помогает не прислушиваться со строгостью к тому, что произносится вокруг: такое отношение избавляет от частых разочарований, ибо если обращать внимание на всё вообще, что говорят и пропускать через сердце всё, что происходит вокруг – неизбежны некоторые неприятные ощущения: можно ненароком и о себе услышать кое-что оскорбительное и сильно расстроиться из-за этого:

чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;
Зачем доводить себя до расстройства из-за любящих посудачить? Свой  негатив о себе - каждый и сам знает, пусть себе  судачат на здоровье, сколько хотят: надо научиться ставить духовные  «фильтры»  в уши и  не  всякую  информацию  принимать  в  себя.
Тем более что и с Божьими служителями, порой, такие же казусы случаются, что и они бывают, вовлечены в разговоры сомнительной «праведности»:   

7:22   ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.
Уравновешенный подход ко всему с учётом реалий собственного греховного бытия поможет человеку живущему прожить жизнь века сего с максимальной пользой для своей духовности, не теряя оптимизма и не гневаясь ни в каких житейских катаклизмах.

Ибо  нет людей,  которые не согрешали бы в слове,  и  все  люди,  порой  не могут удержаться  от злословия других.  Поэтому  не стоит слишком строго осуждать других за  то,  от чего мы  и сами удержаться не можем.

7:23    Все это испытал я мудростью; Ко всем этим выводам Соломон пришёл через размышления над опытом своей собственной жизни, а не теоретически.

я сказал: "буду я мудрым"; Ему всё же больше понравилось быть мудрым, нежели глупым. Но он понимал, что быть мудрым в веке этом во всех отношениях - весьма сложно:
но мудрость далека от меня.

7:24   Далеко то, что было, и глубоко - глубоко: кто постигнет его?
Здесь речь идет о событиях давно минувших дней, которые канули в лету и как не старайся исследовать прошлое, полной картины  не увидишь и не поймешь, будь ты  хоть семи  пядей во лбу. Это может только Бог и  ещё те, кому Он  пожелает открыть значение  и глубину тех или иных событий.

7:25   Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать
мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, -

Соломон искал причины греха при том, что человек ведь имеет возможность быть разумным. Откуда же тогда приходит нечестие, невежество и безумие, если приобрести мудрость при помощи Бога - возможно даже для условий века сего?

7:26   и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы;  
Соломон на себе познал, какой губительной силой обладает над мужчиной вожделение и влечение к женщине, если он пренебрегает повелениями Бога в отношении женского пола:  из-за множественной влюбчивости и бесконтрольного поведения даже самый мудрый мужчина земли –царь Соломон - стал безумцем и попал в сети дьявольские, отступив от Бога, не устояв пред женскими чарами и поддаваясь чувственному влечению всякий раз, когда на горизонте появлялась новая красавица.
(речь идёт о женщинах,  могущих склонить  к  нечестивым поступкам,  не  знающим  Бога,  не  имеющим  понятие  о  праведном  образе  жизни:  Соломон  брал  в  свой  гарем  чужеземок)

Ещё со времени  Адама женщина обладает чудодейственной властью над слабовольным мужчиной, не способным вовремя сказать себе «стоп». Но не все мужчины - «Адамы и Соломоны» в этом отношении, и это радует:
добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею.

Как заметил Соломон, только тот, кто пренебрегает заповедями Бога и ходит на поводу у своих земных вожделенных страстей - тот слаб пред женщинами и порочно падок на них.  А  кто  добрый в глазах Бога,  тот  не станет сознательно ради  женщины нарушать Божьи  заповеди  потому,  что для него одобрение Божье  гораздо дороже  и   важнее,  и  это поможет ему спастись.
Апостол Павел, например, вообще пренебрёг чувственной стороной жизни человеческой в этом веке ради того, чтобы не попасть в силки женской обворожительности и не  увязнуть  в её объятьях, забыв обо всём на свете и о том, что требует Бог.

Служитель Господа, сильный  духом и любящий Бога, способен   при  помощи  Господа  отвергнуть любые самые обворожительные женские прелести ради того, чтобы угодить Ему.
Но проблема Соломона в отношении тяги к женскому полу - как оказалось, тоже стала объяснима. Об этом он написал ниже  (см.7:28)

7:27   Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.
Все эти выводы Соломон складывал один за другим в сердце своём, испытывая на личном жизненном опыте множество вариантов жизненных путей, а не теоретически рассуждая о том, чего не вкусил. Никому из людей не удастся испытать больше, чем смог испытать в жизни века сего этот мудрец, поэтому все его выводы - как бриллиант для ищущих мудрого наставления:  нам   сегодня совсем  не  обязательно  испытывать  глупость  для того,  чтобы  понять  её  бессмысленность.  Мы  имеем  возможность пользоваться знаниями Соломона, Иисуса  Христа, Творца  и  всеми теми знаниями, которые Он передал нам на страницах Библии  через Божьих людей.

7:28   Чего еще искала душа моя, и я не нашел?
Соломон посвятил свою жизнь не только поиску смысла жизни. Он искал ещё и своих людей: друга и жену, соответственных себе. И на этот поиск у него ушли многие годы, было перебрано великое множество мужчин и женщин, и если друга по себе - единомышленника- Соломон нашёл:
Мужчину одного из тысячи я нашел, -
то жену ему так и не посчастливилось найти даже  среди  тысяч  познанных женщин:
а женщину 0802 (ЖЕНУ, Стронг) между всеми ими не нашел.

Именно здесь Соломон приоткрывает завесу тайны своего уловления в многочисленные сети женские и разъясняет, почему они смогли довести царя до падения: Соломон  хотел  найти  в  этом веке СВОЮ  жену, помощницу, которая соответствовала  бы  ему во всём,  ибо  жена  по  замыслу  Бога -  это  верный  соратник   и  единомышленник  мужа,  а  не  только  женщина  для  интима (Быт.2:18)
Поиск своего «ребра», без которого  каждый мужчина не может чувствовать себя полноценным - спровоцировал множественные романтические похождения Соломона.
Но, увы, тысячи  чужих  женщин - это намного меньше, чем всего лишь одна единственная своя жена. В этом Соломону не повезло: он так и не нашёл свою единственную,  ибо  искал  не  по  Божьим  принципам -  по  внешнему  виду,  а  не  по  внутренней  сущности:  ну  какая  бы  чужестранка  могла  быть   верной  соратницей  и  единомышленницей – для   иудея?    
С широтой царского размаха Соломон не смог вовремя остановиться: женские страсти постепенно развратили сердце Соломона и отвели от Бога, потому он и пришёл к выводу, что страшнее и губительнее любовных бесконтрольных страстей с  чужими женщинами – нет  ничего.

7:29   Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
Соломон честно признался себе самому: Бог не виновен в том, что люди сами становятся безумцами и грешниками:  Бог  не  советовал, например,  ему  «заводить»  триста  жён  и  семьсот  наложниц,  тем  более  -  выбирать  их  не  по  критерию  богобоязненности,  а  всего  лишь  -  по  внешней  красоте.
Бог всё сделал правильно и довёл при сотворении до совершенства: всё дал человеку для того, чтобы он мог жить вечно достойно звания «Божий человек».

Но  подобно  тому,  как первый человек по доброй воле не пожелал правильно пользоваться тем, что сделал для него Бог, так и все его потомки страдают тем же,  Соломон  в  этом  смысле  не  стал  исключением.
Страсти человеческие - берут над человеком верх и неизбежно погубят его - если вовремя не остановиться, если не контролировать их и не подавлять их в себе  силой  разума  - ради того, чтобы стать достойным Божьего одобрения.

ЕККЛЕСИАСТ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru