Глава даёт указания для израильтян, стоящих перед землёй обетованной
на равнинах Моава, что им следует сделать в первую очередь при
переходе за Иордан, когда нога их ступит на землю обетованную.
Зная непокорность народа, Моисей потребует здесь клятвы в верности
завету - со стороны Израиля и произнесёт пророчество о
возобновлении завета в будущем. После этого он призовёт Израиль
избрать жизнь в соответствии с обетованием, данным их отцам -
Аврааму, Исааку и Иакову
27:1-4
И заповедал Моисей и старейшины [сынов] Израилевых народу, говоря: исполняйте все заповеди, которые
заповедую вам ныне.
2 И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой
дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью;
3 и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь
[Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает
тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог
отцов твоих.
4 Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам
сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью;
Записывать законы на больших камнях, покрытых известью, было обычной
практикой для многих стран, Египта, например. Какие именно слова
закона Моисея следовало написать на камнях - не совсем понятно,
может, гражданские и уголовные законы или Десятословие скрижалей
(все почти 600 пунктов Моисеева закона было бы сложно поместить на
одном камне), а, возможно, слова благословений и проклятий (см. ниже
о горе Гевал)
Значение этого действия, во-первых, оповещало бы все народы о
вступлении Израиля в землю обетованную и
служило бы
напоминанием о том, что Израиль пришёл сюда покорять Ханаан по слову
Господню. А во-вторых, камни с законом Бога служили бы напоминанием
все об исполнении Богом обещания Аврааму, Исааку и Иакову
поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал
Во Вт.11:29 разъясняется, что гора Гевал - это место, с которого
Израиль должен был произносить слова проклятья за непослушание Богу
Израиля. Камни, стоящие на этой горе, могли быть свидетелями тому,
за нарушение каких законов исполнялось в Израиле или над всем
Израилем -то или иное проклятье.
27:5-7
и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней,
не поднимая на них железа;
6 из камней цельных устрой жертвенник Господа Бога твоего, и возноси
на нем всесожжения Господу Богу твоему,
7 и приноси жертвы мирные, и ешь там, и веселись пред Господом Богом
твоим;
Там
- вероятно, на горе проклятья: принесение жертвы Богу на этой горе
показывало бы, что Израиль дал Богу клятву верности и готов никогда
не нарушать Его заповедей, ибо знает последствия нарушения клятвы
верности.
В
Исх. 20:25 сказано, что для
построения жертвенника требуются неотесанные камни, ибо как только
человек наложил бы на них тесло и стал подтачивать -камни были бы
осквернены рукою человеческой.
Всё, что создал Бог - совершенно и не требует улучшения по
инициативе людей (Второз.32:4). Не следует выдумывать, как улучшить
то, что заповедал Бог, ибо послушание для Него - лучше жертвы.
Бог показывает Израилю, что если жертвенник - для Него, то и
сооружать его следует так, как того желает Бог, а не так, как
нравится приносящим жертвы.
То же самое - и в современном поклонении Богу: если
кто-то желает поклоняться Всевышнему, то нужно узнать из
Библии и от самого Бога о том, как Он хочет, чтобы Ему поклонялись
- вместо того, чтобы поклоняться Ему так, как нравится нам самим.
27:8,9
и напиши на камнях все слова закона сего очень явственно.
9 И сказал Моисей и священники левиты всему Израилю, говоря: внимай
и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа Бога
твоего;
10 итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй заповеди Его и
постановления Его, которые заповедую тебе сегодня.
Ясно читаемые слова Закона Бога на камне перед входом в Ханаан
должны были стать свидетельством тому, насколько велика роль Божьих
заповедей в жизни
нового народа этой земли.
27:11-14
И заповедал Моисей народу в день тот, говоря:
12 сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ,
когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и
Вениамин;
13 а сии должны стать на горе Гевал, чтобы [произносить] проклятие:
Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим.
14 Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом:
Здесь даны повеления относительно того, на кого Бог возлагает
функции произнести проклятья, а на кого - благословения
Слова в день сей ты сделался народом Господа, Бога твоего не
означали, что до этого Израиль не был Божиим народом. Они лишь
свидетельствовали, что там, на равнинах Моава, в этот важный
поворотный момент своей истории, Израиль как бы опять и заново
посвящал себя Господу. Потому и было снова сказано евреям, чтобы
повиновались Ему и следовали Его повелениям и постановлениям.
Сложно сказать, почему призванные произнести проклятия и
благословения были разделены именно так, ведь получившие задание
проклинать не были виновнее получивших задание благословлять.
Например, Рувим, первенец Иакова, получивший задание проклинать,
взошел на ложе отца своего и осквернил ложе Иакова. Но и о Симеоне с
Левием, получивших задание благословлять, сказано как о жестоких
людях, во гневе своем убивших жителей Сихема (Быт.49:3-5)Возможно деление на две группы было произвольным.
Проклятия Закона Моисеева.
Описание преступлений в этой части Второзакония расширяют перечень
преступлений против Бога, его установлений и против ближних,
описанных в Десятословии на скрижалях.
Проклятие - это исключение проклятого из "зоны" действия клятвы Бога
обеспечить благополучие и процветание Израиля (Исх.6:8). Тот, кого
постигнет проклятие Бога будет обречён на участь изгоя и зло
постигнет его.
27:15
проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред
Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!
Весь народ возгласит и скажет: аминь.
Первое проклятие относится к идолослужению и касается нарушения
первой заповеди в Десятословии (Исх.20:3,4). Идолопоклонство может
иметь открытые и скрытые формы.Открытые - это попытка изобразить
Бога в буквальном смысле в виде изображений/ изваяний или вкладывать
священный смысл в обряды почитания чего-нибудь (отдавать честь
национальному флагу, например).
Скрытые - это увлечение чем-то, чему мы посвящаем свою жизнь, что
поглощает все мысли и всё время. "Богом" в скрытой форме может быть,
например, чревоугодие (образно мы служим чреву, Флпц.3:19), увлечение накопительством (мы служим мамоне, богатству, Мтф.6:24) и т.д.
27:16
Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ
скажет: аминь.
Второе
проклятье. Нарушающие 4ю заповедь Десятословия (Исх.20:12)
также заслуживают проклятья: кто не чтит своих видимых родителей,
как смогут чтить невидимого небесного Родителя?
27:17
Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь
(см. Второз.19:14)
Третье проклятье. Посягающий на чужую собственность и на чужую
территорию в любом варианте
- проклят, ибо нарушает 10ю заповедь Десятословия (Исх.20:17)
27:18
Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь.
Четвёртое проклятье. Обмануть и не помочь тому, кто совершенно
беспомощен и остро нуждается в помощи - презренный и жестокий
поступок. Но даже если слепой не в состоянии узнать своего обидчика,
то Господь увидит этого человека, совершившего низкий поступок, и
проклятье Закона на нём исполнится.
Возможно это проклятие исполнится на каждом, кто будет виновен в
жестоком обращении по отношению к слабым и беззащитным членам
сообщества (см.Лев. 19:14).
27:19
Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ
скажет: аминь.
Пятое проклятье. В принципе, корыстолюбивому судье нетрудно было бы
так или иначе воспользоваться незавидным положением этих людей и
судить их несправедливо в пользу богатых, однако, если такое зло
случится в Израиле - в защиту обиженных и обездоленных вступится
Сам Бог, и обидчику не придётся ожидать ничего хорошего.
27:20
Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край
[одежды] отца своего! И весь народ скажет: аминь.
Шестое проклятье постигнет того, кто
вступит в связь со своей мачехой или наложницей отца, пока тот еще
жив (см.Быт.35:22) или кто женился бы на мачехе или наложнице своего
отца после его смерти)
27:21 Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет:
аминь.
Седьмое проклятие настигло бы того, кто совершил акт скотоложства
(ср. Исх. 22:19; Лв. 18:23; 20:15-16).
27:22,23
Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или
дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь.
23 Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь..
Восьмое и девятое проклятие стали бы уделом того, кто вступил
бы в кровосмесительный брак (или связь) с одной из своих близких
родственниц (ср.Лв.18:9, 17)
27:24,25
Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет:
аминь.
25 Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу [и пролить] кровь
невинную! И весь народ скажет: аминь.
Десятое и одиннадцатое проклятия поразили бы того, кто попытался бы
тайно убить ближнего.
27:26 Проклят,
кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь
народ скажет: аминь.
Заключительное проклятие охватывает нарушение всех остальных
заповедей Бога, не вошедших в этот перечень (соблюдение субботы,
например, употребление крови и т.д.)
|