ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Второзаконие -
 21 глава

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Глава оповещает о действиях судей при обнаружении  убитого с неизвестным убийцей; о браке с пленницей из иноплеменных народов (кроме семерых проклятых); о праве первородства детей от двух жен (любимой и нелюбимой); о наказании непокорных детей; о значении проклятья повешенного на древе.

Закон для случаев нераскрытого убийства
21:1- 4 Если в земле, которую Господь Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его,
2 то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят [расстояние] до городов, которые вокруг убитого;
3 и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали, [и] которая не носила ярма,
4 и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине;
Бог предусмотрел ситуацию убийства, в которой убийца скроется с места преступления и останется неизвестным,  произошло нечаянное или умышленное преступление. В этом случае нашедший труп обязан был оповестить судей своего селения, а те должны были вызвать старейшин ближайших к убитому селений, чтобы определить: на территории какого города (селения) было совершено преступление.
После определения города,  который "нёс ответственность" за вину преступления, его старейшины должны были провести ритуал по очищению города от вины преступления с неизвестным преступником: образно наказание вместо преступника в этом случае должна была понести телица, а при помощи её жертвы должен был быть совершён ритуал очищения города от вины нераскрытого преступления.

21:5- 9  и придут священники, сыны Левиины;
6 и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над [головою] телицы, зарезанной в долине,
7 и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели;
8 очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови.
9 [Так] должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа.
Затем старейшины  "виновного" города должны были пригласить священников для совершения ритуала "умывания рук", свидетельствующего о непричастности старейшин города и города  к самому преступлению и к тому, что виновник не наказан.
Этот закон показывал Израилю, как высоко Бог ценит жизнь: несмотря на то, что убийца не был найден, городу, на территории которого был найден убитый,  и его жителям вменялся грех пролития невинной крови.
Очищение производилось посредством принесения в жертву животного, вкупе с заявлением старейшин о невиновности города, и таким образом Божий гнев за пролитие крови отвращался от народа.

Постановления по поводу обращения с пленницами
21:10,11  Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен,
11 и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену,
Здесь читаем о случае обращения с пленницами: Бог разрешал израильским воинам взять в жены женщину, красивую видом из плененных на войне (имеется ввиду "война" против одного из городов, "которые… весьма далеко" , см.Вт.20:15), а не против городов Ханаана, подлежащие по требованию Бога полному истреблению (Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, Вт.7:1,3,4)
 
Если израильский воин влюблялся в одну из пленниц, то получить ее он мог, лишь вступив с нею в брак. Это содействовало как защите человеческого достоинства пленниц, так и поддержанию моральной чистоты в рядах израильской армии. Воины-израильтяне не должны были насиловать и присваивать себе пленниц в наложницы, как это принято было в среде языческих воинов.

21:12,13 то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои,
13 и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою;
Бог не разрешал жениться на пленнице "с ходу":  пленницам предоставлялось право психологически подготовить себя к новой жизни в качестве жены израильтянина. Ей давалось время  (месяц) на то, чтобы погоревать и оплакать свою разлуку с родителями (они могли быть убиты во время военных действий, а если были живы - должны были отдать свою дочь в замужество, отпустив её) и совершить ритуал смирения  (остричь себе голову, обрезать ногти, сменить одежду)  
Месяц давал пленнице достаточно времени для переосмысливания своего положения; заодно и ее жениху   предоставлялась возможность обдумать свое первоначальное решение взять ее в жены.

21:14  если же она [после] не понравится тебе, то отпусти ее, [куда] она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее.
Бог допускал расторжение брака с пленницей в случае, если пленница не соответствовала ожиданием израильтянина в каких-то личных делах или она отказывалась  разделить с мужем его духовные ценности.
В таком случае он мог расторгнуть брак, отказавшись от всех прав на нее. Но и тогда достоинство женщины ограждалось: муж не мог превратить ее в рабыню, несмотря на то, что она была обесчещена и унижена разводом (ты смирил ее). Этим законом тоже подчеркивалась ценность человеческой личности; по самой идее своей он был направлен против ужасного обращения с военнопленными, столь типичным в древности у всех ближневосточных народов.

Постановления по поводу разделения наследства между детьми любимой и нелюбимой жён
21:14-17 Если у кого будут две жены - одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, [так] и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, -
16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой;
17 но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства.
Этот закон устанавливал преимущество в правах наследования первородными  сыновьями независимо от того, от любимой или нелюбимой жены родился первенец: первенцы были сосредоточением начатков «мужской силы» их отцов, поэтому первенство признавалось за сыном, родившимся первым по счёту.
Благословение Авраама произвести  Христа по плоти по своей родовой линии -также передавалось первенцам его потомков, если они были более или менее достойными  преемниками благословения (см. Быт.49)
  
Из первоначального замысла Бога видно, что счастливый брак мог быть создан при условии соединения  одного мужчины и одной женщины (Быт. 2:20-24) ..

Однако в условиях распространения полигамии Бог допускал и полигамные браки  в среде Своего народа.
Тем не менее, нигде в Ветхом Завете о них не сказано в положительном свете, равно как нигде в Библии нет описания счастливых семейных отношений в условиях многобрачия:  при нескольких женах одна всегда более любима, чем другая или другие, это неизбежно порождает соперничество, зависть, обиду и т.д. Поэтому говорить о счастливой семейной жизни в полигамных браках не приходится.
Но для того, чтобы в таких браках муж, увлечённый своим чувством к любимой жене, не нарушал закон справедливости в отношении совместных детей - Бог и установил  эти требования для первенцев: первородному сыну полагалась двойная часть из отцовского имущества, даже если он родился у нелюбимой жены.

Постановления по поводу отношения общества Израилева к детям, не поддающимся воспитанию, буйным и не покорным своим родителям.
21:18-21
Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, 19 то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания
20 и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница";
21 тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и [так] истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.
Этим законом Бог предупредил, что даже в среде богобоязненных родителей  могли вырасти бесчинствующие дети - несмотря на все усилия родителей воспитать богобоязненных детей.    
Речь здесь идёт не о случайном ослушании, а о систематическом мятежном неповиновение отцу и матери, несмотря на все их предупреждения сыну о последствиях подобного поведения.
Поскольку Бог требовал от детей почитать отца своего и мать (Вт.5:16) - грубое и постоянное нарушение детьми этой заповеди показывало бы, что они восставали против власти Господа и, следовательно, подрывали основы, на котором строилось  всё общество народа Бога.
Как и всякий, подрывающий авторитет Бога и противящийся Его власти - такие дети должны были быть наказаны смертью.

Поэтому каждый "буйный" сын, если бы он появлялся в среде Израиля, должен был быть приведен к воротам города, где старейшинами, назначенными для судейства, вершился суд  (ср.22:15; Иис. Н. 20:4). От старейшин требовалась беспристрастность: не за мотовство и пьянство как таковые - наказывался смертью такой сын. А за то, что "сын" был буен и непокорен власти и установлениям Бога.
Именно за это все жители города (а не сами родители) должны были побить его камнями, если обвинения, предъявленные ему, подтверждались.

Такая мера была рассчитана на устрашающий эффект: все Израильтяне услышат о смертной казни непослушного сына, и убоятся.
Но, скорее, этот закон уже сам по себе служил устрашающей мерой для всех детей и родителей в Израиле: благодаря ему, озвученному до появления таких детей, риск их появления мог быть сведён к нулю, так как страх смерти способен удерживать молодых людей от искушения стать неисправимо непокорными.

Считать этот закон жестоким или дававшим отцу и матери право злоупотреблять своей родительской властью - не следует: этот закон упреждал появление в Израиле буйной молодёжи (Библия и светская история Израиля умалчивает о том, что этот закон был хотя бы однажды применён в Израиле)

Постановления касательно обращения с телом повешенного на древе для всеобщего обозрения.
21:22, 23  Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве,
23 то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
Здесь речь не о казни через повешение; на дереве вешали труп казненного за преступление, достойное смерти, в знак предупреждения всякому видевшему его - не совершать ничего подобного.
Преступник подпадал под Божие проклятие не потому, что тело его было повешено на дереве, а наоборот: он был повешен на древе потому, что был проклят (наказан смертью) за тяжкое преступление.
Израиль понимал, если чей-то труп  повешен на древе - значит, он совершил тяжкое преступление, заслуживающее Божьего проклятья.
 
Оставлять казненного на дереве до утра - запрещалось: если бы тело проклятого не снимали до наступления ночи, то, по мнению Бога, тем самым осквернялась бы земля обетованная.   

Апостол Павел, разъясняя смысл "расплаты" Христа за всех грешных потомков Адама, заслуживающих смерти с точки зрения закона Бога -процитировал   этот текст (Гал. 3:13). Грех всего мира, взятый Христом на себя, был проклят Отцом, а Христос  - повешен на древе вместо нас за все наши преступления против Бога, заслуживающие смерти. Поэтому Иисус Христос, будучи проклят вместо нас (сделавшись "клятвою за нас" ) - и наказан вместо нас смертью. После смерти  Христа  Моисеев закон потерял силу обвинить христиан за их грехи из прошлого (Римл.3:25)  Иисус Христос выкупил их от всех долгов нарушителей Моисеева Закона.  Он  заплатил  за свободу христиан от проклятий Моисеева закона за преступления - своей жизнью.
ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru