Глава продолжает сообщать о требованиях к судьям, отвечающим за
соблюдение законов Бога в теократическом государстве: она также
показывает, что за сохранение чистоты истинного поклонения в
обществе народа Бога древности несли ответственность не только
священники, но и судьи.
17:1
Не приноси в жертву Господу, Богу твоему, вола, или овцы, на
которой будет порок, [или] что-нибудь худое, ибо это мерзость для
Господа, Бога твоего.
Приносить в жертву Господу животное с каким-либо пороком (Втор.
17:1; ср. 15:21) означало вносить в святилище нечто неприемлемое для
Бога. Жертва с пороком - это мерзость в глазах Бога, Создателя
совершенства.
Предлагать Ему то, что не было лучшим, означало "бесславить" имя
Его (Мал. 1:6-8).
Принося Господу порочную жертву, человек, в сущности,
свидетельствовал о своей неспособности признать в Боге совершенного
Творца мироздания и всего сущего в нем. А также о своей
неспособности понять, как велико духовное "расстояние", отделяющее
совершенного святого Бога от несовершенных порочных людей, не
могущих вместить, что означает порок в глазах Творца всякого
совершенства.
17:2-5 Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые
Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло
пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его,
3 и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или
солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,
4 и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и
если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле,
5 то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие,
к воротам твоим и побей их камнями до смерти.
Судьи несли ответственность за то, чтобы все почитатели лжебогов и
участники в ложном поклонении понесли заслуженное наказание - с
момента, когда они об этом узнают. А сами израильтяне несли
ответственность за то, чтобы не оставаться равнодушными к нарушениям
заповедей Бога и объявлять о нарушениях ответственным мужчинам
(старейшинам, надзирателям или судьям) -если кто-то укореняется в
неправедности и не восприимчив к побуждениям обратиться от зла и
раскаяться (Иез.3:20,21)
17:6,7
По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть
осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного
свидетеля;
7 рука свидетелей должна быть на нем прежде [всех], чтоб убить его,
потом рука всего народа; и [так] истреби зло из среды себя.
В качестве наказания за идолопоклонство была предусмотрена смертная
казнь, истребляющая зло, но она могла совершиться лишь после того,
как по тщательном расследовании устанавливался действительно
совершённый факт преступления. Для подтверждения совершённого
злодеяния требовались два или три свидетеля, чтобы гарантировать
общество от совершения казни по ложному доносу. Одного свидетеля
было недостаточно (ср.19:15) - ведь если он лгал, некому было
уличить его.
При совершении казни свидетели должны были действовать первыми: это
налагало на них ответственность не стать убийцами в случае ложного
доноса и не подвергнуться наказанию за убийство. Если в дальнейшем
свидетельство их все-таки оказывалось бы ложным по сговору,
например, то они, как совершившие убийство, сами подлежали бы
смертной казни.
Вслед за свидетелем все общество должно было принять участие в
казни, демонстрируя таким образом свое неприятие других богов
(17:3,7) и свою преданность Всевышнему.
Не меньшая ответственность за соблюдение чистоты поклонения
Всевышнему лежит и на новозаветных собраниях народа Бога. Верующий,
который нарушает нормы христианской жизни, должен быть "отсечен" от
местной общины верующих - при условии, если после тщательного
расследования грех его подтвердится устами нескольких свидетелей,
он не проявит желания раскаяться в нем и не пожелает исправляться
(1Кор.5:1-5;9-11)
17:8-11
Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между
кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, [и]
[будут] несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на
место, которое изберет Господь, Бог твой,
9 и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни,
и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить;
10 и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое
изберет Господь, и постарайся исполнить все, чему они научат тебя;
11 по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они
скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того,
что они скажут тебе.
Все правовые вопросы Бог разрешал решать судьям на местах (в
"воротах" своего селения) в соответствии со знаниями, полученными от
обучения закону Моисея. Но в случаях, когда затруднительно было
принять какое-либо решение - им полагалось идти к священникам (к
месту расположения святилища) и искать правильного решения
у
них (священник имел возможность воспользоваться
жребием урима и туммима, вопрошая у Господа, как решить то или иное
дело, Исх.28:30, ср.1Цар.28:6).
Поскольку функцию главного вестника Всевышнего, способного правильно
научить и рассудить по закону Бога, исполняли священники
(Малах.2:5-7) - судьи, сомневающиеся в принятии решения какого-либо
сложного дела, должны были идти к старшим по званию судьям, к
священникам. Решение священника по судебному делу следовало
рассматривать как окончательное, данное Богом, его и следовало
привести в исполнение.
17:12,13
А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего
там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен
умереть, - и [так] истреби зло от Израиля;
13 и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать
дерзко.
Всякое неповиновение решению суда священников объявлялось
"дерзостью против суда" и подлежало наказанию смертью. Этой
строгости правосудия придавалось первостепенное значение, потому что
она была направлена на предотвращение анархии.
Установления для будущего царя Израиля
(17:14-20).
Бог
предвидел,
что после смерти Моисея и Иисуса Навина народу окажется
недостаточно управления судьями и священниками: эта система не
обеспечила Израилю сильного центрального правительства. Она могла бы
быть эффективной лишь в том случае, если бы руководители (судьи и
священники), а также народ во все дни жизни своей преданно следовали
за Господом.
Однако, поскольку ожидать абсолютной преданности Всевышнему от
несовершенного народа - это утопия (эпоха судей показала
неконтролируемое поведение израильтян, каждый поступал так, как сам
считал правильным, Суд.17:6) - поэтому Бог предусмотрел введение
монархического правления - во время, когда народ будет к этому готов
и попросит себе видимого царя.
В текстах 14,15 Бог сообщает об условиях, которым должен отвечать
будущий царь, в текстах 16,17 - о его поведении, а в текстах 18-20 -
о его интеллекте и познаниях.
17:14.15
Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и
овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: "поставлю я над собою
царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня",
15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой;
из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить
над собою [царем] иноземца, который не брат тебе.
Будущий царь должен был отвечать двум необходимым условиям:
1) избрать его должен только Господь и 2) царь должен быть
израильтянином: воспитанный с детства в законе Бога своего народа,
на традициях и священных Писаниях, царь из среды Израиля с гораздо
большим рвением отстаивал бы чистоту поклонения Богу Израиля, чем
чужеземец.
Впоследствии исторический опыт назначения царей в Израиле Богом
подтвердил, что выбор Бога в отношении царей возвещали пророки,
говорившие от имени Божия. Например, избрание Саула и Давида
подтвердил пророк Бога Самуил (1Цар. 9-12,16 главы), а пророк Нафан
указал на избрание Соломона (3Цар. 1гл.).
17:16,17 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в
Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: "не
возвращайтесь более путем сим";
17 и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и
чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.
В отношении поведения царя
Бог обратил внимание на четыре запретные вещи, способные удержать
царя от стремления к чему-то большему, чем быть верным и преданным
слугою своего Хозяина, Бога, на Которого он должен полагаться во
всем и всецело:
1) царю запрещалось приобретать большое число военных колесниц
(послушный израильский царь должен был полагаться не на свою военную
силу, а только на Господа);
2) царь не должен был провоцировать возврат израильтян в Египет, в
дом рабства (лошадьми и колесницами торговали в Египте, поэтому,
если бы царь возжелал умножить себе коней - израильтянам пришлось бы
идти в Египет за ними и подвергать себя риску остаться там, будучи
искушаемыми жизнью Египта)
3) царю Израиля запрещалось брать много жен: в те времена в
интересах заключения выгодных политических союзов цари нередко
женились на чужеземках . А жены-иностранки непременно склоняли бы
сердце царя к своим богам, и он рисковал бы стать идолопоклонником
(что произошло с царём Соломоном, например, 3Цар.11:1-6)
4) царю Израиля запрещалось чрезмерного умножать серебро и золото:
обладание несметным богатством - это риск возгордиться, поддаться
чувству независимости от Бога и похотливому стремлению к роскоши,
что провоцирует отступление от Бога, так как невозможно служить двум
"богам" (Всевышнему и мамоне) - одновременно и качественно (Прит.
30:8-9; Мтф.6:24).
17:18-20 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для
себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников
левитов,
19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни
своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался
исполнять все слова закона сего и постановления сии;
20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не
уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл
на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.
Помимо закона запретов царю вменялось в обязанность переписать закон
Моисеев по части требования к царям и практически "выучить наизусть"
все его повеления, внимательно изучая их каждый день и во все дни
жизни своей, и старательно исполняя их (речь, видимо, идет о всей
книге Второзакония, а не об этом лишь небольшом разделе ее,
относящимся к требованиям для царей).
Это содействовало бы укреплению интеллекта царя и умножению его
познаний, а также смиряло бы дух его, ограждая от "заражения"
гордыней. Следствием этого была бы продолжительность царской
династии, утвердившейся благодаря преданности и послушания Богу со
стороны каждого царя последующей царской династии.
|