ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Екклесиаст -
 2 глава

ЕККЛЕСИАСТ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2:1,2  Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром";
Начал он с общечеловеческого устремления жить весело и вольготно, наслаждаясь возможностью иметь всё, что только душа пожелает - добром в понимании человеческом (не у всех людей, понятно, есть такая возможность, но  многие именно с этих устремлений начинают хотеть жить, выйдя из детства)

но и это - суета!  Теория в сердце – удалась  Соломону  ещё и на практике: сплошное веселье и ничто не омрачает ежедневного праздника жизни. Но прошло какое-то время, и Соломону надоело так жить, однако кое-какие полезные для нас с вами уроки - он всё же извлёк из этого разудалого образа жизни:

2 О смехе сказал я: "глупость!"
,  на  всё должны быть веские причины, смех ежедневный  в качестве «продукта» весёлого образа жизни - Соломон назвал глупостью,  почти как в поговорке: «смех без причины - признак дурачины».
Народная  мудрость, а мудрости Соломоновой - сродни:   жизненный опыт  даже  немудрого  к  тем  же  выводам  приводит.

а о веселье: "что оно делает?"  
Здесь  речь  о  веселье  как  о времяпровождении,  а  не  призыв  к   грусти и мрачности,  поскольку  написано,  что унылый  дух сушит кости  (то  есть,  уныние  вредно для  человека)  
В  веселье, как  и  в  ежедневном  смехе, Соломон также не нашёл для себя ничего полезного,  любое веселье рано или поздно заканчивается, к тому же оно не разрешает почти никаких проблем, часто возникающих по жизни,  и уж точно  - весело  смотреть на  собственную смерть не получится, а перед этим на старость  и  болезни -  тоже.
 
Значит, нам с вами незачем даже и начинать стремиться свою жизнь превращать в сплошной праздник: пустое и бессмысленное времяпровождение, вот и весь эффект от ежедневного безудержного веселья.

и насладись добром"; но и это - суета!  Наслаждаться  достатком  и комфортом - приятно.  Но  умным  людям  постоянно  вести  праздный  образ  жизни быстро наскучит.
Наслаждаться своим  добром   можно только ограниченное время, да и ВСЕМ добром сразу насладиться не удастся. К тому же это добро рано или поздно тоже уйдет из наших рук, а проблемы, старость и болезни сильно мешают наслаждаться любым добром. Всё это, веселье и добро - временно и не приносит  основного  и неизменного  удовлетворения  навсегда.

2:3   Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое
Искать счастье в вине - очень распространённый вид устремлений человеческих, особенно, когда не находишь его ни в труде, ни в семье, ни в друзьях, ни в смысле жизни. Но даже и у имеющих счастье во всём остальном - тяга к винному «счастью», тем не менее, явление не редкое. Попробовав  этот вид наслаждений, многие  люди  на нём останавливаются  и  предпочитают в дальнейшем проводить свою  жизнь в иллюзорной эйфории, которая очень далека от реальности. 
Этим алкогольным  видом смысла жизни попробовал и Соломон побаловаться.

Интересно, как он его ЗАРАНЕЕ назвал:
и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости,  то  есть, выбирая этот путь жизни, Соломон понимал, что на самом деле - это путь глупости, но ему интересно было узнать, чем же действие глупости отличается от действий мудрости.  Не  вкусив результат глупости, невозможно прийти  к  выводу, что  глупым  лучше  не  становиться.
 
доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.
Путь услаждения  алкоголем  Соломон, похоже, планировал пройти немалый - до тех пор он планировал увлекаться вином, покамест не разберётся, что к чему и что же лучше для человека смертного:  в  алкогольной  эйфории  жизнь свою проводить  или всё же с трезвой головой каждый новый день встречать.

О том, к каким же выводам пришёл Соломон - узнаем потом. Но заранее  можно  сказать  вот что: Соломон мог себе позволить услаждать тело своё вином длительное время и при этом - не стать алкоголиком.
У нас с вами пробовать такой вариант жизни - возможности нет: алкоголизм неизбежен, так как не умеют сейчас делать виноградное вино, а все остальные виды вин вызывают алкогольную зависимость. Так что незачем и в этом пример с Соломона брать.

 2:4   Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,
5 устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
6 сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;

Действительно, дела грандиозные: простому человеку хотя бы что-нибудь одно из этого списка сделать удалось бы, хотя  бы  маленький огородик в  6 соток  приобрести, место для картошки и несколько штук деревьев, ну, может, сарайчик для лопат.
А  Соломон  за  свою короткую жизнь (по светским источникам – он 62 года прожил) построил множество  домов, и даже целые города разбил; соорудил оросительную систему каналов для многочисленных по площади садов и парков, насадил множество виноградников и развил индустрию виноделия (качественным вином хотел услаждать жизнь свою),  занимался не только строительством, но и земледелием.

Хотя   ясно,   что Соломон не собственными  руками сажал виноградники  и строительством  занимался, но  организовать своих подданных на такие труды - тоже дело нелегкое. Понятно, что всё  делалось -  как  для царя, по лучшим технологиям того времени,  плюс  лучшие  мастера и  лучшие материалы.  

2:7   приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
Не только неодушевлённое имение приобрёл для себя Соломон: множество домашней челяди, обслуживающей дворцы Соломона и жён его - показали ему, много ли смысла в том, чтобы обладать таким количеством зависимых от него людей? Он пришёл к выводу, что немного.
Множество скота также помогало ему сориентироваться в том, хорошо ли это для человека или плохо - быть владельцем неисчислимых стад?

Сегодня многие люди также видят смысл хотя бы в одном большом особняке с прислугой: такое устройство быта тешит самолюбие многих современных землян, возвеличивая их в собственных глазах. Правда со стадами скота современные "цари" - поаккуратнее:  скотоводство сегодня не в чести, всё больше торговлей народ интересуется.

2:8  собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей;
О таком благе сегодня и мечтать не приходится, хотя для многих собрать много денег - является смыслом всей жизни. И неважно, что потратить - можно не успеть, сам процесс сбора и накопительства многих тонизирует.

завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия.
И музыкальные оркестры Соломон у себя учредил: не только к материальным ценностям влекло его сердце, но и духовного разнообразия не лишён был царь Соломон.

2:9  И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
В общем, достиг Соломон тех высот человеческих, о которых даже и мечтать невозможно. Казалось бы, что ещё может желать человек? Но ещё чего-то желали глаза его, и он им не отказывал:

2:10  Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им,
Такие блага - недоступны большинству, чаще  «знать зелен виноград» , так как «видит око, да зуб неймёт». А Соломон ни в чём себе не отказывал.

не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. Здесь важная мысль: Соломон не только трудился для того, чтобы наслаждаться всем, чем только возможно человеку наслаждаться, но и получал радость от того, что трудился для себя.
Современным людям и такое благо редко доступно: трудиться-то мы все трудимся, да  не  всем нравится тот вид труда, которому  у  нас  получилось успеть  научиться  в  веке  этом.

Итак, с опытом Соломона никто из людей земли не может сравниться: люди мира сего хотя бы к чему-то одному выбирают стремиться в жизни - из списка Соломонова, да и то не у всех и не всегда выходит свои теоретические стремления осуществить на практике. А Соломон в совокупности ВО ВСЁМ вообще преуспел.
Но  к  каким же выводам пришёл этот великий наимудрейший человек – после того, как ДОБИЛСЯ всего и попробовал на вкус все виды земных человеческих радостей?

2:11  И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая [их]: и вот, все - суета и томление духа, и нет [от них] пользы под солнцем!
Вывод - тот же и неожиданный: понял Соломон, что и в достижении таких высот нет никакого смысла для человека смертного, напрасно ожидала душа его, что найдёт он во всей своей деятельности пользу для себя лично и удовлетворение. Столько дел «перелопатил», а смысла в этом для себя никакого не увидел.
 
Ну а тем, кто желает научиться мудрости у Соломона - то даже и начинать стремиться приобретать весь список Соломонов или по частям - смысла никакого нет, ибо и это - суета и томление духа (напрасные надежды)

2:12    И я обернулся, чтобы посмотреть на мудрость, безумие и глупость,- что может сделать человек, который придёт после царя?
Соломон показал реальную картину вещей для всех, кто думает, что сможет в жизни добиться каких-то заоблачных высот, ставя перед собой важные цели и добиваясь их:
независимо от того, какие цели ставит пред собой человек (оседлать мудрость, утопиться  в безумии или жить глупо до самой смерти) – ни в чём из этого Соломона  никто  из живущих не превзойдёт  - мудрее  этого царя  никто стать не сможет. Почему? По той простой причине, что и способности, и  возможности познавать ВСЕ возможные для века сего пути человеческие - у него были от Бога. У остальных же часто способности есть, да возможностей нет. Возможности есть, да не способны анализировать и выводы делать. А у иных - ни того, и ни другого нет. И такие "иные" на земле более всего распространены.

Однако повторить его путь хотя бы в чём-то, падая и поднимаясь в тех же самых «местах» по жизни, где падал и поднимался Соломон, приобретая жизненный опыт - возможно  любому человеку живущему:
что может сделать человек, который придёт после царя? Только то, что уже сделано. (упасть и подняться там, где падал и поднимался Соломон) 
Иными словами,  Соломон говорит о том, что он  попробовал разные виды человеческой деятельности,  имея  такие   возможности и способности,  которых лишены  простые  люди .

2:13   И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы. Однако Божья мудрость не дала Соломону обмануться в ожиданиях: как бы там ни было, а жить мудро - Соломону всё же больше понравилось, её плоды - Соломону хотя бы удовлетворение с пользой приносили, чего нельзя сказать о плодах глупого образа жизни.
Глупость ему не понравилась совсем: как не может нравиться полная тьма (слепота) человеку, видевшему свет и имевшему зрение, так и глупость для духовно зрячего (отличающего мудрость от глупости) - невыносима.

Очень часто люди,  погрязшие  в  глупости  (например в пьянстве, наркотиках и т.д)-  осознают, что  путь  глупости  не  приносит ничего хорошего,  но, начав  творить  глупость -  часто уже  не могут  выбраться из  её  сетей.

2:14   у мудрого глаза его - в голове его
Преимущество мудрого в том, что он ясно видит свой жизненный путь при помощи правильных ЗНАНИЙ о жизненных ориентирах, потому и сказано о связи зрения мудрого - с его головой. Мудрый   знает,  к  какому пункту ему стремиться, какая дорога ведёт к цели; знает, куда ему наступать, куда - поворачивать, чтобы не вступить  в  какую-нибудь  нечистоту  и не столкнуться  ни с кем лбами, продвигаясь  к  своим  целям.

а глупый ходит во тьме;
Глупый  же  бродит бесцельно по жизни впотьмах, впрочем, даже если у него и есть  цель, то он не «видит» (не знает), как туда пройти,  а  если  и  знает,  то   не может  вычислить  все  издержки,  которые  придется  испытать  на  пути  к  цели,  а  также  и  те,  которые  ему   принесёт  само  по  себе  достижение  цели.
Во  тьме  невежества  и отсутствия  правильных жизненных "дорожных указателей" - неизбежны столкновения и спотыкания,  глупый набивает себе множество «шишек» по жизни, попадая  всегда  в какие-нибудь неприятности и не имея возможности даже извлечь уроки: в темноте ведь не видно того «камня преткновения», о который глупый споткнулся недавно, можно снова и снова на него натыкаться,  много  раз  совершая одну и ту же ошибку.

Но я узнал, что всех их постигает один конец.  
Но независимо от того, глупцами мы проходим свой жизненный путь  или  считаем  себя  наимудрейшими  в  жизни   - конец пути одинаков для всех: финишная надпись на ленточке надгробия (в лучшем случае).
Эти знания Соломона сильно огорчили, разочаровали и привели к такому же выводу, что и все остальные знания:

2:15   И подумал я в сердце: "Да, и меня постигнет такой же конец, какой постигает глупого". Для чего же тогда я стал таким мудрым?
Не увидел большого отличия Соломон между тем, глупым ли жизнь прожить, или мудрым:  в случае если конец - одинаков для обоих,  то  кажется,  что  и  прилагать  усилия   для  становления мудрым  в  поисках знаний и приобретений – не  стоит.   

И подумал я в сердце: "Это тоже суета".
Итак,  Соломон  сделал  вывод  о  том,  что  стремиться быть мудрым в случае, если  человек  смертен – пустая трата сил и времени.

2:16
   Мудрого, как и глупого, не будут помнить вечно.
Соломон  знал, что  и  его, великого и наимудрейшего царя Израиля, предадут забвению со временем так же легко, как и безродного глупца.
Мысль о  том, что не останется ни следа, ни  памяти от того, что человек был  деятелен  и  активен  по  жизни,  чего-то  добивался,  расходуя  на  это  свои нервы, здоровье  и  силы - Соломону  не нравилась:

Все будут забыты в грядущие дни, и мудрый умрёт наравне с глупым
Ведь Соломон был мудрым и поэтому понимал, что усилия имеет смысл затрачивать только в случае, если от этого будет долговременная польза. А если это никому не  пригодится  -  то  нет  смысла  суетиться  по жизни  «на ветер» и полное забвение.

2:17   И тогда я возненавидел жизнь,
Соломон  пришёл  к  выводу, что такая жизнь, в которой изначально бессмысленно даже  шевелиться - не может понравиться человеку разумному, ведь всякое движение усилий - должно иметь смысл:  ни один разумный человек не станет строить дом даже несколько лет, если точно знает, что по окончании строительства он тут  же  разрушится. Тем более, нет смысла человеку «строиться»  всю жизнь для того, чтобы однажды  разрушиться  из-за  болезней,  старости  и  смерти.

потому что злыми показались мне дела, которые совершаются под солнцем: Это зло великое: трудиться бессмысленно, только глупый может себе позволить такую роскошь – просто совершать пожизненный процесс труда без всякой цели и смысла, как, например, наливать воду в бочку без дна.

всё суета и погоня за ветром.  Так Соломон оценил смысл жизни и всех жизненных  процессов для человека, конец которому - смерть: пытаться творить великие дела и даже искать смысл жизни - для смертного человека всё равно, что всю жизнь пытаться догнать ветер.

2:18   Я возненавидел весь свой труд, которым я занимался под солнцем, Соломон пришёл к выводу, что не только процесс усилий в делах жизни - бессмысленный, но и результаты труда не утешительны для трудящегося. Напротив, человек, потративший много сил и здоровья ради достижений - вынужденно приобретает для себя ещё и дополнительное беспокойство:

потому что всё останется человеку, который будет после меня.

Осознание того, что результатами его собственных усилий будет пользоваться кто-то другой - очень сильно расстраивает трудящегося, особенно, если он даже не знает, кому достанется всё, что было так дорого для него самого:

2:19    И кто знает, будет он мудрым или глупым?
Если повезёт, то всё достанется мудрому, мудрый хотя бы не растранжирит и не пустит на ветер ценности трудящегося. А на глупца - мало надежды, тот не станет даже задумываться над ценностью чужих приобретений,  ведь  растранжиривать и пускать на ветер чьи-то ценности - смысл жизни всех глупцов.

А он будет распоряжаться всем, что я приобрёл тяжёлым трудом и мудростью под солнцем. И это тоже суета.
И в том, что весь тяжёлый труд человека по многим приобретениям - кто-то посторонний может с лёгкостью разрушить - зло великое для созидающего и собирающего всю жизнь.
По ходу можно себе представить, что же думает Бог обо всех нас, когда мы с лёгкостью ветреных и неблагодарных людей разрушаем своей глупостью все те земные сокровища, какие Он миллиарды лет старательно собирал для блага человека.

2:20     Я оглянулся, и отчаялось моё сердце, когда я посмотрел на весь труд, которым я занимался под солнцем.
Размышления над смыслом всех прошлых достижений и приобретений, которые Соломону удалось накопить немалыми усилиями - довело царя до полного отчаянья:   всё  же  не безразлично мудрому, кто распорядится всеми его ценностями после того, как его не станет.
Только глупец - счастливым в этом смысле может быть человеком: у него ни ценностей никаких, как правило, нет, ни приобретений,  он  льёт себе воду в бочку без дна,  и считает, что занят важным делом, он доволен самим процессом своего труда.

2:21     Ведь бывает, что человек трудится с мудростью, знанием и умением, а приобретённое им достаётся человеку, который над этим не трудился. И это тоже суета и большое несчастье.
Невозможность удержать в своих руках - СВОЁ собственное,  и  понимание того, что моей личной собственностью будет пользоваться кто-то другой, не понимая даже,  может быть, истинной ценности этой моей   собственности - может довести человека  до  полного изнеможения: в таком несправедливом положении вещей - не только суета, но и великое несчастье для человека смертного. Жалко  ведь, если  чей-то  перламутр «жемчужины»,  добытый  ценой риска для жизни, растопчет или  просто  съест,  не  моргнув глазом,  какая-нибудь неблагодарная «свинья».

2:22    Что же получит человек за все свои труды и стремления своего сердца, когда он трудится под солнцем?
Самый мудрый смертный человек, Соломон царь, потрудившись всю жизнь, как он думал - на благо себе и державе - пришёл к неожиданному и обескураживающему выводу:  совсем   ничего и никакой пользы человек не получит от самых своих великих и благородных устремлений, порывов или  дел.
Абсолютно весь пыл даже самой прекрасной души будет растрачен ВПУСТУЮ. А то и с «минусом» для трудящегося, если умирающий будет знать, что все его ценности заберёт себе в пользование неблагодарный и легкомысленный глупец.

2:23    Ведь всё, чем он занимается все свои дни, приносит боль и досаду, и даже ночью его сердце не знает покоя. И это суета.
Соломон не скрыл от нас своих личных ощущений от трудов своих на благо себе и державы Израиля: удовлетворение и радость - не так уж и часты на трудовой ниве мудреца. Всё больше раздражение и досада от того, что вынужден трудиться и нет возможности прекратить всю эту бессмыслицу, даже если заранее знаешь, что труд весь - прахом пойдёт.
Если  бы свойственно было человеку разумному сидеть без дела, жить без смысла  и  тупо ждать смерти, ничего не делая - ради того только, чтобы никому и ничего после себя не оставить и не потратить напрасно сил своих для других - тогда другое дело, можно было бы и не беспокоиться о бессмысленности смертного  жития.

Но поскольку человеку разумному такое времяпровождение несвойственно, оттого и покрывается он морщинами досады и боли - задолго до того, как придётся ему оставить кому-то всё, чем он дорожил при жизни своей.

2:24  Нет для человека ничего лучше, чем есть и пить и давать своей душе наслаждаться добрыми плодами своего труда.
Не скрыл Соломон  и  того,  что  не всё так плохо у человека живущего, как может показаться ему на склоне лет своих, когда уже маячит за окнами смерть: пока он молод и полон сил, весьма нравится человеку жить и наслаждаться своими приобретениями,  не думает от в минуты довольства о том, что когда-то придётся со  всем этим расстаться, и не  плачет заранее о том, что однажды он лишится всего этого.
Так  устроил  человека Бог: с желанием жить, получать от процесса жизни - массу удовольствия, трудиться и радоваться результатам трудов своих столько, сколько выпадет ему радоваться:
Я увидел, что и это - от руки истинного Бога.

Соломон понимал, что сам по себе человек не способен был бы даже и радость увидеть  от того, что он живёт   - если бы Бог не подарил бы ему способность наслаждаться  и  радоваться самим  процессом жизни.

2:25   Ведь кто ест и пьёт лучше, чем я?
Конечно же, Соломон мог по достоинству и по-царски оценить наслаждение от способности человеческой есть и пить:  у него были для этого и все возможности в виде изысков царского стола,  крепкого здоровья  и соответственно, царского аппетита.  Уж он,  как  никто  другой -  мог  знать толк в значении такого земного наслаждения, как вкусно поесть  и  попить, чтобы прийти к выводу, что даже будучи временным, а всё же это земное наслаждение - поистине великолепный дар человеку от Бога.

2:26  Человеку, который ему угоден, он даёт мудрость, знание и радость, Очень важная мудрость Соломонова: не всем подряд доступно наслаждение земными человеческими радостями, но только тем, к кому благоволит Бог.
Можно сказать - к тем, кто знает Бога и желает угождать Ему при жизни своей: своим поклонникам Бог даёт знания об уравновешенном подходе к бренности жития  и  бытия  в этом веке проходящем, поэтому Его поклонники успевают и жизнью насладиться, и трудиться для обеспечения себе возможности - насладиться жизнью; они не живут для того, чтобы только трудиться. Но трудятся для того, чтобы жить с удовольствием.

а грешнику даёт заботу собирать и копить,  грешник же, не имея мудрости Божьей, не умеет и жизнь свою уравновешенно распределить между трудом и наслаждением от трудов своих: он сосредоточен только на накопительстве, не догадываясь даже о том, что может и не успеть попользоваться накопленным добром своим.

чтобы после отдать тому, кто угоден истинному Богу.  и если удел грешника сводится только к тому, чтобы трудиться и копить, то удел тех, к кому благоволит Бог - сводится часто к тому, чтобы пользоваться чужими трудами. Например, Израиль  не трудился над обустройством земли обетованной, пришёл на всё готовенькое,  что  построили,  собрали  и  накопили для них хананеи  (Ис. Нав.24:13)

Это тоже суета и погоня за ветром.
но и обладание чужим добром в этом веке - бессмысленная штука, ибо и для праведника это преимущество проходит: как и грешник - он тоже смертный, и не сможет даже добром грешника насладиться досыта, жизни на это в веке проходящем - у него не хватит.

ЕККЛЕСИАСТ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru