ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Второзаконие -
 23 глава

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Установления закона, относящиеся к качеству общества Господня: народа, отделённого Богом для определённых духовных целей, в качестве которого был избран Израиль по плоти (потомки Авраама по линии Иакова/Израиля)

Установления для евнухов
23:1  У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне.
Общество Господне в данном случае - это общество Израиля по плоти, собранное воедино для участия в церемониях правильного поклонения Всевышнему и для исполнения Его намерений. Данное физическое увечье делало мужчину неполноценным (не способным иметь детей). Неполноценность такого человека могла рассматриваться как известное нарушение в нем образа Божия:  закон подразумевал, что поклоняющиеся Богу должны быть совершенны в Его глазах, как совершенны должны были быть предлагавшиеся Ему жертвы, которые, как известно, не могли иметь какого-либо физического недостатка.

Хотя мужчина с таким  физическим недостатком не мог принадлежать к общине израильтян, однако он не был лишён права веровать в Бога  Израиля и служить, например, во дворцах царей Израилевых (1Цар.8:15,1Прлпмн.28:1)

Надо полагать, что этот закон мог быть применим к кому-то после рассмотрения судьями конкретных обстоятельств имеющего такое увечье, но желающего поклоняться Богу вместе со всем Израилем  (по своей ли собственной воле человек был оскоплён, по насилию ли или по языческому обряду)
 
23:2 Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне.
Сын блуда (также незаконнорожденный, рождённый от незаконного брака) - это сыновья профессиональных блудниц, не признанные их отцом (см. Суд.11:1, был признан отцом Галаадом).
Выражение "десятое поколение" означало в Израиле "никогда".
 
23:3-6  Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки,
4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя;
5 но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя.
6 Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки.
Аммонитянам и моавитянам также не разрешалось становиться частью общины Израиля по плоти потому, что, во-первых, беззаконен их корень: как моавитяне, так и аммонитяне происходили от кровосмесительной связи Лота с его дочерями (Быт. 19:30-38).

Во-вторых,  эти народы противостояли Господу и Его народу: во время пребывания Израиля в пустыне они отказали нуждающимся  в хлебе и воде, а моавитяне, к тому же, ещё и призвали Валаама, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22:2-6).
Израилю запрещалось вступать с ними в добрососедские отношения (текст 6.)
 
Однако история Руфи свидетельствует о том, что закон буквы мог быть нарушен с благословения Господа в случаях,  если кто-то из этих народов  так же искренне любил Бога Израиля, как она (Руф. 1:16).

23:7,8 Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его;
8 дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне.
Однако, отношение к потомкам Исава (идумеям или эдомлянам) должно было быть более снисходительным : он был братом Иакова и потомком Исаака  (Быт. 36:1,40-43).
Египтянам жестокое обращение с Израилем было прощено, видимо, по причине длительного пребывания израильтян в их стране и потому, что поначалу они благожелательно приняли Иосифа и позже - его семью (Быт. 37-50). Предполагалось, что  правнуки египтянина, поселившегося в Израиле и живущего по его законам, смогут  впитать образ жизни израильтян и станут пригодными для вхождения в общество Израиля. 

23:9-11  Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого.
10 Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан,
11 а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан.
О необходимости для "общества Господнего" соблюдать церемониальную чистоту: хотя в ночном излиянии семени у воина не было ничего постыдного с моральной точки зрения, тем не менее, человек делался из-за этого церемониально нечистым на весь предстоявший день. Поэтому он обязан был выйти из стана Израиля и провести день за его пределами, а вечером, после омывания водой, мог снова вернуться в стан.

23:12-14  Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить;
13 кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое;
14 ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя.
Акт освобождения от пищи естественным путём тоже предусмотрен Создателем при сотворении человека и не оскверняет человека (Мрк.7:18,19). Однако это установление касалось поддержания буквальной чистоты в военном стане: закапывание испражнений способствовало соблюдению санитарии на территории стана и не  позволяло насекомым распространять инфекции.

Более того, стан израильтян  - это место, за которым наблюдал Всевышний. Поэтому данная заповедь также имела  церемониальное значение, как и предыдущая: соблюдение этих постановлений напоминало израильским воинам как о святости Господа и о Его вездесущности, так и о вытекавшей отсюда ответственности человека за его поведение в любом месте, в любое время дня и ночи.

23:15,16  Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего;
16 пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его.
Здесь речь идет об иноземцах, убегавших в Израиль от притеснявших их господ. На Ближнем востоке предусматривалось возвращение беглых рабов. Повеление не выдавать их хозяевам в Израиле - шло вразрез с обычной практикой тех времён.  Этот  гуманный характер закона о беглых рабах не давал Израилю забыть о том, что они и сами были на положении рабов в Египте.

Духовная сторона этого закона открывается Христом: каждый «раб» рабства греха и смерти «вырвался» оттуда при помощи Христа, поэтому не следует «возвращать» его обратно (чем-либо претыкать и способствовать отступлению от служения Всевышнему,Римл.14:13, 1Кор.8:11)

23:17  Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых.
Этот запрет предостерегал израильтян  от следования практике чужеземных религий:  храмовая проституция как женском, так и в мужском варианте, была неотъемлемой частью языческих ритуалов в древних религиях Ближнего Востока.
Несмотря на это предупреждение, история Израиля показала множество случаев нарушения этой заповеди (Ос. 4:14; 4Цар. 23:7).

23:18  Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим.
На Востоке была распространена не только храмовая проституция, но и бытовая. Блудница - это проститутка  женского пола, а проститутку  мужского пола называли "псом": никакой обет нельзя было выкупать деньгами, заработанными столь грешным способом (в сокровищницу храма непозволительно было класть пожертвования из средств, заработанных проституцией). Это было бы мерзостью пред Господом.
В современном понимании никакая  прибыль, полученная нечистым путём, неприемлема для использования её в пожертвованиях на дело Божье.

23:19   Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что [можно] отдавать в рост;
Речь идёт о запрете наживаться на бедственном положении ближних (членов общества Господня, Израиля по плоти, на своих соотечественниках)   Израильтянин, временно впавший в тяжелую нужду или обедневший, мог обратиться за помощью к более зажиточным своим соотечественникам. Деньги он занимал не для того, чтобы пустить их в оборот и обогатиться, а для того, чтобы удовлетворить насущные потребности свои.  Дать ему их под проценты значило бы усугубить его положение, да и себе повредить, потворствуя своему стремлению к наживе.

23:20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею.
Здесь речь идёт о разрешении израильтянам использовать свои личные сбережения для приумножения, отдавая их в заём под проценты иноземцу (по принципу банковского дела). Тот же принцип описан и в этом тексте:

ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы (Вт.15:6)
Иноземцы (не прозелиты) не были членами общества Господня. Как правило, с просьбами займа к израильтянам могли обратиться  торговцы или купцы, которые нуждались в займе для расширения своей деятельности и дальнейшего обогащения.

То есть, этим установлением Бог показал, что Он не против приумножения личного имущества Своих служителей законным путём, и - что принадлежать к обществу Господню означает иметь и определённые благословения от Всевышнего  (в отличие от остальных народов, отчуждённых от Него)  
23:21-23  Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех;
22 если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха.
23 Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими.
Закон налагает на израильтян обязанность быть честными перед своим Богом и неукоснительно соблюдать данные Ему обязательства  (добровольные обеты).  Любой обет, уж коль он был дан,  подлежал обязательному исполнению, ведь и Всевышний исполнял все Свои обещания Израилю (ср. Прит. 20:25; Еккл. 5:4-5).

23:24,25  Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько [хочет] душа твоя, а в сосуд твой не клади.
25 Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего.
Это установление отражает принцип любви к ближнему и уважения к его труду: путнику дано было право утолить голод в винограднике или на поле, но он не имел права по алчности набивать урожаем доверху свои ёмкости и уносить с собой,  это приравнивалось бы к воровству.
Как Господь был милостив к хозяину поля или виноградника, благословляя его урожаем, так и хозяин обязан был проявлять щедрость к путнику, проходившему через его землю.
 

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru