ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Второзаконие -
 32 глава

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Песня Моисея.

32:1-3   Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
2 Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.
3 Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему.
Обращение к небу и земле подразумевало, что эта песнь имела значение для всего разумного творения Бога, как на небе, так и на земле. Всякий, кто будет послушен гласу Бога, будет благоденствовать и достигнет полноты расцвета, подобно зелени и траве под освежающим действием дождя и росы.

Учение это - в прославлении имени Бога Израилева, Творца мироздания. Всякий кто станет серьезно размышлять над прославлением имени Всевышнего и всецело уповать на Него, будет благословляем Им во всём.

32:4 Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен;
Творец - это твердыня, "крепость, скала" , т. е. постоянен и неизменен. Поэтому стабильная и счастливая жизнь - удел каждого, кто "опирается" на Него. Дела Его совершенны (логически закончены и не нуждаются в улучшении), а  все Его действия по отношению к Его творениям - справедливы.
В отличие от древних ближневосточных божеств, которых и сами служители их зачастую считали аморальными и капризными, Господь праведен и истинен, и нет неправды в Нем.

32:5  но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный.  
Люди же, созданные Творцом (Израиль - в том числе) в отличие от Него Самого - не стали идти Его путями, развернулись от Него в противоположную сторону и стали родом  непокорным Богу и исказили всякое понятие об истине и праведности (развращённые). Поэтому они утратили всякое сходство со своим Создателем.

32:6-9  Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, [Который] усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?
7 Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.
8 Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых;
9 ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.
Израиль, в частности, проявил вопиющую неблагодарность, глупость и отсутствие разума, воздавая Богу злом на Его добро. Этот народ  пренебрегает милостью Бога и забывает о мощи Его и силе.
И когда Израиль забывал в растлении своём о том, Кто у них Господь - ему нужно было оглянуться назад и вспомнить историю попадания в земли Ханаана.
Старцы их могли бы напомнить им, что именно Бог установил пределы расселения израильтян  и что только Израиля Всевышний пока что удостоил великой чести, сделав его Своим народом и Своим наследственным уделом.

32:10-14  Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;
11 как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих,
12 так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.
13 Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы,
14 маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
Бог нашёл их в Египте, степи печальной, где израильтян угнетал фараон. Но Бог ограждал Израиль и оберегал, как зеницу ока Своего, как орлица присматривает за своими птенцами - так и Бог с нежностью и любовью заботился об Израиле. Пророчески Моисей сообщает о пребывании Израиля в Обетованной земле, где Бог станет питать его маслом, молоком и туком овнов Васанских (от плодородных земель) и увеселять виноградным вином.

мед из камня  в местах, лишенных леса, пчёлы откладывают в расщелинах скал. елей из твердой скалы - оливковое масло, получаемое из маслин растущих в горах.

32:15  И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
Беззаботная жизнь и преуспевание в делах способны испортить и самых верных, христиане об этом испытании благополучием и сытой жизнью - тоже знают:  при полном благополучии  легко забыть Бога. Несчастья же всегда они напоминают верующему, как остро нуждается он в Божией помощи.   
Моисей предсказывает здесь, что, как только Израиль ожиреет, достигнув высокого благосостояния, они забудут Бога.

32:16-18  [Богами] чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его:
17 приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, [которые] пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
18 А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя.
Предсказано также, что Израиль скоро обратится от своего небесного Защитника  -к идолам богов чужих, а, в сущности, - бесам, ибо за идолопоклонством стоят бесы (чем оно и опасно, ибо - ловушка дьявола)

Апостол Павел также упомянул это место, разъясняя христианам опасность увлечения общением с язычниками, так как "язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами" (1Кор.10:20).

32:19-22 Господь увидел, и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих,
20 и сказал: сокрою лице Мое от них [и] увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности;
21 они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;
22 ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор;
Отступничество не верного Богу Израиля и их увлечение идолами пробудит в Иегове великое раздражение и негодование, которые изольются на их же головы  в сопровождении всех проклятий Закона.
Бога, как видим, можно раздражить и разгневать, не только порадовать. Всё  зависит от того, как мы поступаем. Стало быть, эти же чувства возможно вызвать и в верующих, когда они сталкиваются с циничным попиранием святынь Божиих (пример Иисуса Христа, разгневанного превращением Дома молитвы в дом торговли, Ин.2:16)

32:23-27 соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои:
24 [будут] истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле;
25 извне будет губить их меч, а в домах ужас - и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединою старца.
26 Я сказал бы: рассею их и изглажу из среды людей память о них;
27 но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: наша рука высока, и не Господь сделал все сие.
Суд Бога, грядущий за предательство, будет сопровождаться голодом, эпидемиями, гибелью от хищников и от ядовитых пресмыкающихся; разразятся жестокие войны и унесут много жизней. Бог мог бы стереть Израиль с лица Земли, но ради того, чтобы другие народы не приписали себе заслугу поражения Израиля и не решили, что Бог у Израиля немощный - Всевышний говорит, что полного рассеяния и уничтожения Израиля не будет, чтобы враги Его народа не усомнились в том, что это не они, а Бог Израиля и навёл все бедствия, и силён исправить положение.

32:28,29  Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!
Народ Бога должен научиться размышлять, иначе они будут похожи на бессмысленных животных, упирающихся по непонятным для них же самих причинам, как лошаки неразумные (Псал.31:9)
 
32:30-33 Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!
31 Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том.
32 Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;
33 вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.
Но поскольку в дни благополучия Израиль окажется неспособны вычислить катастрофические последствия своего мятежного поведения, Бог при помощи наказания в дни злые заставит их понять, что без Бога - они ни на что не способны, и что это Бог  при помощи одного жестокого врага (от Содомского и змеиного отродья)  нанесёт поражение тысяче воинов Израиля и т.д.

32:34,35  Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих?
35 У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них.
Хотя Господь и позволит Своим врагам покарать Израиль, Он не снимет с них ответственности за совершенное ими зло и воздаст им за него. Пути Господни и сила Его - превыше их понимания, и уготованное им как бы запечатано  в хранилищах Его.

32:36-38  Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся [вне].
37 Тогда скажет [Господь]: где боги их, твердыня, на которую они надеялись, 38 которые ели тук жертв их [и] пили вино возлияний их? пусть они восстанут и помогут вам, пусть будут для вас покровом!
Когда благодаря многочисленным казням, рука Израиля ослабеет (их упование на самих себя и ложных богов, их гордыня и самонадеянность)  - Бог будет готов проявить к ним сострадание, спросив, однако, почему же боги, на которых они уповали, не защищают их в бедственном положении?
  
32:39-43   Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.
40 Я подъемлю к небесам руку Мою и говорю: живу Я во век!
41 Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам;
42 упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага.
43 Веселитесь, язычники, с народом Его; ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит землю Свою [и] народ Свой!
Бог будет судить Израиль не с целью его уничтожить, но желая привести его к осознанию того факта, что нет истинного Бога, кроме Творца, только Бог Израиля властен над смертью и жизнью.
Поднимать руку к небесам - означает, что Бог даёт клятву об отмщении за кровь рабов Своих - при всех свидетелях небес. Это означает, что все, кто будет восставать на рабов Бога - будут посрамлены и уничтожены. Конечной целью всех наказаний Израиля является очищение его от жестокосердия через познание последствий непослушания. 
Радоваться "очищению" Богом земли от ненавидящих Его призываются в песне Моисея не только иудеи, но и другие народы (язычники).

32:44-47  И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.
45 Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю,
46 тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего;
47 ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.
Произнося все слова песни этой, Моисей наказал народу серьезно поразмыслить над ними (положить их на сердце), ибо он не пустословил, воспевая эту песню, а произносил весьма важные и приносящие пользу увещевания.
Если они станут размышлять над неотвратимостью и суровостью наказания, грядущего на них за отступничество, то и песнь Моисея будет напоминать им об этом, удерживая от мятежного неповиновения Господу. Страх ради спасения, которым дышала песнь, они постараются внушать и детям своим, завещая им исполнять все слова закона сего.

В заключение Моисей вновь напомнил израильтянам, что самое существование их, процветание и долгое пребывание в земле зависят от исполнения ими Божиих заповедей.

32:48-52   И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал:
49 взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым;
50 и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему,
51 за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых;
52 пред [собою] ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым.
Моисей, как и было ему сказано Богом, должен был умереть за пределами обетованной земли, на горе Нево (высокая вершина на территории Моава, возвышающаяся над северной оконечностью Мертвого моря). Так он был наказан за своё малодушие при водах Меривы, когда вместо того, чтобы с уверенностью прославить Бога, засомневался  на секунду в том, что из скалы поёдёт вода  (Вт.1:37;Чис.20:11-13; 27:14)

Хотя Моисею запрещено было переходить Иордан, но Он милостиво позволил ему увидеть издали землю благодати Божией - прежде, чем он умрет.

Современному человеку невозможно себе представить ситуацию, в которой хозяин отказывает работнику в оплате за его труд, а работник продолжает для него трудиться.
В данном случае, произошедшем с Моисеем, когда Бог предупредил его о том, что сам он не войдёт в землю обетованную, Моисей не обиделся и не рассердился на Всевышнего. Более того, он не перестал исполнять Его волю  - вести народ к земле обетованной, разделяя их участь в пустыне 40лет.

Что помогло Моисею так стойко выдержать свой путь?
Моисей "выполнял свою работу" для Бога не ради вознаграждения ("зарплаты"), а лишь потому, что любил Владыку, Его народ и не мог поступать иначе. Служение Богу стало для него образом жизни, а не "работой" или возможностью получить что-либо от Бога для себя лично.

Моисей имел сильную веру в то, что Бог непременно исполнит Своё намерение и в будущем даст верному "облаку Своих свидетелей" возможность жить вечно в райских условиях –Евр.11:24-29, 12:1), и ему- в том числе.

Подобно верному Моисею, каждый из нас в этом мире имеет лишь возможность достойно пройти своё поприще и остаться верным Богу в своих обстоятельствах независимо от того, тяжелы они для нас или нет. А также помнить о том, что Бог не обязан облегчать нашу участь в этой несовершенной системе вещей (Римл.11:35), но в тяжёлых испытаниях даёт Свою преизбыточную силу, чтобы мы могли остаться верными Ему, подобно Моисею (1Кор.10:13)
 

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru