ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Второзаконие -
 34 глава

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Глава заканчивает логически книги Моисея - его кончиной, повествует о смерти Моисея. Многие исследователи Библии считают, что эта глава добавлена к книге Моисея Иисусом Навином, стремившемуся связать свою книгу с книгами Моисея: Моисей не мог сообщить о своей смерти  подробности, показанные в главе.    

34:1-4  И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана,
2 и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря,
3 и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора.
4 И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь.
Моисей взошёл на Фасгу, вершину горного хребта горы Нево. И хотя в обычных условиях человеку невозможно увидеть западное (Средиземное) море с горы Нево, Моисею, видимо, была дана от Бога сверхъестественная способность увидеть всю территорию будущего государства Израиль, начиналась она на севере и заканчивалась на юге.
Области Ханаана, которые были показаны Моисею перед смертью и перечисленные здесь, названы по именам колен, поселенных в Ханаане Иисусом Навином.
 Упомянув о клятве, данной  патриархам, Бог повторил Моисею, что, хотя ему и не позволено будет ввести народ в Обетованную землю, Свое обещание дать эту землю Израилю - Он сдержит (Втор.1:8).

34:5,6   И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;
6 и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня.
Как возвестил Бог о Моисее - так и произошло: он умер перед самым входом в землю обетованную  и был погребён в долине земли Моавитской, напротив  Беф-Фегора,   -места,  где стояли лагерем израильтяне, слушая наставления Моисея и принимая его благословения, которые записаны во Второзаконии  (см. 3:29). Место его погребения никто не знает, возможно, Бог не пожелал сообщить об этом в записях этой книги или, возможно, само место погребения великого Моисея могло стать в глазах израильтян священным, сделавшись впоследствии предметом суеверного или даже идолопоклоннического почитания.

Но, возможен также и другой вариант: Моисей был личностью столь необычайной, что и последние минуты его на земле Бог дал ему провести в близком общении с Собою, после чего люди не были допущены к погребению его.
Поскольку в некоторых других переводах "и погребён"  звучит как "Он предал его погребению" (Всемирный, короля Якова) -  некоторые  исследователи полагают, что Моисей был удостоен  особой чести, выразившейся в том, что Сам Всевышний  похоронил его (поручил Своим небесным служителям, ангелам). Такой вывод опирается и на сообщение Иуды 9.  

34:7,8  Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.
8 И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее.
Необычайность личности Моисея подтверждают и слова о крепости его здоровья, противоестественной для столь преклонного возраста.     
Что касается оплакивания смерти Моисея: например, смерть Иакова сыновья его оплакивали 7 дней (Быт. 50:10)

34:9  И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею.
После смерти Моисея Иисус Навин возглавил шествие Израиля в землю обетованную, на нём пребывал святой дух по воле Бога, а Моисей возложением рук подтвердил избрание Иисуса Навина Всевышним (ср.Чис.27:18-23)

В результате, получив через Моисея особое Божие благословение, Иисус Навин преисполнился особой мудрости, обрел способности, значительно превышавшие обычные человеческие.

34:10-12  И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу,
11 по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его,
12 и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля.
Моисей,  начиная от исхода Израиля из Египта и до времени его прихода к пределам земли обетованной - был вождём и пророком у этого народа, степень его близости к Богу - была уникальной и по тому, насколько приблизил его к Себе Творец мироздания, и по  необычайности чудес, которые Бог дал ему совершать на протяжении его миссии Божьего пророка и вождя Израиля.
Моисей открыл новую эру в истории человечества: при участии Моисея Бог начал формировать государство Израиль и ввёл эру действия Ветхого Завета (Моисеева Закона).

Со времени кончины Моисея израильтяне ожидали, чтобы Бог дал им другого Пророка, как он (18:15). И  "другой Моисей" дан был Израилю: Иисус Христос  не только повторил славу Моисея, но и превзошёл его в способности творить чудеса силою Бога и близости к Всевышнему (Евр. 3:1-6).

Иисус открыл новую эру для человечества: эру действия Нового Завета, но Израиль, ожидавший пророка, подобного Моисею - не распознал в Иисусе Христе "другого Моисея" и отверг его. С тех пор прошли века упорного неповиновения израильтян  Божьему призыву вновь обратиться к Нему и принять Христа Его (Евр.4:8-11)
Однако....всё ещё  живет песнь Моисея, которая все еще обращена к тому дню, когда Израиль откликнется на него и возвратится к своему Владыке.

 

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru