ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Второзаконие -
 20 глава

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Глава повествует о законах Израиля  в проведении священной войны - войны, проводимой по решению Бога, под Его присмотром и по причине наказания народов, мера беззакония которых  была переполнена. Напомним из Чис.31:40-49 в священной войне ни один воин Израиля не погибал, все оставались целы.

20:1  Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской.
Повторение мысли из прежних завоеваний - о том, что Израилю не следовало бояться вражеских коней и колесниц, потому что не ими и не их военной мощью будут определяться исходы предстоящих битв. А исключительно волей Бога. Бог уже неоднократно доказал Израилю, что не оставит свой народ в беде и непременно поможет достичь обещанной цели по завоеванию земли обетованной. Поэтому Израиль имел веское основание не слабеть духом своим при виде даже самых не превзойдённых по силе и мощи войск противника: в таких ситуациях доверие Израиля к своему Богу должно было всё более и более укрепляться.   

Роль священников в ведении священных войн
20:2-3   Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу,
3  и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их,
4  ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас.
В священной войне большую роль должен был играть священник Всевышнего: именно на него возлагалась функция вдохновителя  на праведную войну,  священник  должен был воодушевлять воинов словом Божиим, призывая их быть крепкими в вере, так как в этой войне Бог на их стороне.
Недостаток  веры в то, что Бог способен помочь им выиграть сражение, сказалась бы на силе их духа, на их моральном состоянии: они могли бы "ослабеть сердцем". Если воин не подчинит свое душевное состояние вере, то им могут овладеть страх и даже паника, а отсюда - один шаг до поражения.

Таким образом, роль священника в битве не ограничивалась заботой о ковчеге, символизировавшем присутствие Господа среди израильской армии: хотя Бог всегда был с ними, тем не менее, и сами израильтяне должны были проявить крепость своей веры во время ведения священной войны - в бесстрашии и полном послушании священникам Всевышнего.

В современном мире идея наличия современных священнослужителей в войсках регулярных армий, заимствованная из этого повеления Бога для Израиля по плоти  - не имеет к Всевышнему никакого отношения: в современном мире ни одна война не является священной и не проводится с одобрения Всевышнего. 

Разумная организация призыва на войну
20:5-8
 Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его;
6  и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им;
7  и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее

8  И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце.
Роль командиров (надзирателей) сводилась к ответственности за правильный призыв:  армия должна была состоять из мужчин, годных к битвам.
Самыми подходящими в этом смысле были не просто опытные воины, а люди всем сердцем преданные Господу и при этом не отягощенные "посторонними мыслями", способными ослабить их воинский дух. Именно поэтому, руководствуясь чисто человеческими соображениями, а также заботой о моральном состоянии армии, от воинской службы освобождали построивших новый дом, насадивших виноградник, молодожёнов и боязливые.

Это справедливо, чтобы насаждающий виноград смог увидеть результат своего  труда (в этом случае человек получал освобождение от службы в армии на срок до пяти лет, см. Лв. 19:23-25); строящий дом - сам  в  нём успел  пожить, женившийся - увидел своё  дитя и оставил после себя продолжателя рода (срок освобождения для молодожёна - один год, Второз.24:5);  а от боязливого и малодушного - мало  проку на войне, так как он ненадёжен и распространяет панику, ослабляя  воинский дух:  уж лучше пусть работает на земле и вернётся в свою семью. 

Как видим, во время священной войны не было необходимости проводить тотальную мобилизацию и вводить военное положение во всё общество Израиля: поскольку Бог Сам сражался за Израиль, не было необходимости  отменять цель обетования: наследование земли обетованной, где Израиль мог бы жить стабильной и мирной жизнью - строя дома, засевая поля и собирая урожай, заботясь о своих семьях и занимаясь повседневными делами.
Не воинством и не мощью армии побеждал Израиль, а  силою и заступничеством Всевышнего.

20:9    Когда надзиратели скажут все это народу, тогда должно поставить военных начальников в вожди народу.
Указание Моисея о назначении военных начальников  говорит о том, что постоянно действующей армии с постоянными командирами всех рангов у Израиля на тот момент еще не было.

Распоряжения касательно внешней политики Израиля.
20:10,11    Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир;
11  если он согласится на мир с тобою и отворит тебе [ворота], то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе;
Под городами или народами здесь имеются ввиду те дальние народы (текст 15), которые живут далеко от истребляемых ханаанских народов. Они населяли   обширную территорию, тоже обещанную Аврааму и его потомкам (Быт. 15:18-21: напомним, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев из обетования Аврааму - следовало истребить, Второз.7:1;  а земли  Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Рефаимов можно было делать вассально зависимыми)

Повеление о предложении жителям города мира означало предложение им заключить с Израилем вассальный договор (он будет платить тебе дань и служить тебе). Заключив такой мир по договору,  город признал бы, таким образом, верховное владычество Бога Израилева и особое положение самого Израиля -Сюзерена, а все  жители города сделались бы его невольниками (Иис. Н. 9).

20:12-15  если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его,
13  и [когда] Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча;
14  только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой;
15  так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из [числа] городов народов сих.
Но если бы какой-то город народов, не относившихся к проклятым, отказался от предложения мира, то мужчины его подлежали бы смерти, а все остальное стало бы добычей израильтян: женщины и дети могли быть использованы израильтянами в качестве служанок и рабов. Бог также разрешил Израилю даже жениться на девушках-пленницах (Второз.21:10-13 ): видимо, эти дальние народы не достигли той степени моральной и нравственной развращённости, из-за чего Бог повелел истребить народы, указанные ниже:

20:16-18  А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души,
17  но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой,
 
18  дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим.
Народы, населявшие Ханаан, Бог не разрешил щадить.
По справочным данным:
Хеттеи пришли из Анатолии (современная Турция), за исключением части их, относившихся к ранней миграции (таковым был, к примеру, Ефрон-хеттеянин, упоминаемый в Быт. 23). Аморреи были жителями гор. Происхождение их неясно (впервые о них упомянуто в древних текстах, относящихся к третьему тысячелетию до Рождества Христова).

Хананеи - общий термин для обозначения всех жителей Палестины. Ферезеи были, возможно, сельскими жителями или составляли кочевые племена. Евеи, вероятно, обитали в северной Палестине, у Ливанских гор (Иис. Н. 11:3; Суд. 3:3). Иевусеи жили в горной стране (Чис. 13:29) вокруг Иевуса, позднее известного как Иерусалим (Иис. Н. 15:8). Еще одним народом, упомянутым не здесь, но во Втор. 7:1 были гергесеи; точное место обитания их не установлено.

Все эти народы дошли до такого морального разложения и столь предались злу, что если бы не были полностью и совершенно уничтожены, то легко могли бы соблазнить израильтян ("научить" их) своим идолопоклонством и сопутствовавшими ему "мерзостями" (ср. 18:9-12).
Стоит лишь вспомнить, как повлияла Иезавель на своего мужа-царя Ахава, ставшего почитателем Ваала, чтобы убедиться в бедственных результатах брачных союзов с хананеянками.
См. также Чис.21:1-3.

Постановления об отношении к деревьям в священной войне
20:19,20
Если долгое время будешь держать в осаде [какой-нибудь] город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление;
20  только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его.

Бог не разрешал Израилю уничтожать что-то сверх Его требований и превращать священную войну в грубое и бессмысленное разрушение всего без разбору, что попадается на пути.
Израилю следовало избегать того, что свидетельствовало бы о недостаточном уважении к Божиему творению и диктовалось  лишь пагубной страстью человека к разрушению. Кроме того, зачем Израилю было опустошать землю, которая должна была перейти его в собственность? Зачем губить плодоносные деревья, от которых они могли бы питаться?

Бесплодное же  дерево можно было срубать, если оно использовалось  в военных  целях. Также если такое дерево губилось во время военных действий - это тоже было допустимо. Так Бог показал, что Он не позволяет ни портить, ни разрушать Свои творения ради забавы, но создал их для того, чтобы всё творение Земли приносило людям пользу и могло быть использовано  для удовлетворения необходимых потребностей человека.

Позже Иисус Христос раскрыл  духовную грань глубины этого принципа по отношению к плодоносящим и бесплодным деревьям:
всякое  растение, не приносящее полезного плода, срубают (Мтф.3:10,12, 7:19).  Все христиане, не приносящие духовных плодов, не могут быть приняты Богом, поэтому - будут отвержены Им (Ин.15:5,6)

 
ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru