ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Второзаконие -
 31 глава

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Глава описывает заключительную части книги Моисея и приготовления, необходимые для передачи руководства после предстоящей смерти Моисея. Здесь же - песнь Моисея, ставшая свидетельством Завета Израиля с Богом и несущая предупреждение об опасности отступничества от Бога.
 
31:1,2  И пошел Моисей, и говорил слова сии всем [сынам] Израиля,
2 и сказал им: теперь мне сто двадцать лет, я не могу уже выходить и входить, и Господь сказал мне: "ты не перейдешь Иордан сей";
Моисей сообщает о своём возрасте не в связи с тем, что он по немощи старческой плоти не может продолжать вести Израиль за собой в качестве руководителя (входить и выходить, см. также Чис.27:16:17), так как во Вт.34:7 о нём сказано, что даже перед смертью зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась.
Моисей говорит здесь о том, что он не может вести Израиль потому, что его время вышло: Бог предупреждал его о том, что в землю обетованную Моисей не войдёт из-за недостатка веры у вод Меривы и должен умереть, как и Аарон (Вт.1:37;Чис.20:11-13; 27:14) Значит, перед входом в Ханаан ему придётся передать свои полномочия другому достойному израильтянину, кого изберёт Бог.

31:3-6  Господь Бог твой Сам пойдет пред тобою; Он истребит народы сии от лица твоего, и ты овладеешь ими; Иисус пойдет пред тобою, как говорил Господь;
4 и поступит Господь с ними так же, как Он поступил с Сигоном и Огом, царями Аморрейскими, и с землею их, которых он истребил;
5 и предаст их Господь вам, и вы поступите с ними по всем заповедям, какие заповедал я вам;
6 будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя.

Однако, несмотря на отстранение Моисея от руководства народом Израиля, само по себе осуществление многовековой программы, которую Бог наметил для Своего народа, не зависело от того или иного вождя из людей. Бог достаточно силён и Сам, чтобы исполнить все Свои обетования по Завету.
Это Богу, а не следующему руководителю Израиля, предстояло уничтожить проклятые народы Ханаана. Но от руководителей требовалось мужество, твердость характера и уверенность в заверении Господа, что Он всегда будет с ними. Без этого вожди Израиля  не смогут укреплять боевой дух воинов, которым придётся исполнять повеления Бога в отношении предстоящих действий по взятию земли обетованной.

31:7,8  И призвал Моисей Иисуса и пред очами всех Израильтян сказал ему: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему;
8 Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся.
Публичная церемония назначения Иисуса Навина в преемники Моисея - вождём Израиля.
Бог ещё до этого момента сказал Моисею, кто станет вождём Израиля и его преемником (Чис.27:15-18; Вт.1:38)

Будущий вождь должен был быть подобен заботливому и любящему пастырю, который выводил бы «овец Божиих» на «хорошие пастбища», и приводил бы их  благополучно «домой» (заботится о благополучии народа  и ограждал  от  возможных  неприятностей на выходе и входе).  

Иисус  Навин, по мнению Бога, для этой роли подходил как нельзя лучше: ему предстояло не только ввести Израиль в землю обетованную и завоевать её, но и разделить на уделы по коленам Израиля. Крепкая вера Иисуса Навина помогла бы ему не страшиться предстоящего военного похода и исполнить поручение Бога с точностью.

31:9   И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых.
Все слова закона Бога записывал Моисей до этого, записал и сейчас слова обновлённого завета Бога с Израилем, входящим в землю обетованную. В книгах Исход и Левит тоже сообщается о том, что Моисей записывал слова Бога (многие главы начинаются словами: "И сказал Господь Моисею")  
Только Моисей пользовался исключительным правом говорить от имени Бога и записывать Его слова в назидание следующим поколениям Израиля.  

В тексте 24 сказано, что Моисей "вписал в книгу все слова закона сего до конца".
Хранителями записей Моисея (пятикнижья) Бог назначил священников: именно потому, что они были хранителями всех святынь Израиля и имели возможность общаться с Богом в Святом-Святых - священники были наставниками народа Бога, разъясняющими слова Бога правильно, как вестники Бога (Малах.2:7) 

31:10,12  И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей,
11 когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет [Господь], читай сей закон пред всем Израилем вслух его;
12 собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего;
Заповедь Моисея о публичном чтении закона в седьмой год по прибытии в землю обетованную, в праздник кущей. Каждый седьмой год субботнего покоя (год отпущения долгов), в праздник кущей 15го числа седьмого месяца (сентябрь-октябрь, Лв.23:39,41; 16:29) после Дня искупления общество Господне  в составе мужчин, женщин и детей Израиля, которые могли понимать (Неем.8:2), а также - пришельцев/прозелитов,  должно было собираться пред лице Бога (приходить к священникам главного святилища, храма в Иерусалиме) для публичного слушания заповедей Бога.

Хотя  совершать паломничество к главному святилищу в главные праздники требовалось лишь от мужчин (Вт16:16), а члены их семей могли присоединяться к ним по возможности - на церемонии слушания Закона обязаны были присутствовать не только мужчины, но женщины и дети, достигшие возраста обучения.
Паломничество на церемонию слушания Закона предполагало высокую степень доверия  Богу, ибо на Его попечение оставлялись как дома и оставшиеся в семьях Израиля, так и -   отправляющиеся в путешествие на церемонию.

Чтение книги Закона Бога и его публичное чтение были доверены священникам, одной из функций которых было обучать народ заповедям Бога (Малах.2:7).
После плена к 1 веку закон, переписанный в множестве копий, стали читать в синагоге.

31:13 и сыны их, которые не знают [сего], услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею.  
Публичное чтение Закона позволяло Израилю обучаться правильному образу жизни  и наставлять в этом своих детей. В результате в семилетнем промежутке времени родители, наученные заповедям закона, имели возможность обучить им своих подрастающих потомков и подготовить их для участия в следующей церемонии публичного слушания Закона.

31:14 И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; призови Иисуса и станьте у скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус, и стали у скинии собрания.
Дни служения Моисея подходили к концу, поэтому он должен был передать все свои полномочия своему преемнику, избранному Богом. 
И если назначение Навина Моисеем проходило публично(31:7-8), то последующие предсказания Бога слышали только Моисей и Иисус, явившись перед Ним к скинии собрания. Оно, в свою очередь, как бы служит введением в последующую за этим Песнь Моисея (31:30-32:43).

31:15,16  И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии.
16 И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним;
Печальное известие услышали Моисей и Иисус Навин от Бога из столпа облачного: несмотря на неоднократные предупреждения Израиля о необходимости исполнять условия Завета и об опасности идолопоклонства, народ, тем не менее, не устоит в Завете с Богом и станет  блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступит.

31:17,18  и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: "не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?"
18 и Я сокрою лице Мое [от него] в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам.
Своей изменой Израиль прогневит Бога, и Бог скроет от них лице Свое (лишит их Своего присутствия, покинет стан Израиля). В результате они будут лишены защиты Всевышнего и беды проклятий Закона обрушатся на этот народ и негде ему будет искать облегчения.

31:19-21  Итак напишите себе [слова] песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых;
20 ибо Я введу их в землю, как Я клялся отцам их, где течет молоко и мед, и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой.
21 и когда постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет из уст потомства их. Я знаю мысли их, которые они имеют ныне, прежде нежели Я ввел их в землю, о которой Я клялся.
Песнь, которой научит Моисей израильтян, будет разъяснять им о причинах страданий каждый раз, когда на общество Израилево, введённое Богом в землю обетованную и избалованное процветанием,  вместо благополучия -  будут один за другим обрушиваться проклятья Завета с Богом. Содержимое песни всякий раз будет свидетельством против них, как только они отступят от Бога своего, расскажет о справедливости наказания и укажет на путь к покаянию.

Кроме того, слова песни Моисея смогут служить Израилю в качестве предупреждения о тяжких страданиях, которые постигнут их в наказание за отступничество: страх наказания сможет удерживать их какое-то время в послушании Богу.  

31:22  И написал Моисей песнь сию в тот день и научил ей сынов Израилевых.
Слова песни Моисей записал и обучил израильтян.

31:23   И заповедал Господь Иисусу, сыну Навину, и сказал [ему]: будь тверд и мужествен, ибо ты введешь сынов Израилевых в землю, о которой Я клялся им, и Я буду с тобою.
Но несмотря на предсказание предательства со стороны народа, Бог повелел Иисусу Навину быть твердым и мужественным, заверив, что Он будет помогать новому вождю овладевать землёй обетованной.
Это похоже на то, как каждый житель Земли знает, что рано или поздно закончит свой земной путь, но это не означает, что эти знания помешают каждому человеку заниматься какой-то полезной деятельностью на протяжении всего своего земного отрезка жизненного пути (никто из людей не сидит, сложа руки, в ожидании смерти)  

31:24-26  Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца,
25 тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав:
26 возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя;
Книгу со всеми  записями Моисея следовало положить рядом с ковчегом (по правую сторону от него - одесную), но не в него. В ковчег были помещены только Десять заповедей (ср.Исх. 25:26 с Исх. 31:18; также -см. 3 Цар. 8:9).

31:27-29  ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей?
28 соберите ко мне всех старейшин колен ваших и надзирателей ваших, и я скажу вслух их слова сии и призову во свидетельство на них небо и землю;
29 ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих.
Далее Моисей произносит суровые слова Моисея о жестоковыйности и упорном противлении Богу, обращенные к народу с требованием призвать всех старейшин. Слова эти были исполнены сожаления и горечи потому, что о предстоящем отступничестве иудеев ему сказал Сам Бог (стих 16).

31:30  И изрек Моисей вслух всего собрания Израильтян слова песни сей до конца:
Песня  Моисея, слова которой записаны в 31 главе - это часть книги Второзаконие. Израиль должен был выучить эту песню, чтобы исполнять ее при церемонии обновления Завета.

Будущее Израиля рисуется в ней в довольно мрачных тонах - потому что богатство и благополучие, вновь обретаемые народом, приведут его к отступничеству от Бога. Однако после того, как Господь поразит Израиль жестокими бедствиями, Он же, в сострадании Своем, избавит Свой народ и отомстит его врагам.

И все-таки, несмотря на присущий им мятежный дух, они лишатся милости Божией не окончательно, лишь на время своего отступничества.

 

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru