ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Второзаконие -
 22 глава

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Глава показывает, как принцип "возлюби Бога и ближнего своего" должен был проявляться в обществе Израиля - на деле: Израиль нужно было научить правильно проявлять любовь к Богу, друг к другу и Божьим творениям.

Установление об обращении с потерявшимися или павшими животными ближних
22:1- 3  Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему;
2 если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их;
3 так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною [вещью] брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться [от сего].
Бог учил Свой народ поступать с ближним своим по любви и развивать сострадание к трудностям ближних. В этом законе о потерявшихся домашних животных заложен самый важный нравственный принцип человеческого общества: "люби ближнего твоего, как самого себя" (Лв. 19:18) и "поступайте с другими так, как хотите, чтоб поступали с вами" (Мтф. 7:12).

Установление, сформулированное в тексте 2, диктовалось  не стремлением присвоить себе чужое животное, а  естественным для человека нежеланием тратить время и труд на то, чтобы искать его владельца.
Если этот владелец жил далеко или нашедший скотину не знал его, он мог взять животное к себе и ухаживать за ним, пока хозяин сам не станет искать его. То же правило относилось и к найденной кем-то одежде (сохрани ее до времени у себя) и к любому другому утерянному имуществу.
 
22:4  Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе.
Упомянутый принцип любви и сострадания  к ближнему действовал и в случае, когда израильтянин видел чьё-то чужое животное, упавшее на дороге и тщетные попытки хозяина поднять его. В этом случае он не должен был равнодушно проходить мимо, но обязан был помочь хозяину управиться с животным.
 
В христианской эпохе этот закон  применим к любым обстоятельствам, в которых верующий готов поддаться искушению "не вмешиваться", пройти мимо чужой нужды (ср. Ин.2:15-16; 1Ин. 3:17).

Некоторые нравственно-этические установления закона
22:5
   На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие.
Имеется ввиду не следует затемнять различие между полами: мужчина должен оставаться мужчиной и выглядеть соответственно, а женщина - женщиной и выглядеть сообразно женщине. На Востоке, в древнем Израиле, в том числе - и мужчины, и женщины носили длинные одежды типа платьев цельного покроя со знаками отличия для мужчин и женщин (здесь не идёт речь о том, что женщинам нельзя носить брюки, а мужчины шотландцы, например, не имеют права носить национальные юбки -килт).

Кроме того, порок близости между лицами одного пола существовал и в древности: мужчины рядились в женские одежды с целью привлечь мужчин, равно как и женщины рядились в мужские - с целью привлечь внимание  женщин. Поскольку в тексте говорится о мерзости  в глазах Бога  переодевания  мужчин и женщин в одежды не по соответствию своей природы - видимо, этот закон запрета был нацелен на то, чтобы искоренить соблазн привлечения внимания лиц противоестественной  сексуальной ориентации обманчивым внешним видом.
Также имеются  некоторые исторические  свидетельства в пользу того, что переодевание в одежду иного пола могло быть связано с поклонением языческим божествам.

22:6,7  Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми:
7 мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои.
Этот закон дан был Израилю, чтобы научить их с любовью, заботливо и уважительно относиться  к созданной Богом природе, поскольку от её благополучия зависит и благополучие людей: всё, созданное Богом в качестве природы, кормит, одевает человека и поддерживает положительный баланс экосистемы.
Позволяя матери улететь, израильтяне оставляли бы за ней возможность произвести новое потомство в будущем: поступая так, они бы способствовали поддержанию гармоничного равновесия в природе. И напротив, уничтожая мать вместе с потомством они явили бы плохие качества: жестокость и безрассудство, что мерзость в глазах Бога (см. также Лв.22:28 и Исх.23:19)
Подчинение этой заповеди в числе остальных гарантировало бы одобрение Бога. 

22:8  Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто - нибудь упадет с него.
Сооружение перил вокруг кровли помогло бы предотвратить чье-либо нечаянное падение с нее: этот закон предоставлял возможность проявить "любовь к ближнему, как к самому себе" (Лев. 19:18), заранее побеспокоившись о его безопасности.
Таким образом, оказаться виновником чужого несчастья  можно и в том случае, если  наши  необдуманные или небрежные действия приводят к чьей-либо гибели, как  в физическом, так и в духовном смысле (1Кор.8:11, Римл.14:13) 

22:9-11   Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника [своего].
10 Не паши на воле и осле вместе.
11 Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе.
Признание установленных Богом  границ и  различий было одной из сторон святости. Иегова - Бог порядка (1Кор.14:33),  все Его действия целенаправленны и  каждый созданный Им предмет имеет свои свойства и предназначение. Человек не  должен был по своему усмотрению смешивать того, что Бог так или иначе отделил одно от другого по внешним и внутренним признакам. 

Объединять нечто следовало лишь по однородным свойствам и предназначению,  чтобы не нарушать гармонии бытия, иначе цель объединения не будет достигнута.
Если  виноградник, например, засеять ещё и семенами томатов - ни урожая винограда, ни  томатов качественно не собрать: неудобно обрабатывать, и  качество плода может пострадать из-за антагонизма во взаимодействии.  

Если, например, вола и осла  –разнородных по величине и силе животных- запрячь вместе для пахоты, то поле распахано не будет: разнородные  животные  не  могут двигаться согласованно, лишь мешают друг другу.  То есть, цель их  объединения достигнута не будет.

Что касается разнородности льна и шерсти: лён предназначен для лёгкой, летней одежды, шерсть - для зимней, тёплой. Если их объединить, то зимой  часть тела,  одетая в лён, будет мёрзнуть, а летом - части тела, одетой в шерсть, будет  жарко. 

В современности Н.З.  принцип объединения разных по сущности  объектов сводится к следующему: не впрягайтесь в чужое ярмо с неверными, ибо что  общего у света с тьмою (2Кор.6:14-17)

22:12 Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься. См. также Чис. 15:37-41. Израильтяне должны были носить и одежды, обрамленные по краям кистями с нитями из голубой шерсти, не только покрывала с кистями делать. Кисти с  голубыми нитями должны были служить напоминанием  об обязанности соблюдать Божьи заповеди.
Голубые нити цвета неба в кистях должны были бы отличать  народ Бога от всех  остальных народов тем, что у них  -небесный Правитель.

Сами израильтяне должны были бы об этом помнить всегда, однако, учитывая их  забывчивость, Бог помог им вспоминать о Небе и небесных принципах  днём и ночью -  глядя на голубые кисти одежды, надевая её для дневного времени, и - укрываясь на ночь покрывалом.

Законы о взаимоотношении полов, необходимости хранить целомудрие до вступления в брак и верность своим супругам.   
22:13-17
 Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее,
14 и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: "я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства",
15 то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут [признаки] девства отроковицы к старейшинам города, к воротам;
16 и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жену сему человеку, и [ныне] он возненавидел ее,
17 и вот, он взводит [на нее] порочные дела, говоря: "я не нашел у дочери твоей девства"; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города.
Этот закон побуждал родителей внушать своим дочерям мысль о необходимости хранить целомудрие до брака. Он же стоял на защите чести девушки. Если, к примеру, муж по тем или иным причинам пытался скомпрометировать жену, обвинив ее в том, что не сохранила девства до брака (может быть, с целью возвратить себе выкуп, уплаченный за невесту ее отцу) - то закон давал ее родителям право представить доказательство ее девственности.

Доказательством невиновности девушки являлась одежда или постельное покрывало, оставшееся от брачной ночи, со следами крови на них, подтверждающими её невиновность (в древние времена на Ближнем Востоке это средство доказательства невинности новобрачной было принято у различных народов)
Если родители невесты располагали им, то мужчина, возведший на девицу ложное обвинение, подлежал наказанию после того, как это дело рассмотрят старейшины селения, назначенные судьями.

22:18,19  Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его,
19 и наложат на него сто [сиклей] серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою. 
Если невиновность девушки была доказана, то муж, опорочивший её,  должен был быть наказан вдвойне: во-первых, он должен был уплатить большой штраф отцу опороченной жены, ведь вместе с дочерью был опорочен и отец, ответственный за надлежащее воспитание дочери. Штраф выплачивался в размере ста сиклей серебра -  в два раза больше, чем первоначальный выкуп за невесту (см. ниже текст 29, где указана сумма в пятьдесят сиклей, упоминаемая в связи с выкупом за невесту)

А во-вторых, такой лукавый муж лишался права развестись с оклеветанной женой - во все дни своей жизни (чего не были лишены остальные мужья, см. Вт.24:1)

22:20,21  Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы,
21 то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и [так] истреби зло из среды себя

Если же обвинение мужа не могло быть опровергнуто, то жену полагалось побить камнями у дверей дома отца ее: тем самым подтверждалась бы вина отца, не привившего своей дочери ответственности за сохранение  девственности до замужества.
Это суровое наказание следовало не только за грех блуда, но и за попытку обмануть будущего мужа и, возможно, за вовлеченность в этот обман ее отца. Зло такого рода тоже должно было быть истреблено из среды Израиля.

22:22 Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и [так] истреби зло от Израиля.
То же - в Лв.20:10: в случаях обнаружения факта супружеской неверности применялось наказание смертью, но каким способом осуществлялся приговор -здесь не уточняется, но, скорее всего - как и в случае отсутствия девственности у девушки и в случае прелюбодеяния в городе (тексты 21,24) - их побивали камнями.
В дни Иисуса официальные вожди иудаизма тоже говорили, что за грех прелюбодеяния положено побивать камнями (Ин. 8:5) 
(в Месопотамии древности, например,  мужчину и женщину, застигнутых в прелюбодеянии, надлежало, связав вместе, бросить в воду, Свод законов Хаммурапи, закон 129)
 
22:23,24  Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,
24 то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и [так] истреби зло из среды себя.
Случай незаконной близости,  имевший место в городе с согласия девушки, обрученной с другим  - определяется как прелюбодеяние: если женщина,  имеющая возможность звать на помощь в городе, не зовёт - значит, по доброй воле  совершает блуд, ибо не противится сему. В случае обнаружения факта прелюбодеяния виновников предавали смерти побиванием камнями.

22:25-27 Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею,
26 а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его;
27 ибо он встретился с нею в поле, и [хотя] отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее.
Случай незаконной близости,  имевший место в поле без согласия девушки, обрученной с другим - рассматривается  как изнасилование. Слова обрученной девушки в этом случае принимались на веру, мужчина же, сделавший насилие, подлежал наказанию смертью.
  
22:28,29   Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их,
29 то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят [сиклей] серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею.
Если мужчина изнасилует необрученную девушку - он обязан был жениться на ней, уплатив ее отцу выкуп за невесту в размере пятьдесят сиклей серебра.
Это преступление не наказывалось смертью (вину греха возможно исправить законным вступлением в брак), но наказанием для такого мужчины было лишение его права на развод с обесчещенной девушкой. Этим защищалась и честь девушки, и обеспечивалось ее будущее.
Условия этого закона могли также служить сдерживающим началом, побуждая мужчину задуматься прежде, чем совершить насилие - ведь с этой женщиной ему предстояло бы жить до конца жизни

Похоже, в Израиле естественная для брака и законная обязанность жить с женой всю жизнь - для многих воспринималась как наказание,  и это - при том, что Бог, основатель брака, основал его для одного мужчины и одной женщины, не предусматривая смену брачных спутников на протяжении их совместной жизни. Бог, учитывая менталитет того времени с распространением полигамии, не запрещал развод, но законами, возлагавшими на желающих разводиться определённые трудности, ограничивал распространение этого явления в среде Израиля. 

22:30 Никто не должен брать жены отца своего и открывать край [одежды] отца своего.
См. также Лв.18:8: здесь речь идет не о прелюбодеянии, а о запрете  жениться на мачехе после смерти отца. Такой брак рассматривался как кровосмесительный.
 

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru