ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Второзаконие -
 24 глава

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

В этой главе представлен свод нравственно-этических законов во взаимоотношениях с ближними. Касаются они тематики развода в семье израильтянина; льготного призыва для исполнения воинской повинности; залогов; насильственного закрепощения  человека;  соблюдения мер предосторожности в отношении проказы; своевременной выплаты наёмникам;  ответственности каждого за свой грех; правосудия и благотворительности.

24:1- 4 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего,
2 и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа,
3 но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, -
4 то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
В древности как полигамия, так и развод был весьма распространенным явлением на Ближнем Востоке. Поэтому в условиях менталитета  древности повеления о разводе давались для внесения упорядоченности в уже существовавшую практику.
Бог, хотя и допускал развод в семьях Израиля, однако законодательно вынуждал предотвратить в Израиле явление совершения необдуманных разводов и легкомысленного отношения к браку (Вт.22:13–19, 28,29).
Несмотря на то, что развод был разрешён для некоторых случав, он  рассматривался как трагедия и был представлен в неприглядном свете (Мал. 2:13,16), кроме случаев, когда отлучение жены и детей от мужа проводилось в интересах Бога  (в качестве наказания Израиля за непослушание  и для сохранения  духовной чистоты рода Израиля, Езд.2:10,11)
Толкование  закона  ВЗ о разводе Иисусом показывает, что развод (как и многобрачие), хотя и   допустим в некоторых случаях для браков века сего, однако такое положение вещей идёт вразрез с Божиим идеалом замысла брачных отношений (Мтф. 19:3-9; 1Кор.7:).
  
Что-нибудь противное  какой-то физический или нравственный недостаток, обнаруживаемый после бракосочетания или возникающий  в процессе семейной жизни, по причине которых продолжение брачного союза было бы либо невозможным, либо очень тяжелым
(здесь речь не идёт о прелюбодеянии жены, так как все прелюбодеи  наказывались смертью, Вт.22:20-22) . Разводное письмо, которое требовалось от мужа для жены в случае, если он находил в жене "противное", должно было служить ей защитой в рамках закона.

Если разведшиеся не вступали затем во второй брак, то могли снова соединиться как муж и жена (2-4 тексты). В противном случае вторичный брак разведенных супругов не допускался даже в случае смерти второго мужа отпущенной жены: женщина в этом случае считалась оскверненной (будучи с другим), поэтому повторное её сближение с первым мужем было мерзостью перед Господом (скорее всего, рассматривалось бы как прелюбодеяние).

24:5   Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял.
Этим установлением тоже подчеркивалось значение брака и семьи в Израиле: считалось бессердечным посылать новобрачного на войну (ср. Вт. 20:7). Если бы он погиб -мог не оставить после себя потомства, а, значит, и имя его не сохранилось бы в Израиле (см.Вт. 25:5-10).
Мужчина, недавно женившийся,  должен был, кроме того, на год получать освобождение и от любых других своих обязанностей пред обществом Израилевым - с тем, чтобы уделять все своё свободное время своей жене.

24:6 Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу.
Двумя жерновами пользовались в домах ежедневно для того, чтобы из зерна получать крупу или муку для приготовления еды. Взять оба жернова или один из них в залог уплаты долга значило бы лишить человека средств к существованию (ежедневному пропитанию). Именно в этом смысле надо понимать фразу: таковой берет в залог душу (жизнь человеческую), т. е. обрекает на смерть от голода.

24:7 Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и [так] истреби зло из среды себя.
Насильственное порабощение было довольно распространённым явлением на ближнем Востоке древности (о нем упоминается и в юридических кодексах Месопотамии и Хеттской империи)
В Израиле же похититель, лишивший свою жертву свободы, подлежал наказанию смертью - как если бы лишил ее жизни.

24:8,9 Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь [закон], которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им;
9 помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта.
Речь идёт о соблюдении правил гигиены и защиты от заражения общества опасными кожными заболеваниями.  Подробнее эти указания были даны священникам (Лв.13,14 главы). Поэтому в этом повелении Бог направляет Израиль интересоваться у священников, что делать в случаях кожных заболеваний.
Необходимость соблюдать эти церемониальные установления обосновывается напоминанием о том, что произошло с Мариамью, которая была поражена проказой за свое неповиновение  (Чис. 12).

24:10,11 Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог,
11 постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу;
Этим законом заимодавец обучался тому, как проявлять любовь к ближнему и уважать его достоинство - даже, если он был вынужден был что-либо одалживать: заимодавцу запрещалось унижать его тем, чтобы бесцеремонно входить к нему в дом и самому забирать то, что он хотел бы получить в качестве залога.

24:12,13  если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея залог его:
13 возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, - и тебе поставится [сие] в праведность пред Господом Богом твоим.
Этим законом заимодавец тоже обучался тому, как правильно следовало бы проявлять любовь к должнику: если занимавший в долг был настолько беден, что не мог дать в залог ничего, кроме одежды своей (которая по ночам служила ему одеялом), то заимодавец должен был вернуть ему этот залог до наступления ночи (ср. Исх. 22:26-27; Иов. 22:6). Поступая так, заимодавец на деле явил бы любовь к своему ближнему, как к самому себе.

24:14,15  Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих;
15 в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха.
Для однодневного наёмного труда, как правило, нанимались бедняки. Ясно, что поскольку они нуждались в ежедневном жизнеобеспечении (еда, кров), то и оплату работодатель обязан был выплачивать ежедневно и вовремя.

ждет ее душа его означает, что оплата нужна наёмнику для прокормления как себя, так и своей семьи.
Состоятельный и алчный работодатель мог удержать плату наемника. Поэтому, данным установлением закона всем работодателям напоминалось, что их бессердечность  не останется безнаказанной: вопль обманутого бедняка к Господу всегда будет услышан.

24:16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
Этот текст подтверждает, что многие читатели Библии неправильно понимают текст  Исх.34:7 о наказании  вины отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Согласно закона Бога каждый должен быть наказываем смертью только за свое преступление (Иез.18:20).

Но если грех отца пред Богом передался в процессе воспитания его детям, внукам, правнукам и даже праправнукам (больше поколений своего рода, как правило, отец не мог застать при своей жизни, и потому влиять на воспитание не мог на большее число поколений) - в таком случае наказание Бога распространялось бы на все три или четыре его поколения (на всех, кто поддавался плохому влиянию главы рода)

24:17-18  Не суди превратно пришельца, сироту; и у вдовы не бери одежды в залог;
18 помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие.
Пришельцы, сироты и вдовы были наиболее беззащитны перед возможным произволом со стороны судей и богатых. Свой призыв относиться к ним справедливо и с любовью (ср. Вт.10:18-19) Бог обосновывает горьким историческим опытом народа: вспомни, что и ты был беззащитен в Египте, но Господь не был к тебе несправедлив и жесток, но освободил тебя оттуда и заботился  с тех пор и до сего дня.

у вдовы не бери одежды в залог  то же самое, что и запрет брать в залог одежду бедняка, которая ночью служит ему покрывалом (см. тексты 12,13)

24:19-22 Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих.
20 Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове.
21 Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове;
22 и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.
Этот закон учил израильтян заботиться  не только о себе, но и о малоимущей части населения и помнить о том, что не они сами, а Бог взращивает для них урожаи, потому неправильно быть алчным, скупым  и равнодушным  к нуждам  пришельцев, сирот и вдов. Оставляя на месте сбора какую-то часть зерна, оливок и винограда, хозяин поля давал возможность подбирать их (ср.Лев. 23:22).

Так они не зависели бы всецело от унизительной необходимости выпрашивать или уповать на человеческих благодетелей, имея возможность своим трудом добывать себе необходимое пропитание (зёрнами, оливками и виноградом представлены хлеб, масло и вино, что в Израиле составляло основу питания)
Этот закон давал возможность как хозяину поля выразить свою благодарность Богу за благословение урожаем и обучение любви к ближнему, а  беднякам - за благословение питаться от труда своего и доброту хозяев поля.

 

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru