Установления о справедливости в суде; о телесном наказании виновных;
о гуманном отношении к рабочему скоту; о левиратном браке; о вредных
для здоровья человека и его потомства приемах борьбы; о правильности
мер и весов; повеление об истреблении амаликитян.
25:1-3
Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и
рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят;
2 и если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет
положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету;
3 сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов
брат твой не был обезображен пред глазами твоими.
Закон этот прежде всего был направлен на упорядочение телесных
наказаний, чтобы не допускать бесконтрольного бичевания
(вероятно, розгой, палкой
запрещалось бить, см. Исх.21:20)
и самосуд.
Если у двоих людей возникал спор по имущественным или иным
претензиям друг ко другу (тяжба), и сами они к соглашению прийти не
могли, им надо было обратиться к судье, чтобы тот решил, кто из них
виновен, а кто прав.
Виновный подлежал бичеванию в присутствии судьи, высшей мерой
телесного наказания должны быть 40 ударов
Почему 40 ударов? 3
Чтобы от многих ударов брат твой не
был обезображен пред глазами твоими.
Во-первых, Бог не дозволял в ходе телесных наказаний
допускать чрезмерную жестокость. Во-вторых, такое ограничение
охраняло и достоинство виновного до известной степени: при таком
количестве ударов возможно было остаться в живых не инвалидом
(в кодексе Хаммурапи, например (закон 202), предусматривалось
шестьдесят ударов, а позднее ассирийскими законами разрешалось
нанесение от сорока до пятидесяти ударов).
К новозаветному времени у иудеев, видимо, была принята практика
наказания 39тью ударами для подстраховки: это служило гарантией не
нанести более сорока ударов (2Кор.11:24).
25:4
Не заграждай рта волу, когда он молотит.
Это повеление подчеркивалась необходимость заботиться о животных.
Закон предусматривал возможность работающему волу - насыщаться
от рук тех, на кого он трудится. Если вола не подкармливать, он
обессилит и не сможет молотить хлеб: несправедливо, чтобы тот, кто
трудится, не получал вознаграждения за свой труд.
Цитируя этот стих в 1Кор. 9:9, апостол Павел показывает этот принцип
несправедливости - для благовествующих христиан, "молотящих духовный
хлеб".
Проповедники по замыслу Бога имеют право "молотить" с надеждой
получить за труды свои самое необходимое, ибо Бог печется о
тружениках, которые работают для Царства Его.
О левиратном браке, согласно которому
брат или ближайший родственник умершего должен был жениться на его
вдове (25:5-10).
25:5,6 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына,
то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого,
но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с
нею, -
6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его
умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.
Хотя браки с близкими родственниками в Израиле не поощрялись,
левиратный брак был исключением (от латин. левир - "деверь",
или брат мужа).
Вдова умершего не должна была оставаться бездетной, чтобы имя её
мужа не изгладилось в Израиле, чтобы продолжился род его и чтобы не
произошло отчуждения семейной собственности. Поэтому на ней должен
был жениться брат умершего супруга. За неимением брата, бездетную
вдову должен был взять ближайший родственник.
Первый сын от левиратного брака получал имя умершего, и род его
таким образом продолжался.
25:7-9 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к
воротам, к старейшинам, и скажет: "деверь мой отказывается
восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне";
8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его,
и если он станет и скажет: "не хочу взять ее",
9 [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и
снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: "так
поступают с человеком, который не созидает дома брату своему".
10 и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого.
Если же деверь вдовы отказывался исполнить свой долг - то ли из
жадности (не желая делить семейное достояние со своей невесткой), то
ли потому, что невестка не нравилась ему, - она могла заявить об
этом старейшинам города. Если и им не удавалось уговорить деверя,
вдова получала право снять с ноги виновного сапог и плюнуть ему в
лицо. Это было клеймом позора, которое оставалось на нем.
Скорее всего, этот закон не был новым, но придал юридическую
силу древнему обычаю, существовавшему у израильтян. Первый
библейский пример левиратного брака встречаем в семействе сына
патриарха Иакова, Иуды.
Когда Иуда нарушил порядок восстановления семени своему умершему
сыну, то Фамарь хитростью восстановила для него потомка, который
оказался будущим прародителем Христа (Быт.38:6-39, Мтф.1:3).
25:11,12
Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы
отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит
его за срамный уд,
12 то отсеки руку ее: да не пощадит [ее] глаз твой.
Помимо своей безнравственности, данный запрещаемый прием борьбы мог
оказаться вредным для здоровья, вплоть до лишения мужчины
способности к продолжению рода, чему в Израиле придавалось особое
значение: возможность иметь детей считалась благословением Бога, а
невозможность - проклятием.
Видимо, поэтому разрешение нанести физическое увечье в качестве
наказания в этом случае - единственное.
В целом же для израильского закона характерны в этом смысле
умеренность и сдержанность, по сравнению с другими ближневосточными
кодексами законов, в которых предусматривалось нанесение
многообразных увечий, степень и характер которых зависел от
совершенного преступления
(по ассирийскому закону , например, мужчине, который поцеловал бы на
улице женщину, не являвшуюся его женой, следовало отсечь губу)
25:13-16
В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие;
14 в доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая;
15 гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна
быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь Бог твой дает тебе.
16 ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду.
Закон
о честном ведении любых видов торговых сделок (в торговле на рынке -
в том числе): номинальный вес гири и номинальный объем ефы должны
соответствовать их фактической величине.
25:17-19
Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта:
18 как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших,
когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога;
19 итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих
со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел,
чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь.
Происхождение Амаликитян прослеживается от Амалика, сына Елифаза и
внука Исава (Быт.36:9,12). Их племена кочевали в пустыне от Синая
на север, до верхней части Аравии (1Цар.15:7; 27:8). Когда именно
Амаликитяне напали сзади на измученных и ослабевших израильтян - в
Библии не сообщается, она описывает два случая уже совершаемого
отмщения Израиля Амалику (Исх. 17:8-16; Чис. 14:39-45). Но в этом
повелении разъясняется, за что был наказуем Амалик.
Нападение Амаликитян на отставших, слабых, больных и беспомощных
израильтян, свидетельствует о жестокости и трусости этого народа, не
побоявшегося Бога Израилева. За это ему предстояло исчезнуть как
народу с лица Земли (см.
Исх.17:14): Бог повелел изгладить и самую память об Амалике
из поднебесной (с Земли, которая находится под небесами). Позже
Амаликитянам нанес поражение царь Давид (2Цар. 1:1), а в дни царя
Езекии они окончательно были стерты с лица земли (1Прлпмн. 4:41-43). |