Глава
повторяет и закрепляет заповедь по поводу обязательных и самых
важных для Израиля ежегодных религиозных праздников, связанных с
поклонением истинному Богу. Ответственность участвовать в них
возлагалась на мужчин Израиля (текст 16) Для участия в празднике они
должны были совершать паломничество (являться) в место, избранное Богом для установления Своего "жилища" (сначала скинии, затем храма
в Иерусалиме).
Времена Иисуса Христа показывают, что в паломничестве на эти
праздники могли принимать участие и семьи в полном составе, с
родителями, детьми и остальными родственниками: если у семьи была
возможность принять участие в празднике - они совершали поход к
храму Бога все вместе.(Лк.2:41-44)
В религиозной жизни Израиля эти праздники играли такую важную роль,
что и после рассеяния некоторые евреи, жившие далеко от Палестины,
все еще при первой возможности приезжали туда, чтобы
присутствовать на одном или более из них (Деян. 2:8-11 о приезде
многих в Иерусалим для участия в празднике "Пятидесятница" или
Седмиц).
Участие в этих праздниках давало израильтянам возможность не только
выражать свою признательность Господу как Освободителю их из рабства
Египта и Кормильцу, но и укреплять своё единство. Кроме того,
мужчины, отправляясь в длительное паломничество к святилищу,
демонстрировали свою веру в Господа, оставляя на Его попечение свои
семьи.
Упомянутые праздники поклонения Богу становились для израильтян
радостным времяпрепровождением, так как все участники их с
благодарностью делились щедротами Его благословений (Вт.
16:11,14-15; ср.Вт.12:7, 12, 18; 14:26).
Первый обязательный праздник "Пасха"
16:1 Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому
что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью.
В книге Исход 12:2, где установления праздника Пасхи берут своё
начало, сказано, что этот праздник должен совершаться "в первый
месяц" среди месяцев года (первый месяц после весеннего
равноденствия). В книгах Левит и Числа он упоминается тоже как
первый месяц. В гл. 23 и 24 книги Исход этот первый месяц тоже Авивом, но известная дата смерти Иисуса Христа, совпадающая с
празднованием иудейской Пасхи, известна как 14 Нисана: Нисан - это
Вавилонское название первого месяца года, однако вавилонские
названия используются только в тех книгах ВЗ, которые были написаны
в период плена (Неем.2:1; Есф.1:1).
Название первого месяца "Авив" - скорее всего, одно из хананейских
обозначений этого месяца.
16:2 И заколай Пасху Господу, Богу твоему, из мелкого и крупного скота
на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его.
Исх. 12:1-28,
43-49 даёт более полную картину заповедей по проведению
праздника Пасхи.
"Пасха" (песах) происходит от глагола пасах, означающего
"проходить мимо", в случае Израиля Бог, карающий смертью
первенцев Египта, прошёл в ночь с 14 на 15 Авива (Нисана) мимо их домов,
отмеченных кровью пасхальной жертвы (непорочного ягнёнка). Таким
образом, жизни первенцев Израиля были защищены от смерти жертвенной
кровью ягнёнка (все первенцы Египта погибли в ту ночь).
С тех пор Пасха стала для израильтян религиозным ритуалом, который
они совершали в память об освобождении их Богом из Египта (Исх.
12:26-27), сопровождая празднование назидательным рассказом для
своих детей о том, что сделал для них их Бог Иегова при выходе из
Египта.
16:3.4 Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы
бедствия, ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской, дабы ты
помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни
твоей;
4 не должно находиться у тебя ничто квасное во всем уделе твоем в
продолжение семи дней, и из мяса, которое ты принес в жертву вечером
в первый день, ничто не должно оставаться до утра.
(см. подробно Исх.12:14-20)
В 14й день месяца Авива (март-апрель) Израиль до захода солнца (до
наступления 15 нисана) приносил в жертву
ягнёнка (Исх. 12:5,6) и должен был его поспешно съесть с горькими
травами и пресными лепёшками (хлебами бедствия, некогда ждать
приготовления заквашенного теста) в ночь с 14 на 15 Авива/Нисана, не
оставляя остатков мяса до утра (в эту ночь им предстояло бежать из
Египта, потому и трапеза должна была проходить с поспешностью).
Всё это помогало им не забывать об их внезапном и стремительном
исходе из "дома рабства". Как хлебы бедствия, опресноки
символизировали, кроме того, неволю, в которой жили евреи в Египте.
Затем, с 15 Авива/Нисана начинался семидневный праздник Пасхи (опресночная
неделя, 15 нисана и 21 нисана - священное собрание,
Лв.23:5-8).
Всего Пасхальные дни (опресночные) длились с 14 нисана по 21 нисана
(Исх.12:18)
Для тех, кто по какой-то причине был церемониально нечист и не мог
принять участие в Пасхе в месяце Авиве - Пасха отодвигалась на
месяц (Чис.9:6-12).
В этом обряде могли участвовать только израильтяне и язычники,
принимающие законы Израиля (прозелиты)
16:5-8 Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих,
которые Господь, Бог твой, даст тебе;
6 но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы
пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца,
в то самое время, в которое ты вышел из Египта;
7 и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой,
а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои.
8 Шесть дней ешь пресные хлебы, а в седьмой день отдание праздника
Господу, Богу твоему; не занимайся работою.
Первая Пасха отмечалась израильтянами по домам (им надо было
помазать косяки дверей в своих домах). Однако позднее, когда
Израиль размножился, расселился по городам, и Бог избрал Иерусалим
местом святилища Своего - на праздник Пасхи следовало идти только
туда, принять там трапезу Пасхи, а после этого вернуться домой,
придерживаясь установлений опресночной недели (начиная с 15 до 20 Авива 6 дней есть опресноки), а 21 - соблюдая день отдыха
("субботу") - независимо от того, на какой день недели он выпадал
(Исх.12:18).
6 вечером при захождении солнца
в Израиле день отсчитывали с вечера после захождения солнца до
следующего вечера до захождения солнца (после захождения солнца во
второй вечер начинался отсчёт следующего дня).
В первый вечер 14 Нисана подготавливали ягнёнка, сохраняли его до сумерек наступления второго вечера суток, и до наступления 15
нисана (до захождения солнца) они должны были заколоть и приготовить
пасхального агнца (Исх.12:6).
Т.обр.
праздник, посвящённый воспоминанию о Египетской Пасхе, длился
с 14 нисана до 21 нисана: в вечер с 14 на 15 нисана приносили в
жертву пасхального ягнёнка, а с 15 по 21 нисана начиналась опресночная неделя (пасхальная).
Пасхальный ангец В.З. был прообразом на бОльшего пасхального Агнца
-Иисуса Христа: он был принесён в жертву во второй вечер 14 Нисана
33 г.н.э. с целью освобождения всех верующих от рабства греха и
смерти (1Кор. 5:7). Как бы "смазывая" косяки своих духовных "домов"
(самих себя), верующие христиане имеют надежду на получение жизни
вечной в бОльшей "земли обетованной": в будущем земном миропорядке Бога.
Второй обязательный праздник: праздник "Седмиц" или
"Пятидесятница" (праздник сбора плода первого урожая, раннего)
16:9 Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того
времени, как появится серп на жатве;
От праздника Пасхи (от приношения первого снопа ячменя 15 нисана,
сжатого 14 нисана, так как 15 нельзя было жать поле из-за праздника опресночной недели, Лев.23:6,15,16) нужно было отсчитать 49 дней и
в этот день отмечать праздник Пятидесятницу: выпадал он на 50й день
после 14 Нисана, потому так и назвали его впоследствии, этот термин
появился в переводе В.З. Септуагинты.
Этот праздник известен также как "Праздник жатвы" (Исх. 23:16) и
как "день первых плодов" от первого урожая (Чис. 28:26). Праздновали его в конце мая - начале июня (по современному
календарю).
16:10-12 тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию
руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя
Господь, Бог твой;
11 и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь
твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и
пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое
изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его;
12 помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй
постановления сии.
Все участники этого праздника имели возможность выразить
благодарность Богу за щедрые дары плодов первого урожая хлеба
(злаковых культур). Они понимали, что Бог - их Кормилец с момента
освобождения их из рабства Египетского; добровольное приношение
каждого в святилище выделялось соразмерно тому, насколько Бог благословит того или иного человека (у всех израильтян были разные
обстоятельства и материальное положение, потому и количество
приношений не могло быть одинаковым). Для
Бога неважно, какого размера были приношения (если они приносились
соразмерно благословений и никто не проявлял скупость), но
было важно, чтобы все они были приносимы Ему в веселии и радости
сердца.
Когда апостол Павел, например, наставлял коринфских христиан давать на нужды святых от щедрот своих "сколько позволит (каждому)
состояние" - он использовал этот принцип добровольного приношения (1
Кор. 16:2).
Праздник седмиц должен был стать временем веселья и щедрости друг по
отношению к другу. Как Господь был великодушен к израильтянам, так и
они должны были быть великодушны к другим, в особенности, к менее
обеспеченным членам своего сообщества. (ср. Втор. 14:21; 16:14;
24:19-21).
Как помним, именно в праздник Пятидесятницы новозаветным верующим и
ученикам Христа был дан святой дух (Деян. 2). Это означало, что
Пасхальная жертва большего Агнца - Иисуса Христа - была принята
Богом, в ознаменование этого Иисус умолил Отца дать на Землю
верующим в него Утешителя (Ин.14:16; 15:26) и, в связи с этим,
человечество вступило в новую эру: в эру действия Нового Завета.
Святой дух, таким образом, - это самое щедрое вознаграждение и дар
Всевышнего человеку верующему, какое только может желать христианин
от духовного Кормильца.
Этот праздник символизировал сбор первого духовного урожая Бога: духовной "пшеницы", христиан-первенцев, кому надлежит занять
небесные престолы в правительстве Христа на период тысячелетнего
правления (Лк.22:30, Откр.7:3,4; 14:1-5; 20:6)
Третий обязательный праздник: праздник
"Кущей" (праздник сбора плода второго урожая, более позднего)
16:13 Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна
твоего и из точила твоего;
Этот праздник ознаменовывал завершение сбора позднего урожая от
плодовых деревьев и винограда и назывался так потому, что, собрав
осенний урожай (Лев. 23:39), израильтяне должны были неделю жить в
"кущах" или шалашах (Лев. 23:42), которые сооружались из ветвей
пальмовых или лиственных деревьев (вербы). Недельное проживание в
шалашах должно было напоминать Израилю, как они жили в шалашах во
время исхода из Египта (Лев. 23:39-43).
Этот праздник назывался также "Праздником собирания плодов" (Исх.
23:16; 34:22). Праздновать его начинали на 15й день седьмого месяца
(Лев. 23:34,39), т. е. в сентябре-начале октября.
16:14,15 и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб
твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в
жилищах твоих;
15 семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое
изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой,
во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь
только веселиться.
И в этот праздник народ должен был радоваться тому, что Бог обильно
благословлял его и вторым урожаем, но также и потому (см. текст 13),
что в свое время он был освобожден из Египта.
Это осеннее торжество было посвящено образованию особенного народа,
собранного по Божией милости и выведенного из рабства Египта.
Назван он также "Господним праздником" (Лев. 23:39),
символизировал сбор будущего позднего духовного урожая великого
множества жителей райской Земли, - особенного народа Бога,
собранного Им по милости после "первого" духовного "урожая"
первенцев, и даровавшего также и им - спасение от греха и смерти с
перспективой вечной жизни в эпохе Божьего правления после
тысячелетия Христова на земле (Откр.7:9-17; Мтф.5:5)
Обязанность и ответственность, возлагаемая на мужчин Израиля в
отношении участия в обязательных праздниках три раза в год.
16:16,17 Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице
Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник
опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и [никто] не
должен являться пред лице Господа с пустыми [руками],
17 но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа,
Бога твоего, какое Он дал тебе.
На мужчин, как на глав семейств, возлагалась ответственность и
обязанность присутствовать на обязательных праздниках, посвящённых
Господу - три раза в году к храму в Иерусалиме (сначала к скинии).
Конечно, в идеале ожидалось, чтобы все семейства стекались на
праздники в это время (см. тексты 11 и 14), но любящий Бог,
понимающий, что для членов их семей - жён и детей - такие длительные
переходы сопряжены с множеством трудностей, заботился о том, чтобы
не слишком обременять народ Свой. Только мужчины обязаны были
приходить на праздник в Иерусалим, остальные из народа Бога - были
свободны от этой обязанности, по желанию и возможности ходили
семьями, как семья Иисуса - на Пасху.
Каждый мужчина обязан был являться на праздник с каким-то даром,
посвящаемым Богу, ведь лейтмотивом трех упомянутых праздников было
искреннее выражение благодарности Богу за Его обильные духовные и
материальные благословения, излитые на Израиля в прошлом и
изливаемые на него в настоящем. А выражение благодарности не должно
ограничиваться лишь словами, но подразумевает и вещественные
проявления в виде даров, посвящаемых Господу.
Организация теократического судопроизводства
16:18 Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе,
поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили
народ судом праведным;
Как помним из Исх.18:13-26 Моисей по исходу из Египта разделил
народ Израиля на группы и поставил 1000-начальников,
100-начальников, 50-начальников, 10-начальников и письмоводителей,
которые должны были разбирать между израильтянами обычные дела и
тяжбы.
Но когда Израиль начал вести оседлый образ жизни в своих уделах, понадобилось другое устройство суда: такое, которое более
соответствовало бы новым условиям жизни народа. По иудейскому
преданию, каждое значительное по величине и количеству жителей
селение (город) выбирали себе семь судей из старейшин города, к
которым присоединялись два левита. Они "сидели у ворот" города в
дни суда и обеспечивали проведение справедливого суда (например, см.
Вт.21:19; 22:15; 25:7)
А надзиратели наблюдали за общественным порядком и судебные тяжбы
доводили до судей: ни одно беззаконное дело в обществе народа Бога
не должно было оставаться незамеченным и безнаказанным.
16:19,20 не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары
ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых;
20 правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую
Господь, Бог твой, дает тебе.
Иегова,
Бог Израиля, справедливый беспристрастный Судья. Поэтому в Его
народе судьи должны быть справедливыми и беспристрастными, принимая судебные решения не по своим предпочтениям, а по праведным законам
Законодателя, не искажая их в пользу своей корысти.
Судьям, представляющим суд Бога, запрещалось брать дары от
подсудимых в качестве взятки за решение дела в их пользу и
различать их по материальному положению или положению, которое они
занимали в обществе: лицеприятие на суде было исключено. Как
бедного, так и богатого, как начальника, так и подчинённого следовало судить на одинаковых основаниях: тщательно
исследовать и провести разбирательство, и кто из подсудимых нарушил
принципы Бога - того и обвинять (Вт. 13:14; Лв19:15)
Правды, правды ищи
эмоциональный призыв к поиску правды на суде как бы подчёркивает
мысль, что праведный суд по причине слабостей людей - может
оказаться некоей ускользающей целью. Поэтому было абсолютно
необходимо точно следовать эталону, сформулированному в законе и
проводить справедливое разбирательство, ибо жизнь и процветание
израильтян зависели от того, удастся ли им учредить праведный суд в
земле обетованной или нет.
16:21,22 Не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа,
Бога твоего, который ты сделаешь себе,
22 и не ставь себе столба, что ненавидит Господь Бог твой.
Обязанность следить за тем, чтобы не допускать осквернения
поклонения Богу языческими "дополнениями" - возлагалась не только
на священников, но и, как видим, на судей. Категорически
запрещалось "украшать" святилище Бога насаждениями рощ по примеру
язычников или установлениями столбов идольских: совмещение
поклонения Богу Израиля с языческими обрядами поклонения - явление,
не допустимое в Израиле. Если священники оказывались неспособны
достойно исполнять свою миссию по сохранению чистоты поклонения
Всевышнему, необходимо было вмешательство судей.
("рощи" из дерев, точнее, столбы или древесные стволы с
символическим изображением Астарты устанавливались язычниками в
честь богини плодородия и супруги Ваала, а каменные столбы - это
мужские символы плодородия, ср. Вт. 7:5; 12:3; Исх. 34:13)..
В современном поклонении Всевышнему также можно заметить добавление
к чистому поклонению только Всевышнему - ещё и идолопоклонство
чинопочитания и раболепия перед начальствующими из народа Божьего,
это и есть своего рода почитание "столбов" идольских и "деревьев",
что ненавидит Бог. |